Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что глобализация экономики предполагает активное взаимодействие различных компаний. В настоящее время практически промышленные компании развитых стран в той или иной мере участвуют в различных формах межфирменного сотрудничества. Кооперация в осуществлении исследовательских проектов, маркетинговых программ, создание совместных предприятий повышают конкурентоспособность фирм, позволяют им осваивать новые технологии, выходить на зарубежные рынки сбыта. Разделять риски и адаптироваться к требованиям антимонопольного законодательства. Межфирменные партнерства в широком смысле известны давно, но только в 1990-х – 2000-х годах специфические формы партнерств оказались в центре внимания руководителей, в том числе руководителей международного бизнеса.

Оглавление

Введение
Глава 1.
1.1 Определение франчайзинга
1.2 Формы и виды франчайзинга
1.3 Сущность франчайзинга
Глава 2.
Технико-экономическая характеристика предприятия.
1.2 Анализ преимуществ франчайзинга и недостатки использования франчайзинга.
Глава 3.
Состояние франчайзинга на Российском рынке.
Перспективы использования франчайзинга в России.

Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсач ЭФ.docx

— 140.31 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение

Глава 1.

1.1 Определение франчайзинга

1.2 Формы и виды франчайзинга

1.3 Сущность франчайзинга

Глава 2.

    1. Технико-экономическая характеристика предприятия.

1.2 Анализ преимуществ франчайзинга и недостатки использования франчайзинга.

Глава 3.

    1. Состояние франчайзинга на Российском рынке.
    2. Перспективы использования франчайзинга в России.

 

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Темой данной курсовой работы является:

«Франчайзинг как форма  взаимодействия малого и крупного бизнеса».

Актуальность данной темы обусловлена тем, что глобализация экономики предполагает активное взаимодействие различных компаний. В настоящее  время практически промышленные компании развитых стран в той  или иной мере участвуют в различных  формах межфирменного сотрудничества. Кооперация в осуществлении исследовательских  проектов, маркетинговых программ, создание совместных предприятий повышают конкурентоспособность фирм, позволяют  им осваивать новые технологии, выходить на зарубежные рынки сбыта. Разделять  риски и адаптироваться к требованиям  антимонопольного законодательства. Межфирменные партнерства в широком смысле известны давно, но только в 1990-х – 2000-х годах специфические формы партнерств оказались в центре внимания руководителей, в том числе руководителей международного бизнеса. Целью данной курсовой работы будет являться изучение форм взаимодействия малого и крупного бизнеса . Объектом изучения будет являться совокупность фирм Предмет исследования – межфирменные отношения. Для достижения цели поставленной в курсовой работе необходимо решить такие задачи как определение понятия фирма, рассмотрение вопроса форм взаимодействия предприятий, методов регулирования, определение практических шагов для успешного развития межфирменных отношений.

 

 

 

 

 

Глава 1.

1.1 Определение  франчайзинга

Большинство экономистов  сходятся на том, что система франчайзинга возникла в XVIII в. в британской системе так называемых "связанных домов" и в американской системе - в знаменитой фирме Zinger. Суть британской системы "связанных домов" заключилась в том, что с введением в стране ограничений на продажу пива лицензии на нее выдавались лишь тем лицам, которые торговали пивом только на постоялых дворах. Владельцы последних, получив лицензию на продажу пива, должны были содержать свои постоялые дворы в соответствии с требованиями властей. Такая первоначальная форма франчайзинга получила в то время в Англии довольно широкое распространение, ибо вполне устраивала обе стороны. Как пишут Дж. Стэнворт и Б. Смит, "система "связанных домов" появилась как защитный механизм, позволяющий пивоварам поддерживать нужный объем продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система "связанных домов" доказала, что она является эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор".

Франчайзинг - это система  взаимовыгодных партнерских отношений  предприятий крупного и малого бизнеса.

Выделяют три основных вида франчайзинга:

- товарный предусматривает покупку прав на продажу товаров, произведенных франчайзером, с его торговой маркой;

- производственный предусматривает покупку прав на производство и сбыт товара с использованием сырья и материалов, купленных у материнской компании, с использованием ее торговой марки; при этом важнейшим обязательством МП является соблюдение стандартов качества материнской компании;

- деловой предусматривает покупку права на организацию малой фирмы, которая будет носить название материнской компании и выберет тот же профиль деятельности.

 

 

Франчайзинг объединяет элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, но в целом остается самостоятельной  формой договорных отношений хозяйствующих  субъектов, имеющих статус юридического лица. Франчайзинг реализуется на основе договора, заключаемого между  крупным предприятием – франчайзером и мелким – франчайзи (оператором). При этом франчайзер (обычно крупная родительская компания) обязуется снабжать мелкую фирму или бизнесмена, действующих в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За это фирма (франчайзи) обязуется предоставить компании (франчайзеру) услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию какую-то часть своего капитала. Франчайзи обязуется иметь деловые контакты исключительно с компанией – франчайзером, а также вести бизнес в соответствии с ее предписаниями. Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой франчайзера. Кроме этого взноса франчайзи и капиталовложений в основные фонды, сделанные им, франчайзер может назначить. Плата, как правило, устанавливается в пределах 1-5% выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи, составляющий в среднем 2-3%, но бывает и значительно выше. Франчайзи компании "Макдоналдс" вносят 12% выручки. В США, например, владелец химчистки, выплачивающий головной компании всего 100 долл. в месяц, может иметь неограниченное число пунктов приема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Формы и виды  франчайзинга

Франчайзинг имеет свои виды и формы. Традиционно франчайзинг подразделяется на следующие виды: сбытовой, товарный, промышленный, деловой. По формам можно  выделить региональный франчайзинг и субфранчайзинг. Рассмотрим каждый из видов подробнее.

  Сбытовой франчайзинг - используется производителем товаров для построения единой разветвленной сбытовой сети, функционирование которой находится под его контролем;

 Товарный франчайзинг. «Первыми, кто стал применять товарный   франчайзинг, были фирма Singer Sewing Machine Company (фирма, производившая швейные машинки) и General Motors Corp». Данный вид франчайзинга представляет собой передачу исключительных прав на реализацию продукции выпускаемой франчайзером и под его товарным знаком на определенной территории. Франчайзи становится единственным продавцом данного товара на закрепленной территории и эксклюзивным представителем торговой марки франчайзера. Основным условием данной сделки является то, что франчайзи обязуется закупать продукцию только у своего франчайзера и полностью отказывается от реализации аналогичных товаров других фирм, которые могут составить конкуренцию. Таким образом, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж. Также присуща относительно невысокая степень регламентации обязанностей за счет однородности деятельности. Используя товарный франчайзинг, франчайзер не только увеличивает сбыт своей продукции, но и регулирует, закрепляя за франчайзи определенные территории, распределение объема продаж между различными регионами, расширяя географию рынка сбыта. Основными различиями между товарным франчайзингом и дилерством являются: большая привязанность к товарному знаку франчайзера, больший объем предоставления различных услуг франчайзером франчайзи и исключительный сбыт продукции;

  Промышленный франчайзинг - представляет собой передачу прав на производство и сбыт под торговым знаком франчайзера продукции с использованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья или исходного компонента продукции. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков (Coca Cola, Pepsi).

 «Первым договором коммерческой концессии, содержащим объекты промышленной собственности и зарегистрированным в Патентном ведомстве России (Роспатенте) в июне 1996 года, стал договор между компанией «Колгейт-Палмолив» США (правообладатель) и АО «Колгейт-Палмолив» РФ (пользователь), по которому наряду с правом использования фирменного наименования российскому пользователю было передано на использование 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое «ноу-хау»»;

   Деловой франчайзинг. Данный вид подразумевает передачу не только товарного знака, но и технологию ведения бизнеса, отработанной и апробированной фирмой франчайзером. Применение делового франчайзинга (“бизнес-формат”) характерно для предприятий общественного питания, проката и бытового обслуживания, деловых и профессиональных услуг бизнесу и населению. В данном случае, франчайзи берет на себя обязательства действовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, с его правилами планирования и организации управления, соблюдать технические требования, стандарты и условия обеспечения качества, участвовать в программах обучения и развития производства, целиком отвечать за экономические результаты своей работы. Этот вид франчайзинга предусматривает, безусловно, тесный контакт франчайзера и франчайзи, постоянный обмен информацией, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности фирмы франчайзи. Следует отметить, что в некоторых системах франчайзинга разница между товарным и деловым франчайзингом порой, не столь очевидна (например, магазины мороженого “Баскин-Роббинс”);

   Региональный франчайзинг – форма организации франшизного бизнеса, при которой франчайзи получает право на освоение определенного района (создание франшизной системы) и контроль над ним в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия. Открываемые предприятия не имеют независимого юридического статуса и являются отделениями или филиалами франчайзи;

   Субфранчайзинг – форма организации франшизного бизнеса, при которой франчайзер передает другой стороне – главному франчайзи – права (иногда исключительные) в пределах строго установленной территории на продажу франшиз третьим лицам – субфранчайзи.

 

 

    1. Сущность франчайзинга

Франчайзинг - это система  договорных отношений между головной фирмой и небольшим действующим  или создаваемым вновь предприятием, ведущим розничную продажу товаров  или оказывающим услуги. Обычно головная компания требует от такого предприятия  выплаты единовременного первоначального  вознаграждения за право оперировать  на рынке от ее имени, под ее торговой маркой. Такое вознаграждение составляет обычно 10-25 тысяч долларов США, но может  быть и в несколько раз меньше или больше - в зависимости от отрасли или сферы бизнеса. В  рамках договорной системы головное предприятие сдает в аренду предприятию, непосредственно обслуживающему потребителей, основные фонды, предоставляет краткосрочный  кредит на льготных условиях, поставляет полуфабрикаты или готовую продукцию, подлежащую реализации, и оказывает  другие виды услуг, о которых мы скажем позже, рассматривая конкретный пример по созданию франчайзинговой системы для предприятий России. Обычно во франчайзинге участвуют две группы предпринимателей. Тот, кто предоставляет это право (франшизу), называется франчайзер. Он имеет многолетний опыт в производстве данного продукта, развил систему, присвоил ей свое имя или товарный знак и обладает знаниями о том, что может привести к успеху, а что нет. Франчайзи - это лицо, которое покупает право на ведение бизнеса (франшизу) под определенным именем или торговой маркой.     Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций. Во франчайзинге, как уже отмечалось, участвуют две группы бизнесменов. Тот, кто предоставляет это право (франшизу), называется франчайзер. Обычно он имеет многолетний опыт в производстве данного продукта, развил систему, присвоил ей свое имя или товарный знак и обладает знаниями о том, что может привести к успеху, а что нет.

 

Франчайзи — это лицо, которое покупает право на ведение бизнеса (франшизу) под именем или торговой маркой. Выгоды из объединения усилий в бизнесе извлечь непросто. Когда люди сотрудничают, это дает не только полезный эффект, но и создает определенные трудности и ограничения, вытекающие из системы сотрудничества. Каждый партнер должен подчинить себя общей цели, общим правилам, общим договоренностям, т. е. свои интересы согласовывать с интересами и другой стороны. Для людей с характером предпринимателя такое подчинение дело весьма болезненное. Вполне обоснованно Харви Маккей, руководитель преуспевающей американской корпорации «Маккей Энвилоуп», считаете «Если людям с предпринимательской жилкой присуща какая–то характерная черта, то ею является полубезумное и фанатичное стремление каждого из них все делать самому, не допуская, чтобы кто–либо совал нос в его дела, задавал вопросы или указывал, что надо делать». Самое тяжелое испытание для такого человека — утратить полный контроль над своим бизнесом. Поэтому установить эффективные отношения по кооперации предпринимательской деятельности в системе франчайзинга весьма непростое дело.

Франчайзинг представляет собой  соглашение (договор) крупных корпораций с малыми фирмами или отдельными предпринимателями, производственными  или функционально-операционными  компаниями. Сущность франчайзинга состоит  в таком способе предпринимательского бизнеса, при котором фирма-франчайзер предоставляет своему партнеру (франчайзи) право осуществлять определенный вид деятельности с использованием своей технологии, лицензии, ноу-хау, фирменной торговой марки. Договор налагает на франчайзи ряд обязательств - плата за использование лицензий, строгое соблюдение стандартов, инструкций по организации бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

    1. Технико-экономическая характеристика предприятия

 

Анализируемое предприятие  – ООО «Север плюс» основано в 1998 году в г. Владивостоке. Предприятие  является представителем малого бизнеса. Вид деятельности предприятия - оптовая  торговля горюче-смазочными материалами: предприятие реализует во Владивостоке широкий ассортимент машинных масел  всемирно известных компаний. Уставной капитал предприятия составляет 100000 тысяч рублей, источник его получения - личные средства руководителя предприятия. Организационно-правовая форма «Север плюс» представляет собой общество с ограниченной ответственность. Организационная форма предприятия – линейная, иерархическая, все сотрудники находятся в непосредственном подчинении у руководителя.

Основные показатели деятельности предприятия представлены в таблице № 1.1

Информация о работе Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса