Формирование финансовых ресурсов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение методологических подходов и формирование методических основ для объективной оценки, исчисления и анализа направлений использования выручки от реализации продукции на предприятии.
Это позволит создать определенные предпосылки к совершенствованию управления денежными фондами и повышению эффективности его функционирования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Понятие и виды финансовых ресурсов 7
1.2 Выручка от реализации: состав и содержание 11
1.3 Особенности формирования и использования выручки от реализации 14
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫРУЧКИ В ООО «САРАНСКИЙ АВТОЦЕНТР «КАМАЗ» 20
2.1 Оценка финансовой деятельности и особенности формирования выручки организации 20
2.2 Анализ формирования и использования выручки ООО «САК» 22
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 34
3.1 Перспективы более интенсивного использования выручки от реализации продукции ООО «САК» 34
3.2 Зарубежный опыт повышения эффективности распределения выручки 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

Файлы: 1 файл

формирование финансовых ресурсов предприятия.doc

— 360.00 Кб (Скачать)

Сбалансированность дефицитного денежного фонда в краткосрочном периоде достигается путем использования "Системы ускорения - замедления платежного оборота" (или "Системы лидс энд лэгс"). Суть этой системы заключается в разработке на предприятии организационных мероприятий по ускорению привлечения денежных средств и замедлению их выплат.

Ускорение привлечения денежных средств в краткосрочном периоде может быть достигнуто за счет следующих мероприятий:

Факторы, влияющие на денежный фонд предприятия

  • увеличения размера ценовых скидок за наличный расчет по реализованной покупателям продукции;
  • обеспечения частичной или полней предоплаты за произведенную продукцию, пользующуюся высоким спросом на рынке;
  • сокращения сроков предоставления товарного (коммерческого) кредита покупателям;
  • ускорения инкассации просроченной дебиторской задолженности;
  • использования современных форм рефинансирования дебиторской задолженности — учета векселей, факторинга, форфейтинга;
  • ускорения инкассации платежных документов покупателей продукции (времени нахождения их в пути, в процессе регистрации, в процессе зачисления денег на расчетный счет и т.п.).

Замедление выплат денежных средств в краткосрочном периоде может быть достигнуто за счет следующих мероприятий:

  • использования флоута для замедления инкассации собственных платежных документов;
  • увеличения по согласованию с поставщиками сроков предоставления предприятию товарного (коммерческого) кредита:
  • замены приобретения долгосрочных активов, требующих обновления, на их аренду (лизинг);
  • реструктуризации портфеля полученных финансовых кредитов путем перевода краткосрочных их видов в долгосрочные.

Следует отметить, что "Система ускорения — замедления платежного оборота", решая проблему сбалансированности объемов дефицитного денежного фонда в краткосрочном периоде (и соответственно повышая уровень абсолютной платежеспособности предприятия), создает определенные проблемы нарастания дефицитности этого фонда в последующих периодах. Поэтому параллельно с использованием механизма этой системы должны быть разработаны меры по обеспечению сбалансированности дефицитного денежного фонда в долгосрочном периоде.

Рост объема положительного денежного фонда в долгосрочном периоде может быть достигнут за счет следующих мероприятий:

  • привлечения стратегических инвесторов с целью увеличения
  • объема собственного капитала;
  • дополнительной эмиссии акций;
  • привлечения долгосрочных финансовых кредитов;
  • продажи части (или всего объема) финансовых инструментов
  • инвестирования;
  • продажи (или сдачи в аренду) неиспользуемых видов основных средств.

Снижение объема отрицательного денежного фонда в долгосрочном периоде может быть достигнуто за счет следующих мероприятий:

  • сокращения объема и состава реальных инвестиционных программ;
  • отказа от финансового инвестирования:
  • снижения суммы постоянных издержек предприятия.

Методы оптимизации избыточного денежного фонда предприятия связаны с обеспечением роста его инвестиционной активности. В системе этих методов могут быть использованы:

  • увеличение объема расширенного воспроизводства операционных внеоборотных активов;
  • ускорение периода разработки реальных инвестиционных проектов и начала их реализации;
  • осуществление региональной диверсификации операционной деятельности предприятия;
  • активное формирование портфеля финансовых инвестиций;
  • досрочное погашение долгосрочных финансовых кредитов.

В системе оптимизации денежных фондов предприятия важное место принадлежит их сбалансированности во времени. В процессе такой оптимизации используются два основных метода — выравнивание и синхронизация.

Выравнивание денежных фондов направлено на сглаживание их объемов в разрезе отдельных интервалов рассматриваемого периода времени. Этот метод оптимизации позволяет устранить в определенной мере сезонные и циклические различия в формировании денежных потоков (как положительных, так и отрицательных), оптимизируя параллельно средние остатки денежных средств и повышая уровень абсолютной ликвидности. Результаты этого метода оптимизации денежных потоков во времени оцениваются с помощью среднеквадратического отклонения или коэффициента вариации, которые в процессе оптимизации должны снижаться.

Результаты этого метода оптимизации денежных фондов во времени оцениваются с помощью коэффициента корреляции, который в процессе оптимизации должен стремиться к значению "+1".

Заключительным этапом оптимизации является обеспечение условий максимизации чистого денежного фонда предприятия. Рост чистого денежного фонда обеспечивает повышение темпов экономического развития предприятия на принципах самофинансирования, снижает зависимость этого развития от внешних источников формирования финансовых ресурсов, обеспечивает прирост рыночной стоимости предприятия.

Повышение суммы чистого денежного фонда предприятия может быть обеспечено за счет осуществления следующих основных мероприятий:

  • снижения суммы постоянных, переменных издержек;
  • осуществления эффективной налоговой политики, обеспечивающей снижение уровня суммарных налоговых выплат;
  • осуществления эффективной ценовой политики, обеспечивающей повышение уровня доходности операционной деятельности;
  • использования метода ускоренной амортизации основных средств;
  • сокращения периода амортизации используемых предприятием нематериальных активов;
  • продажи неиспользуемых видов основных средств и нематериальных активов;
  • усиления претензионной работы с целью полного и своевременного взыскания штрафных санкций.

Результаты оптимизации денежных фондов предприятия получают свое отражение в системе планов формирования и использования денежных средств в предстоящем периоде.

 

3.2 Зарубежный опыт повышения эффективности распределения выручки

 

Методика анализа прибыли и рентабельности зависит от полноты включения затрат в себестоимость, также наличия раздельного учета переменных и постоянных затрат. Этой задаче служит классическая система директ-костинг, которая является атрибутом рыночной экономики.

Наиболее важные аналитические возможности системы директ-костинг следующие: оптимизация прибыли и ассортимента выпускаемой продукции; определение цены на новую продукцию, расчет вариантов изменения производственной мощности предприятия; оценка эффективности производства (приобретения) полуфабрикатов; оценка эффективности принятия дополнительного заказа, замены оборудования.

Сущностью системы директ-костинг является разделение производственных затрат на переменные и постоянные понятие маржинального дохода. Маржинальный доход – это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия или разность между выручкой от реализации и переменными расходами.

МД=П+А = В-Р, (3.1)

где МД - маржинальный доход;

П – прибыль;

В – выручка;

А – постоянные расходы;

Р – переменные расходы [34, c.254].

Метод анализа директ-костинг позволяет не только установить взаимосвязь между названными показателями, но и рассчитать размер дохода, необходимого для рентабельной работы хозяйствующего субъекта. Последнее обстоятельство важно в условиях рыночных отношений, где при ужесточении конкурентной борьбы и отсутствии бюджетных дотаций убыточна деятельность многих организаций, особенно тех, которые могут быть отнесены к категории «более тяжелых в управлении». Убыточность хозяйственной деятельности таких организаций равнозначна их разорению, поскольку значительная «затратная» нагрузка снижает возможность выхода из кризиса [27, с.178].

Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влия ние факторов. Покажем это с помощью сравнительного анализа.

Традиционная методика факторного анализа прибыли предпо лагает использование следующей модели:

П=VРП*(р-с), (3.2)

где VPП— физический объем продаж;

р — цена реализации;

с — полная себестоимость единицы продукции [35, c.211].

В этом случае исходят из предположения, что все эти факторы изменяются сами по себе, независимо друг то друга. Прибыль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если реализуется рентабельная продукция. Если продукция убыточна, то прибыль изменяется обратно пропорционально объему производства (реализации) продукции и ее себестоимости. При увеличении производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как при этом обычно возрастает только сумма переменных расходов (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия), а сумма постоянных расходов (амортизация, аренда помещений, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата и др.) остается, как правило, без изменений.

И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции [35, с.255].

Для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозировании ее величины в маржиналь ном анализе используют следующую модель:

П=VРП(р-b)-А, (3.3)

где р - цена единицы продукции;

b - переменные затраты на единицу  продукции;

А - постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

Данная модель позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.

Здесь учитывается не только прямое влияние объема продаж на прибыль, но и косвенное — посредством влияния данного фактора на себестоимость изделия, что дает возможность более правильно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли [25, c.211].

По методике с учетом маржинального дохода прибыль больше зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость.

Применение методики с учетом маржинального дохода прибыли позволяет исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости [34, c.257].

Важно отметить, что маржинальный анализ позволяет определить критический уровень объема продаж и зону безопасности, влияние отдельных факторов на изменение безубыточного объема продаж, а также исчисление величины объема продаж для получения определенной суммы прибыли.

Особенно большое значение имеет многоуровневый порядок расчета прибыли, когда постоянные затраты периода учитывают по местам их возникновения: для каждого вида продукции; общие для нескольких однородных видов продукции; общие для структурного подразделения и общие для предприятия в целом.

Методика анализа рентабельности с учетом маржинального дохода также отличается от применяемых на многих предприятиях методики анализа рентабельности. Анализ рентабельности с учетом маржинального дохода учитывает факторы непропорционального изменения издержек и прибыли предприятия в зависимости от объема реализации продукции, поскольку часть затрат является постоянной [34, c.257].

Рентабельность предприятия – это отношение фактической прибыли к объему продаж. Используя счет прибылей и убытков, вычисляют два основных показателя: чистую маржу и валовую маржу.

Чистая маржа показывает, какая доля объема продаж остается у предприятия в виде чистой прибыли после покрытия себестоимости проданной продукции и всех расходов предприятия. Этот показатель может служить указателем допустимого уровня рентабельности, при котором предприятие еще не терпит убытки. На чистую маржу можно влиять ценовой политикой предприятия (валовая маржа и наценка) и контролем над затратами.

Производители должны обеспечивать себе более высокую валовую маржу по сравнению с торговлей, так как их продукт больше времени находится в производственном процессе. Валовая маржа определяется политикой ценообразования.

При установлении наценки следует исходить из желаемой стратегической позиции предприятия относительно конкурентов. На одном конце рыночного спектра находятся предприятия, обеспечивающие высокое качество и назначающие заведомо высокие цены (то есть имеющие невысокий объем продаж). На другом конце рыночного спектра – предприятия, продающие большие объемы товара по низким ценам [36].

По традиционной методике факторного анализа объем продаж не оказывает влияния на изменение уровня рентабельности, поскольку числитель и знаменатель этих моделей изменяются пропорционально ему. Преимущество методики маржинального анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в результате чего улавливается влияние объема продаж на изменение уровня рентабельности. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие — более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

Кроме того, данная система учета и анализа ориентирована не на производство, а на реализацию. Она побуждает изыскивать резервы увеличения объема продаж: чем больше объем продаж, тем меньше постоянных затрат, отнесенных прямо на финансовый результат, приходится на единицу реализованной продукции, тем больше прибыль выше рентабельность [35, с.213].Методики анализа показателей рентабельности и прибыли с учетом маржинального подхода учитывают взаимосвязь факторов объема производства, затрат и прибыли.

Более точный расчет этих факторов обеспечивает высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов деятельности промышленного предприятия [24, с.258].

В зарубежной научной экономической литературе второй из рассмотренных методических подходов составляет основу CVP – анализа (Cost-Volume-Profit Analysis – CVPA, или CVP). Необходимо отметить, что анализ экономического потенциала организации является одним из приоритетных направлений на современном этапе.

Однако, как показывает изучение аналитической работы российских предприятий, относящихся к различным отраслям экономики, анализа экономического потенциала на сегодняшний день практически не проводится.

Управление деятельностью хозяйствующих субъектов в условиях рыночных отношений предъявляет повышенные требования к анализу и прогнозированию развития той или иной ситуации, более комплексному рассмотрению различных, прежде всего приоритетных, вопросов хозяйственной деятельности в их взаимосвязи. Следовательно, приоритетным направлением развития методологии и методики анализа экономического потенциала является сближение этого вида анализа с другими видами аналитических исследований.

Информация о работе Формирование финансовых ресурсов предприятия