Ассоциированная торговля как способ объединения малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить формы и методы ассоциированной торговли. В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:
- изучить понятия: торговля, малое предприятие, ассоциации, ассоциированная торговля;
- исследовать формы организации ассоциации;
- рассмотреть функции и формы деятельности ассоциированной торговли.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………. 3
1. Основные понятия ………………………………………………………….. 5
1.1 Понятие торговли и малого предприятия……………………………. 5
1.2 Ассоциированная торговля как способ объединения малых предприятий …………………………………………………………... 7
2. Малые предприятия и их значение для отрасли «Торговля» ………… 9
3. Формы организации ассоциативной торговли …………………................. 15
4. 4 Функции и формы цели и задачи Ассоциированной торговли.………… 21
Практика: «Социально-экономическое положение 2012 года (в
розничной торговле)»……………………………………………………… 26
Заключение…………………………………………………………………… 35
Список литературы…………………………………………………………. 37

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭО - торговля.doc

— 447.50 Кб (Скачать)

Наконец, образование  объединений в сфере торговли продовольственными товарами способствует распространению новых форм магазинной торговли, переходу на систему самообслуживания и увеличению торговой площади. Ассоциированная торговля занимает ведущее место по числу магазинов самообслуживания.

Чтобы успешно осуществлять модернизацию магазинной торговли, объединения коммерсантов стремятся усовершенствовать технику торговых операций (путем предоставления специальных услуг), а также облегчить их финансирование, оказывая помощь в получении кредитов и привлекая к работе специализированные финансовые организации.

В) Помощь в  управлении предприятиями. Торговые объединения не ограничиваются улучшением условий снабжения и сбыта; они также оказывают содействие в разрешении текущих вопросов управления торговыми предприятиями. Такое сотрудничество осуществляется разными способами: коммерческие советники посещают членов объединения и дают им консультации; в центральных органах объединений организуется бюро консультаций по юридическим вопросам и вопросам налогообложения; разрабатываются информационные системы управления предприятиями.

В то же время подобная деятельность заключает в себе определенную опасность, поскольку она ведет  к излишней централизации и подавляет  инициативу членов объединения. Поэтому  органы ассоциированной торговли придают  важное значение профессиональной подготовке и повышению квалификации своих членов. Этому способствуют разнообразные мероприятия: выездные семинары и ознакомительные поездки, организация учебных курсов общего характера или связанных с переходом на новые формы торговли, организация «групп сравнения» для анализа результатов деятельности различных предприятий, распространение информационных материалов.

Эффективность ассоциированной торговли.

По сравнению с компаниями, владеющими филиалами, и на фоне крупной  торговли вообще мелкие и средние  торговцы не выглядят безоружными в  экономическом плане: ассоциированная  торговля позволяет им находить практические решения своих проблем, поскольку торговые объединения обладают определенными преимуществами, характерными для крупных коммерческих предприятий, и дают возможность улучшить методы управления хозяйственной деятельностью. В то же время, поскольку коммерсанты сохраняют свою независимость, финансовую самостоятельность и личную заинтересованность в ассоциированной торговле не возникает тех трудностей, с которыми сталкиваются компании, владеющие системой филиалов, когда они занимаются подготовкой руководящих кадров для магазинов, осуществляют контроль за их деятельностью или делают необходимые капиталовложения.

В завершение нашего сравнения  с крупной торговлей отметим, что выживание мелких розничных  торговцев благодаря их участию  в объединениях позволяет хотя бы в минимальной степени сохранять присутствие розничной торговли в сельской местности и в тех городских кварталах, в которых компании, владеющие системой филиалов и имеющие более высокие требования к рентабельности, закрывают свои магазины.

Очевидно, что услуги, оказываемые кооперативом торговцев или системой «добровольных цепей», оправдывают те взносы и комиссионные, которые платят их члены для финансирования их деятельности. В зависимости от типа объединения взносы могут представлять собой фиксированную сумму и/или процентные отчисления от суммы закупок, совершаемых членами объединения, или от их товарооборота.

 

Тем не менее, решение в пользу вступления в то или иное объединение отнюдь не является для торговца очевидным, поскольку участие в работе организации предполагает подчинение определенной дисциплине (в отношении выбора поставщиков и сроков закупок), с которой индивидуализм коммерсантов согласуется довольно плохо.

Наконец, следует указать  на то, что кооперативы торговцев  и системы «добровольных цепей» осуществляют отбор своих членов: в них принимаются только те кандидаты, которые действительно желают добиться успеха и которые уже проявили свои способности, о чем может свидетельствовать значительность объема продаж, осуществляемых в их магазинах, или быстрый рост этого объема. Таким образом, неравенство между преуспевающими и прочими коммерсантами сохраняется, и по-прежнему остаются нерешенными проблемы социального характера, возникающие в результате неустойчивого положения неэффективных торговых предприятий или их ликвидации.

 

 

Практика: «Социально-экономическое положение 2012 года (в розничной торговле)»

Все статистические данные  взяты с официального сайта «Челябинскстат»: Мы владеем многомиллионными фондами статистической информации срочной, месячной, квартальной, годовой отчетности предприятий, организаций области единовременного учета. Информация может быть представлена в динамике за ряд лет на бумажных носителях, дискетах и по каналам связи.

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области (Челябинскстат) является территориальным органом федерального органа исполнительной власти. Руководство деятельностью Территориального органа Росстата осуществляет Федеральная служба государственной статистики.

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области осуществляет функции по сбору и обработке первичных статистических данных и административных данных для формирования и предоставления официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Челябинской области. В дальнейшем данные передаются Федеральной службе государственной статистики, органам государственной власти Челябинской области, органам местного самоуправления, организациям и гражданам.

Основными документами, координирующими преобразования в органах статистики, стала федеральная целевая программа "Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах".

Развитие экономических реформ, расширение спроса на информацию сделали необходимым системное реформирование организации статистического наблюдения. Практическая реализация задач по развитию системы показателей статистики, внедрению единой статистической методологии и прогрессивных технологий формирования информационных ресурсов позволит завершить реформирование статистики. Все данные предоставлены в электронном виде на специализированных сайтах, Каждый месяц идет обновление информации.

Общие данные:

В структуре оборота  розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в январе-сентябре 2012 года составил 39,8%, непродовольственных товаров – 60,2%.

По результатам выборочного  обследования конъюнктуры и деловой  активности организаций розничной  торговли в I квартале 2012 года удельный вес опрошенных руководителей организаций, считающих, что экономическая ситуация по сравнению с предыдущим кварталом улучшилась, составил 17%, что на два процентных пункта меньше уровня предыдущего квартала. Удельный вес респондентов, придерживающихся противоположной точки зрения, увеличился на 13 процентных пунктов – таблица 1 .

Таблица 1 - Разность оценок "улучшение" и "ухудшение", в  процентных пунктах.

Индекс предпринимательской  уверенности 1), характеризующий деловой климат в розничной торговле, в I квартале 2012 года, составил 0% и уменьшился на пять процентных пунктов по сравнению с IV кварталом 2011 года.

1) Индекс предпринимательской  уверенности рассчитывается как  среднее арифметическое "балансов" оценок изменения экономического положения в текущем квартале  и ожидаемых изменений в следующем квартале, а также фактического уровня складских запасов (последний - с обратным знаком), в процентах.

В качестве основных факторов, ограничивающих деятельность организаций  розничной торговли в I квартале 2012 года, опрошенные предприниматели назвали высокую конкуренцию со стороны других организаций розничной торговли (72% от общего числа опрошенных), высокий уровень налогов (67%), недостаточный платежеспособный спрос населения (54%), недостаток финансовых средств (35%), высокую арендную плату (28%).

Более половины (65%) опрошенных предпринимателей считают, что во II квартале 2012 года экономическая ситуация в розничной торговле не изменится. Вместе с тем баланс прогнозных оценок изменения экономической ситуации составил два процента, что ниже аналогичного показателя во II квартале 2011 года на 15 процентных пунктов.

Во II квартале 2012 года 30% опрошенных руководителей торговых организаций планируют увеличить оборот розничной торговли, 28% - объем продаж в натуральном выражении, 19% - заказы на поставку и 15% - ассортимент продаваемых товаров. Одновременно каждый четвертый предприниматель ожидает увеличения прибыли, чуть меньше половины - дальнейшего роста цен на товары, при этом шесть процентов из них планируют повысить уровень торговой наценки.

В I квартале 2012 года средний уровень торговой наценки, как и в IV квартале 2011 года, составил 24%.

По результатам выборочного[1] федерального статистического наблюдения за деятельностью индивидуальных предпринимателей в розничной торговле, проведенного в IV квартале 2012 года, получены следующие оценки основных показателей таблица 2 (во II квартале 2012 года) – таблица 2 прогнозируемые оценки изменения показателей деятельности организаций розничной торговли.

Таблица 2 - прогнозируемые оценки изменения показателей деятельности организаций розничной торговли.

По результатам выборочного[1] федерального статистического наблюдения за деятельностью индивидуальных предпринимателей в розничной торговле, проведенного в IV квартале 2012 года, получены следующие оценки основных показателей. Численность работников индивидуальных предпринимателей на 1 октября 2012 года – представлена в таблице 3.

Таблице 3 - Численность работников индивидуальных предпринимателей на 1 октября 2012 года – распределенные данные.

Оценка объема выручки (с учетом налогов и аналогичных обязательных платежей) от продажи товаров, работ, услуг по всем видам предпринимательской деятельности, полученной индивидуальными предпринимателями  в розничной торговле, составила за сентябрь 2012 года 14421 млн. рублей, в том числе по основному виду деятельности 11834 млн. рублей. Структура распределения выручки от продажи товаров, продукции, работ услуг, по видам экономической деятельности – представлено в таблице 4.

Таблица 4 – Структура  распределения выручки.

Итоги: За январь-сентябрь 2012 года суммарный объем оборота розничной торговли и общественного питания равен 210266,6 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 4,1% больше, чем за январь-сентябрь 2011 года, в том числе оборот розничной торговли - 202727,2 млн. рублей (на 3,4% больше, чем в январе-сентябре 2011 года).

В январе-сентябре 2012 года оборот розничной торговли на 91,7% формировался торгующими организациями города и  индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). На долю продажи товаров на рынках приходилось 8,3% (за январь-сентябрь 2011 года -7,2%).

 

Заключение

Торговля является одной  из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Являясь одним из источников поступления денежных средств, торговля способствует формированию основы финансовой стабильности государства.

Преобразования, произошедшие за последнее десятилетие в торговле, последствия ее реформирования, связанные  с развитием новых форм собственности, появлением конкуренции на рынке услуг розничной торговли и реорганизацией предприятий торговли, находят свое отражение в сфере управления и региональным потребительским рынком и ассортиментом товаров. Изменяются устоявшиеся принципы и методы формирования регионального потребительского рынка, подходы к процессу управления предприятиями торговли.

Малое предпринимательство играет в экономике любой страны довольно большую роль. Оно является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

Малые предприятия способны активизировать структурную перестройку  экономики, предоставить дополнительные рабочие места, оперативно реагировать  на изменения потребительского спроса, расширить поле конкуренции. Законодательство предусматривает их организацию путем передачи, продажи и сдачи в аренду неиспользуемых производственных мощностей, машин и оборудования, законсервированных, недостроенных объектов и сооружений, выделения из состава действующих предприятий одного или нескольких структурных подразделений в первую очередь для производства товаров народного потребления и оказания бытовых услуг населению. Они могут создаваться на основе любых форм собственности отдельными гражданами, предприятиями и организациями, государственными органами. Для образования новых и развития действующих малых предприятий создаются целевые фонды за счет добровольных взносов различных предприятий, организаций и граждан, в том числе иностранных.

Ассоциированная торговля позволяет мелким торговым предприятиям находить практические решения своих проблем, поскольку торговые объединения обладают определенными преимуществами, характерными для крупных коммерческих предприятий, и дают возможность улучшить методы управления хозяйственной деятельностью.

 

 

Список литературы

  1. Александров, Ю. Л. Экономика товарного обращения [Текст] / Ю.Л. Александров. -  М.: Экономика, 2008.
  2. Ермаков, В. Н. Экономика отрасли [Текст]: учеб.-метод. комплекс дисциплины / Челяб. ин-т (фил ГОУ ВПО «РГТЭУ».- Челябинск, 2008.- 57 с.;
  3. Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли [Текст]: учеб. для вузов - М, : ИНФРА – М, 2009 – 309 с.;
  4. .Торговля России: состояние и проблемы // Современная торговля № 5 2006;
  5. http://www.bibliotekar.ru/biznes-24/16.htm;
  6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. http://gks.ru.

Информация о работе Ассоциированная торговля как способ объединения малых предприятий