Ассоциированная торговля как способ объединения малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить формы и методы ассоциированной торговли. В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:
- изучить понятия: торговля, малое предприятие, ассоциации, ассоциированная торговля;
- исследовать формы организации ассоциации;
- рассмотреть функции и формы деятельности ассоциированной торговли.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………. 3
1. Основные понятия ………………………………………………………….. 5
1.1 Понятие торговли и малого предприятия……………………………. 5
1.2 Ассоциированная торговля как способ объединения малых предприятий …………………………………………………………... 7
2. Малые предприятия и их значение для отрасли «Торговля» ………… 9
3. Формы организации ассоциативной торговли …………………................. 15
4. 4 Функции и формы цели и задачи Ассоциированной торговли.………… 21
Практика: «Социально-экономическое положение 2012 года (в
розничной торговле)»……………………………………………………… 26
Заключение…………………………………………………………………… 35
Список литературы…………………………………………………………. 37

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭО - торговля.doc

— 447.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ)

челябинский институт (филиал)

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ работа

 

по дисциплине «Экономика отрасли»

 

Тема: «Ассоциированная торговля как способ объединения малых предприятий. Формы ассоциации»

 

 

 

 

  Выполнил: студентка 3 курса

  специальности «Экономика и управление

  (на предприятии, торговли)»

  заочной формы обучения

                                                                                        ______________________ *.*. *********

 

Проверил:                                                                       ______________________ В.Н. Ермаков

 

 

 

Челябинск - 2013

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………….

3

1.

Основные понятия …………………………………………………………..

5

 

1.1

Понятие торговли и малого предприятия…………………………….

5

 

1.2

Ассоциированная торговля как способ объединения малых предприятий …………………………………………………………...

7

2.

Малые предприятия и  их значение для отрасли «Торговля» …………

9

3.

Формы организации ассоциативной  торговли ………………….................

15

4.

4 Функции и формы  цели и задачи Ассоциированной  торговли.…………

21

 

Практика: «Социально-экономическое положение 2012 года (в

розничной торговле)»……………………………………………………

26

 

Заключение……………………………………………………………………

35

 

Список литературы………………………………………………………….

37


 

 

Введение

Современный период развития российской экономики характеризуется глубокими изменениями в организации и ведении предпринимательской деятельности на уровне конкретных хозяйствующих субъектов. Эти изменения обуславливают необходимость качественно новых подходов к постижению основ и правил экономического поведения торговых предприятий в рыночной среде. В условиях рыночных отношений возросла деловая активность тех отраслей, в которые выгоднее вкладывать деньги, где можно получить максимальную прибыль, при минимальном по времени обороте средств: торговля, общественное питание, торговое посредничество, кредитно-финансовая сфера и страхование.

В последние годы в  России были созданы условия для  широкого развития такой динамичной и достаточно эффективной формы  предпринимательской деятельности, как малые предприятия.

Развитие малого и среднего бизнеса – одна из приоритетных задач многих стран и Россия в этом списке занимает, чуть ли не лидирующую позицию. Одним из эффективных форм развития малого предпринимательства является ассоциативная торговля. Основными формами ассоциированной торговли являются: объединение розничных торговых предприятий под эгидой оптовых предприятий (система добровольных цепей), объединения на основе франшизы, объединения розничных торговых предприятий.

В настоящее время, развитие предпринимательства, в первую очередь малого, затрудняется повышенными коммерческими рисками. Реализация современных бизнес-проектов требует от предпринимателя широких знаний в области управления, маркетинга, рекламы и умения учитывать особенности проекта. Обработка эффективной схемы и методов делопроизводства в каждом конкретном случае требует больших временных и материальных затрат.

Изучение  темы является актуальным, поскольку малое предпринимательство - необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи, а организация предприятия ассоциированных форм торговли значительно снижает предпринимательский риск. Таким образом, развитие франчайзинга может оказаться одной из наиболее эффективной формой объединения и поддержки малого бизнеса.

Цель работы – изучить формы и методы ассоциированной торговли. В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:

- изучить понятия:  торговля, малое предприятие, ассоциации, ассоциированная торговля;

- исследовать формы  организации ассоциации;

- рассмотреть функции  и формы деятельности ассоциированной  торговли.

Предметом исследования являются формы организации ассоциированной торговли.

 

  1. Основные понятия

1.1.Понятие  торговли и малого предприятия

Торговля - это сердцевина сферы обращения, одна из ключевых отраслей всего хозяйственного комплекса, всей экономики страны. Роль и значение торговли в рыночной экономики страны огромна и ещё более возрастает.

Торговля - это форма товарного обращения. Представляет собой «покупку товаров и их перепродажу без внесения в них существенных изменений»

Торговля как отрасль  включает предприятия внутренней и внешней торговли и проката. Внутренняя торговля охватывает деятельность предприятий оптовой и розничной торговли (в том числе и овощехранилище, прокат предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, посреднические услуги бирж, брокерских, дилерских контор, агентств, торговых домов, коммерческих центров, по купле-продаже товаров народного потребления) – как государственных, так и негосударственных, а так же деятельность частных лиц (уличная торговля).

И сегодня от профессионализма каждого, кто занимается организацией торгового процесса, напрямую зависит  успех развития торговых отношений  России в целом и отдельных  республик в частности. Именно предприятия торговой сферы создают развитую инфраструктуру услуг, вносят весомый вклад в создание благоприятных условий для ее дальнейшего развития. Благодаря эффективному труду сфера торговли из года в год поднимается на новый качественный уровень.

С точки зрения предпринимательства, торговля представляет собой вид деятельности, направленный на извлечение дохода, где объектом действий является товарообмен, купля-продажа товаров, а также сопутствующие дополнительные услуги по обслуживанию покупателей в процессе реализации товаров и обеспечение доставки товаров, их хранения и подготовки к продаже.

Объектом любой торговли является товар. Неотъемлемым признаком  товара является его качественная характеристика, направленная на удовлетворение различных  нужд и потребностей. Другой характерный признак товара - способность к динамичному гражданско-правовому обороту. Именно поэтому, как правило, товаром не признается недвижимое имущество, не обладающее свойством активно перемещаться в пространстве

Действующие в торговле предприятия достаточно разнообразны с точки зрения выполняемых функций, организационно-правового устройства, масштабов, профиля деятельности. С позиции количественных критериев торговые предприятия можно рассматривать как крупные, средние и малые.

Размер предприятия - это его величина, степень развития.

Согласно закону к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридические лица, потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - доля участия юридических лиц не должна превышать 25 процентов.

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации

 

1.2 Ассоциированная торговля как способ объединения малых предприятий

Своеобразной организационно-правовой формой приятий малого бизнеса, является ассоциированная торговля. В ГК РФ ч. 1 ст. 121 п. 1 ассоциации и союзы определены следующим образом: «Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создать объединения в форме ассоциаций или союзов являющихся, не коммерческими организациями». Некоммерческие предприятия так же могут объединяться в ассоциации. (ст. 121 – 123 ГК РФ).

Или Ассоциации – простейшая форма договорного объединения предприятий (фирм, компаний, организаций) с целью постоянной координации хозяйственной деятельности. Ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность любого из ее участников (членов). Такие объединения позволяют расширить масштаб торговых операций и проводить общую торговую политику; при этом торговцы сохраняют независимость в управлении своими предприятиями.

Жизнестойкость ассоциированной  торговли может рассматриваться  как один из признаков динамизма  мелких торговцев и их умения приспосабливаться  к новым условиям. Важность этого  вида торговли заметно варьируется  в зависимости от страны; различные формы ассоциированной торговли особенно развиты.

По сравнению с компаниями, владеющими филиалами, и на фоне крупной  торговли мелкие торговцы не выглядят безоружными, поскольку торговые объединения  обладают определенными преимуществами, характерными для крпных коммерческих предприятий, и дают возможность улутшить методы управления хозяйственной деятельностью. В то же время, поскольку коммерсанты сохраняют свою независимость, финансовую самостоятельность и личную заинтересованность в ассоциативной торговле не возникает тех трудностей, с которыми сталкиваются компании, владеющие системой филиалов, когда они занимаются подготовкой руководящих кадров для магазинов, осуществляют контроль за их деятельностью или делают необходимые капиталовложения.

Таким образом, ассоциативной  торговлей называют такой способ ее организации, при котором мелкие торговцы вступают в объединения с целью увеличения конкурентоспособности и рентабельности своих предприятий. Такие объединения позволяют расширить масштаб торговых операций и проводить общую торговую политику, при этом торговцы сохраняют независимость в управлении своим предприятием.

Выделяется два типа объединений коммерсантов по признаку участия или неучастия в них  оптовых торговцев: закупочные объединения розничных торговцев, в которые не входят оптовики, и так называемые системы «добровольных цепей», инициаторами, создания которых выступают именно оптовики. Внутренняя организация этих двух типов объединений различна, однако выполняемые ими функции по своему характеру очень близки.

 

  1. Малые предприятия и их значение для отрасли «Торговля»

Основным фактором отнесения  предприятия к малым является среднесписочный состав работников, но иногда используются дополнительные факторы, такие как объем продаж, стоимость активов и др. Законодательно в России субъекты малого предпринимательства определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Направлением закона является регулирование отношений, возникающих между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Согласно закону к  субъектам малого предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридические лица, потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических  лиц - доля участия юридических  лиц  не должна превышать  25 процентов. 

2) средняя численность   работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать 100 человек, включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Субъекты малого предпринимательства  как субъекты рыночной экономики  имеют как преимущества, так и  недостатки.

Преимущества  малого бизнеса:

1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда.

2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

3. Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков

Информация о работе Ассоциированная торговля как способ объединения малых предприятий