Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:38, дипломная работа
Цель дипломной работы - изучить тенденции развития материально-технической базы торговле и наметить пути их улучшения в современных условиях.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрена сущность и значение материально-технической базы торговли, изучены показатели, характеризующие состояние, развитие и эффективность использования материально-технической базы торговли;
проведен анализ деятельности торговли Рогачевского райпо;
До недавнего времени
развитие специализированной торговой
сети шло в направлении
Однако в изменившихся условиях, когда потребности покупателей не только возросли, но и стали многогранными, настоятельно необходимой уже стала универсализация, что определило задачу отказа от ограниченно выраженной специализации и в первую очередь резкого разделения торговой сети на продовольственную и непродовольственную. Торговая сеть должна быть звеном удовлетворения определенного комплекса потребностей населения. Отсюда следует, что наиболее целесообразной формой построения торговой сети является сочетание ее двух основных видов.
Во-первых, это -- сеть магазинов, сочетающих продажу товаров повседневного спроса, т. е. продовольственных, с широким ассортиментом непродовольственных товаров частого спроса. В Рогачевском райпо такая сеть представлена универсамами, являющимися в основном крупными магазинами, полным ассортиментом продовольственных товаров и некоторыми непродовольственными товарами. Во-вторых, специальная сеть магазинов должна обеспечивать реализацию товаров периодического спроса. К этой группе следует отнести универмаги, торговые фирмы, торговые центры и т. п.
В связи с внедрением прогрессивных форм обслуживания и активизацией роли покупателя удельный вес труда, занятого оказанием материальных услуг населению, будет повышаться.
При всем этом в торговле
практически неустранимыми
Определяющим направлением
повышения технического уровня торговых
организаций является расширяющееся
внедрение новой техники, призванной
содействовать, во-первых, обеспечению
максимального сбережения живого труда
работников торговли, во-вторых, достижению
реально рассчитанного
-- внедрение различных
средств механизации, которые
позволяют сводить
-- техническое обновление
функционирующего торгово-
-- создание и применение новых видов тары (из пленочных материалов, пластмасс и т. д.);
-- внедрение новых и
совершенствование применяемых
способов механизации и
-- разработка новых и совершенствование действующих технологических процессов, а также внедрение прогрессивных форм торгового обслуживания покупателей;
-- совершенствование действующих
и широкое внедрение новых
методов организации труда
В этих условиях наряду с
теоретической разработкой
Материально-техническая база торговли служит прежде всего для реализации товаров населению. Чем выше уровень развития материально-технической базы торговли, тем при прочих равных условиях больше товарооборот. Поэтому между темпами развития товарооборота и материально-технической базы торговли существует определенная взаимосвязь. Но взаимосвязь эта не прямо пропорциональна, так как развитие товарооборота и развитие материально-технической базы торговли находятся под влиянием целого комплекса факторов. В частности, на развитие материально-технической базы, кроме роста товарооборота, влияют такие факторы, как повышение пропускной способности предприятий, улучшение использования торговых площадей, совершенствование системы размещения организаций, др.
Для роста товарооборота и повышения его среднедушевого уровня в городах и селах необходимо научно обоснованное планирование материально-технической базы торговли.
Дальнейший рост производительности труда торговых работников может быть достигнут в значительной мере за счет повышения уровня технической вооруженности труда в торговле, внедрения высокопроизводительного оборудования, машин и механизмов, которые являются существенными элементами материально-технической базы торговли.
Наряду с численным ростом розничной торговой сети и сокращением затрат времени покупателей большую роль в обслуживании населения играет правильное размещение торговых организаций.
Значительную часть времени
покупатели затрачивают непосредственно
на предприятиях торговли. Поэтому
актуальной задачей является сокращение
времени непосредственного
Заключение
Материально-техническая база торговли -- это материальные, вещественные элементы производительных сил, т. е. средства производства, включающие средства труда и предметы труда. Средства труда применяются как в сфере материального производства, так и в сфере обращения. Сфера обращения выполняет три функции в движении товаров: куплю-продажу, хранение и перевозку.
Для осуществления каждой из этих функций необходимы соответствующие средства, составляющие основу материально-технической базы сферы товарного обращения. В процессе товарного обращения используются здания и сооружения, оборудование и инвентарь. Эти вещественные элементы относятся к основным средствам. Важнейшей чертой основных средств является то, что они многократно участвуют в процессе купли-продажи товаров.
В связи с постоянным развитием
основных средств и материально-
Материально-техническая база торговли служит, прежде всего, для реализации товаров населению.
В настоящей дипломной работе рассматриваются сущность и роль материально-технической базы торговли Рогачевского райпо, некоторые особенности ее классификации, а также основные закономерности ее развития и анализа состояния, динамики и эффективности использования материально-технической базы. Значительное место отведено выявлению резервов повышения эффективности использования торговых организаций и совершенствованию материально-технической базы торговли.
Список использованных источников:
материальная техническая база торговля
1. Белик М.Д., Лаврова М.А. Повышение эффективности капитальных вложений в торговле. - Киев: Тэхника, 2008. - 151с.
2. Вопросы эффективности
материально-технической базы
3. Кардашиди И.П, Развитие материально-технической базы торговли.- М.: Экономика, 2004.- 64с.
4. Марчук Ф.Л. Технический прогресс в торговле / Ф.Л. Марчук, Г.Н. Коровкин. - М.: Экономика, 2008. -174с.
5. Моргун А.Ф, Рационализация кооперативной торговли / А.Ф. Моргун, А.М Паламарчук. - М.: экономика, 2005.-86с.
6. Подобед И. Состояние материально-технической базы сельскохозпроизводителей // Агроэкономика.- 2010.- №9.-с.22-23
7. Проблемы развития и
повышения эффективности
8. Раицкий К.А. Экономика потребительской кооперации: Учеб. для вузов.- М.: Экономика.ю 2007.- 309с.
9. Совершенствование материально-
10. Сребник Б.В. Экономика торговли: Учеб.для вузов по спец."Финансы и кредит".-М.: Высш.шк., 2004.-230с.
11. Фесюк.В.М. Материально-техническая база торговли.- Киев: Вища.шк., 2002.- 125с.
12. Фридман А.М. Проблемы
повышения эффективности
13. Фридман А.М. Экономика и планирование кооперативной торговли: Учеб. для вузов: В 2т. Т2./ А.М.Фридман, Н.Ф.Байдаков. М.: Экономика,2005.-318с.
14. Шумеков З.Ш., Арынова Ж.З.Состояние материально-технической базы - важнейший фактор эффективности развития потребительской кооперации // Место и роль кооперативного движения в свете новых социально-экономических тенденций: Матералы международной научной конференции. - Караганда, 2001.- с.42-43.