Анализ состояния и динамики использования материально-технической базы торговли и практика применения её в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - изучить тенденции развития материально-технической базы торговле и наметить пути их улучшения в современных условиях.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрена сущность и значение материально-технической базы торговли, изучены показатели, характеризующие состояние, развитие и эффективность использования материально-технической базы торговли;
проведен анализ деятельности торговли Рогачевского райпо;

Файлы: 1 файл

Анализ состояния и динамики использования материально.docx

— 71.84 Кб (Скачать)

 

До недавнего времени  развитие специализированной торговой сети шло в направлении сформировавшейся специализации отраслей промышленности, производящей соответствующие товары народного потребления. Конечно, в  известных условиях и до известных  пределов такая специализация носила прогрессивный характер. Она содействовала  ускорению процесса продвижения  товаров от производителей к потребителям и потому служила сбережению времени  покупателей.

 

Однако в изменившихся условиях, когда потребности покупателей  не только возросли, но и стали многогранными, настоятельно необходимой уже стала универсализация, что определило задачу отказа от ограниченно выраженной специализации и в первую очередь резкого разделения торговой сети на продовольственную и непродовольственную. Торговая сеть должна быть звеном удовлетворения определенного комплекса потребностей населения. Отсюда следует, что наиболее целесообразной формой построения торговой сети является сочетание ее двух основных видов.

 

Во-первых, это -- сеть магазинов, сочетающих продажу товаров повседневного спроса, т. е. продовольственных, с широким ассортиментом непродовольственных товаров частого спроса. В Рогачевском райпо такая сеть представлена универсамами, являющимися в основном крупными магазинами, полным ассортиментом продовольственных товаров и некоторыми непродовольственными товарами. Во-вторых, специальная сеть магазинов должна обеспечивать реализацию товаров периодического спроса. К этой группе следует отнести универмаги, торговые фирмы, торговые центры и т. п.

 

В связи с внедрением прогрессивных  форм обслуживания и активизацией роли покупателя удельный вес труда, занятого оказанием материальных услуг населению, будет повышаться.

 

При всем этом в торговле практически неустранимыми являются многие процессы производственного  характера, связанные с перемещением товаров. Поступающие товары необходимо разгружать, перемещать, хранить, распаковывать, взвешивать, обрабатывать, если даже каждая единица товара вполне подготовлена к продаже. Этот труд является неотъемлемой частью сферы обращения и особенно торговли. Поэтому в основе прогрессивных  сдвигов использования живого труда  в торговле, а следовательно, и снижения удельного веса заработной платы в общей структуре расходов лежит комплексная механизация погрузо-разгрузочных работ, исходным пунктом которой является комплексная механизация отдельного технологического процесса или связь нескольких механизмов для выполнения совместных операций. Вслед за этим идет комплексная механизация всех торговых операций в целом. И наконец, комплексная механизация всех операций движения товаров -- подачи товаров из цеха в экспедицию промышленного предприятия, погрузки их на транспорт, разгрузки на складах или в предприятиях розничной торговли и перемещения в торговый зал.

 

Определяющим направлением повышения технического уровня торговых организаций является расширяющееся  внедрение новой техники, призванной содействовать, во-первых, обеспечению  максимального сбережения живого труда  работников торговли, во-вторых, достижению реально рассчитанного понижения  расходов и, в-третьих, экономии на издержках  потребления товаров. Под мероприятиями  по внедрению новой техники в  торговлю прежде всего следует понимать комплекс технических средств и приемов работы, включающих следующие элементы:

 

-- внедрение различных  средств механизации, которые  позволяют сводить индивидуальные  трудовые затраты к средним общественно необходимым и добиваться снижения этих средних затрат;

 

-- техническое обновление  функционирующего торгово-производственного  аппарата с целью предупреждения  его морального старения;

 

-- создание и применение  новых видов тары (из пленочных  материалов, пластмасс и т. д.);

 

-- внедрение новых и  совершенствование применяемых  способов механизации и автоматизации  торгово-производственных процессов  и вспомогательных работ;

 

-- разработка новых и  совершенствование действующих  технологических процессов, а  также внедрение прогрессивных  форм торгового обслуживания  покупателей;

 

-- совершенствование действующих  и широкое внедрение новых  методов организации труда административно-управленческих  работников в целях повышения  эффективности их деятельности  и относительного сокращения  аппарата управления;

 

В этих условиях наряду с  теоретической разработкой вопросов развития материально-технической  базы торговли первостепенное значение приобретают проблемы повышения  эффективности использования действующих  организаций и увеличения фондоотдачи.

 

Материально-техническая  база торговли служит прежде всего для реализации товаров населению. Чем выше уровень развития материально-технической базы торговли, тем при прочих равных условиях больше товарооборот. Поэтому между темпами развития товарооборота и материально-технической базы торговли существует определенная взаимосвязь. Но взаимосвязь эта не прямо пропорциональна, так как развитие товарооборота и развитие материально-технической базы торговли находятся под влиянием целого комплекса факторов. В частности, на развитие материально-технической базы, кроме роста товарооборота, влияют такие факторы, как повышение пропускной способности предприятий, улучшение использования торговых площадей, совершенствование системы размещения организаций, др.

 

Для роста товарооборота  и повышения его среднедушевого уровня в городах и селах необходимо научно обоснованное планирование материально-технической  базы торговли.

 

Дальнейший рост производительности труда торговых работников может быть достигнут в значительной мере за счет повышения уровня технической вооруженности труда в торговле, внедрения высокопроизводительного оборудования, машин и механизмов, которые являются существенными элементами материально-технической базы торговли.

 

Наряду с численным  ростом розничной торговой сети и  сокращением затрат времени покупателей  большую роль в обслуживании населения  играет правильное размещение торговых организаций.

 

Значительную часть времени  покупатели затрачивают непосредственно  на предприятиях торговли. Поэтому  актуальной задачей является сокращение времени непосредственного обслуживания покупателей в магазинах и  ликвидация очередей. В решении этого  вопроса большую роль играют уровень  развития и степень использования  материально-технической базы торговли Рогачевского райпо.

 

Заключение

 

 

Материально-техническая  база торговли -- это материальные, вещественные элементы производительных сил, т. е. средства производства, включающие средства труда и предметы труда. Средства труда применяются как в сфере материального производства, так и в сфере обращения. Сфера обращения выполняет три функции в движении товаров: куплю-продажу, хранение и перевозку.

 

Для осуществления каждой из этих функций необходимы соответствующие  средства, составляющие основу материально-технической  базы сферы товарного обращения. В процессе товарного обращения  используются здания и сооружения, оборудование и инвентарь. Эти вещественные элементы относятся к основным средствам. Важнейшей чертой основных средств  является то, что они многократно  участвуют в процессе купли-продажи  товаров.

 

В связи с постоянным развитием  основных средств и материально-технической  базы торговли важное значение приобретает проблема эффективного их функционирования. Эффективность функционирования материально-технической базы торговли в первую очередь заключается в увеличении объема реализации товаров, наиболее рациональном использовании живого и овеществленного труда при обеспечении высокой культуры торгового обслуживания населения.

 

Материально-техническая  база торговли служит, прежде всего, для  реализации товаров населению.

 

В настоящей дипломной  работе рассматриваются сущность и  роль материально-технической базы торговли Рогачевского райпо, некоторые особенности ее классификации, а также основные закономерности ее развития и анализа состояния, динамики и эффективности использования материально-технической базы. Значительное место отведено выявлению резервов повышения эффективности использования торговых организаций и совершенствованию материально-технической базы торговли.

 

Список использованных источников:

 

материальная техническая  база торговля

 

1. Белик М.Д., Лаврова М.А. Повышение эффективности капитальных вложений в торговле. - Киев: Тэхника, 2008. - 151с.

 

2. Вопросы эффективности  материально-технической базы кооперативной  торговли: Сб.науч.тр./ Центросоюз. МКИ. -М.: 2005. -174с.

 

3. Кардашиди И.П, Развитие материально-технической базы торговли.- М.: Экономика, 2004.- 64с.

 

4. Марчук Ф.Л. Технический  прогресс в торговле / Ф.Л. Марчук, Г.Н. Коровкин. - М.: Экономика, 2008. -174с.

 

5. Моргун А.Ф, Рационализация кооперативной торговли / А.Ф. Моргун, А.М Паламарчук. - М.: экономика, 2005.-86с.

 

6. Подобед И. Состояние материально-технической базы сельскохозпроизводителей // Агроэкономика.- 2010.- №9.-с.22-23

 

7. Проблемы развития и  повышения эффективности использования  материально-технической базы кооперативной  торговли: Мат.Всесоюз.науч.конф./ Центросоюз. МКИ.- М., 2008.-296с.

 

8. Раицкий К.А. Экономика потребительской кооперации: Учеб. для вузов.- М.: Экономика.ю 2007.- 309с.

 

9. Совершенствование материально-технической  базы кооперативной торговли: Сб.науч.трудов/ Центросоюз.МКИ; Отв ред. Тихонов И.А., 2003.

 

10. Сребник Б.В. Экономика торговли: Учеб.для вузов по спец."Финансы и кредит".-М.: Высш.шк., 2004.-230с.

 

11. Фесюк.В.М. Материально-техническая база торговли.- Киев: Вища.шк., 2002.- 125с.

 

12. Фридман А.М. Проблемы  повышения эффективности кооперативной  торговли.- М.: Экономика, 2008.- 231с.

 

13. Фридман А.М. Экономика  и планирование кооперативной  торговли: Учеб. для вузов: В 2т. Т2./ А.М.Фридман, Н.Ф.Байдаков. М.: Экономика,2005.-318с.

 

14. Шумеков З.Ш., Арынова Ж.З.Состояние материально-технической базы - важнейший фактор эффективности развития потребительской кооперации // Место и роль кооперативного движения в свете новых социально-экономических тенденций: Матералы международной научной конференции. - Караганда, 2001.- с.42-43.


Информация о работе Анализ состояния и динамики использования материально-технической базы торговли и практика применения её в управлении