Анализ состояния и динамики использования материально-технической базы торговли и практика применения её в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 00:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - изучить тенденции развития материально-технической базы торговле и наметить пути их улучшения в современных условиях.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрена сущность и значение материально-технической базы торговли, изучены показатели, характеризующие состояние, развитие и эффективность использования материально-технической базы торговли;
проведен анализ деятельности торговли Рогачевского райпо;

Файлы: 1 файл

Анализ состояния и динамики использования материально.docx

— 71.84 Кб (Скачать)

 

Наряду с общей классификацией материально-технической базы и  основных средств торговли в целом  существует более детальная классификация  по подотраслям и звеньям торговли. Эта классификация учитывает особенности деятельности торговых организаций. Так, в зависимости от особенностей торгового обслуживания населения розничная торговая сеть подразделяется на стационарную, передвижную и посылочную. Стационарная сеть состоит из магазинов и мелкорозничных организаций. Магазины составляют основную часть торговой сети. Они располагаются, как правило, в капитальных, специально построенных зданиях либо в помещениях жилых домов.

 

Различают товарно-отраслевую и комплексную специализации  магазинов. По товарно-отраслевой специализации  различают магазины специализированные (реализующие товары какой-либо одной  группы или подгруппы) и универсальные (торгующие всеми основными группами продовольственных и непродовольственных  товаров, родственных по характеру  спроса). Комплексная специализация  магазинов предполагает реализацию товаров комплексного ассортимента. Магазины, ассортимент которых состоит  из нескольких товарных групп, но в  которых не образованы специализированные секции, относятся к неспециализированным. Мелкорозничные организации (киоски, палатки, ларьки) располагаются в сооружениях легкого типа. Они дополняют сеть магазинов, а в отдельных случаях заменяют их.

 

Организации торговли передвижной  сети не имеют постоянного месторасположения. Они обслуживают покупателей  в тех местах, где отсутствует  сеть специализированных организаций, а также в местах временного сосредоточения людей. Различают развозную и  разносную передвижную сеть розничной  торговли. К первой относятся автолавки, прицепы-лавки, вагоны-лавки, и другие, а ко второй -- лотки и другие простейшие устройства для разноски. Разносная торговля получила распространение при продаже газет, книг, цветов, лотерейных билетов и ряда других товаров.

 

Посылочная сеть состоит  из торгово-посылочных баз и других розничных организаций, которые  рассылают по почте заказанные покупателями товары. Базы бывают универсальные  и специализированные.

 

Сеть товарных складов  подразделяется в зависимости от отдельных признаков на ряд видов. По формам специализации различают  продовольственные, непродовольственные  и смешанные склады (включающие основные группы продовольственных и непродовольственных  товаров). Продовольственные и непродовольственные  склады в свою очередь подразделяются на общетоварные и специализированные. К общетоварным складам относятся склады, реализующие всё основные группы продовольственных и непродовольственных товаров. К специализированным складам относятся холодильники с машинным охлаждением, ледники для хранения продуктов, овощехранилища, фруктохранилища, картофелехра-нилища, и др.

 

По организационным формам использования различают склады индивидуального, кооперированного и  общего пользования. Склад индивидуального  использования находится в ведении  одной торговой организации, а склад  кооперированного пользования принадлежит  двум и более торговым организациям и эксплуатируется на кооперативных  началах. На складах общего пользования  хранят товары, принадлежащие различным  торговым организациям.

 

По характеру выполняемых  функций склады подразделяются на подсортировочно - распределительные (принимающие товары от местных и иногородних поставщиков и осуществляющие их подсортировку и комплектование),транзитно-перевалочные (осуществляющие операции с товарами, не требующими подсортировки) и склады долгосрочного хранения товаров (к ним относятся также склады, осуществляющие хранение сезонных товаров). И наконец, по характеру подчиненности различают склады розничных торговых и оптовых организаций.

 

Оборудование, используемое на организациях торговли, также классифицируется по отдельным видам. В практике торговли используется классификация оборудования по видам и характеру использования.

 

По видам оборудование подразделяется на холодильное, тепловое, механическое, кассовое и подъемно-транспортное.

 

По характеру использования  выделяется установленное и неустановленное  оборудование. К установленному относится  оборудование, смонтированное на рабочем  месте, включая присоединенное к  электросети, водопроводу и др. В  числе установленного учитывается оборудование действующее, находящееся в ремонте, а также запасное оборудование на складах.

 

Приведенная классификация  материально-технической базы торговли используется при ее анализе, а также  при определении потребности  в отдельных ее видах на перспективу.

 

Таким образом, экономическая  сущность материально-технической  базы торговли заключается в том, что она призвана повышать качество торгового обслуживания, создавать  условия для механизации и  автоматизации трудоемких торгово-технологических процессов, улучшать условия труда работников торговли и ускорять оборачиваемость товаров.

 

1.2 Критерии и показатели, характеризующие состояние, развитие  и эффективность использование  материально-технической базы торговли

 

 

Для анализа развития материально-технической  базы и основных фондов торговли используется ряд показателей, которые можно  подразделяются на натуральные и стоимостные.

 

Натуральные показатели используются в основном при оценке количественного  и качественного состояния материально-технической  базы торговли. Основной натуральной  единицей учета торговой сети ранее  считалась торговая единица. Однако численность их не является универсальным  измерителем уровня развития материально-технической  базы торговли, так как они торговли существенно отличаются друг от друга  по многим признакам. Они могут быть разных размеров -- от магазинов с небольшой площадью до крупных магазинов, комбинатов общественного питания, складских комплексов. Организации различаются также по специализации, уровню технического оснащения, пропускной способности.

 

Как известно, основным показателем, характеризующим состояние розничной  торговой сети, является торговая площадь, а оптовой торговли -- площадь или емкость хранения.

 

Наряду с торговой площадью для оценки розничной сети используют показатель «площадь торгового зала», который определяется вычитанием из торговой площади определенной ее части, предназначенной для организации  услуг. И наконец, еще одним показателем, характеризующим состояние материально-технической  базы розничной торговли, является размер общей площади магазина. Хотя этот показатель и не отражается в  статистической отчетности, его можно  использовать для оценки уровня развития торговой сети и резервов повышения  ее эффективности. Путем сопоставления  торговой площади с другими абсолютными  показателями определяются относительные  показатели. Так, отношение суммарной  торговой площади магазинов к  численности населения характеризует  обеспеченность населения торговой сетью.

 

Одним из показателей оценки качественного состояния торговой сети является уровень ее специализации. Этот показатель определяется отношением специализированной сети ко всей ее совокупности.

 

Натуральные показатели отражают и степень использования организаций  торговли. К ним относятся коэффициенты сменности и непрерывности работы организаций.

 

Коэффициент сменности оборудования () определяется путем отнесения суммы фактически отработанных мощностей за сутки к общему количеству установленного оборудования.

 

(1.1)

 

При изучении материально-технической  базы розничной торговли и ее основных средств важное место отводится  показателям, характеризующим уровень  внедрения и эффективность использования  оборудования, основным из которых  является количество оборудования по видам.

 

По степени использования  и количеству оборудование группируется следующим образом: оборудование, имеющееся  в наличии, установленное; фактически используемое оборудование; неработающее оборудование,

 

Отношением численности  установленного оборудования к имеющемуся в наличии определяется доля оборудования, участвующего в товарообороте.

 

Разностью между количеством  установленного и фактически используемого  оборудования определяется резерв установленного, но не работающего оборудования.

 

Делением количества действующего оборудования на число установленного определяется коэффициент использования установленного оборудования.

 

При изучении уровня внедрения  оборудования рассчитываются показатели обеспеченности им торговых организаций. Расчет показателя обеспеченности оборудованием  производится по конкретным его видам -- холодильному, подъемно-транспортному, технологическому и т. д.

 

Однако при помощи разнородных  показателей невозможно установить функциональную зависимость между  товарооборотом и другими показателями хозяйственно-финансовой деятельности, т. е. установить пропорции между  средствами труда и результатом  их применения в торговле.

 

Поэтому наряду с натуральными применяются стоимостные (денежные) показатели, характеризующие материально-техническую базу и основные средства, с помощью которых возможен учет, анализ и планирование их развития в совокупности.

 

К стоимостным показателям, характеризующим материально-техническую  базу торговли, относятся товарооборот и прибыль на 1 м2 площади организаций -- общей, торговой, подсобных помещений и торгового зала в розничной торговле и складской площади и емкости склада в оптовой торговле.

 

Для анализа эффективности  использования основных средств применяются, как известно, показатели их оценки по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.

 

В отличие от первоначальной стоимости, которая отражает цены различных  периодов приобретения, сооружения или  строительства отдельных элементов  основных средств, восстановительная  стоимость характеризует всю  совокупность основных средств торговли в целом по ценам, действующим  в момент проведения оценки.

 

Оценка основных средств  по первоначальной полной стоимости  применяется в текущем бухгалтерском  учете, а также при составлении  баланса, являясь основой для  определения суммы амортизационных  отчислений. Однако в связи с систематическим  ростом производительности труда и  автоматизацией и механизацией большинства  торговых процессов происходит непрерывное  изменение цен, и оценка основных средств по первоначальной стоимости  становится нецелесообразной.

 

Для оценки движения основных средств и характера их изменений  следует рассчитывать целый ряд  показателей.

 

Одним важнейшим из них  является среднегодовая стоимость  основных средств. Для расчета этого  показателя используется баланс организации, в которой (по строке №110) показывается стоимость основных средств на начало и на конец года.

 

Для определения стоимости  основных средств на конец года следует  использовать следующую формулу:

 

(1.2)

 

где стоимость основных средств  на конец года;

 

стоимость основных средств  на начало года;

 

стоимость вновь введенных  основных средств за год;

 

 число полных месяцев  функционирования введенных основных  средств;

 

стоимость выбывших основных средств;

 

М - число полных месяцев  функционирования выбывших основных средств.

 

Среднегодовую стоимость  основных средств () определяется по формуле:

 

(1.3)

 

Среднегодовая стоимость  основных средств является основой  для определения эффективности  использования их и выявления  тенденции развития в динамическом ряду.

 

Полную характеристику степени  использования основных средств  торговли можно получить только путем  сопоставления стоимости всех основных средств (собственных и арендованных) с розничным товарооборотом, полученным с их участием. При этом важную роль играют такие стоимостные показатели, как коэффициенты износа, годности, выбытия и обновления, для определения  которых используются балансы основных средств.

 

 Показатель износа  исчисляется путем отношения  суммы износа к полной стоимости.  Коэффициент годности показывает  удельный вес неизношенной части.  Он равен отношению стоимости  средств с учетом износа к  полной стоимости.

 

Коэффициент обновления показывает удельный вес новых средств в  общей стоимости средств. Как  правило, он исчисляется по отдельным  видам средств на конец года.

 

Показатель обновления равен  отношению стоимости введенных  в действие новых средств к стоимости средств на конец года.

 

Коэффициент выбытия характеризует  удельный вес выбывших средств в  их общей стоимости. Для его исчисления стоимость средств, выбывших вследствие ветхости и износа, делят на стоимость  средств на начало года.

 

В практике торговли применяются  и такие стоимостные показатели, как коэффициент использования  основных средств и коэффициент  фондовооруженности. Показатель использования средств исчисляется путем деления товарооборота за отчетный период на среднегодовую стоимость основных средств. Практически величина этого показателя выражается объемом товарооборота на единицу стоимости средств. Показатель фондовооруженности характеризует стоимость основных средств в расчете на одного работника.

 

Анализ показателей развития и использования материально-технической  базы торговли показывает, что они  нуждаются в определенной систематизации. В основу такой систематизации показателей  должны быть положены в первую очередь  функциональные особенности отдельных  видов материально-технической базы торговли.

 

Следовательно, наряду с обобщающими  показателями, характеризу-ющими всю совокупность средств материально-технической базы, должны быть выделены показатели для оценки уровня развития отдельных ее видов и эффективности их использования.

 

В качестве обобщающего показателя, характеризующего состояние материально-технической  базы розничной торговли, предлагается восстановительная стоимость всех основных средств розничной торговли (как собственных, так и арендованных) за минусом износа, который в наибольшей степени характеризует современное  состояние всех средств труда. Отношение товарооборота и прибыли к указанному показателю будет отражать уровень использования материально-технической базы и ее основных средств в розничной торговле.

Информация о работе Анализ состояния и динамики использования материально-технической базы торговли и практика применения её в управлении