Анализ себестоимости зерна в Агрокомбинате «Заря»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в данной работе является Агрокомбинат «Заря» Могилевского района Могилевской области.
При написании данной курсовой были использованы годовые отчеты за 2008-2010 гг., бизнес-план, научные труды, статьи из журналов, современная пресса, учебники, мнения авторов, касающихся анализа себестоимости зерновых и затрат на его производство.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы анализа себестоимости зерна
2. Экономико-финансовая характеристика Агрокомбината «Заря» Могилевского района Могилевской области
3. Анализ себестоимости зерна в Агрокомбинате «Заря» Могилевского района Могилевской области Могилевской области
3.1. Анализ динамики себестоимости зерна и затрат на его производство
3.2. Анализ факторов, влияющих на себестоимость зерна и уровень производственных затрат
3.3. Анализ прибыли и рентабельности производства зерна
3.4. Резервы снижения себестоимости зерна
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Анализ себестоимости зерна.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

                                         (3.2.3)

где: – себестоимость единицы продукции, руб./ц;

 – производственные  затраты на 1 га посевов, руб./га;

 – урожайность, ц/га.

 

Таблица 3.2.3 – Факторный анализ себестоимости  зерна

 

Производственные затраты на 1 га посевов, млн. руб./га

Урожайность зерна, ц/га

Себестоимость зерна, тыс. руб./ц

Отклонение (+/-)

Всего

В т. ч. за счет

2009

2010

2009

2010

2009

Усл.

2010

Производственных затрат на 1 га посевов

Урожайности зерна

2,01

1,90

65,3

63

30,8

29,1

30,1

-0,7

-1,7

1,0


 

На  основании данных таблицы 3.2.3 можно сделать вывод о том, что за счет сокращения производственных затрат на 1 га посевов на 0,11 млн. руб./га себестоимость зерна сокращается на 1,7 тыс. руб. За счет снижения урожайности на 2,3 ц/га себестоимость увеличивается на 1 тыс. руб./ц. Общее сокращение себестоимости зерна составило 0,7 тыс. руб./ц.

Также на себестоимость зерновых влияют затраты  на производство зерна с учетом их деления на постоянные и переменные. Тогда факторная модель будет  иметь следующий вид:

                                         (3.2.4)

где: – себестоимость единицы продукции, руб./ц;

 – постоянные затраты на 1 га посевов, руб.;

 – переменные  затраты на 1 ц продукции, руб.;

 – урожайность,  ц/га.

Также существует ряд факторов второго и третьего порядка. Расчет влияния этих факторов на себестоимость зерновых можно произвести с помощью корреляционного анализа. В многофакторную корреляционную модель можно включить следующие показатели (Приложение 3):

 – Себестоимость 1 ц зерна;

 – Урожайность с 1 га, ц/га;

 – Уровень оплаты 1 чел.-ч., руб./чел.-час.;

 – Прямые затраты живого труда на производство 1 ц зерна, чел.-час./ц;

 –Расход удобрений на 1 га, тыс. руб.;

 – Уровень накладных расходов, %.

В результате многофакторного  корреляционно-регрессионного анализа  получено следующее уравнение:

По полученному  уравнению можно сделать вывод:

  1. При увеличении урожайности на 1 ц/га себестоимость сократится на 5,07 тыс. руб./ц;
  2. При увеличении уровня оплаты труда на 1 руб./чел.-час. Себестоимость зерна увеличится на 5,13 тыс. руб./ц;
  3. При увеличении прямых затрат живого труда на 1 чел.-час./ц себестоимость увеличится на 34,22 тыс. руб./ц;
  4. При увеличении расхода удобрений на 1 га на 1 тыс. руб. себестоимость увеличится на 0,38 тыс. руб./га;
  5. При увеличении уровня накладных расходов на 1% себестоимость увеличится на 12,9 тыс. руб./ц.

По результатам  расчета (Приложение 4) видно, что коэффициент корреляции составляет 0,874018, коэффициент детерминации – 0,763908. Это говорит о том, что связь между признаками-факторами и результативным показателем тесная. Выбранные факторы на 76,3% оказывают влияние на себестоимость 1 ц зерна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Анализ  прибыли и рентабельности производства  зерна

 

Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции.

Прибыль – это  реализованная часть чистого  дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования за вложенный капитал и риск осуществления предпринимательской деятельности. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда своим работникам.

Объем реализации, величина прибыли, и уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и маркетинговой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели отражают все стороны хозяйствования.

Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д. Они  более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Величина прибыли  зависит от трех факторов: объема продажи  продукции, себестоимости и средне реализационных цен.

Объем реализации продукции может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

 

 

Изменение уровня средне реализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Расчет влияния перечисленных факторов на изменение суммы прибыли можно провести способом цепной подстановки по следующей формуле:

                                         (3.2.4)

где: – прибыль от реализации продукции, руб.;

 – объем реализованной  продукции, ц;

 – средняя  цена реализации единицы продукции,  руб./ц.;

 – полная  себестоимость единицы продукции,  руб./ц.

Рассчитаем  влияние этих факторов на изменение суммы прибыли от реализации зерна способом цепной подстановки (таблица 3.3.1)

 

Таблица 3.3.1 – Анализ влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации зерна

 

Объем реализованной продукции, ц

Средняя цена реализации единицы продукции, тыс. руб./ц.

Полная  себестоимость единицы продукции, тыс. руб./ц.

Прибыль от реализации продукции, млн. руб.

Изменение (+/-)

Всего

В т. ч. за счет

2009

2010

2009

2010

2009

2010

2009

Усл.1

Усл.2

2010

Объема реализованной продукции

Средней цены реализации единицы продукции

Полной себестоимость единицы продукции

16690

14630

30,4

36,4

25,6

30,6

80,1

70,2

158,0

84,9

4,8

-9,9

87,8

-73,1


 

Таким образом, из данных таблица 3.3.1 видно, что  прибыль снижается на 9,9 млн. руб. и на 73,1 млн. руб. за счет сокращения объема реализованной продукции на 2060 ц и увеличения полной себестоимости единицы продукции на 5 тыс. руб./ц соответственно. Однако, за счет увеличения средней цены реализации единицы продукции на 6 тыс. руб./ц прибыль увеличилась на 87,8 млн. руб. Общее изменение прибыли от реализации продукции составило 4,8 млн. руб.

Теперь произведем факторный анализ рентабельности продукции  зерновых культур. Уровень рентабельности зависит от изменения средне реализационных цен и себестоимости единицы продукции:

                                         (3.2.4)

где: – рентабельность продукции, %;

 – прибыль  от реализации продукции, руб.;

 – полная  себестоимость продукции, руб.

Рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности производства зерна способом цепной подстановки (таблица 3.3.2).

 

Таблица 3.3.2 – Факторный анализ рентабельности зерна

 

Прибыль от реализации продукции, млн. руб.

Полная  себестоимость продукции, млн. руб.

Рентабельность  продукции, %.

Изменение (+/-)

Всего

В т. ч. за счет

2009

2010

2009

2010

2009

Усл.1

2010

Прибыли от реализации продукции

Полной себестоимость продукции

80,1

84,9

428

447

18,7

19,8

19,0

0,3

1,1

-0,8


 

Из  данных таблицы 3.3.2 видно, что рентабельность продукции повышается на 1,1% за счет увеличения прибыли от реализации продукции на 4,8 млн. руб. А за счет увеличения полной себестоимости продукции на 19 млн. руб. рентабельность сокращается на 0,8%. Общее изменение рентабельности зерна составило 0,3%

Из всего  выше изложенного можно сказать, что результаты производства продукции зерновых культур определяются тремя основными показателями: себестоимостью, прибылью и уровнем рентабельности, которые тесно взаимосвязаны между собой, т.е. чем ниже себестоимость продукции, тем выше будет прибыль и наоборот. На уровень рентабельности оказывают влияние прибыль и себестоимость. Чем выше прибыль и ниже себестоимость, тем выше будет уровень рентабельности продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Резервы снижения себестоимости зерна

 

В заключение работы по анализу себестоимости продукции  необходимо подсчитать и обобщить все выявленные в процессе анализа, не используемые предприятием внутренние резервы снижения себестоимости продукции, и разработать конкретные предложения по вовлечению их в производственную деятельность.

Себестоимость продукции - важный экономический показатель. От ее размера зависит объем прибыли, уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособность, темпы расширенного воспроизводства, уровень цен на сельскохозяйственную продукцию.

Получение наибольшего  эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

Особую актуальность проблема снижения себестоимости приобретает на современном этапе. Поиск резервов ее снижения помогает многим предприятиям повысить свою конкурентоспособность, избежать банкротства и выжить в условиях рыночной экономики.

Основными источниками резервов снижения себестоимости продукции являются:

  • увеличение объема производства продукции;
  • сокращение затрат на производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования материальных ресурсов, сокращение непроизводительных расходов, потерь и т.д.

В общем виде методику подсчета резервов снижения себестоимости продукции ( ) можно свести к определению разности между ее фактическим и возможным уровнем, который учитывает ранее выявленные резервы увеличения производства продукции и сокращения затрат на производство:

                       (3.4.1)

где: , – уровень себестоимости 1 ц продукции соответственно возможный и фактический;

 – фактические затраты на производство продукции;

 – резерв сокращения затрат на производство продукции;

 – дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения производства продукции;

 – фактический объем производства продукции;

 – резерв увеличения производства продукции.

Существенным  резервом увеличения производства продукции  зерновых культур является улучшение структуры посевных площадей. Для расчета величины этого резерва сначала необходимо разработать более оптимальную структуру посевов для данной организации, а потом сравнить фактический объем продукции с возможным, который будет получен с той же общей фактической площади, при фактической урожайности культур, но при улучшенной структуре посевов (таблица 3.4.1).

Информация о работе Анализ себестоимости зерна в Агрокомбинате «Заря»