Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 10:37, курсовая работа
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. В связи с изменением экономической ситуации в стране изменилась и роль прибыли. Коренным образом поменялись функции и права промышленных предприятий в области планирования, финансирования, ценообразования, распределения и использования финансовых ресурсов. Производственная деятельность предприятия осуществляется за счет собственных заработанных средств, т.е. за счет прибыли.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Роль и значение показателей прибыли и рентабельности в повышении эффективности производства…………………………………………………….5
1.1 Формирование и использование прибыли предприятия………………..….5
1.2 Показатели рентабельности деятельности предприятия…………….……12
2. Анализ показателей прибыли и рентабельности деятельности предприятия, на примете ОАО «ЕЭСК»…………………………………………………….…15
2.1 Методика анализа прибыли и рентабельности……………………………15
2.2 Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)…..25
2.3 Анализ рентабельности предприятия………………………………...…….30
3. Рекомендации по повышению прибыли и рентабельности предприятия…36
3.1 Основные резервы предприятия по увеличению прибыли и рентабельности предприятия…………………………………………...………36
3.2 Экономическое обоснование мероприятия, по повышению прибыли и рентабельности предприятия…………………………………………...………38
Заключение………………………………………………...……………………..40
Список использованных источников и литературы…………...………………43
В 2008 году предприятие работало эффективнее чем в 2009 году. В 2010 году были изменены отпускные цены и объем производства продаж, за счет этого увеличилась прибыль от продаж, так же и от снижения себестоимости продукции. За счет этих факторов предприятие начало работать в прибыль в отчетном году.
2.3 Анализ рентабельности предприятия
Рентабельность продукции базисного периода, определяется по формулам 2.12, 2.13, 2.14:
За 2008 год:
Р0 = 1565603/4645368=0,34; Р1 = 1406206/8792106=0,16;
Р0 = (4645368-3079765)/4645368=0,
Р1 = (8792106-7385900)/8792106=0,
∆Р=0,34-0,16=0,18.
За 2009 год:
Р0 = 1104924/3307630=0,334;
Р1 = 1565606/4645368=0,337;
∆Р = 0,334-0,337=-0,003.
За 2010 год:
Р0 = 1275074/4041991=0,32;
Р1 = 1104924/3307630=0,33;
∆Р = 0,32-0,33=-0,01
Влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле 2.15:
За 2008 год:
∆РВ = (8792106-3079765)/8792106-(
За 2009 год:
∆РВ = (4645368-2202706)/4645368-(
За 2010 год:
∆РВ = (3307630-2766917)/3307630-(
Влияние фактора изменения себестоимости определяется по формуле 2.16
За 2008 год:
∆РС = (8792106-7385900)/8792106-(
За 2009 год:
∆РС = (4645368-3079765)/4645368-(
За 2010 год:
∆РС =(3307630-2202706)/3307630-(
Сумма факторных отношений рассчитывается по формуле 2.17
За 2008 год:
∆Р = 0,47-0,49=-0,02
За 2009 год:
∆Р = 0,288-0,189=0,099
За 2010 год:
∆Р = -0,22+0,17=-0,05
Эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия отражают относительные показатели: рентабельность продукции по балансовой (чистой) прибыли (РП), рентабельность активов (Робщ), рентабельность капитала (Рк)(табл.5). Сущность показателя рентабельности – в процентном отражении соотношения результатов хозяйственной деятельности и показателей, характеризующих использование ресурсов.
Таблица 5
Обобщающие показатели экономической эффективности
Обобщающие показатели экономической эффективности |
Способ расчета |
Критерии оценки |
Рентабельность всех активов Робщ, %
Рентабельность продукции Рп, % Рентабельность продаж Рпр,%
Рентабельность капитала Рк,% |
Робщ = (П/(ОФср.год + ОСср.год))*100, Где П – прибыль (как правило, до налогооблажения); ОФср.год-среднегодовая стоимость основных фондов и нематериальных активов; ОСср.год-среднегодовая стоимость оборотных средств
Рп = (П/Сп)*100, Где С – полная себестоимость Рпр = (П/В)*100, Где В – выручка от реализации продукции (работ, услуг). Рк = (П/Кс)*100, Где Кс – собственный капитал |
Е=(П/К)*100=((Ц-С)/К)*100, Где Е – норма прибыли на вложенный капитал, %; П – чистая прибыль, р; К – капитальные вложения, р; Ц – годовой объем производства продукции в ценах реализации,р; С – полная себестоимость годового выпуска продукции,р.
|
6
Рентабельность всех активов.
За 2008 год:
Робщ = (1512211/(2681+4006715+35626))
За 2009 год:
Робщ = (1052302/(396+4738113+52648))*
За 2010 год:
Робщ = (1365501/(335+6190613+31211))*
Рентабельность продукции.
За 2008 год:
Рп = (1512211/3079765)*100=49,1%
За 2009 год:
Рп = (1052302/2202706)*100=47,77%
За 2010 год:
Рп = (1365501/2766917)*100=49,35%
Рентабельность продаж.
За 2008 год:
Рпр = (1512211/4645368)*100=32,55%
За 2009 год:
Рпр = (1052302/3307630)*100=31,81%
За 2010 год:
Рпр = (1365501/4041991)*100=33,78%
Рентабельность капитала.
За 2008 год:
Рк = (1512211/4056016)*100=37,28%
За 2009 год:
Рк = (1052302/5137119)*100=20,48%
За 2010 год:
Рк = (1365501/5943031)*100=22,98%
Таблица 6
Результат анализа рентабельности предприятия
2008 год |
2009 год |
2010 год | |
Рентабельность продукции базисного года |
0,16 |
0,334 |
0,32 |
Изменение рентабельности за анализируемый период |
0,18 |
-0,003 |
-0,01 |
Влияние фактора изменения цены на продукцию |
0,47 |
0,288 |
-0,22 |
Влияние фактора изменения себестоимости |
-0,49 |
-0,189 |
0,17 |
Сумма факторных отношений |
-0,02 |
0,099 |
-0,05 |
Рентабельность всех активов |
37,38 |
21,96 |
21,94 |
Рентабельность продукции |
49,1 |
47,77 |
49,35 |
Рентабельность продаж |
32,55 |
31,81 |
33,78 |
Рентабельность капитала |
37,28 |
20,48 |
22,98 |
Показатели рентабельности имеют более или менее значительные колебания по годам, что является следствием изменения цен реализации и себестоимости продукции. На уровень реализационных цен оказывает прежде всего количество и качество товарной продукции. Изменение прибыли и рентабельности предприятия является следствием экономического кризиса в стране.
На основе анализа рентабельности предприятия, можно выдвинуть несколько предложений по улучшению финансовых результатов ОАО «ЕЭСК», которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периоде:
1. Рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы;
2. Усовершенствовать управление предприятием;
3. Выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;
4. Внедрение на предприятии системы управленческого учета затрат в разрезе центров ответственности, центров затрат и отдельных групп товарной продукции;
5. Осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям клиентов;
6. Совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий;
7. Осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска бракованной продукции;
8. При вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации;
9. Повышение квалификации работников, сопровождающуюся ростом производительности труда;
10. Разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно связанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией ресурсов;
11. Использовать системы депремирования работников при нарушении или трудовой или технологической дисциплины;
12. Разработать и осуществить мероприятия, направленные на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности труда;
13. Осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции.
Увеличить прибыль и рентабельность предприятия возможно, предприняв ряд определенных мер:
1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.
2. Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости и увеличение прибыли предприятия может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.
3. Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости.
Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство.
4. Улучшение использования
5. Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы.
3.2 Экономическое обоснование мероприятия, по повышению прибыли и рентабельности
Из данных рекомендаций по путям повышения прибыли и рентабельности одним из главных является показатель себестоимости. Проведем расчет показателей прибыли и рентабельности, при снижении себестоимости на 20%.
С = 2766917-553383,4=2213533,6 тыс.р.
Пб = 1828457,4+5301+15818+65692=
Пп = 4041991-2213533,6=1828457,4 тыс.р.
П = 1915268,4-1496885=418383,4 тыс.р.
Прибыль увеличилась на 418383,4 тыс.р.
Рассчитаем рентабельность с данным увеличением прибыли:
Р=1828457,4/4041991=0,45
Р = 0,45-0,32=0,13
Рентабельность возросла на 0,13.
Из данного расчета мы видим, что незначительное понижение себестоимости приводит к значительным повышениям показателей прибыли и рентабельности.
Так же одним из путей повышения прибыли является изменение цен реализации и объема выпускаемой продукции. Повысим объем и цену выпускаемой продукции, чтобы выручка от реализации продукции возросла на 20%.
В = 4041991+808398,2=4850389,2 тыс.р.
Пб = 2083472,2+5301+15818+65692=
Пп = 4850389,2-2766917=2083472,2 тыс.р.
Рассчитаем рентабельность, с данным увеличением выручки от продаж:
Р = 2083472,2/4850389,2=0,43
Р = 0,43-0,32=0,11
Рентабельность возросла на 0,11.
Увеличение выручки от реализации продукции приводит к значительному повышению показателей прибыли и рентабельности.
Заключение
Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия (фирмы).
Анализ по выявлению и оценке резервов роста производительности труда на предприятии свидетельствует о том, что факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.
Значительный интерес представляет собой решение следующих вопросов – получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.
Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Стиль управления организацией в условиях экономического кризиса становится непрерывной борьбой за выживание.
Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции, роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся: