Анализ прибыли и рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. В связи с изменением экономической ситуации в стране изменилась и роль прибыли. Коренным образом поменялись функции и права промышленных предприятий в области планирования, финансирования, ценообразования, распределения и использования финансовых ресурсов. Производственная деятельность предприятия осуществляется за счет собственных заработанных средств, т.е. за счет прибыли.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Роль и значение показателей прибыли и рентабельности в повышении эффективности производства…………………………………………………….5
1.1 Формирование и использование прибыли предприятия………………..….5
1.2 Показатели рентабельности деятельности предприятия…………….……12
2. Анализ показателей прибыли и рентабельности деятельности предприятия, на примете ОАО «ЕЭСК»…………………………………………………….…15
2.1 Методика анализа прибыли и рентабельности……………………………15
2.2 Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)…..25
2.3 Анализ рентабельности предприятия………………………………...…….30
3. Рекомендации по повышению прибыли и рентабельности предприятия…36
3.1 Основные резервы предприятия по увеличению прибыли и рентабельности предприятия…………………………………………...………36
3.2 Экономическое обоснование мероприятия, по повышению прибыли и рентабельности предприятия…………………………………………...………38
Заключение………………………………………………...……………………..40
Список использованных источников и литературы…………...………………43

Файлы: 1 файл

курсовая эп.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

В 2008 году предприятие работало эффективнее чем в 2009 году. В 2010 году были изменены отпускные цены и объем производства продаж, за счет этого увеличилась прибыль от продаж, так же и от снижения себестоимости продукции. За счет этих факторов предприятие начало работать в прибыль в отчетном году.

2.3 Анализ рентабельности предприятия

Рентабельность продукции базисного периода, определяется по формулам 2.12, 2.13, 2.14:

За 2008 год:

Р0 = 1565603/4645368=0,34; Р1 = 1406206/8792106=0,16;

Р0 = (4645368-3079765)/4645368=0,34;

Р1 = (8792106-7385900)/8792106=0,16;

∆Р=0,34-0,16=0,18.

За 2009 год:

Р0 = 1104924/3307630=0,334;

Р1 = 1565606/4645368=0,337;

∆Р = 0,334-0,337=-0,003.

За 2010 год:

Р0 = 1275074/4041991=0,32;

Р1 = 1104924/3307630=0,33;

∆Р = 0,32-0,33=-0,01

 

Влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле 2.15:

За 2008 год:

∆РВ = (8792106-3079765)/8792106-(4645368-3079765)/8792106=0,65-0,18=0,47

За 2009 год:

∆РВ = (4645368-2202706)/4645368-(3307630-2202706)/4645368=0,526-0,238=0,288

За 2010 год:

∆РВ = (3307630-2766917)/3307630-(4041991-2766917)/3307630=0,16-0,38=-0,22

 

Влияние фактора изменения себестоимости определяется по формуле 2.16

За 2008 год:

∆РС = (8792106-7385900)/8792106-(8792106-3079765)/8792106=0,16-0,65=-0,49

За 2009 год:

∆РС = (4645368-3079765)/4645368-(4645368-2202706)/4645368=0,337-0,526=-0,189

За 2010 год:

∆РС =(3307630-2202706)/3307630-(3307630-2766917)/3307630=0,33-0,16=0,17

 

Сумма факторных отношений рассчитывается по формуле 2.17

За 2008 год:

∆Р = 0,47-0,49=-0,02

За 2009 год:

∆Р = 0,288-0,189=0,099

За 2010 год:

∆Р = -0,22+0,17=-0,05

 

Эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия отражают относительные показатели: рентабельность продукции по балансовой (чистой) прибыли (РП), рентабельность активов (Робщ), рентабельность капитала (Рк)(табл.5). Сущность показателя рентабельности – в процентном отражении соотношения результатов хозяйственной деятельности и показателей, характеризующих использование ресурсов.

Таблица 5

Обобщающие показатели экономической эффективности

Обобщающие показатели экономической эффективности

 

Способ расчета

 

Критерии оценки

Рентабельность всех активов Робщ, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рентабельность продукции Рп, %

Рентабельность продаж Рпр,%

 

Рентабельность капитала Рк,%

Робщ = (П/(ОФср.год + ОСср.год))*100,

Где  П – прибыль (как правило, до              налогооблажения);

ОФср.год-среднегодовая стоимость основных фондов и нематериальных активов;

ОСср.год-среднегодовая стоимость оборотных средств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рп = (П/Сп)*100,

Где С – полная себестоимость

Рпр = (П/В)*100,

Где В – выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Рк = (П/Кс)*100,

Где Кс – собственный капитал

Е=(П/К)*100=((Ц-С)/К)*100,

Где Е – норма прибыли на вложенный капитал, %;

П – чистая прибыль, р;

К – капитальные вложения, р;

Ц – годовой объем производства продукции в ценах реализации,р;

С – полная себестоимость годового выпуска продукции,р.

 


6

Рентабельность всех активов.

За 2008 год:

Робщ = (1512211/(2681+4006715+35626))*100=37,38%

За 2009 год:

Робщ = (1052302/(396+4738113+52648))*100=21,96%

За 2010 год:

Робщ = (1365501/(335+6190613+31211))*100=21,94%

 

Рентабельность продукции.

За 2008 год:

Рп = (1512211/3079765)*100=49,1%

За 2009 год:

Рп = (1052302/2202706)*100=47,77%

За 2010 год:

Рп = (1365501/2766917)*100=49,35%

 

Рентабельность продаж.

За 2008 год:

Рпр = (1512211/4645368)*100=32,55%

За 2009 год:

Рпр = (1052302/3307630)*100=31,81%

За 2010 год:

Рпр = (1365501/4041991)*100=33,78%

 

Рентабельность капитала.

За 2008 год:

Рк = (1512211/4056016)*100=37,28%

За 2009 год:

Рк = (1052302/5137119)*100=20,48%

За 2010 год:

Рк = (1365501/5943031)*100=22,98%

 

Таблица 6

Результат анализа рентабельности предприятия

 

2008 год

2009 год

2010 год

Рентабельность продукции базисного года

0,16

0,334

0,32

Изменение рентабельности за анализируемый период

0,18

-0,003

-0,01

Влияние фактора изменения цены на продукцию

0,47

0,288

-0,22

Влияние фактора изменения себестоимости

-0,49

-0,189

0,17

Сумма факторных отношений

-0,02

0,099

-0,05

Рентабельность всех активов

37,38

21,96

21,94

Рентабельность продукции

49,1

47,77

49,35

Рентабельность продаж

32,55

31,81

33,78

Рентабельность капитала

37,28

20,48

22,98


 

Показатели рентабельности имеют более или менее значительные колебания по годам, что является следствием изменения цен реализации и себестоимости продукции. На уровень реализационных цен оказывает прежде всего количество и качество товарной продукции. Изменение прибыли и рентабельности предприятия является следствием экономического кризиса в стране.

 

3. Рекомендации по повышению  прибыли и рентабельности предприятия

 

 

3.1 Основные резервы предприятия по увеличению прибыли и рентабельности

На основе анализа рентабельности предприятия, можно выдвинуть несколько предложений по улучшению финансовых результатов ОАО «ЕЭСК», которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периоде:

1. Рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы;

2. Усовершенствовать управление предприятием;

3. Выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;

4. Внедрение на предприятии системы управленческого учета затрат в разрезе центров ответственности, центров затрат и отдельных групп товарной продукции;

5. Осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям клиентов;

6. Совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий;

7. Осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку с целью недопущения снижения качества и выпуска бракованной продукции;

8. При вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, для эффективного использования оборудования и недопущения его поломки из-за низкой квалификации;

9. Повышение квалификации работников, сопровождающуюся ростом производительности труда;

10.  Разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно связанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией ресурсов;

11. Использовать системы депремирования работников при нарушении или трудовой или технологической дисциплины;

12. Разработать и осуществить мероприятия, направленные на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности труда;

13. Осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции.

Увеличить прибыль и рентабельность предприятия возможно, предприняв ряд определенных мер:

1. Повышение технического уровня производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

2. Совершенствование организации  производства и труда. Снижение себестоимости и увеличение прибыли предприятия может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.

3. Изменение объема и структуры  продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости.

Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство.

4. Улучшение использования природных  ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья, что для работы с природным материалом имеет важное значение; способов обработки сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат.

5. Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы.

3.2 Экономическое обоснование  мероприятия, по повышению прибыли  и рентабельности

Из данных рекомендаций по путям повышения прибыли и рентабельности одним из главных является показатель себестоимости. Проведем расчет показателей прибыли и рентабельности, при снижении себестоимости на 20%.

С = 2766917-553383,4=2213533,6 тыс.р.

Пб = 1828457,4+5301+15818+65692=1915268,4 тыс.р.

Пп = 4041991-2213533,6=1828457,4 тыс.р.

П = 1915268,4-1496885=418383,4 тыс.р.

Прибыль увеличилась на 418383,4 тыс.р.

Рассчитаем рентабельность с данным увеличением прибыли:

Р=1828457,4/4041991=0,45

Р = 0,45-0,32=0,13

Рентабельность возросла на 0,13.

Из данного расчета мы видим, что незначительное понижение себестоимости приводит к значительным повышениям показателей прибыли и рентабельности.

Так же одним из путей повышения прибыли является изменение цен реализации и объема выпускаемой продукции. Повысим объем и цену выпускаемой продукции, чтобы выручка от реализации продукции возросла на 20%.

В = 4041991+808398,2=4850389,2 тыс.р.

Пб = 2083472,2+5301+15818+65692=2170283,2 тыс.р.

Пп = 4850389,2-2766917=2083472,2 тыс.р.

Рассчитаем рентабельность, с данным увеличением выручки от продаж:

Р = 2083472,2/4850389,2=0,43

Р = 0,43-0,32=0,11

Рентабельность возросла на 0,11.

Увеличение выручки от реализации продукции приводит к значительному повышению показателей прибыли и рентабельности.

 

Заключение

 

Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия (фирмы).

Анализ по выявлению и оценке резервов роста производительности труда на предприятии свидетельствует о том, что факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.

Значительный интерес представляет собой решение следующих вопросов – получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Стиль управления организацией в условиях экономического кризиса становится непрерывной борьбой за выживание.

Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции, роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся:

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности