Анализ прибыли и рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. В связи с изменением экономической ситуации в стране изменилась и роль прибыли. Коренным образом поменялись функции и права промышленных предприятий в области планирования, финансирования, ценообразования, распределения и использования финансовых ресурсов. Производственная деятельность предприятия осуществляется за счет собственных заработанных средств, т.е. за счет прибыли.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Роль и значение показателей прибыли и рентабельности в повышении эффективности производства…………………………………………………….5
1.1 Формирование и использование прибыли предприятия………………..….5
1.2 Показатели рентабельности деятельности предприятия…………….……12
2. Анализ показателей прибыли и рентабельности деятельности предприятия, на примете ОАО «ЕЭСК»…………………………………………………….…15
2.1 Методика анализа прибыли и рентабельности……………………………15
2.2 Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)…..25
2.3 Анализ рентабельности предприятия………………………………...…….30
3. Рекомендации по повышению прибыли и рентабельности предприятия…36
3.1 Основные резервы предприятия по увеличению прибыли и рентабельности предприятия…………………………………………...………36
3.2 Экономическое обоснование мероприятия, по повышению прибыли и рентабельности предприятия…………………………………………...………38
Заключение………………………………………………...……………………..40
Список использованных источников и литературы…………...………………43

Файлы: 1 файл

курсовая эп.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

   К1 - коэффициент роста объема проданной продукции,

,                                                            (2.6)

где С1,0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;

С0 – себестоимость базисного периода.

Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (∆ПП3):

∆ПП3=ПП0(К2-К1),                                                  (2.7)

Здесь К2 - коэффициент объема продажи в оценке по отпускным ценам,

К2=ВП1,0/ВП0,                                                          (2.8)

где ВП1,0 – выручка от продажи в отчетном периоде по ценам базисного периода;

ВП0 - выручка от продажи в базисном периоде.

Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции(∆ПП4):

∆ПП4=С1,0-С1,                                                 (2.9)

где С1,0 - себестоимость проданной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;

С1 - фактическая себестоимость проданной продукции отчетного периода.

Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆ПП5):

∆ПП5=С0×К2-С1,0.                                               (2.10)

С помощью отдельного расчета по данным бухгалтерского отчета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (∆ПП6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (∆ПП7).

Сумма факторных отклонений показывает общее изменение прибыли от продажи за отчетный период, что выражается следующей формулой:

∆ПП=ПП1-ПП0=∆ПП1+∆ПП2+∆ПП3+∆ПП4+∆ПП5+∆ПП6+∆ПП7         ,(2.11)

Или                                      ∆ПП= ,                                                     (2.12)

где  ∆ПП – общее изменение прибыли от продажи;

- изменение прибыли от продажи за счет i-го фактора.

Рассмотрим две группы показателей рентабельности.

Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия.

Например:

прибыль от продажи/объем продаж→валовая прибыль/объем продаж→налогооблагаемая прибыль/объем продаж→чистая прибыль/объем продаж

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции. С помощью методов факторного анализа определяется изменение рентабельности продукции за счет факторов изменения ее цены и себестоимости (материальных затрат).

Рентабельность продукции базисного периода будет равна

                                             (2.13)

                                     (2.14)

                                                  (2.15)

где  , - прибыль от продажи отчетного и базисного периода соответственно;

, - выручка от продажи продукции (работ, услуг) соответственно;

, - себестоимость продукции(работ, услуг) соответственно;

∆Р - изменение рентабельности за анализируемый период.

Влияние фактора изменения цены на продукцию можно определить с помощью расчета (по методу цепных подстановок):

                                           (2.16)

Соответственно влияние фактора изменения себестоимости составит

                                             (2.17)

Сумма факторных отношений покажет общее изменение рентабельности за период:

                                                (2.18)

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: всех производственных активов предприятия; инвестированного капитала (собственных средства + долгосрочные обязательства); акционерного (собственного) капитала. Например:

Чистая прибыль/все производственные активы→чистая прибыль/инвестированный капитал→чистая прибыль/акционерный (собственный) капитал

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую очевидную зависимость:

Чистая прибыль/все производственные активы = чистая прибыль/объем продаж × объем продаж/все производственные активы

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью фондов (производственных активов), рентабельностью продаж и фондоотдачей (показателем оборота производственных фондов) и указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.

При анализе рентабельности производственных фондов, исчисляемой как отношения прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и остатков материальных оборотных активов (средств), методология факторного анализа предусматривает разложение исходной формулы показателя по всем качественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности, формирующим уровень рентабельности.

Факторная модель анализа рентабельности фондов может быть представлена в следующем виде:

,                     (2.19)

где   – зарплатоемкость продукции;

- материалоемкость продукции;

- амортизациоемкость продукции;

- фондоемкость продукции по  основным производственным фондам (основному производственному капиталу);

- фондоемкость продукции по  оборотным средствам (оборотному  капиталу)(коэффициент закрепления  оборотных средств);

F - средняя за период стоимость основного капитала (основных средств);

П - прибыль (балансовая);

E - средние остатки материальных оборотных средств;

- рентабельность продукции;

- затраты на 1 р. продукции по полной себестоимости.

Рентабельность фондов тем выше, чем выше прибыльность продукции, фондоотдача основных фондов и скорость оборота оборотных средств; чем ниже затраты на 1 р. продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средства труда, материалы, труд). Числовая оценка влияния отдельных факторов на уровень рентабельности определяется по методу цепных подстановок или по интегральному методу оценки факторных влияний.

Существует также третья группа показателей рентабельности, которая рассчитывается на базе чистого притока денежных средств. Например:

Чистый приток денежных средств/объем продаж→чистый приток денежных средств/совокупный капитал→чистый приток денежных средств/собственный капитал→и т.д.

Последние показатели дают представление о возможности предприятия выполнять обязательства перед кредиторами, заемщиками и акционерами наличными денежными средствами. Рентабельность, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она предпочтительна, потому что операции с денежными потоками являются существенным признаком интенсивного типа производства, признаком «здоровья» экономики и финансового состояния предприятия. Использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий.

Факторные модели рентабельности раскрывают важнейшие причинно-следственные связи между показателями финансового состояния предприятия и финансовыми результатами. Поэтому они являются незаменимым инструментом оценки сложившейся ситуации.

Факторные модели являются также управляемыми моделями прогнозирования финансовой устойчивости предприятия. Необходимость предвидения ближайших и отдаленных перспектив развития является актуальной задачей для предприятий. Темпы роста производства зависят не только от спроса, рынков сбыта, мощностей предприятия, но и от состояния финансовых ресурсов, структуры капитала и других факторов.5

2.2 Факторный анализ прибыли от реализации продукции(работ, услуг)

Прибыль отчетного периода (балансовая прибыль), определяется по формуле 2.1.

За 2008 год:

Пб = 1565603+6+11567+90234+132065=1799475 тыс.р.

За 2009 год:

Пб = 1104924+241+11266+37675+79272=1233378 тыс.р.

За 2010 год:

Пб = 1275074+5301+15818+65692=1496885 тыс.р.

Результат (прибыль или убыток) от продажи определяется по формуле 2.2.

За 2008 год:

ПП = 4645368-3079765=1565603 тыс.р.

За 2009 год:

ПП = 3307630-2202706=1104924 тыс.р.

За 2010 год:

ПП = 4041991-2766917=1275074 тыс.р.

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли и рентабельности деятельности предприятия составим таблицы.

Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)

Расчет общего изменения прибыли от продажи продукции по формуле 2.3:

За 2008 год:

∆ПП = 1565603-1406206=159397 тыс.р.

За 2009 год:

∆ПП = 1104924-1565603=-460679 тыс.р.

За 2010 год:

∆ПП = 1275074-1104924=170150 тыс.р.

 

Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на проданную продукцию по формуле 2.4:

За 2008 год:

= 4645368-8792106=-4146738 тыс.р.

За 2009 год:

= 3307630-4645368=-1337738 тыс.р.

За 2010 год:

= 4041991-3307630=734361 тыс.р.

 

Расчет влияния на прибыль изменение в объеме продукции по формуле 2.5:

За 2008 год:

= 1406206(0,41-1)=-829661,54 тыс.р.

За 2009 год:

= 1565603(0,72-1)=-438368,84 тыс.р.

За 2010 год:

= 1104924(1,26-1)=287280,24 тыс.р.

Коэффициент роста объема проданной продукции определяется по формуле 2.6:

За 2008 год:

К1 = 3079765/7385900=0,42

За 2009 год:

К1 = 2202706/3079765=0,72

За 2010 год:

К1 = 2766917/2202706=1,26

 

Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, определяется по формуле 2.7:

За 2008 год:

= 1406206(0,53-0,42)=154682,66 тыс.р.

За 2009 год:

= 1565603(0,71-0,72)=-15656,03 тыс.р.

За 2010 год:

= 1104924(1,22-1,26)=-44196,96 тыс.р.

Коэффициент роста объема продажи в оценке по отпускным ценам, определяется по формуле 2.8:

За 2008 год:

К2 =4645368/8792106=0,53

За 2009 год:

К2 =3307630/4645368=0,71

За 2010 год:

К2 =4041991/3307630=1,22

 

Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции, определяется по формуле 2.9:

За 2008 год:

= 3079765-7385900=-4306135 тыс.р.

За 2009 год:

=2202706-3079765=-877059 тыс.р.

За 2010 год:

=2766917-2202706=564211 тыс.р.

 

Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции, определяется по формуле 2.10:

За 2008 год:

= 7385900*0,53-3079765=834762 тыс.р.

За 2009 год:

= 3079765*0,71-2202706=-16072,85 тыс.р.

За 2010 год:

= 2202706*1,22-2766917=-79615,68тыс.р.

 

Сумма факторных отклонений определяется по формуле 2.11:

За 2008 год:

= -4146738-829661,54+154682,66-4306135+834762=-8293089,88тыс.р.

За 2009 год:

= -1337738-438368,84-15656,03-877059-16072,85 = -2684894,72тыс.р.

За 2010 год:

= 734361+287280,24-44196,96+564211-79615,68=1462039,6 тыс.р.

 

 

 

 

 

Таблица 4

Результаты анализа прибыли от реализации продукции (работ, услуг)

 

2008 год

2009 год

2010 год

Балансовая прибыль

1799475

1233378

1496885

Прибыль (убыток) от продажи

1565603

1104924

1275074

Общее изменение прибыли от продажи продукции

159397

-460679

170150

Влияние на прибыль изменений отпускных цен на проданную продукцию

-4146738

-1337738

734361

Влияние на прибыль изменений в объеме продукции(собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости)

-829661,54

-438368,84

287280,24

Влияние на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции

154682,66

-15656,03

-44196,96

Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции

-4306135

-877059

564211

Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции

834762

-16072,85

-79615,68

Сумма факторных отклонений

-8293089,88

-2684894,72

1462039,6

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности