Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 10:37, курсовая работа
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. В связи с изменением экономической ситуации в стране изменилась и роль прибыли. Коренным образом поменялись функции и права промышленных предприятий в области планирования, финансирования, ценообразования, распределения и использования финансовых ресурсов. Производственная деятельность предприятия осуществляется за счет собственных заработанных средств, т.е. за счет прибыли.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Роль и значение показателей прибыли и рентабельности в повышении эффективности производства…………………………………………………….5
1.1 Формирование и использование прибыли предприятия………………..….5
1.2 Показатели рентабельности деятельности предприятия…………….……12
2. Анализ показателей прибыли и рентабельности деятельности предприятия, на примете ОАО «ЕЭСК»…………………………………………………….…15
2.1 Методика анализа прибыли и рентабельности……………………………15
2.2 Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)…..25
2.3 Анализ рентабельности предприятия………………………………...…….30
3. Рекомендации по повышению прибыли и рентабельности предприятия…36
3.1 Основные резервы предприятия по увеличению прибыли и рентабельности предприятия…………………………………………...………36
3.2 Экономическое обоснование мероприятия, по повышению прибыли и рентабельности предприятия…………………………………………...………38
Заключение………………………………………………...……………………..40
Список использованных источников и литературы…………...………………43
Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основной для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.
В наиболее общем виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
Птп = Цтп – Стп
где Птп – прибыль по товарному выпуску планируемого периода;
Цтп – стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации(без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Стп – полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).
Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе:
Прп = Врп – Срп,
где Прп – планируемая прибыль по продукции, подлежащей реализации а предстоящем периоде;
Врп – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Срп – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализуемой продукции на начало планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода, расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:
Прп = П01 + Птп – П02 ,
где Прп – прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;
П01 – прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;
Птп – прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;
П02 – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.
Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли. Когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Другая разновидность метода прямого счета – метод поассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными. 3
1.2 Рентабельность работы предприятия
В условиях рыночных отношений, характеризующихся своей динамичностью, приходится постоянно принимать неординарные решения, связанные с учетом финансового положения предприятия. К примеру, если темпы продаж предприятия падают, то уменьшится ли соответственно этому производство товаров или предприятие должно придерживаться прежних темпов развития, делая запас на будущее? Или если спрос на продукцию сильно и неожиданно увеличивается, то можно ли с существующих мощностей снять больше продукции? Должно ли предприятие развивать новые технологии, требующие значительных капиталовложений, или ограничиться интенсификацией труда? Все это в конечном итоге связанно с оценкой использования ресурсов предприятия.
Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность или, точнее, норму рентабельности.
На практике используется два варианта измерения нормы рентабельности. Это отношение прибыли к текущим затратам – издержкам предприятия (себестоимости) или к авансированным вложениям (основным производственным фондам и оборотным средствам). Оба измерителя связанны между собой показателем скорости оборота авансированных вложений:
Р'1 =
, Р’1=
,
где Р – прибыль;
Р'1 ,Р'2 – норма прибыли (первый и второй варианты);
Фа, Фз – фонды авансирования и фонды себестоимости.
Поскольку число оборотов n= , то P'2= P’1 n .
Норму рентабельности предприятия можно рассчитать по следующей формуле:
(1.6)
где Ц – цена единицы продукции;
С – себестоимость продукции;
П – объем продукции;
Фо – стоимость основных производственных фондов;
Фоб – объем оборотных средств.
В практике работы предприятий применяется ряд показателей рентабельности.
1. Рентабельность продукции
Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.
2. Рентабельность
3. Рентабельность вложений в
предприятие определяется по
стоимости имущества, имеющегося
в его распоряжении. При расчете
используются показатели
Рентабельность собственных средств предприятия определяется отношением чистой прибыли к его собственным средствам, определяемым по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных финансовых вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Полученный результат интересно сравнить с рентабельностью производственных фондов. В ряде случаев он может быть выше, чем рентабельность производственных фондов.4
2. Анализ показателей
прибыли и рентабельности
2.1 Методика анализа прибыли и рентабельности предприятия
Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это прибыль(убыток) отчетного периода (балансовая прибыль). Она представляет собой алгебраическую сумму результата от продажи, сальдо процентов к получению (уплате), доходов от участия в других организациях, сальдо доходов и расходов по прочим операциям, сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. Формализованный расчет прибыли (балансовой) представлен ниже:
Пб=Пп±Ппр+Ддр.о±Пп.о±Пвн,
где Пб - прибыль или убыток отчетного периода (балансовая прибыль или убыток);
Пп - результат(прибыль или убыток) от продажи;
Ппр - сальдо процентов к получению (к уплате);
Ддр.о - доходы от участия в других организациях;
Пп.о - сальдо доходов и расходов по прочим операциям: прибыль (убыток) от продажи основных средств и прочего имущества;
Пвн - сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
Результат (прибыль или убыток) от продажи определяется путем следующего расчета:
Пп=Вп-Сп-НДС-На-Кр-Ур,
где Вп – выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг;
Сп - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг;
НДС - налог на добавленную стоимость;
На - акцизы и аналогичные обязательные платежи;
Кр - коммерческие (внепроизводственные) расходы;
Ур - управленческие (общехозяйственные) расходы.
Результаты анализа и оценки динамики показателей прибыли и рентабельности деятельности предприятия приводятся в таблице 1, в которых используются данные отчетности предприятия за 2008-2010 г.
Таблица 1
Анализ и оценка динамики показателей прибыли и рентабельности деятельности предприятия за 2008 – 2010 г.
№ п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя |
2009г. к 2008 г., % |
2010г. к 2009г., % | ||
За 2008 год |
За 2009 год |
За 2010 год | ||||
1 |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг(за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), тыс.р. |
4645368 |
3307630 |
4041991 |
140 |
81 |
2 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс.р. |
3079765 |
2202706 |
2766917 |
139 |
79 |
3 |
Коммерческие расходы, тыс.р. |
0 |
0 |
0 |
||
4 |
Управленческие расходы, тыс.р. |
0 |
0 |
0 |
||
5 |
Прибыль(убыток) от продаж, тыс.р. |
1565603 |
1104924 |
1275074 |
141 |
86 |
6 |
Проценты к получению, тыс.р. |
6 |
241 |
5301 |
2 |
4 |
7 |
Проценты к уплате, тыс.р. |
11567 |
11266 |
0 |
102 |
|
8 |
Доходы от участия в других организациях, тыс.р. |
0 |
0 |
0 |
||
9 |
Прочие операционные доходы, тыс.р. |
90234 |
37675 |
150818 |
239 |
25 |
10 |
Прочие операционные расходы, тыс.р. |
132065 |
79272 |
65692 |
166 |
120 |
11 |
Внереализационные доходы, тыс.р. |
0 |
0 |
0 |
||
12 |
Внереализационные расходы, тыс.р. |
0 |
0 |
0 |
||
13 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс.р. |
1512211 |
1052302 |
1365501 |
143 |
77 |
14 |
Отложенные налоговые активы, тыс.р. |
11276 |
20587 |
30398 |
99 |
67 |
15 |
Отложенные налоговые обязательства, тыс.р. |
47726 |
100884 |
93574 |
92 |
119 |
16 |
Текущий налог на прибыль, тыс.р. |
33927 |
170747 |
343312 |
201 |
68 |
17 |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода. Тыс.р. |
930550 |
794696 |
1095982 |
137 |
75 |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в 2008 году значительно больше, чем в 2009, 2010 г., за счет изменения цен, снижения себестоимости. Низкая себестоимость в 2009 г., в 2008 г.себестоимость выше. В 2009 г. предприятие взяло кредит на расширение производства. В связи с этим прибыль в 2010 году возросла, также возросли убытки на отложенные налоговые обязательства. С возрастанием прибыли вырос текущий налог на прибыль. В 2010 году возросли прочие операционные доходы от полученных дивидендов. Операционные расходы уменьшились за счет уменьшения затрат и платежей, связанных с проведением за определенный период времени финансовых, производственных, хозяйственных операций.
К 2011 году планируется увеличение прибыли, за счет увеличения объема выпускаемой продукции, улучшения качества продукции и уменьшения выплаты по кредитам. Технико-экономическое развитие Общества в 2011 году будет осуществляться в соответствии со стратегическим планом Общества, через выполнение стратегических задач на каждый год пятилетнего цикла. Контроль выполнения задач будет осуществляться Стратегическим комитетом ОАО «ЕЭСК».
Дальнейший анализ должен конкретизировать причины изменения прибыли от продажи продукции по каждому фактору.
Прибыль от продажи товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение объема продаж; структуры продукции; отпускных цен на проданную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от продажи продукции.
Расчет общего изменения прибыли от продажи продукции ∆Пп:
∆Пп=П1п-П0п,
где П1п – прибыль от продаж отчетного года;
П0п - прибыль от продаж базисного года.
Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на проданную продукцию(∆Пп1):
∆Пп1=ВП1-ВП1,0=∑Ц1×q1-∑Ц0×q1,
где ВП1=∑Ц1×q1– выручка от продажи в отчетном году в ценах отчетного года(Ц - цена изделия; q-количество изделий);
ВП1,0=∑Ц0×q1- выручка от продажи в отчетном году в ценах базисного года.
Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆ПП2)(собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):
∆ПП2=ПП0×К1-ПП0=ПП0(К1-1),
Здесь ПП0 – прибыль от продажи базисного года;