Анализ прибыли и рентабельности предприятия ГУП "Башавтотранс"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ прибыли и рентабельности предприятия ГУП Башавтотранс. Задачи курсовой работы:
1)дать характеристику прибыли и рентабельности; 2)изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли; 3)определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Прибыль и рентабельность - как показатели производственно – хозяйственной деятельности предприятия……………………………………...5 1.1 Экономическая сущность прибыли и рентабельности……………………..5
1.2 Прибыль предприятия…………………….....................................................11
1.3 Рентабельность предприятия и ее виды……………………………………15
Глава II. Анализ основных экономических показателей…………………..18
2.1.Анализ прибыльности предприятия……………………………………….18
2.2. Анализ рентабельности предприятия……………………………………...30
2.3.Анализ транспортного обслуживания горожан в городе Уфе……………39
Глава Ш. Разработка мероприятий по увеличению прибыли и повышению уровня рентабельности на предприятии……………………………………….45
3.1 Автоматизация системы управления деятельностью……………………45
3.2 Организация услуги бронирования билетов через Интернет……………47
Заключение…………………………………………………………………….49
Список литературы……………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономике муниципального предприятия.docx

— 277.51 Кб (Скачать)

Обобщающим показателем, выражающим эффективность использования общей  величины капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, является рентабельность совокупных вложений капитала.

Этот показатель можно определить по формуле:

Расходы, связанные с привлечением заемных источников средств плюс прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия умножить на 100% делить на величину совокупного используемого капитала (валюта баланса).

Рентабельность продукции

Рентабельность продукции (рентабельность производственной деятельности) может  быть выражена формулой:

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия умноженная на 100% деленная на полную себестоимость реализованной продукции.

В числителе этой формулы может  быть также использован показатель прибыли от реализации продукции. Данная формула показывает, какую прибыль  имеет предприятие с каждого  рубля, затраченного на производство и  реализацию продукции. Данный показатель рентабельности может быть определен  как в целом по данной организации, так и по отдельным ее подразделениям, а также по отдельным видам  продукции.

В ряде случаев рентабельность продукции  может быть исчислена как отношение  прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (прибыли от реализации продукции) к сумме выручки от реализации продукции.

Рентабельность продукции, рассчитанная в целом по данной организации, зависит от трех факторов:

  • от изменения структуры реализованной продукции. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в общей сумме продукции способствует повышению уровня рентабельности продукции.;
  • изменение себестоимости продукции оказывает обратное влияние на уровень рентабельности продукции;
  • изменение среднего уровня реализационных цен. Этот фактор оказывает прямое влияние на уровень рентабельности продукции.

Рентабельность продаж

Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж. Этот показатель определяется по такой формуле:

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) умножить на 100% делить на выручку от реализации продукции (работ, услуг).

Рентабельность продаж характеризует  удельный вес прибыли в составе  выручки от реализации продукции. Этот показатель называют также нормой прибыльности.

Если рентабельность продаж имеет  тенденцию к понижению, то это  свидетельствует о снижении конкурентоспособности  продукции на рынке, так как говорит  о сокращении спроса на продукцию.

Рассмотрим порядок факторного анализа показателя рентабельности продаж. Предполагая, что структура  продукции осталась неизменной, определим  влияние на рентабельность продаж двух факторов:

  • изменение цены на продукцию;
  • изменение себестоимости продукции.

Обозначим рентабельность продаж базисного  и отчетного периода соответственно как и .

Тогда получим следующие формулы, выражающие рентабельность продаж:

,

Представив прибыль как разность между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью, получили эти же формулы в преобразованном виде:

, ,

Условные обозначения:

  • , - прибыль от реализации продукции, работ, услуг ( соответственно базисного и отчетного периода);
  • , — реализация продукции (работ, услуг);
  • , - себестоимость продукции (работ, услуг);

∆К — изменение (приращение) рентабельности продаж за анализируемый период.

Пользуясь методом (способом) цепных подстановок, определим в обобщенном виде влияние первого фактора  — изменения цены на продукцию  — на показатель рентабельности продаж.

Затем исчислим влияние на рентабельность продаж второго фактора — изменения  себестоимости продукции.

где ∆КN — изменение рентабельности за счет изменения цены на продукцию;

∆КS — изменение рентабельности за счет изменения себестоимости продукции. Общее влияние двух факторов (баланс факторов) равняется изменению рентабельности по сравнению с ее базисной величиной:

∆К = ∆КN + ∆КS,

Итак, повышение рентабельности продаж достигается повышением цен на реализуемую  продукцию, а также снижением  себестоимости реализуемой продукции. Если в структуре реализуемой  продукции увеличивается удельный вес более рентабельных видов  изделий, то это обстоятельство также  повышает уровень рентабельности продаж.

Чтобы повысить уровень доходности продаж, организация должна ориентироваться  на изменения конъюнктуры рынка, наблюдать за изменениями цен  на продукцию, осуществлять постоянный контроль за уровнем затрат на производство и реализацию продукции, а также осуществлять гибкую и обоснованную ассортиментную политику в области выпуска и реализации продукции.

2.3 .Анализ транспортного  обслуживания горожан в городе  Уфе

Уфа крупнейший транспортный узел: железнодорожные, трубопроводные, автомобильные магистрали, воздушные  и речные пути связывают столицу  Башкортостана с другими регионами  России. Автомобильные дороги соединяют  город с Москвой, Челябинском, Казанью, Самарой и Оренбургом. Связь с  районами Республики Башкортостан и  ближайшими соседями поддерживается автобусным сообщением с Южного и Северного  автовокзалов.

Развитие транспортной инфраструктуры - одна из важнейших задач в развитии и функционировании развития г. Уфы. Надежная и эффективная работа городского общественного транспорта для Уфы является важнейшим показателем социально-политической и экономической стабильности. Она обеспечивает основную часть поездок населения, непосредственно влияя на экономику страны в целом.

Система городского пассажирского  транспорта представлена такими видами, как автобус, трамвай и троллейбус, которые обслуживают 39 автобусных социальных маршрутов, 91 маршрутное такси, 20 трамвайных и 21 троллейбусный маршрут. Протяженность автобусных маршрутов вместе с маршрутными такси по городу составляет на сегодня одну тысячу километров, трамвайных путей – 133,6 км, троллейбусных линий – 193,4 км. Пассажирские перевозки ежедневно осуществляются 2220 ед. автотранспорта и 310 ед. электрического подвижного состава. Кроме того,  в собственности у жителей города имеется более 235,0 тысяч единиц легкового автотранспорта.

На сегодня транспортная сеть города полностью сформирована и обслуживает все микрорайоны  города и ближайший пригород. Транспортирующая способность городского пассажирского  транспорта составляет 890,7 тысяч человек  в день.

Чтобы лучше понять состояние  транспортной системы, а затем и  уровень транспортного обслуживания в Уфе рассмотрим несколько таблиц.

Таблица №1

Основные показатели транспорта

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Эксплуатационная длина  автомобильных дорог (включая дороги необщего пользования),км - - всего из них:

35061

34674

34808

34897

29070

33911

с твердым покрытием

30541

30642

30776

30877

26011

29698

трамвайные пути

78

67

63

63

63

56

троллейбусные линии

131

148

151

159

160

160

Перевезено пассажиров транспортом  общего  пользования, млн. человек

718,6

810,2

784,1

772,5

788,1

666,0

Пассажирооборот транспорта общего пользования,  млрд. пассажиро-км

8,4

9,1

8,8

8,8

8,8

7,2


 

Из данной таблицы видно, что эксплуатационная длина путей  наибольшая  у автомобильных дорог  с твердым покрытием, а наименьшая у трамвайных путей.

Длина путей с твердым  покрытием ежегодно возрастала с 2000 по 2007, но в 2008 году произошло резкое сокращение. Одной из причин этого мог послужить всемирный экономический кризис, произошедший в этом году.

Протяженность трамвайных путей  с каждым годом сокращается и этот процесс будет происходить и далее, т.к. трамваям необходимо для движения обособленное земляное полотно, которое занимает значительную ширину улицы и создает серьезные трудности в организации движения автомобильного транспорта, также их неисправности вызывают пробки и заторы.

Вследствие перечисленных  недостатков значение трамвая как массового общественного транспорта стала уменьшаться.

В отличие от трамвайных путей протяженности троллейбусных  с каждым годом увеличивается, хотя еще недавно казалось, что троллейбус не будет иметь в будущем значительной перспективы, однако мировая тенденция  развивать для перевозок пассажиров в городах электротранспорт благоприятно отразилась и на отношении властей  российских городов к троллейбусу.

Из данной таблице также видно, что пассажирооборот транспорта общего пользования, начиная с 2006 года стал сокращаться и за 4 года уменьшился на 1,9 млрд. пассажиро-км по сравнению с 2005 годом. Это происходит потому, что все больше людей могут позволить себе приобрести личный транспорт, также с каждым годом увеличивается количество обучающихся в автошколах. Если еще недавно основную массу водителей составляли мужчины средних лет, то сейчас все больше появляется водителей молодого возраста и водителей-женщин. То есть многие люди, которые раньше пользовались общественным транспортом «пересели» в собственные автомобили, тем самым сократив пассажирооборот транспорта общего пользования.

 

Таблица №2

Перевозки пассажиров вида транспорта общего пользования (млн. чел.)

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Транспорт – всего

718,6

810,2

784,1

 

772,5

 

788,1

 

666,0

в том числе:

           

 железнодорожный

8,9

10,2

10,6

9,7

9,3

6,9

 Автобусный

387,6

530,1

553,6

567,9

590,3

497,7

 троллейбусный 

184,7

173,0

149,0

132,4

127,5

108,3

 Трамвайный

136,5

96,1

70,3

61,3

59,8

52,0


 

 

Из таблицы видно, что  перевозка пассажиров троллейбусным  и трамвайным видами транспортами с  каждым годом, начина с 2000 года, сокращается.

За 10 лет количество перевозимых  пассажиров троллейбусами сократилось  на 76,4 млн. чел., а трамваями и того больше – на 84,5 млн. чел.

В случае же перевозки пассажиров автобусами ситуация прямо противоположная  – начиная с 2000 года и по 2008 число  перевозимых людей постоянно  росло. За 8 лет их количество увеличилось  на 205,7 млн. чел. Однако в 2009 году произошло  резкое сокращение на 93, 6 млн. чел.

Перевозку населения города Уфы осуществляют шесть пассажирских предприятий ГУП «Башавтотранс» (с ежедневным выпуском по 48 маршрутов – 468 автобусов), пять предприятия МУП «Управление электротранспорта г. Уфы» (с ежедневным выпуском по 20 трамвайным маршрутам – 137 трамваев и по 22 троллейбусным маршрутам – 171 троллейбус) и автопредприятиями негосударственной формы собственности и индивидуальным предпринимателем (с ежедневным выпуском по 86 маршрутам – 1390 автобусов).

В 2006 году предприятиями  ГУП БАТ обслуживались 51 автобусный маршрут (с ежедневным выпуском - 470 автобусов) и перевозило 63,8 млн. пассажиров, МУП УЭТ г.Уфы - обслуживались 19 трамвайных маршрутов (130 трамваев) и 22 троллейбусных маршрутов (161 троллейбус), а перевозилось 57,6 млн. , 12 автопредприятиями негосударственной формы собственности и 1 индивидуальным предпринимателем - 86 коммерческих маршрутов (1400 автобусов с коэффициентом 0,8) и перевозили наибольшое количество пассажиров – 94,7 млн.

В 2007 году - ГУП БАТ - 48 автобусных маршрутов (с ежедневным выпуском - 442 автобуса), МУП УЭТ г.Уфы - 19 трамвайных маршрутов (130 трамваев) и 22 троллейбусных маршрутов (157 троллейбусов), 10 автопредприятиями негосударственной формы собственности и 1 индивидуальным предпринимателем - 87 коммерческих маршрутов (с ежедневным выпуском 1407 автобусов с коэффициентом 0,8), закрепленных за ними по итогам Конкурса.

На 1 января 2009г. общее число  автотранспортных средств, зарегистрированных по Уфе составляет около 330 тыс. ед. (больше почти на 30 тыс. ед. в сравнении  с 2007 г.), в т. ч. легковых автомобилей – около 280 тыс.ед., автобусов – 8703 ед., (снижение по сравнению с 2007 г. на 1453 ед.) из них «Газелей» – 1702 ед. (снижение по сравнению с 2007 г. на 851 ед.).

Для обеспечения населения  города транспортными услугами по пассажирским перевозкам на территории ГО г. Уфа  РБ создана сеть городских маршрутов  общего пользования, включающая в себя  в 2008 году - 173 маршрута, в т. ч. 77 маршрутов, работающих в социальном режиме, из которых 37 автобусных (с ежедневным выпуском – 318 автобусов ГУП «Башавтотранс»), 21 троллейбусных и 19 трамвайных (соответственно, 142 троллейбуса и 108 трамваев МУП «Управление электротранспорта г. Уфы»), 11 маршрутов, обслуживаемых 113 автобусами «Мерседес-Спринтер» ГУП «Башавтотранс», и 85 маршрутов, работающих в коммерческом режиме, право обслуживания которых определяется на конкурсной основе.

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия ГУП "Башавтотранс"