Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 12:40, курсовая работа
Цель работы состоит в выявлении резервов и путей экономии издержек обращения торгового предприятия – магазина № 5 ОАО «Урал-Вест».
Введение……………………………………………………………………….….3
1. ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ…5
1.1. Понятие и сущность издержек обращения в рыночной экономике….5
1.2. Принцип классификации издержек обращения в розничной торговле..9
1.3. Факторы, влияющие на издержки обращения………………..…….…..18
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………23
2.1.Организационно-экономическая характеристика магазина №5 ОАО «Урал-Вест»………………………………………………………………….…..23
2.2. Анализ издержек обращения магазина №5 ОАО «Урал-Вест»…….…27
3. ОПТИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ……………………………………………….…..37
3.1. Основные пути и резервы снижения издержек обращения…………37
3.2.Расчет эффективности предложенных мероприятий…………………39
Заключение………………………………………………………………………44
Список литературы………………………………………………………………46
Для более глубокого познания сущности
издержек разработана система
Издержки обращения торговых предприятий классифицируются следующим образом [8;45]:
1. По участию в образовании стоимости. По этому признаку все издержки обращения делятся на: чистые и дополнительные. Чистые издержки обращения - это затраты торговых предприятий, которые являясь общественно необходимыми, непроизводительны по своей сути. Существование чистых издержек обращения обусловлено тем, что процесс доведения товаров до потребителя производится путем купли – продажи и смены формы стоимости. К чистым издержкам обращения торговых предприятий относятся расходы, связанные с рекламой, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и др. Дополнительные издержки обращения – это затраты торговых предприятий, которые обусловлены продолжением процессов производится в сфере обращения. К дополнительным издержкам относятся расходы на транспортировку, хранению товаров, их доработку, фасовку, упаковку и др.
В торговых предприятиях не ведется раздельного учета чистых и дополнительных издержках обращения, но отечественная и зарубежная практика, свидетельствует, что существует тенденция постепенного уменьшения доли дополнительных и возрастания доли чистых издержек обращения в общей их сумме. Это связано с тем, что при наличие насыщенного рынка важнейшим фактором успеха торговых предприятий становится культура обслуживания покупателей.
Соответственно, более быстрыми темпами возрастают расходы, направляемые на совершенствование процесса обслуживания, то есть возрастает доля издержек обращения в общей их сумме.
2.По подотраслям деятельности. По этому признаку можно выделить следующие издержки обращения:
- розничных торговых
- оптовых торговых предприятий;
- предприятий внедомашнего
Специфика хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что наиболее высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях внедомашнего питания, а наиболее низкий – в оптовой торговле. Различия торговой технологии детерминируют различия в составе и структуре издержек торговых предприятий различных подотраслей деятельности, которые в конечном счете в значительной степени предопределяют разницу в подходах к ценообразованию.
3.По выполняемым задачам. По этому признаку все издержки обращения
можно подразделить на операционные и
административно-
Операционные
издержки обращения - это расходы
торговых предприятий, которые
связаны с осуществлением
-транспортные расходы,
-расходы на заработную плату персонала,
-расходы по аренде и содержанию зданий,
-расходы на текущий ремонт и др.
Административно-управленческие издержки – это расходы торговых предприятий, которые связаны с деятельностью аппарата управления, то есть обусловлены организаций хозяйственной деятельностью конкретного предприятия. К административно-управленческим издержкам относятся:
-расходы по заработной плате управленческих работников,
-почтово-телеграфные,
-канцелярские расходы и
4. По способу распределения по товарным группам. По этому признаку все издержки обращения торговых предприятий делятся на прямые и косвенные.
Прямые издержки – это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов могут быть отнесены к определенной товарной группе без дополнительных расчетов.
Косвенные издержки – это расходы торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов не могут быть отнесены к определенной товарной группе, вследствие этого их распределяют между товарными группами после предварительных расчетов.
5.По
степени зависимости от
6.По видам затрат. Данный признак классификации издержек обращения является основным. По этому признаку затраты торговых предприятий можно разделить на следующие группы:
- оплата
труда работников торговых
- оплата услуг других отраслей экономики;
- материальные потери и др.
В соответствии с классификацией по видам затрат для учета, анализа и планирования разработаны номенклатура статей и состав расходов, включаемых в издержки обращения и производства предприятий торговли.
Структурой издержек обращения называются соотношение отдельных видов затрат в общей сумме издержек обращения.
Состав издержек обращения торговых предприятий определяется по видам затрат постатейно (табл. 2)[13] .
Таблица 2
Номенклатура статей издержек предприятия торговли и общественного питания
Номера статей |
Наименование статей |
1 |
Расходы на железнодорожные, водные, воздушные, автомобильные и гужевые перевозки |
2 |
Расходы на оплату труда |
3 |
Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря |
4 |
Амортизация основных средств |
5 |
Отчисления и затраты на ремонт основных средств |
6 |
Износ санитарной одежды, столового белья, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, столовой посуды и приборов |
7 |
Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд |
8 |
Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров |
9 |
Расходы на торговую рекламу |
10 |
Проценты за пользование кредитом и займами |
11 |
Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации |
12 |
Расходы на тару |
13 |
Отчисления на социальные нужды |
14 |
Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения |
15 |
Прочие расходы |
1. На статью «Транспортные расходы» относятся: оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров (плата за перевозки, подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.); стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств и утепление; плата за временное хранение грузов на станциях, в портах и т.п. в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с договорами; плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.
2. На статью «Расходы на оплату труда» относятся: затраты на оплату труда основного торгово-производственного персонала предприятия с учетом премий за производственные показатели, стимулирующие и компенсирующие выплаты; компенсации женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми до определенного законодательством возраста, затраты на оплату труда работников несписочного состава, занятых в основной деятельности.
3. На статью «Отчисления на социальные
нужды» относятся обязательные отчисления
торговых предприятий по установленным
законодательством нормам органам: государственного
социального страхования; Пенсионного
фонда; Государственного фонда занятости;
медицинского страхования.
4. На статью «Расходы на аренду и содержание
зданий, сооружений, помещений, оборудования
и инвентаря» относятся: плата за текущую
аренду торгово-складских зданий, строений
и помещений, сооружений, оборудования
и инвентаря и других отдельных объектов
основных средств, причитающихся арендодателю;
расходы на отопление, освещение, водоснабжение,
канализацию и другие коммунальные услуги;
расходы на содержание в чистоте помещений,
уборку примыкающих к ним участков территории
(дворы, улицы, тротуары), вывоз мусора;
стоимость предметов и средств ухода за
помещениями (известь, мастика, мешковина,
щетки, метлы и т.п.); стоимость электроэнергии,
потребленной на приведение в движение
подъемников, лифтов, транспортеров, торговых
автоматов, контрольно-кассовых машин
и т.п.; расходы на проверку и клеймение
весов, водомеров, электро-газовых счетчиков
и других измерительных приборов; расходы
на содержание и ремонт сигнализационных
устройств; расходы на проведение противопожарных
мероприятий; оплата сторонним организациям
за пожарную и сторожевую охрану (складов,
магазинов, столовых и т.п.);
расходы на обслуживание подъемно-транспортных
механизмов и другого оборудования сторонними
организациями.
5. На статью «Амортизация основных средств» относятся суммы амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных средств, начисленные исходя из их балансовой стоимости, и утвержденных в установленном порядке норм амортизационных отчислений, включая суммы, исчисленные с применением механизма ускоренной амортизации активной части производственных средств, производимой в соответствии с законодательством.
6. На статью «Расходы на ремонт основных средств» относятся расходы на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) основных производственных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных основных средств (включая помещения), если это предусмотрено договором аренды.
7. На статью «Износ санитарной и специальной
одежды, столового белья, посуды, приборов,
других малоценных и быстроизнашивающихся
предметов» относятся: износ находящихся
в эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся
предметов (кроме тары-оборудования), столового
белья, санитарной и специальной одежды,
обуви, сан-принадлежностей, столовой
посуды и приборов; потери от боя посуды,
поломки и повреждения приборов в пределах
норм, утвержденных в установленном порядке;
плата прачечным, ремонтным мастерским
и другим предприятиям за стирку, дезинфекцию
и починку столового белья, санитарной
и специальной одежды, обуви и санпринадлежностей;
стоимость материалов (мыла, моющих средств,
иголок, ниток, пуговиц, тканей и др.), израсходованных
на стирку и починку столового белья, санитарной
и специальной одежды, обуви и санпринадлежностей;
расходы на ремонт малоценных и быстроизнашивающихся
инструментов и хозяйственного инвентаря.
8. Статья «Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд» предназначена в первую очередь для предприятий питания. На эту статью относятся: фактическая себестоимость дров, угля, нефти, торфа и других видов топлива, потребленных на технологические и иные производственные нужды (приготовление пищи, подогрев воды и др.); стоимость электроэнергии, газа и пара, израсходованных на технологические цели, приведение в движение оборудования и механизмов (картофелечисток, мясорубок, поточных линий для мойки и чистки овощей, конвейерных линий для комплектования и отпуска блюд и др.).
9. На статью «Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров» относятся: фактическая стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея, шпагата, гвоздей, стружки, опилок, соломы, проволоки и др.), потребленных при подработке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров; плата за услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров; расходы на содержание холодильного оборудования — стоимость электроэнергии, воды, смазочных материалов и др.; оплата услуг сторонних организаций по техническому обслуживанию холодильного оборудования; фактическая себестоимость льда, необходимого для охлаждения товаров и продуктов; плата за временное хранение товаров на складах сторонних организаций; расходы на дезинсекцию и дератизацию; другие расходы на создание условии для хранения товаров и продуктов (газовая среда, искусственное охлаждение, активная вентиляция и др.).
10. На статью «Расходы на рекламу» относятся
расходы: на оформление витрин, выставок,
выставок-продаж, комнат образцов товаров;
на разработку и печатание рекламных издании
(иллюстрированных прейскурантов, каталогов,
брошюр, альбомов, проспектов, плакатов,
афиш, рекламных писем, открыток и т.п.);
на разработку и изготовление эскизов
этикеток, образцов оригинальных и фирменных
пакетов, упаковки и т.п.;
на рекламные мероприятия через средства
массовой информации (объявления в печати,
передачи по радио, телевидению); на световую
и иную наружную рекламу; на приобретение,
изготовление, копирование, дублирование
и демонстрацию рекламных кино-, теле-,
диафильмов и т.п.; на изготовление стендов,
муляжей, рекламных щитов, указателей;
на уценку товаров, полностью или частично
потерявших свое первоначальное качество
во время экспонирования в витринах, торговых
залах магазинов и на выставках; стоимость
образцов товаров, переданных в соответствии
с контрактами, соглашениями и иными документами
непосредственно покупателям или посредническим
организациям бесплатно и не подлежащих
возврату; на проведение других рекламных
мероприятий, связанных с торговой деятельностью.