Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 19:11, курсовая работа
Краткое описание
Развитое сельскохозяйственное машиностроение является индикатором развития агропромышленного комплекса любой страны. Высокая механизация труда является залогом роста объемов и качества производимой сельхозпродукции. В то же время, не полная обеспеченность отрасли необходимым количеством сельскохозяйственной техники является серьезным барьером для развития сельского хозяйства.
Оглавление
Введение 2 Глава 1.Рынок сельскохозяйственной техники Российской Федерации 4 1.1 Анализ рынка сельскохозяйственной техники Российской Федерации 4 1.2Сегмент рынка трактора 10 1.2 Сегмент рынка комбайны 13 Глава 2.Маркетинговая политика фирм импортеров 21 2.1 Маркетинговая политика « Jonh Deer» 21 2.2 Маркетинговая политика Fiat Industrial (CNH) 24 2.3 Маркетинговая политика «Class» 29 2.4 Маркетинговая политика AGCO (Challenger) 31 Глава3. Результаты маркетинговой политики импортеров из стран Северной Америки и Евросоюза 35 3.1 Результаты маркетинговой политики «John Deer» 35 3.2 Результаты маркетинговой политики Fiat Industrial (CNH) 35 3.3 Результаты маркетинговой политики «Claas» 36 3.4 Результаты маркетинговой политики «AGCO» 37 Заключение 38 Список используемой литературы 40
Развитое сельскохозяйственное
машиностроение является индикатором
развития агропромышленного комплекса
любой страны. Высокая механизация труда
является залогом роста объемов и качества
производимой сельхозпродукции. В то же
время, не полная обеспеченность отрасли
необходимым количеством сельскохозяйственной
техники является серьезным барьером
для развития сельского хозяйства.
Российская Федерация обладает
огромным аграрным потенциалом: в России
сосредоточено 55% мирового объема черноземных
почв, 10% – пахотных земель и 20% запасов
пресной воды.
Стимулирование интенсивного
развития агропромышленного комплекса
России – одна из приоритетных задач,
обозначенных руководством страны на
ближайшую перспективу.
Обеспеченность сельхозпроизводителей
надежными сельскохозяйственными машинами
позволит применять в агропромышленного
комплекса России современные агротехнологии.
Даст возможность снизить влияние погодных
условий и получать устойчивые высокие
урожаи, что, в итоге, положительно отразится
на продовольственной безопасности страны
Глава 1.Рынок
сельскохозяйственной техники Российской
Федерации
1.1 Анализ
рынка сельскохозяйственной техники
Российской Федерации
В отечественном агропромышленного
комплексе существует ряд проблем, требующих
принятия срочных мер. Основным проблемным
моментом отечественного агропромышленного
комплекса является физический и моральный
износ парка сельскохозяйственной техники:
по оценкам отраслевых экспертов, моральный
износ сельхозтехники агропромышленного
комплекса Российикой Федерации составляет
90%, физический износ – 70%.(рис.1) С потерей
производства тракторов и комбайнов правительство
Российской Федерации пытается восстановить
баланс за счет создания совместных
предприятий (SDF ведет переговоры с «кировским
тракторным заводом» в 2013году, сделка
финансируется ВТБ-капитал), за счет покупки
иностранных машиностроителей (приобритения
Россельмашем канадского производителя
крупных тракторов Buhler-Industrial)сельскохозяйственной
техники с иностранными производителями
сельскохозяйственной техники, [5,7]
На данный момент в отрасли
преобладает сельхозтехника, срок службы
которой более 10 лет.
Рис.1 «Доля сельхозтехники
старше 10 лет в общем объеме парка техники.
Очевидно, что решить данную
задачу невозможно без обновления существующего
парка сельскохозяйственной техники.
По прогнозам экспертов, российский
рынок сельскохозяйственной техники будет
устойчиво расти со среднегодовым темпом
роста 10-25% (в зависимости от вида техники).
Объем рынка сельхозтехники
в 2012г. можно оценить в 10 тыс. единиц новой
техники.
Рисунок 2. «Прогноз динамики
российского рынка тракторов и самоходных
комбайнов по оценке «Росагромаш»»
Столь высокие показатели российского
рынка во многом были связаны с обновлением
устаревшего парка, улучшением финансового
состояния сельхозпредприятий. Сыграли
свою положительную роль и реализация
Национального проекта «Развитие агропромышленного
комплекса», а впоследствии принятие Государственной
программы развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сел. Прогнозный
темп роста спроса (CAGR) на сельхозтехнику
с 2009 по 2020 года составит 16%. Таким образом,
совокупный спрос на сельхозтехнику к
2020 году достигнет 350 млрд. руб. (в 2008г. данный
показатель составлял 140 млрд. руб.). Опережающим
темпом по отношению к рынку будет расти
сегмент тракторов (прогнозный темп роста
с 2009 по 2020 год составит 25%). [4,38]
Это связано в первую очередь
с высокими темпами сокращения парка тракторов
в России с 1990 по 2010 годы, что привело к
нехватке техники в сельхозпредприятиях.
сельскохозяйственной продукции, сырья
и продовольствия на 2008-2012 годы.
Кроме того прогноз спроса приведенный
в Стратегии соответствует прогнозам
авторитетного агентства Freedonia Group с точки
зрения динамики, однако эксперты данного
агентства предполагаю более существенный
рост в ближайшие годы (2011 – 2015 гг.) и меньший
– в последующие.(рис.2)[7]
Ключевыми игроками на рынке
сельхозтехники среди отечественных компаний
являются комбайновый завод «Ростсельмаш»
(производство зерно- и кормоуборочных
комбайнов, прицепной и навесной сельхозтехники,
тракторов_ сельскохозяйственных), «Концерн
«Тракторные заводы» (производство зерно-
и кормоуборочных комбайнов, прицепной
и навесной сельхозтехники, сельскохозяйственных
тракторов), а также «Петербургский тракторный
завод» (производство сельхозтракторов
с мощностью двигателя свыше250 л.с.). У перечисленных
компаний уровень локализации продукции
достигает 92%.[
В числе производителей стран
СНГ лидирующие позиции занимают белорусские
компании – «Минский тракторный завод»
(производит около 30 моделей сельхозтракторов,
имеет три сборочных предприятия на территории
России c уровнем локализации до 15%) и ПО
«Гомсельмаш» (производитель зерно- и
кормоуборочных комбайнов с уровнем локализации
до 25%). Среди предприятий Украины – лидер
«Харьковский тракторный завод» (локализация
не более 10%).
Самую крупную группу представляют
глобальные зарубежные производители
сельхозтехники. В их числе John Deere, Fiat Industrial
(CNH),Claas, AGCO, SDF. Все эти компании имеют сборочное
производство на территории России, однако
уровень локализации у них не превышает
5-10% (за исключением Claas – 17,30%), AGGO и SDF (2-3%)
Внешний торговый баланс России
в отношении сельскохозяйственной техники
резко отрицательный. Экспорт в 2008 году
рос с темпом 5%, а импорт практически в
10 раз быстрее – 47% в год.
За исключением 2009г. объем импорта
сельхозтехники в Россию ежегодно увеличивался.
С 1999 года в Россию было импортировано
около 690 тыс. единиц сельхозтехники на
сумму более 4,266 млрд. долл.
Спад импорта в 2009г. объясняется
влиянием мирового финансового кризиса
и мерам Правительства РФ, предпринятым
для поддержки отечественного с/х машиностроения
(специальные программы, повышение ввозной
пошлины на импортную СХТ с 5 до 15%), стимулировавшим
продажи собственной техники на внутреннем
рынке (субсидирование процентной ставки
по кредитам на сельхозтехнику и пр.) в
данном периоде, доля отечественной сельхозтехники
на рынке в 2009 году выросла до 62%. Однако,
уже в 2010 году наблюдалось 20% падение –
до 49%. Экспорт сельхозтехники в 2009 году
вырос на 7%, но в 2010 году упал на 65% (до 2
523 млн. рублей).
Рисунок 3. Объем экспорта/импорта
сельскохозяйственной техники России
в 2005-2010 гг., млрд. рублей
В числе лидеров стран-поставщиков
сельхозтехники на российский рынок –
Германия (28%), Беларусь (16%), США (11%) . Причем
ситуация с поставками техники из Белоруссии
развивается исключительно в одностороннем
порядке (рис.4).
Рис. 4 «Структура импорта сельхозтехники
в разрезе стран-экспортеров в стоимостном
выражении».
В числе лидеров иностранных
компаний – поставщиков Минский тракторный
завод (9% российского рынка, прямой импорт),
Jonh Deere (4%) и CNH (3%). При завоевании российского
рынка, помимо качества продукции, западные
компании-производители сельскохозяйственной
тезники делают ставку на развитие дилерской
сети с высоким уровнем обслуживания,
а также в последние годы крупнейшие зарубежные
производители все чаще заявляют о готовности
создавать совместные предприятия на
территории России или локализовывать
собственные производства. Запланированный
объем инвестиций зарубежных компаний
(John Deere, CNH и др.) в производство в России
до 2015 года составляет порядка 8,5 млрд.
рублей. (диаграмма 2).
Диаграмма 2. Структура российского
рынка сельскохозяйственной техники по
ключевым игрокам.
Так американская фирма Jonh Deer
имеет заводы в двух городах Российской
федерации: г. Домодедово, Московская область
и в г. Оренбург. Fiat Industrial (CNH) имеет Совместное предприятие компаний
с ОАО «КАМАЗ» в городе Набережные Челны , Республика Татарстан. Фирма
Class построила свой завод в городе Краснодар.
Фирма AGGO имеет совместное предприятие
по производству двигателей с концерном
«Тракторные заводы» в городе Владимир,
а также выпуск зерноуборочных комбайнов
на совместном предприятии с «НефАЗом»
в городе Нефтекамск, республика Башкоркостан.
Сборочное производство фирмы SDF размещается
в Московской области, в Ленинском районе.
Создание сборочных производств на территории
Российской федерации позволяет производителям,
из стран Евросоюза и Северной Америки,
воспользоваться федеральными и местными
субсидиями выделенными на перевооружение
технического парка аграриев. Одной из
приоритетных задач этой программы
является модернизация и переход к инновационной
модели развития агропромышленного комлекса,
ускоренное освоение современных достижений
науки и техники, позволяющих повышать
производительность труда, снижать ресурсоемкость.
В целом в 2012 году импорт сельскохозяйственной
техники в Россию продемонстрировал тенденцию
к росту, причем довольно серьезному в
натуральном выражении или же в количестве
штук, и к сокращению в стоимостном выражении.
По некоторым позициям в стоимостном выражении
наблюдался рост, который был незначительным.
При этом, как и по производству наилучшая
картина наблюдается по тракторам, а наихудшая
наблюдается по комбайнам. Почвообрабатывающая
техника при этом демонстрирует смешанную
статистику, которую сложно оценивать
однозначно.
Так в январе-декабре 2012 года
в Россию было завезено на 6% больше комбайнов
в количественном выражении по сравнению
с аналогичным периодом 2011 года, при этом
в стоимостном выражении импортные поставки
сократились на 10%. Прирост импорта, как
в стоимостном, так и в количественном
плане, обеспечивался за счёт поставок
зерноуборочных комбайнов
Анализ российского рынка сельскохозяйственной
техники показал, что на внутреннем рынке
страны существует значительный спрос
на импортную сельскохозяйственную технику.
Прогноз и динамика рынка сельхозтехники
в Российской Федерации положительны,
среднегодовой темп роста рынка оценивается
отраслевыми экспертами порядка 16% в год
и к 2020г. составит ~ 327,5 млрд.руб.
1.2Сегмент
рынка трактора
Рынок тракторов в России в
настоящее время оправляется от кризиса
2008/09 годов. Объемы рынка согласно примерным
подсчетам экспертов в 2010 году составили
28,5 тыс. штук тракторов, однако уже в 2011
году рынок увеличился на 62,3% и составил
46,3 тыс. тракторов. При этом объему внутреннего
производства растут намного более скромными
темпами в абсолютных величинах. Так, в
2010 году объем производства тракторов
в России вырос на 5,5% по сравнению с уровнем
2009 года. Всего в 2010 г. в России было произведено
7,6 тыс. тракторов, а в 2009 - 7,2 тыс. штук. В
2011 году объем производства тракторов
в России вырос на 92% по сравнению с 2010
годом. Всего в 2011 г. в России было произведено
14,7 тыс. тракторов. Таким образом, становится
видно, что при росте объема рынка в 18 тыс.
единиц тракторной техники, внутреннее
производство смогло обеспечить рост
объемов производства на 7 тыс. единиц
в 2011 году. Как раз этот факт мы имели в
виду, когда говорили, что в абсолютных
величинах рост объема производства является
более скромным, нежели рост объема рынка.
Однако здесь прослеживается и определенный
положительный тренд. Так в 2010 году рынок
тракторов в России формировался на 33%
за счет отечественного производителя,
и на 66% за счет поставок техники из зарубежа.[3,36]
Рынок сельскохозяйственных
тракторов в России демонстрировал положительную
динамику на протяжении всего 2012 года
и завершил его с ростом продаж на 11,5% по
отношению к 2011 году. Общий объем продаж
тракторов составил 46 684 ед., из которых
14 933 ед. были произведены на территории
России. Продажи произведенных в России
тракторов сократились на 3,7% в годовом
исчислении, а их доля на рынке сузилась
от 37,1% до 32,0%. За январь-декабрь 2012 года
импорт тракторов на территорию России
увеличился в количественном выражении
на 15%, в стоимостном – снизился на 8%. В
стоимостном выражении сократился импорт
новых тракторов (-17%), увеличился импорт
бывших в эксплуатации тракторов (+54%) и
гусеничных (+49%). В ноябре 2012 года вырос
импорт только тракторов, бывших в эксплуатации,
по всем остальным видам наблюдалось сокращение
импорта и в количественном и в стоимостном
выражении.
Российские тракторные заводы
в состоянии выпускать на сохранившихся
мощностях 65 тыс. единиц сельхоз техники
в год. Но эти мощности в подавляющем большинстве
простаивают. Несмотря на потенциально
высокий спрос на сельскохозяйственные
тракторы, их выпуск сокращается. По подсчетам
специалистов Минсельхоза, только для
преодоления спада необходимо ежегодно
поставлять АПК не менее 45 тыс. машин в
год. Тогда можно будет получать более-менее
стабильные урожаи.
Проблема отечественного тракторостроения
заключается не только в том, что у крестьян
нет денег. _Ряд моделей, на которые существует
реальный спрос, в России не выпускается.
К ним относятся колесные тракторы классов
1,4 (мощностью 80-120 л. с.), 2 (120-160 л. с.) и 3 (160-220
л. с.). Не производятся гусеничные трактора
для АПК мощностью свыше 200 л. с. В результате
аграрии вынуждены использовать зарубежную
сельхоз технику («John Deere», «Claas», «Case» и
др.) либо машины минского и харьковского
тракторных заводов.
Ведущим поставщиком тракторов
на российский рынок является белорусское
предприятие ПО «МТЗ» — почти 57% продаж.
На долю белорусской продукции вообще
приходится свыше 70% поставок. По региональному
принципу продажи тракторов распределились
следующим образом:
• техника, произведенная в
странах СНГ, —58% рынка;
• техника, произведенная в
Росси, — 23,3% (15 414 шт.);
• техника, произведенная в
странах Азии, — 15,4% рынка;
• техника,произведенная в
странах Европы и Северной Америки, —
3,3%
Рис.5. Структура российского рынка
с.-х.тракторов по производителям в натуральном
выражении., %
Более 90% продаж приходится
на тракторы мощностью менее 200 л.с. Интересно
отметить, что в зависимости от диапазона
данного показателя рынок характеризуется
принципиально разным уровнем конкуренции
и типом участников.
Так, в сегменте малогабаритной
техники (включает мини-тракторы, а также
универсальнопропашные машины мощностью
до 50 л.с.) наибольшая доля принадлежит
азиатским производителям. Продукцию
отечественного производства предлагают
ОАО «ВМТЗ», ООО «ЧТЗ-Уралтрак»и ОАО «Курганмашзавод».В
диапазоне от 50 до 200 л.с. основную долю
рынка занимают белорусские тракторы,
как импортируемые, так и собираемые на
территории РФ. Кроме того, именно на этот
диапазон ориентируются рос-сийские производители
(ОАО «Липецкий трактор»,ОАО «ТК «ВгТЗ»,
ПО «Уралвагонзавод» и др.).
Тяжелые тракторы 5, 6, 8 тяговых
классов являются основным предметом
импорта европейских и североамериканских
поставщиков. Конкуренция со стороны отечественных
компаний практически отсутствует.
В качестве основных импортеров
в 2010/11 годах, поставлявших в Россию тракторную
технику для аграриев, выступали страны
Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского
региона, в том числе фирмы США, Канады,
Германии, Великобритании, Финляндии и
др. В числе основных производителей, осуществлявших
поставки тракторов в Россию в указанный
период, были такие ведущие фирмы, как
Case, Challenger, New Holland, John Deere, AGCO, Claas, Buhler, Valtra,
Same, Deutz-Fahr, JCВ и др. Наибольшее число тракторов
поставляли в Россию ведущие фирмы США
и Германии, их общие объемы поставок составляли
соответственно 659 и 29 моделей.