Анализ и планирование прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.
Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Однако, нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.

Оглавление

Введение
Часть 1 Анализ и планирование прибыли предприятия.
1.1 Роль прибыли в условиях рынка
1.2 Прибыль как цель функционирования предприятия
1.3 Определение прибыли
1.4 Понятие и методы расчета рентабельности
1.5 Анализ прибыли
1.6 Анализ образования прибыли
1.7 Анализ использования прибыли
1.8 Составление бюджета по прибыли
1.9 Методы планирования прибыли
1.10 Определение валовой прибыли на планируемый период
1.11 Определение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия
1.12 Основные направления увеличения прибыли на предприятии

Часть 2 Оценка экономической эффективности предприятия
2.1 Основные фонды предприятия и эффективность их использования
2.2 Оборотные средства предприятия и эффективность их использования
2.3 Себестоимость продукции (работ, услуг)
2.4 Прибыль и рентабельность

Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

мой курсач.doc

— 2.23 Мб (Скачать)

 

 

Главный критерий распределения расходов по основным категориям – их экономическое содержание. Для разных предприятий одни и те же виды затрат могут относиться как к постоянным так и к переменным в зависимости от их экономической сущности.

Постоянные (условно-постоянные) затраты – это расходы, которые остаются сравнительно неизменными в течение бюджетного периода, независимо от изменения объемов продаж (например, управленческие расходы, амортизация). В действительности эти расходы постоянными в буквальном смысле слова не являются. Они возрастают вместе с увеличением масштабов хозяйственной деятельности (например с появлением новых продуктов, бизнесов, филиалов) более медленными темпами, чем рост объемов продаж, или растут скачкообразно. Поэтому их называют условно-постоянными.

Переменные (условно-переменные) затраты – это расходы, которые изменяются в прямой пропорции в соответствии с увеличением или уменьшением общего оборота (выручки от реализации). Эти расходы непосредственно связаны с операциями предприятия по закупке и доставке продукции потребителям (стоимость приобретенных товаров, сырья, комплектующих, некоторые расходы по переработке, например электроэнергия). Условно-переменными их называют потому, что прямо-пропорциональная зависимость от объема продаж на самом деле существует лишь до поры до времени или в определенный период. Доля этих расходов в какой-то период может измениться (поставщики поднимут цены, темп инфляции отпускных цен может не совпадать с темпом инфляции этих издержек и т.п.).

Постоянные затраты:

1. Зарплата. Если это зарплата административных работников, прочих работников на окладе – это затраты постоянные. Предприятие обязано выплатить таким сотрудникам зарплату независимо от того, сколько единиц продукции оно произвело. Если это сдельная зарплата, которая зависит от того сколько единиц продукции сотрудник произвел (для производственных предприятий) или сколько товара он реализовал (для торговых предприятий) или сколько услуг он оказал (для предприятий сферы обслуживания),  то в этом случае она переменная.

2. Арендная плата. Арендная плата за помещение относится к постоянным расходам. Вне зависимости от того сколько товаров реализовано вашим предприятием  вы платите ту же самую арендную плату за офис или за склад. Вы не станете платить больше, если вы реализуете на 10 единиц товара больше или меньше.

3. Амортизация основных средств. Зависит от вида амортизации, которую вы применяете. Если у вас производственное оборудование , которое вы амортизируете производственным методом в зависимости от количества произведенных единиц, то в данном случае вы можете отнести часть амортизации на конкретное изделие. В таком случае амортизация будет переменной. Чаще всего амортизация оборудования является постоянными затратами.

Также,  к постоянным затратам относятся  материальные  затраты и отчисления на социальные нужды.

 

2)По калькуляционным статьям затрат:

 

Показатели

1 год

Удельный вес(%)

2 год

Удельный вес(%)

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение

Материальные затраты

1001,024

21,3

647,48

14

-353,544

0,6468

 

Основная заработная плата

970,012

20,64

1324,55

28,64

354,538

 

1,3655

 

Эксплуатация машин и механизмов

952,149

20,26

1230,67

26,6

278,52

 

1,2925

 

Накладные расходы

1776,464

37,8

1422,16

30,76

-354,304

 

0,8006

 

Итого

4699,64

100

4624,85

100

-74,79

0,9841

 

 

Вывод:

Наибольшую долю удельного веса составляют накладные расходы: 37,8% в 1-м году и 30,76% во 2-м году, это может быть связанно с тем, что на создание общих условий для производства, организации, управления и обслуживания (это могут быть административно-хозяйственные расходы, расходы на обслуживание работников строительства, расходы на организацию работ на строительных площадках и прочие накладные расходы) тратится больше всего усилий. Накладные расходы увеличиваются во втором году,  а большая доля удельного веса эксплуатации машин и механизмов: 20,26% и 26,6% в 1-м и 2-м годах соответственно свидетельствует о использовании специального оборудования для производства товаров, работ, услуг.

Удельный вес основной заработной платы и затрат на эксплуатацию машин и механизмов увеличивается во 2-м периоде. Т.е. увеличились расходы на оплату труда производственных рабочих и других рабочих непосредственно занятых в производственном процессе. Можно предположить, что это произошло из-за увеличения различных доплат, надбавок и компенсаций. Увеличение затрат на эксплуатацию машин и механизмов могло произойти из-за большего использования эксплуатационных материалов, увеличения нужд в ремонте машин и механизмов и др.

Материальные затраты составили 21,3% в 1-м году и 14% во втором году.Удельный вес материальных затрат во 2-м периоде уменьшается из-за меньшего использования строительных материалов. Основное место в себестоимости промышленной продукции занимают материальные затраты, т.е. затраты на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо и энергию, приравненную к материальным затратам.

Удельный вес материальных затрат составляет около трех четвертей затрат на производство продукции. Отсюда следует, что экономия материальных затрат в решающей степени обеспечивает снижение себестоимости продукции, а значит, увеличение прибыли и повышение рентабельности.

Важнейшим источником информации для анализа является калькуляция себестоимости продукции, а также калькуляции отдельных изделий.

Анализ начинают со сравнения фактических материальных затрат с запланированными, скорректированными на фактический объем продукции.

Материальные затраты на предприятии на 2-ой год понизились по сравнению с 1-ым годом на 7,3%. Это уменьшило себестоимость продукции.

На величину материальных затрат оказывают влияние три основных фактора:

                    изменение удельного расхода материалов на единицу продукции;

                    изменение заготовительной себестоимости единицы материала;

                    замена одного материала другим материалом.

1) Изменение (снижение) удельного расхода материалов на единицу продукции достигается путем уменьшения материалоемкости продукции, а также за счет уменьшения отходов материалов в процессе производства продукции.

Материалоемкость продукции, представляющая собой удельный вес материальных затрат в цене продукции, определяется на стадии конструирования изделий. Непосредственно же в процессе текущей деятельности предприятия снижение удельного расхода материалов зависит от уменьшения величины отходов в процессе производства.

Различают два вида отходов: возвратные и безвозвратные. Возвратные отходы материалов в дальнейшем используются в производстве, либо реализуются на сторону. Безвозвратные отходы дальнейшему использованию не подлежат. Возвратные отходы исключаются из затрат на производство, так как вновь приходуются на складе как материалы, однако приходуются отходы не по цене полноценных, т.е. исходных материалов, а по цене их возможного использования, которая значительно меньше.

Следовательно, нарушение предусмотренного удельного расхода материалов может повысить себестоимость продукции. 

 

 

 

 

3.Сформировать структуру себестоимости в графическом виде по элементам и статьям в удельном весе.

 

1)Структура себестоимости по статьям затрат( в удельном весе)

 

2)Структура себестоимости по элементам затрат( в удельном весе):

 

 

 

 

3)График прибыли:

 

 

4)График себестоимости:

 

 

 

 

 

 

4)График рентабельности:

 

 

 


                                         Заключение 

Финансовое состояние – это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Однако цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии именно на данном предприятии. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния конкретного предприятия в конкретный период его деятельности.

В ходе работы было обнаружено следующее:

      выявлено увеличение собственных оборотных средств;

      произведен детализированный анализ кредиторской задолженности и выявлено ее уменьшение в сравнении с первым годом;

      отмечено значительное увеличение запасов;

      отмечено повышение рентабельности предприятия.

      выявлено уменьшение себестоимости производства продукции, что влечет за собой повышение рентабельности;

      фондоотдача за 2-й год снизилась на 15,2 % по сравнению с 1-м годом, уменьшился рост производительности труда, а следовательно и выпуск продукции.

 

Основные пути повышения рентабельности предприятия заключаются в снижении себестоимости продукции с одновременным ростом объема выручки от ее реализации.

Для увеличения объемов выручки от реализации продукции необходимо внедрять новые приемы работы с дебиторами.

На основе расчета практической части можно сделать вывод, что предприятие  является успешным. Об этом свидетельствуют многие показатели рассчитанные ранее. Оценив уровень фондоотдачи можно сказать, что на предприятии наблюдается неинтенсивное ведение хозяйства и происходит незначительное уменьшение объема выпускаемой продукции. По показателям ликвидности видно, что  происходит увеличение в оборотном капитале собственных средств,   предприятие стало более платежеспособно. Источником финансирования в первом году являлись, в основном, собственные средства , т.к. предприятие прибыльное и у него остаются денежные средства в распоряжении .

 

 

                  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.                  Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия. - М.: Инфра-М, 1998.- 368 с.

2.                  Ковалев В.В. Финансы: учебник. – М.: ТК Велби, 2004. – 634 с.

3.                  Колпина Л.Г., Кондратьева Т.Н. Финансы предприятий: Учебник. – Мн.: Выш.шк., 2008. – 336 с.

4.                  Нехорошева Л.Н., Антонов Н.Б. Экономика предприятия: Учебное пособие. – Мн.: Выш. школа, 2003. – 383 с.

5.                  Попов, Е. М. Финансы предприятий: учебник. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 573 с.

6.                  Суша Г.З. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 384 с.

7.                  Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А. – М: ЮНИТИ. - 2001г. – 562 с.

8.                  Экономика предприятия : учебник/ Автор: В. И. Титов -2008 год

Информация о работе Анализ и планирование прибыли предприятия