Анализ финансвой деятельности хозяйственного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 09:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является комплексное исследование финансовой деятельности организации ООО Торговый Дом «Май».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать понятие и раскрыть значение анализа финансового состояния предприятия;
рассмотреть экономическое содержание валового дохода и прибыли в торговле;
изучить современные подходы к анализу хозяйственной деятельности торговых предприятий;
дать характеристику ООО Торговый Дом «Май»;
провести анализ стратегического развития предприятия;
провести анализ финансового состояния предприятия;
разработать предложения по увеличению финансовой устойчивости организации.

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Понятие и значение анализа финансового состояния предприятия 6
1.2. Экономическое содержание валового дохода и прибыли в торговле 10
1.3. Анализ рентабельности в торговле 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ «МАЙ» 23
2.1. Общая характеристика предприятия 23
2.2. Анализ финансово-экономического положения предприятия 27
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ «МАЙ» 36
3.1. Общие рекомендации по совершенствованию финансовой политики общества 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Файлы: 1 файл

Курсовая экономика.doc

— 338.50 Кб (Скачать)

     Важным  элементом деятельности торгового  предприятия является анализ и планирование своей работы. На современном этапе существует множество разных подходов к анализу, основные из них будут описаны далее.19

1.3. Анализ рентабельности в торговле

 

     Общая рентабельность торговых предприятий  на практике обычно определяется отношением прибыли к товарообороту. Он показывает, сколько процентов составляет прибыль в товарообороте. Этот уровень рентабельности следует исчислять не по всей (балансовой) прибыли, а только по прибыли от реализации товаров, так как внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота. Экономисты стран с развитой рыночной экономикой его называют уровнем рентабельности продаж. Он находится в прямой зависимости от изменения уровня валового дохода, находящегося в распоряжении торгового предприятия, и в обратной - от изменения уровня издержек обращения.

     Уровень рентабельности, исчисленной отношением прибыли к товарообороту, имеет  существенный недостаток: он не учитывает, при каких хозяйственных ресурсах (активах) достигнут финансовый результат  и как эффективно они используются. В связи с этим экономисты предлагают определить рентабельность хозяйственных ресурсов как отношение годовой суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств. Он показывает, сколько процентов занимает прибыль в активах предприятия или сколько копеек прибыли получено с каждого рубля хозяйственных ресурсов. В зарубежной аналитической практике его называют уровнем рентабельности функционирующего капитала. При исчислении рентабельности функционирующего капитала в расчет следует включать все основные производственные средства (собственные, арендованные и безвозмездно предоставленные) и все оборотные средства (текущие активы). Фактическую среднегодовую стоимость собственных основных средств и оборотных активов рассчитывают по данным бухгалтерских балансов.

     Способом  долевого участия можно измерить влияние на уровень рентабельности функционирующего капитала изменения  средних остатков отдельных видов  хозяйственных средств.

     Далее необходимо изучить причины и факторы, повлиявшие на изменение средних остатков основных и оборотных активов, и выявить резервы повышения эффективности их использования. Средние остатки основных производственных фондов математически можно представить как отношение объема товарооборота к уровню фондоотдачи. Влияние фондоотдачи на рентабельность функционирующего капитала можно также измерить способом долевого участия.

     Средние остатки оборотных активов можно  представить как произведение среднедневного товарооборота на их оборачиваемость в днях. В связи с этим по уровню рентабельности функционирующего капитала можно изучить влияние второго качественного показателя работы торговых предприятий - оборачиваемости оборотных средств.20 Для этого исчисляют, сколько высвобождено или дополнительно вложено средств за счет изменения оборачиваемости (умножением фактического среднедневного товарооборота за отчетный год на ускорение или замедление оборачиваемости оборотных средств в днях) и способом долевого участия определяют ее влияние на уровень рентабельности хозяйственных ресурсов (по той же методике, что и влияние на рентабельность изменения фондоотдачи).

     Мировая практика стандартной оценки хозяйственной  и финансовой деятельности предприятий  предлагает использование системы  взаимосвязанных показателей рентабельности, каждый из которых несет вполне определенную нагрузку для пользователей информации.21 Одни из них применяют для оценки текущего положения предприятия, другие - при проведение динамического и сравнительного анализа показателей рентабельности по секторам основной деятельности (по видам хозяйственной деятельности и хозрасчетным подразделениям), по предприятиям-аналогам и предприятиям-конкурентам. С этой целью выработана научно обоснованная система показателей рентабельности. Наряду с рассмотренными ранее показателями рентабельности продаж и функционирующего капитала предлагается изучать рентабельность основных производственных фондов, рентабельность оборотных средств, рентабельность затрат средств на оплату труда, рентабельность собственного капитала (прибыль к источникам собственных средств), рентабельность перманентного капитала (отношение прибыли к собственному капиталу плюс долгосрочные обязательства), рентабельность экономического потенциала (прибыль к среднегодовым остаткам основных и оборотных средств и расходам на оплату труда) и др.22 Также определяют прибыль в расчете на одного работника, на 1 м 2 торговой или всей площади магазина.

     Указанные выше показатели рентабельности следует  рассчитывать по прибыли от реализации товаров, балансовой и чистой прибыли, что позволяет изучить влияние составных частей прибыли и ее использования на рентабельность работы предприятия.23

     Итак, анализ рентабельности продаж должен проводится по отдельным товарам  и товарным группам с использованием данных потоварного учета валового дохода и издержек обращения. Это позволяет установить высокорентабельные, низко рентабельные и убыточные товары и принять меры к расширению закупки и реализации товаров с высокой рентабельностью. В условиях рыночной экономики следует определять рентабельность каждой партии закупаемых товаров. При изучении целесообразности и эффективности закупки и реализации отдельных партий товаров необходимо учитывать их оборачиваемость.

 

      

      Глава 2. Анализ финансовой деятельности ООО торговый дом «МАЙ»

2.1. Общая характеристика предприятия

 

      Компания ООО Торговый Дом «МАЙ» находится  в городе Пермь по улице Карпинского 91е. Предприятие основано  в 1994 г.  Ее история началась с создания оптовой торговой компании по продаже алкогольной продукции. На тот момент компания называлась «Локомотив». Продукты питания вошли в ассортимент компании в 1998 г. Первыми продуктами питания стали оливковое масло и мука. В последующем от алкогольной продукции решено было отказаться  и тогда компанию переименовали в ООО «МАЙ». Стали заключать дистрибьюторские договора с производителями  продуктов питания  и на сегодняшний день ассортимент насчитывает около 2000 наименований.

      За  эти годы  компания  успешно зарекомендовала  себя как надежный  партнер в области  оптовых продаж, а также оказание   услуг по логистике в городе Перми  и Пермском крае,   ориентированный на долгосрочное сотрудничество. С 1998 г.   компания    увеличила   объемы продаж,  численность  сотрудников  увеличилась 2,5 раза,  Увеличился ассортимент   продаваемой продукции. Стали  заключаться   дистрибьюторские    соглашения  с ведущими  компаниями  Российской Федерации, что в дальнейшем   это  увеличило статус компании  в Пермском регионе. Компания добилась  эксклюзивного права от  торговых марок: «Идеал», «Раздолье», Кароли», «Олейна», «Славяновское», «Ахмад»,  «Орими Трейд»,  «Сдобри», «Ряба»,  «Майский чай», «Лисма», «Грандос»,  «Амбассадор», «Галина бланка», «Бондюэль»,  «Коррадо», «Балтимор», «Александра и Софья».

      Таким образом, ООО «Май» является одним из лидеров рынка по продаже продуктов питания в городе Перми и Пермском крае.

      Основной торговый ассортимент представлен следующими популярными товарами:

  1. Чай: «Майский чай», «Орими трейд», «Ахмад» - лидер на рынке г. Перми и Пермского края, доля фирмы 75 %;
  2. Масла: «Идеал», «Злато», «Олейна», «Золотая семечка», «Милора», «Раздолье», «Славяновское» - лидер на рынке г. Перми и Пермского края, доля фирмы 70 %;
  3. Макаронные изделия: «Макфа», «Смак» - лидер на рынке г. Перми и Пермского края, доля фирмы 70 %;
  4. Майонезы и маргарины: НМЖК и «Сдобри», «Золотая семечка» - лидер на рынке г. Перми и Пермского края, доля фирмы 40 %;
  5. Кофе: «Грандос», «Амбасадор», «Чибо», «Маккона», «Милагро»;
  6. Кетчупы и соусы: «Балтимор», «Восточный гурман»;
  7. Консервация: «Бондюэль», «Эко», «Деко», «Кереш», «Кечкемет»,«Белмолпродукт»,«Союзконсервмолоко», «Йошкар-олинский мясокомбинат», «ОВА», «Пищевик», «Мивимекс».

      Продукты быстрого приготовления: «Галина Бланка», «Мивимекс», «Александр и Софья».

      В собственности ООО «Май» находится центральный терминал со складскими площадями, собственной железнодорожной веткой и круглосуточным режимом работы.

      Количество транспортных единиц 43 автомобиля с грузоподъемностью от 1,5 тонн до 35 тонн.

      Имеющиеся каналы сбыта

  1. В Пермском крае:

      Сеть  филиалов: 10 филиалов фирмы по Пермскому краю в ключевых городах края – города Березники, Соликамск, Лысьва, Кунгур, Чернушка, Чайковский, Верещагино, Кудымкар, Краснокамск и Кизел. Налажены активные продажи товаров  за счет собственной инфраструктуры филиалов. Инфраструктура включает в себя складские помещения, транспортные единицы, штат торговых представителей и управленческий персонал.

  1. В Перми:

      Сеть  складов - это 5 отделений на крупнейших оптовых базах города Перми. Отделения рассчитаны на мелкооптовых клиентов в городе и в области, которые самостоятельно приезжают за товаром. Основной упор в работе сделан на сотрудничество с розничными магазинами города и области. Клиентская база фирмы составляет 2 500 розничных точек. Доставка товаров до клиентов осуществляется собственным автотранспортом в течение 24 часов с момента поступления заказа.

      Доставку товара до потребителя  мы осуществляем  через единую  логистическую  систему, которая имеет сеть  распределительных  центров на крупных  продовольственных базах города и области, через сеть  фирменных магазинов, а также  путем   прямой доставки  в магазины и на рынки. Доставка клиентам осуществляется по  разработанной  матрице,  согласованному   временному графику в 24 часа с  момента  получения  заказа от клиента. Осуществляем  разгрузку  и приемку  товара  от поставщика с помощью  промышленного сканера, что позволяет   уйти от ошибок. Хранение   товара  происходит  с учетом  новых  технологий современной складской логистики (АВС  анализ и адресное хранение).

      Розничные продажи – отдел по работе с розничными магазинами города Перми насчитывает 40 торговых представителей. На базе фирмы сформированы и работают эксклюзивные команды  торговых представителей: «Майский чай», «Орими трейд», «Балтимор», «ОВА», «Макфа», «Бунге», «НМЖК», «Ахмад».

      Оптовые продажи – оптовый отдел фирмы, занимающийся продажей товаров крупным оптом в городе и области. Построенная схема позволяет фирме охватить все сегменты рынка от крупных оптовых продаж до реализации товаров непосредственно конечному потребителю.

      Стратегическую  цель компании ООО «МАЙ» можно определить следующим образом: «Стать безусловным лидером на рынке Пермской области по торговле чаем, консервацией  и маслом».

      Миссия компании ООО «МАЙ» такова: «Мы соединяем интересы производителя и потребителя».

    Организационная структура фирмы направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления. Создание эффективной структуры управления предприятием – одна из важнейших задач.

    Если  рассматривать по типу, то в компании ООО «МАЙ» существует линейно-функциональная структура управления. Это можно отследить по таким критериям, которые присуще данной структуре как хорошая координация всех функций, профессиональная специализация, высокое качество технических проблем, хорошая степень контроля выполнения производственных задач. Так же можно увидеть и отрицательные стороны данной структуры - это то, что при возникновении каких-то конфликтов трудно установить, кто виноват; каждое подразделение имеет свои цели и не заботиться о целях других подразделений; все решения сконцентрированы на вершине. Это приводит к увеличению времени решения проблем, искажению передаваемой информации  и увеличению затрат на передачу информации. Такая функциональная организация в целом эффективна для предприятий со стабильным характером производства и  действующим в относительно стабильной рыночной среде, т.е. для компании рассматриваемой нами.

    На  наш взгляд, руководству следует в большей степени делегировать функции управления своим сотрудникам, в том числе в сфере финансового менеджмента.

    Общая численность персонала всего холдинга составляет  589 человек. Из них: ООО «Управляющая компания «Май» - 42, ЗАО «Пермрыба» - 120, ООО «Май-терминал» - 93, ООО «Май-центр» - 74, ООО «Май-трейд» - 70, ООО «Транс-сервис М» - 49, ООО «Май-регион» - 79, ООО «Молочный завод «Березовский» - 57. 

    Возраст персонала: до 25 лет – 28,3 %, 26-35 лет – 43 %, 36–45 лет – 19,1 %, 46 и старше – 9,6 %. Таким образом, средний возраст персонала составляет 32 года.

    Образование персонала: высшее – 22,3 %, неполное высшее –  4,4 %, среднее профессиональное – 23,9 %, неполное среднее профессиональное – 20,7 %,  среднее – 26,3 %, неполное среднее – 2,4 %.

Информация о работе Анализ финансвой деятельности хозяйственного предприятия