Амортизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Экономикой охватываются все без исключения стороны жизни человека, связанные с удовлетворением его физиологических и духовных потребностей. Чтобы поддерживать необходимый жизненный уровень, иметь семью, воспитывать детей, людям необходимы пища, еда, кров. Эти предметы жизнеобеспечения создаются на предприятиях промышленности, сельского хозяйства, строительства при непосредственном участии предприятий транспорта и связи.

Оглавление

Введение
Понятие и сущность амортизации основных фондов.
Методы начисления амортизации основных фондов и
нормы амортизации.
Ускоренная амортизация.
Тенденции совершенствования амортизационной политики РБ.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 79.01 Кб (Скачать)

Таблица 1

Доля  амортизации в  затратах на производство продукции в отрослях промышленности, %

Отрасль 1990 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Промышленность  – всего 9,4 5,5 4,6 4,6 4,1 4,1 3,8
Электроэнергетика 22,5 9,6 8,4 9,5 8,5 8,1 7,9
Топливная 9,2 5,7 4,7 5,1 4,2 3,4 3,3
Чёрная  металлургия 25,9 3,4 3,3 3,3 2,7 3 2,5
Химическая  и нефтехимическая 24 8,7 6,8 6,1 5,9 5,9 5,7
Машиностроение  и металлообработка 9,8 4,7 3,4 3,2 2,8 2,8 2,5
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 9,6 5,1 4,5 4,7 4,1 4,1 4,1
Промышленность  строительных материалов 20,2 8,3 8,1 7,4 6,2 5,4 5
Лёгкая 3,2 3,7 3,3 3,2 2,7 3,1 3
Пищевая 3,5 3 3 3,1 3 3,4 3

Источник 10

Решение главной стратегической задачи целесообразно  осуществлять в рамках подхода к  амортизационной политике, который  подразумевает ее последовательную либерализацию. Под либерализацией амортизационной политики понимается расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов в определении воспроизводственных пропорций принадлежащих им амортизируемых активов в заданных государством институциональных рамках. Суть ее состоит в создании условий, позволяющих осуществлять замену физически и морально устаревшего оборудования новым в момент, определенный его собственником, за счет введения дополнительных инструментов амортизационной политики. Это не означает самоустранение государства от регулирования воспроизводственных процессов. Изменяются лишь его методы: вместо прямых применяются косвенные, основанные на предоставлении субъектам хозяйствования привлекательных для них льгот и стимулов, дифференцированных по отраслевым и региональным признакам.

Необходимость отраслевой дифференциации амортизационной  политики обусловлена тем, что в  отдельных отраслях экономики моральное  старение оборудования наступает раньше, чем в других, и последствия его несвоевременной компенсации значительно серьезнее. Поэтому весь народнохозяйственный комплекс можно условно разделить на три группы: а) производства, образующие высокотехнологичный сектор экономики; б) базовые отрасли, которые не входят в высокотехнологичный сектор, но определены государством как приоритетные (в том числе малый бизнес); в) все остальные отрасли и производства, в том числе депрессивные.

В региональном разрезе целесообразно выделить: а) субъекты инновационной инфраструктуры; б) малые и средние города; в) все остальные территориальные образования, не включенные в группы а) и б). Отраслевая и региональная дифференциация амортизационной политики не только позволит государству осуществлять регулирование воспроизводственных пропорций в отдельных отраслях экономики и регионах страны, но и станет селективным инструментом структурных преобразований в рамках промышленной, региональной и научно-технической политики. [10]

Для восполнения  существующего дефицита инструментов компенсации морального износа технологического оборудования, имеющегося у отечественных производителей, целесообразно снизить нижнюю границу диапазона сроков их полезного использования, установленную Инструкцией о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов . Для предприятий группы а) - с 0,5 до 0,2; для предприятий группы б) - с 0,5 до 0,3. Возможность устанавливать более короткие сроки полезного использования производственного оборудования позволит рентабельным производствам, входящим в высокотехнологичный сектор экономики и инновационную инфраструктуру, увеличить норму амортизации и ускорить амортизационный процесс, компенсируя моральный износ оборудования в значительно большей степени.

Дополнительной  мерой для компенсации морального износа может стать метод расчета  амортизируемой стоимости основных средств с учетом прогноза их будущей  ликвидационной стоимости. Дело в том, что принципы, заложенные в понятие амортизируемой стоимости в отечественной практике, отличаются от предусмотренных международными стандартами финансовой отчетности. Так, белорусский порядок не предусматривает исключение из нее суммы будущей ликвидационной стоимости. Предоставление белорусским предприятиям возможности учитывать прогноз будущей ликвидационной стоимости основных средств и нематериальных активов при установлении амортизируемой позволит сблизить отечественную практику определения последней с международными стандартами. Тем самым предлагается отказаться от «натуралистического» подхода, согласно которому амортизируемая стоимость оборудования в полном объеме подлежит переносу на затраты производства по истечении периода его фактического использования.

Особое  место в новой концепции амортизационной  политики следует отвести стимулирующему использованию ее инструментов в инновационных целях: необходимо предоставить предприятиям возможность консолидации амортизационных ресурсов в рамках межотраслевых и территориальных кластеров для совместного финансирования крупных инвестиционных проектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), способных оказывать влияние на уровень технологического развития всей цепочки участников кластера. При этом следует предусмотреть два вида консолидации амортизационных ресурсов: проектную, когда они объединяются разово для реализации конкретного инвестиционного проекта, и перманентную, когда средства амортизационного фонда объединяются на постоянной (продолжительной) основе, например, для совместного финансирования НИОКР. Такой кластерный подход к использованию амортизационных отчислений станет новой формой управления амортизацией и будет способствовать ускорению инновационных процессов.

Данная  мера повлечет за собой отказ от государственного контроля над использованием амортизационных отчислений частных предприятий. Это не страшно. Дело в том, что по своей экономической природе амортизационные отчисления представляют собой возмещение части капитала, который ранее был инвестирован в основной капитал, поэтому решение о конкретном направлении их использования за рубежом традиционно принимается инвестором.

Для того чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность осуществлять воспроизводство их основного капитала в условиях высоких темпов научно-технического прогресса, белорусский институт амортизации должен быть приведен в соответствие сложившейся глобальной технократической парадигме экономического развития. Важно не принуждать предприятия использовать амортизационные отчисления для финансирования инвестиций в основной капитал, а стимулировать  конечный этап воспроизводственного процесса -ввод в эксплуатацию основных средств и нематериальных активов, основанных на новейшей технологической основе. Если появится привлекательный для субъектов хозяйствования стимул к осуществлению капитальных вложений, отпадет необходимость в глобальном государственном контроле над использованием амортизационных отчислений. При прочих равных условиях субъект хозяйствования отдаст предпочтение средствам амортизационного фонда в качестве источника финансирования инвестиционного проекта, поскольку по сравнению с другими собственными источниками (прибылью) они выведены из-под прямого налогообложения (налог на прибыль), а по сравнению с привлеченными - не требуют уплаты процентов за использование. [5]

Таким стимулом может стать амортизационная премия, сущность которой заключается в снижении налогооблагаемой прибыли предприятий на установленный процент (ставку амортизационной премии) от определенных видов льготируемых расходов: на приобретение нового технологического оборудования и нематериальных активов; проведение НИОКР; переоценку амортизируемых активов с привлечением экспертов-оценщиков. Зарубежный опыт свидетельствует, что амортизационная премия способна не только стимулировать инвестиционную деятельность субъектов хозяй-ствования, но и быть гибким инструментом государственного регулирования воспроизводственных пропорций основного капитала в экономике, его видовой, технологической и отраслевой структуры. Государственное регулирование осуществляется через: 1) определение объектов амортизационной премии, т.е. конкретных видов расходов предприятий, которые могут быть «премированы»; 2) установление по ним ставок амортизационной премии, т.е. доли в фактически осуществленных «премируемых» затратах, на сумму которых может быть снижена налогооблагаемая база по уплате налога на прибыль. Для придания амортизационной премии статуса инструмента амортизационной политики, направленного не только на стимулирование расширенного воспроизводства основного капитала, но и на активизацию инновационной деятельности предприятий, развитие экспортного потенциала производителей, целесообразно ввести в Беларуси следующие ее объекты и ставки (табл. 2). В обстановке нарастающей глобализации, важным следствием которой является упрощение миграции капитала, при прочих равных условиях различия в амортизационных системах отдельных стран могут стать решающим фактором в процессе принятия инвестором решения о выборе национальной «площадки» для размещения будущего производства. В связи с этим уровень амортизационных льгот, которые оказывают значительное влияние на сроки окупаемости инвестиционных проектов и таким образом воздействуют на инвестиционный климат в стране, в Республике Беларусь должен соответствовать имеющемуся в других государствах. Предлагаемые автором размеры ставок амортизационной премии носят концептуальный характер и сопоставимы с уровнем амортизационных льгот в развитых странах.

Сдерживающий  фактор для наращивания ставок амортизационной  премии -формирование доходной части  бюджета страны. С одной стороны, налог на прибыль является ее второй после налога на добавленную стоимость статьей, составляя 13,3% . С другой - денежные средства, недополучаемые бюджетом вследствие снижения налоговых выплат в форме налога на прибыль, автоматически направляются в оборот хозяйствующих субъектов по принципу «постфактум» взамен фактически осуществленных инвестиций в новое оборудование, нематериальные активы, НИОКР и т.п. Одновременно с этим сокращаются масштабы прямого субсидирования из государственного бюджета, в результате чего оно осуществляется косвенно и становится целевым.

Как показали расчеты на примере конкретных предприятий, снижение выплат налога на прибыль составляет в среднем 18-22,6% в зависимости от фактического объема капитальных вложений и ставок амортизационной премии. Введение накопительной системы ставок амортизационной премии для предприятий-экспортеров, которая предусматривает дополнительное увеличение итоговой ставки амортизационной премии по всем льготируемым расходам в случае роста доли экспортируемой продукции в обшем объеме ее производства, создаст стимул для наращивания объемов экспорта отечественными производителями и будет содействовать решению проблемы отрицательного сальдо торгового баланса Беларуси.

Применение  ставок амортизационной премии для  расходов на НИОКР активизирует инновационную деятельность отечественных субъектов хозяйствования, а введение 100- и 125-процентной ставок для тех расходов на НИОКР, которые привели к фактическому внедрению инноваций, повысит ее мотивацию и результативность.

Реализация  предложенных мер позволит решить многие проблемы действующей амортизационной политики Республики Беларусь, создаст предпосылки для активизации инвестиционной и инновационной деятельности предприятий, сформирует прямые стимулы для воспроизводства их основных средств на новой технологической основе, повысит спрос на новое оборудование и производственные технологии, что придаст импульс технологическому развитию экономики.[10]

Концептуальные  положения либерализации амортизационной  политики Республики Беларусь, создаёт предпосылки для активизации инвестиционной и инновационной деятельности предприятий, сформирует прямые стимулы для воспроизводства их основных средств на новой технологической основе, повысит спрос на новое оборудование и производственные технологии, что придаст импульс технологическому развитию экономики.

В современных  условиях важнейшим направлением совершенствования

амортизационной политики является общее повышение  норм амортизации на основе снижения срока полезного использования  основных средств. При этом могут  быть различные варианты:

первый - увеличение норм амортизации на активную часть основных средств на 30%, на пассивную -10%;

второй - увеличение нормы амортизации на 50% на активную часть основных средств, срок морального износа у которых  не более 4 лет, а на остальную их часть-30% Увеличение нормы амортизации  на пассивную часть - на 10%.

Информация о работе Амортизация