Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 11:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ алгоритма принятия решения об увольнении сотрудников на примере организации ЗАО «Тандер».
В рамках основной цели решаются следующие задачи:
изучение теоретических основ принятия решения об увольнении сотрудников в организации;
анализ методов и организационных приемов управленческих решений в ЗАО «Тандер» при увольнении персонала предприятия;
анализ динамики увольнений в ЗАО «Тандер» за 2010 – 2012 года;
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы принятия решения об увольнении сотрудников в организации 6
1.1. Увольнение сотрудников в организации 6
1.2. Основные нормы, ограничения при увольнении сотрудников в организации 7
1.3. Причины увольнения в организации 13
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Практические основы принятия решения об увольнении сотрудников в организации ЗАО «Тандер» 23
2.1. Общая характеристика ЗАО «Тандер» 23
2.2. Анализ методов и организационных приемов управленческих решений в ЗАО «Тандер» при увольнении персонала предприятия 26
Выводы по второй главе 30
Глава 3. Мероприятия по сохранению численности в организации ЗАО «Тандер» 32
3.1. Анализ динамики увольнений в ЗАО «Тандер» 32
3.2. Управленческие решения по сохранению численности персонала ЗАО «Тандер» 35
3.3. Социальная политика, направленная на сохранение численности в организации 39
Выводы по третьей главе 41
Заключение 42
Список используемой литературы 45
• подписание сотрудником ЗАО «Тандер» обязательства о неразглашении им конфиденциальных сведений после увольнения;
• документальное оформление увольнения в соответствии с общими правилами;
• прием от сотрудника ЗАО «Тандер» пропуска для входа в здание фирмы, выдача ему трудовой книжки и расчета по заработной плате, сопровождение его до выхода из здания сотрудником службы безопасности.
После сдачи всех документов и материалов сотруднику ЗАО «Тандер» запрещается входить в режимную рабочую зону. При необходимости у него может быть изъят пропуск (идентификатор) сотрудника и выдан идентификатор посетителя с правом входа только в определенные административные помещения.
Беседа с увольняющимся сотрудником ЗАО «Тандер» имеет целью предотвратить утрату информации или ее неправильное использование бывшим сотрудником в результате его природной или умышленной забывчивости. Следует напомнить увольняющемуся сотруднику, что он подписывал при поступлении на работу обязательство (подписку) о неразглашении фирменных секретов.
Ему напоминают, что и после увольнения из фирмы, по крайней мере, в течение года за его деятельностью будет осуществляться наблюдение. Предупреждение включается в обязательство, которое подписывает увольняющийся сотрудник.
В ЗАО «Тандер» применяются административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом.
Регулирование взаимоотношений сотрудников ЗАО «Тандер» происходит посредством положений о структурных подразделениях и должностных инструкций. При управлении текущей деятельностью предприятия используется властная мотивация (издание приказов, отдача распоряжений, указаний), материальное стимулирование труда работников ЗАО «Тандер»:
Развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации ЗАО «Тандер» происходит с помощью формирования корпоративного духа, повсеместного использования корпоративного стиля, широкого использования логотипов кампании.
Среди социально-психологических методов управления персоналом, используемых на предприятии следует так же назвать оптимизацию организации рабочего места, организацию корпоративных праздников, проведение внутриорганизационных конкурсов и др.
Используемые ЗАО «Тандер» социально-психологические методы эффективно осуществляют духовное стимулирование, создавая благоприятный климат в коллективе и чувство принадлежности к организации.
В части использования экономических методов стимулирования у организации ЗАО «Тандер» имеются резервы усовершенствования процесса управления за счет системы стимулирования, использования новых форм оплаты труда, участия работников в прибыли организации и в управлении.
Все эти методы позволяют менеджерам ЗАО «Тандер» эффективно управлять человеческими ресурсами организации, минимизировать затраты и максимизировать прибыль организации, а также обеспечить стабильное развитие организации.
Наиболее распространенными основаниями для расторжения трудового договора являются инициатива работника, истечение срока трудового договора, а также увольнение в связи с сокращением численности штата ЗАО «Тандер».
В целях уменьшения текучести кадров и закрепления молодых специалистов на ключевых должностях, в ЗАО «Тандер» проводится изучение социально-психологического климата коллектива для выявления потребностей персонала, внедряются программы предоставления займов работникам, заключаются соглашения к трудовым договорам на условиях взаимных обязательств между работодателем, взявшим на себя обязательства оплачивать обучение работников, и работником, который обязуется отработать на предприятии определенное количество лет по окончанию обучения.
На предприятии ЗАО «Тандер» проводится «выходное интервью».
Заявлению об увольнении в отделе кадров ЗАО «Тандер» придают больше значения, чем анкетам соискателей. Потому что увольняющийся - это бесценный источник информации о предприятии ЗАО «Тандер», обо всех его недостатках и достоинствах.
Системно мыслящий кадровик в организации ЗАО «Тандер» обязательно находит в своем плотно забитом графике час для полноценной беседы с увольняющимся работником. Причем, именно беседы. На равных. Тот, кто увольняется, больше ничего не должен предприятию. Возможно, он и разговаривать не согласится. Поэтому перед кадровиком встает трудная задача - сделать предстоящую беседу добровольной и откровенной.
Иногда работники сами идут навстречу управленцам. Просто так, от нечего делать люди, как правило, не увольняются. И «выходное интервью» - их последняя возможность поговорить о наболевшем. Такие люди охотно принимают участие в последней беседе. Именно от них опытный менеджер по персоналу сможет получить информацию и о производственном процессе, и о личных взаимоотношениях в коллективе. Другие работники, напротив, уходят молча. Возможно, их обида или разочарование настолько велики, что отбивают всякую охоту в откровенности. Возможно, они не считают нужным кому-то что-то доказывать. В этих случаях роль кадровика становится особенно важной. Ведь нужно устранить взаимные претензии и расстаться с доброй памятью друг о друге.
В беседе с увольняющимся работником выясняются основные проблемы организации работы на предприятии ЗАО «Тандер». Увольняющиеся - это, как правило, те люди, которые лучше других видят и чувствуют недостатки компании, не желают с ними соглашаться и мирно сосуществовать. Беседуя с ними, можно узнать о таком количестве минусов организации, что никакой приглашенный топ-менеджер и за год не вычислит.
А еще у того, кто увольняется, узнают про разные этапы жизни работника на предприятии ЗАО «Тандер». С какими надеждами и планами он пришел на предприятие ЗАО «Тандер», тогда еще - устраиваться на работу. Как его встретили в коллективе. С какими трудностями он столкнулся в начале работы. Что мешало ему эффективно трудиться впоследствии. А может, наоборот, кто-то очень здорово помогает новичкам влиться в процесс работы.
У «выходного интервью» есть еще одна очень важная функция. Оно может стать громоотводом для отрицательных эмоций уходящего сотрудника. Ведь случается, и так - обидели человека несправедливо или обманулся он в ожиданиях. Или против закона пошел работодатель, и ждет его судебный иск с требованием приличной компенсации и восстановления справедливости. Опытный менеджер по персоналу должен разрешить неприятную для обеих сторон ситуацию. Если человеку дали выговориться, выслушали и поняли, принесли извинения, то конфликт может погаснуть, так и не начавшись. Даже тот факт, что работника спрашивают, интересуются его мнением, тратят на него время, - только одно это приносит организации ЗАО «Тандер» огромный плюс.
Выводы по второй главе
ЗАО «Тандер» филиал г. Магнитогорск (далее магазины Магнит) является владельцем крупнейшей по числу магазинов и территории их покрытия сети в России, что позволяет осуществлять закупки на специальных условиях.
Магазины Магнит успешно работают на рынке более 5 лет. За время существования сети магазинов в Магнитогорске постепенно увеличивается количество магазинов. Главной целью магазинов Магнит является получение прибыли и ее максимизация.
Увеличение чистой прибыли в 2011 году говорит о том, что магазины Магнит поработали отлично. Резкое уменьшение чистой прибыли в 2012 году связано прежде всего с огромными затратами на строительство новых магазинов на территории города Магнитогорск и расширения сети магазинов «Магнит».
В общем можно сказать, что магазины Магнит за анализируемый период поработали очень даже неплохо. Строительство новых магазинов Магнит позволит увеличить выручку предприятия в дальнейшем.
В ходе работы рассмотрена технологическая цепочка увольнения сотрудника на предприятии ЗАО «Тандер».
В ЗАО «Тандер» применяются административные, экономические и социально-психологические методы управления персоналом.
Все эти методы позволяют менеджерам ЗАО «Тандер» эффективно управлять человеческими ресурсами организации, минимизировать затраты и максимизировать прибыль организации, а также обеспечить стабильное развитие организации.
Глава 3. Мероприятия по сохранению численности в организации ЗАО «Тандер»
3.1. Анализ динамики увольнений в ЗАО «Тандер»
Поскольку изменения качественного состава персонала магазинов Магнит происходят в результате его движения, то этому вопросу следует уделить большое внимание.
Найдём среднесписочную численность магазинов Магнит за 2010-2012г.г.
;
;
Среднесписочная численность магазинов Магнит определяет среднее число человек работавших в истёкшем году. Среднесписочная численность за анализируемый период с 2010 по 2012 года в магазинах Магнит постепенно растет.
Рассчитаем коэффициент оборота по приему персонала магазинов Магнит за 2010 - 2012гг.
Коэффициент оборота по приему персонала магазинов Магнит определил, какая доля работников прибыла на предприятие. За 2010 – 2012 года в магазинах Магнит наблюдается повышение коэффициента оборота по приему персонала, что связано с открытием новых магазинов Магнит.
Найдём коэффициент оборота по выбытию кадров магазинов Магнит за 2010 - 2012гг.
Коэффициент оборота по выбытию кадров показывает, какая доля сотрудников перестала работать в магазинах Магнит по той, или иной причине. В 2010 году коэффициент оборота по выбытию кадров магазинов Магнит составил 0,11. В 2011г. увольнений было 0,13. Немного уменьшился коэффициент выбытия кадров в 2012 году и стал составлять 0,11.
Рассчитаем коэффициент текучести кадров магазинов Магнит за 2010 – 2012 года.
Расчёт данного коэффициента магазинов Магнит показал, какая доля кадров находится в движении. В 2010г. движение кадров составляло 0,11. В 2011 году движение немного увеличилось и стало составлять 0,13. В 2012 году движение кадров уменьшилось и составляло 0,11. Текучесть персонала магазинов Магнит связано с неудовлетворенностью сотрудников магазинов заработной платой. Кроме того в магазинах Магнит слабо развита материальная мотивация сотрудников, нет вознаграждений за выполнение планов, за выслугу лет.
Рассчитаем коэффициент постоянства состава персонала магазинов Магнит за 2010 – 2012 года.
Коэффициент постоянства кадров магазинов Магнит в 2011 году уменьшается и составляет 0,84, что говорит об ухудшении стабильности кадров. В 2011 году увеличивается количество уволенных сотрудников магазинов Магнит, что и повлияло на ухудшение показателя постоянства кадров магазинов Магнит. В 2012 году показатель постоянства персонала магазинов Магнит постепенно увеличивается и составляет 0,87, что говорит об улучшении стабильности предприятия.
На основании данных о движении персонала ЗАО «Тандер» филиал г. Магнитогорск за 2010 – 2012 года составим таблицу 2.
Таблица 2
Данные о движении персонала ЗАО «Тандер» за 2010 – 2012 года
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Численность персонала на начало года |
111 |
120 |
132 |
Приняты на работу |
19 |
24 |
28 |
Выбыли |
12 |
16 |
15 |
В том числе: по собственному желанию |
9 |
12 |
10 |
Уволены за нарушение трудовой дисциплины |
3 |
4 |
5 |
Численность персонала на конец года |
118 |
128 |
145 |
Среднесписочная численность персонала |
113 |
124 |
135 |
Коэффициент оборота по приему работников |
0,17 |
0,19 |
0,21 |
Коэффициент оборота по выбытию работников |
0,11 |
0,13 |
0,11 |
Коэффициент текучести кадров |
0,11 |
0,13 |
0,11 |
Коэффициент постоянства кадров |
0,88 |
0,84 |
0,87 |
Таким образом, за анализируемый период количество прибывших постепенно увеличивается: в 2011 количество прибывших составляет 24 человека; к 2012 году количество прибывших составило 28 человек. Прежде всего, это увеличение связано с открытием новых магазинов «Магнит», и созданием рабочих мест.
Количество убывших в 2011 году увеличивается на 4 человека и составляет 16 человек. В основном увольнение происходит по собственному желанию. В 2012 году количество уволенных уменьшается до 15 человек. Увольнение в магазинах Магнит происходит по большей части по собственному желанию, в основном из-за неудовлетворенности заработной платой. В среднем сотрудникам магазинов Магнит приходится работать по 12 часов в сутки. График обычно 2 дня через 2.
Информация о работе Алгоритм принятия решений об увольнении сотрудников