Предмет и методы эконометрики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 11:19, контрольная работа

Краткое описание

Эконометрика как наука возникла в первой половине 20-го века в результате активного использования для решения задач экономической теории математических и статистических методов.
Термин эконометрика введен в научную литературу в 1930 году норвежским статистиком Рагнаром Фришем. Он первым определил эконометрику, как научную дисциплину, базирующуюся на синтезе экономической теории, статистики и математики.

Файлы: 1 файл

Ефремова 5. Эконометрика.docx

— 71.68 Кб (Скачать)

Считаем статистику критерия:

 

Сравниваем полученное в эксперименте значение t с табличным значением с учетом степеней свободы, равных по формуле (4) числу испытуемых минус два (18).

Табличное значение tкрит равняется 2,1 при допущении возможности риска сделать ошибочное суждение в пяти случаях из ста (уровень значимости=5 % или 0,05).

Если полученное в эксперименте эмпирическое значение t превышает табличное, то есть основания принять альтернативную гипотезу (H1) о том, что учащиеся экспериментальной группы показывают в среднем более высокий уровень знаний. В эксперименте t=3,981, табличное t=2,10, 3,981>2,10, откуда следует вывод о преимуществе экспериментального обучения.

Здесь могут возникнуть такие вопросы:

1. Что если  полученное в опыте значение  t окажется меньше табличного? Тогда надо принять нулевую гипотезу.

2. Доказано  ли преимущество экспериментального  метода? Не столько доказано, сколько  показано, потому что с самого  начала допускается риск ошибиться  в пяти случаях из ста (р=0,05). Наш эксперимент мог быть одним из этих пяти случаев. Но 95% возможных случаев говорит в пользу альтернативной гипотезы, а это достаточно убедительный аргумент в статистическом доказательстве.

3. Что если в контрольной группе результаты окажутся выше, чем в экспериментальной? Поменяем, например, местами, сделав   средней арифметической экспериментальной группы, a   — контрольной:

 

Отсюда следует вывод, что новый метод пока не проявил себя с хорошей стороны по разным, возможно, причинам. Поскольку абсолютное значение 3,9811>2,1, принимается вторая альтернативная гипотеза (Н2) о преимуществе традиционного метода.

б) случай связанных (парных) выборок

В случае связанных выборок с равным числом измерений в каждой можно использовать более простую формулу t-критерия Стьюдента.

Вычисление значения t осуществляется по формуле:

                                                                                                       (5)  

где   — разности между соответствующими значениями переменной X и переменной У, а d - среднее этих разностей;

Sd вычисляется по следующей формуле:

                                                                                       (6)

Число степеней свободы k определяется по формуле k=n-1. Рассмотрим пример использования t-критерия Стьюдента для связных и, очевидно, равных по численности выборок.

Если tэмп<tкрит, то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная.

Пример 2. Изучался уровень ориентации учащихся на художественно-эстетические ценности. С целью активизации формирования этой ориентации в экспериментальной группе проводились беседы, выставки детских рисунков, были организованы посещения музеев и картинных галерей, проведены встречи с музыкантами, художниками и др. Закономерно встает вопрос: какова эффективность проведенной работы? С целью проверки эффективности этой работы до начала эксперимента и после давался тест. Из методических соображений в таблице 2 приводятся результаты небольшого числа испытуемых.

Таблица 2. Результаты эксперимента

 

Ученики

(n=10)

Баллы

Вспомогательные расчеты

до начала эксперимента (Х)

в конце

эксперимента (У)

d

d2

Иванов

14

18

4

16

Новиков

20

19

-1

1

Сидоров

15

22

7

49

Пирогов

11

17

6

36

Агапов

16

24

8

64

Суворов

13

21

8

64

Рыжиков

16

25

9

81

Серов

19

26

7

49

Топоров

15

24

9

81

Быстров

9

15

6

36

Итого å

148

211

63

477

Среднее

14,8

21,1

   

Вначале произведем расчет по формуле:

Затем применим формулу (6), получим:

И, наконец, следует применить формулу (5). Получим:

Число степеней свободы: k=10-1=9 и по таблице Приложения 1 находим tкрит =2.262, экспериментальное t=6,678, откуда следует возможность принятия альтернативной гипотезы (H1) о достоверных различиях средних арифметических, т. е. делается вывод об эффективности экспериментального воздействия.

В терминах статистических гипотез полученный результат будет звучать так: на 5% уровне гипотеза Н0 отклоняется и принимается гипотеза Н1 .

 

    1. Основные элементы временного ряда

Временной ряд - это совокупность значений какого-либо показателя за несколько последовательных моментов или периодов времени. Каждый уровень временного ряда формируется под воздействием большого числа факторов, которые условно можно подразделить на три группы:

· факторы, формирующие тенденцию ряда;

· факторы, формирующие циклические колебания ряда;

· случайные факторы.

При различных сочетаниях в изучаемом процессе или явлении этих факторов зависимость уровней ряда от времени может принимать различные формы.
Во-первых, большинство временных рядов экономических показателей имеют тенденцию, характеризующую долговременное совокупное воздействие множества факторов на динамику изучаемого показателя. Очевидно, что эти факторы, взятые в отдельности, могут оказывать разнонаправленное влияние на исследуемый показатель. Однако в совокупности они формируют его возрастающую или убывающую тенденцию.
Во-вторых, изучаемый показатель может быть подвержен циклическим колебаниям. Эти колебания могут носить сезонный характер, поскольку деятельность ряда отраслей экономики и сельского хозяйства зависит от времени года. При наличии больших массивов данных за длительные промежутки времени можно выявить циклические колебания, связанные с общей динамикой временного ряда.

Некоторые временные ряды не содержат тенденции и циклической компоненты, а каждый следующий их уровень образуется как сумма среднего уровня ряда и некоторой(положительной или отрицательной) случайной компоненты.

В большинстве случаев фактический уровень временного ряда можно представить как сумму или произведение трендовой, циклической и случайной компонент. Модель, в которой временной ряд представлен как сумма перечисленных компонент, называется аддитивной моделью временного ряда. Модель, в которой временной ряд представлен как произведение перечисленных компонент, называется мультипликативной моделью временного ряда. Основная задача статистического исследования отдельного временного ряда - выявление и придание количественного выражения каждой из перечисленных выше компонент с тем чтобы использовать полученную информацию для прогнозирования будущих значений ряда.

 

 

 

 

Ответы на тест:

Табл.1

Вопрос

Вариант ответа

а

б

с

1. Для оценки тесноты связи  используется

индекс корреляции

   

2. На сколько % изменится результат при изменении фактора на 1 % показывает коэффициент

 

детерминации

 

3. Эконометрика возникла на стыке  наук

экономики

статистики

 

4. Долю факторной дисперсии в  общей вариации результативного  признака показывает коэффициент 

 

детерминации

 

5. Возможные значения индекса  корреляции

0,8

-0,5

0,3

6. Для оценки значимости уравнения  регрессии используется критерий

   

Фишера

7. К нелинейным внутренне линейным  моделям относятся

парабола

   

8. Число степеней свободы для  остаточной суммы квадратов отклонений

   

n -2


 

 

Список литературы

  1. Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие для вузов. — 10-е издание, стереотипное. — Москва: Высшая школа, 2004. — 479 с. — ISBN 5-06-004214-6
  2. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. И. И. Елисеевой. — 4-е издание, переработанное и дополненное. — Москва: Финансы и Статистика, 2002. — 480 с. — ISBN 5-279-01956-9
  3. Суслов В. И., Ибрагимов Н. М., Талышева Л. П., Цыплаков А.А. Эконометрия. — Новосибирск: СО РАН, 2005. — 744 с. 
  4. Доугерти К. Введение в эконометрику. - М.: Финансы и статистика, 2009.
  5. Эконометрика: Учебник/ под ред.Н. Н. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2010.
  6. Экономическая статистика: Учебник/ под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2008.
  7. Иванова В.М. Основы эконометрики. - М.: МЭСИ, 2011.
  8. Эконометрика/. Под ред. И.И.Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2002
  9. Видяпина В.И. «Бакалавр экономики». Хрестоматия http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/ 
  10. Арженовский С.В., Федосова О.Н. «Эконометрика. Учебное пособие». Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»,2002
  11. Афоничкин А.И. «Эконометрика. Учебно-методическое пособие по выполнению контрольной работы». Тольятти: Изд-во Волжского университета, 2001.

 

 

 


Информация о работе Предмет и методы эконометрики