Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 11:19, контрольная работа
Эконометрика как наука возникла в первой половине 20-го века в результате активного использования для решения задач экономической теории математических и статистических методов.
Термин эконометрика введен в научную литературу в 1930 году норвежским статистиком Рагнаром Фришем. Он первым определил эконометрику, как научную дисциплину, базирующуюся на синтезе экономической теории, статистики и математики.
Считаем статистику критерия:
Сравниваем полученное в эксперименте значение t с табличным значением с учетом степеней свободы, равных по формуле (4) числу испытуемых минус два (18).
Табличное значение tкрит равняется 2,1 при допущении возможности риска сделать ошибочное суждение в пяти случаях из ста (уровень значимости=5 % или 0,05).
Если полученное в эксперименте эмпирическое значение t превышает табличное, то есть основания принять альтернативную гипотезу (H1) о том, что учащиеся экспериментальной группы показывают в среднем более высокий уровень знаний. В эксперименте t=3,981, табличное t=2,10, 3,981>2,10, откуда следует вывод о преимуществе экспериментального обучения.
Здесь могут возникнуть такие вопросы:
1. Что если полученное в опыте значение t окажется меньше табличного? Тогда надо принять нулевую гипотезу.
2. Доказано
ли преимущество
3. Что если в контрольной группе результаты окажутся выше, чем в экспериментальной? Поменяем, например, местами, сделав средней арифметической экспериментальной группы, a — контрольной:
Отсюда следует вывод, что новый метод пока не проявил себя с хорошей стороны по разным, возможно, причинам. Поскольку абсолютное значение 3,9811>2,1, принимается вторая альтернативная гипотеза (Н2) о преимуществе традиционного метода.
б) случай связанных (парных) выборок
В случае связанных выборок с равным числом измерений в каждой можно использовать более простую формулу t-критерия Стьюдента.
Вычисление значения t осуществляется по формуле:
где — разности между соответствующими значениями переменной X и переменной У, а d - среднее этих разностей;
Sd вычисляется по следующей формуле:
Число степеней свободы k определяется по формуле k=n-1. Рассмотрим пример использования t-критерия Стьюдента для связных и, очевидно, равных по численности выборок.
Если tэмп<tкрит, то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная.
Пример 2. Изучался уровень ориентации учащихся на художественно-эстетические ценности. С целью активизации формирования этой ориентации в экспериментальной группе проводились беседы, выставки детских рисунков, были организованы посещения музеев и картинных галерей, проведены встречи с музыкантами, художниками и др. Закономерно встает вопрос: какова эффективность проведенной работы? С целью проверки эффективности этой работы до начала эксперимента и после давался тест. Из методических соображений в таблице 2 приводятся результаты небольшого числа испытуемых.
Таблица 2. Результаты эксперимента
Ученики (n=10) |
Баллы |
Вспомогательные расчеты | ||
до начала эксперимента (Х) |
в конце эксперимента (У) |
d |
d2 | |
Иванов |
14 |
18 |
4 |
16 |
Новиков |
20 |
19 |
-1 |
1 |
Сидоров |
15 |
22 |
7 |
49 |
Пирогов |
11 |
17 |
6 |
36 |
Агапов |
16 |
24 |
8 |
64 |
Суворов |
13 |
21 |
8 |
64 |
Рыжиков |
16 |
25 |
9 |
81 |
Серов |
19 |
26 |
7 |
49 |
Топоров |
15 |
24 |
9 |
81 |
Быстров |
9 |
15 |
6 |
36 |
Итого å |
148 |
211 |
63 |
477 |
Среднее |
14,8 |
21,1 |
Вначале произведем расчет по формуле:
Затем применим формулу (6), получим:
И, наконец, следует применить формулу (5). Получим:
Число степеней свободы: k=10-1=9 и по таблице Приложения 1 находим tкрит =2.262, экспериментальное t=6,678, откуда следует возможность принятия альтернативной гипотезы (H1) о достоверных различиях средних арифметических, т. е. делается вывод об эффективности экспериментального воздействия.
В терминах статистических гипотез полученный результат будет звучать так: на 5% уровне гипотеза Н0 отклоняется и принимается гипотеза Н1 .
Некоторые временные ряды не содержат тенденции и циклической компоненты, а каждый следующий их уровень образуется как сумма среднего уровня ряда и некоторой(положительной или отрицательной) случайной компоненты.
В большинстве случаев фактический уровень временного ряда можно представить как сумму или произведение трендовой, циклической и случайной компонент. Модель, в которой временной ряд представлен как сумма перечисленных компонент, называется аддитивной моделью временного ряда. Модель, в которой временной ряд представлен как произведение перечисленных компонент, называется мультипликативной моделью временного ряда. Основная задача статистического исследования отдельного временного ряда - выявление и придание количественного выражения каждой из перечисленных выше компонент с тем чтобы использовать полученную информацию для прогнозирования будущих значений ряда.
Табл.1
Вопрос |
Вариант ответа | ||
а |
б |
с | |
1. Для оценки тесноты связи используется |
индекс корреляции |
||
2. На сколько % изменится результат при изменении фактора на 1 % показывает коэффициент |
детерминации |
||
3. Эконометрика возникла на |
экономики |
статистики |
|
4. Долю факторной дисперсии в
общей вариации |
детерминации |
||
5. Возможные значения индекса корреляции |
0,8 |
-0,5 |
0,3 |
6. Для оценки значимости |
Фишера | ||
7. К нелинейным внутренне |
парабола |
||
8. Число степеней свободы для
остаточной суммы квадратов |
n -2 |