Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является обоснование эффективности применения теории игр в принятии управленческих решений. Основными задачами являются:
- рассмотрение основных понятий игровых моделей и их использования для решения управленческих задач;
- рассмотрение порядка решения управленческих задач в чистых и смешанных стратегиях;
- решение управленческих задач в случае игры “с природой”.
Введение………………………………………………………………….…….….4
1. ЭММ конфликтных управленческих ситуаций и их анализ с использованием аппарата теории игр ……………………………………………………..……6
1.1 Понятие игровых моделей и их использование для решения управленческих задач ……………………………………………………...………………….6
1.2 Решение матричной игры в чистых стратегиях. Платежная матрица ..…12
1.3 Решение матричной игры в смешанных стратегиях …………………...…17
1.4 Игры с природой. Матрица рисков………………………………….……..21
2. Практическая часть………………………………………………...…………27
2.1 Задача 10………………………………………………………..…………….27
2.2 Задача 17……………………………………………………………………...30
2.3 Задача 27…………………………………………………………...…………34
Заключение…………………………………………………………………….…40
Список используемых источников………………………………………….….41
Таким образом, можно сделать вывод, что полученная модель адекватна и применима к прогнозированию и оптимизации товарных групп предприятия, что позволит увеличить его прибыльность, сократить издержки на хранение и сбыт лишних товаров.
2.2 Задача 17.
В данной задаче приведены показатели спроса и предложения в зависимости от цены продукции:
Таблица 1. Показатели спроса и предложения.
ЦЕНА |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
СПРОС |
75 |
68 |
60 |
57 |
54,5 |
52 |
50 |
49,7 |
45 |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
24 |
25,8 |
26,1 |
27,3 |
28 |
28,9 |
29,2 |
29,8 |
30,1 |
Для построения наиболее оптимальных моделей спроса и предложения воспользуемся методом тренда. Для расчета применяем MS Excell, рисунки 6-7.
Рисунок 6. Модель спроса.
Рисунок 7. Модель предложения.
Таким образом, наиболее оптимальными функциями явились: для модели спроса – логарифмическая:
y=-13,2ln(x)+75,58, с квадратом коэффициента корреляции R² = 0,987
для модели предложения - полиноминальная 3-го порядка:
y=0,002x3-0,092x2+1,462x+22,
Эффективность полученной модели оценим согласно критерию Стьюдента. Для этого используем формулу:
tст= = 4, где
r= = 0,988
Критическое значение критерия при 1% допустимых отклонений составляет 2,92. Поскольку 4 > 2,92, то принимает гипотезу Н1, модель является адекватной.
Для нахождения равновесной цены графическим способом продлим линии тренда графиков до их пересечения, как на рисунке 8. Точка пересечения и будет являться равновесной ценой.
Рисунок 8. Нахождение равновесной цены графическим способом.
Для более точного графического определения равновесной цены воспользуемся методом модельных описаний. Для этого произведем расчет показателей спроса и предложения на основе полученных моделей в интервале цены 24-25, как в таблице 2.
Цена |
Модель спроса |
модель предложения |
24 |
33,62969 |
32,524 |
24,08 |
33,58576 |
32,56449 |
24,16 |
33,54198 |
32,60566 |
24,24 |
33,49835 |
32,6475 |
24,32 |
33,45485 |
32,69003 |
24,4 |
33,4115 |
32,73325 |
24,48 |
33,36829 |
32,77716 |
24,56 |
33,32523 |
32,82178 |
24,64 |
33,2823 |
32,8671 |
24,72 |
33,23951 |
32,91314 |
24,8 |
33,19686 |
32,9599 |
24,88 |
33,15435 |
33,00739 |
24,96 |
33,11198 |
33,05561 |
25,04 |
33,06974 |
33,10457 |
25,12 |
33,02763 |
33,15428 |
25,2 |
32,98566 |
33,20474 |
25,28 |
32,94382 |
33,25595 |
Таблица 3. Расчет модулируемых показателей.
Далее графически отображаем полученные результаты и находим равновесную цену, как на рисунке 9. Получаем значение в пределе 24,96-25,04.
Рисунок 9. Равновесная цена.
Для более точного определения равновесной цены воспользуемся инструментом ПОДБОР ПАРАМЕТРА. Для этого создаем таблицу, куда вносим значения цены, а также полученные функции спроса и предложения. Далее вызываем инструмент ПОДБОР ПАРАМЕТРОВ, и заносим туда соответствующие значения, как показано в таблице 3:
цена |
предложение модель |
предложение |
спрос модель |
спрос |
поиск равновесной цены |
подбор параметров |
1 |
24,152 |
24 |
75,58 |
75 |
1 |
-51,4280 |
2 |
25,352 |
25,8 |
66,43046 |
68 |
||
3 |
26,392 |
26,1 |
61,07832 |
60 |
||
4 |
27,284 |
27,3 |
57,28091 |
57 |
||
5 |
28,04 |
28 |
54,33542 |
54,5 |
||
6 |
28,672 |
28,9 |
51,92878 |
52 |
||
7 |
29,192 |
29,2 |
49,89399 |
50 |
||
8 |
29,612 |
29,8 |
48,13137 |
49,7 |
||
9 |
29,944 |
30,1 |
46,57664 |
45 |
Таблица 3. Нахождение равновесной цены подбором параметров.
В ячейку “подбор параметров” заносим формулу, в виде разницы между спросом и предложении. Ячейку “поиск равновесной цены” делаем равной значению цены в ячейке “цена”. Далее заполняем форму как на рисунке 10.
Рисунок 10. Расчет равновесной цены подбором параметров.
В результате получаем
значение равновесной цены 25,
2.3 Задача 27
А) Для определения наилучшей стратегии фирмы для определенного периода, применим теорию игр. Если фирма работала придерживаясь исключительно определенной тактики, использованной в предыдущие месяцы и рассчитывая на логичное поведение клиентов, решение задачи находится в чистых стратегиях.
В данном случае для цены игры и седловой точки применим минимаксную и максимильную стратегии.
Для фирмы нижняя цена игры составит:
= max(28;-35;-20;59;67)=67
Для покупателей находим верхнюю цену игры:
= min(67;124;119;102;145)=67
Таким образом, цена игры υ = 67 в данном случае является седловой точкой, поскольку α=β. Следовательно, поскольку найдена седловая точка, то любое отклонение фирмы или покупателей от 5-ой стратегии будет им в убыток.
Таким образом, в случае решения игры в чистых стратегиях, фирме необходимо придерживаться стратегии А5.
Б) Во втором случае фирма сочетает различные стратегии предыдущих месяцев, при этом опять же рассчитывая на логичное поведение потребителей. В связи с этим решение в данном случае будет находиться в смешанных стратегиях.
Однако, сперва, необходимо исключить заведомо невыгодные стратегии и отрицательные значения (путем прибавления ко всем числам одинакового слагаемого).
Поскольку в первоначальной матрице стратегия А2 во всех случаях меньше стратегии А5, то мы исключаем стратегию А2. Затем прибавляем ко всем числам 20. В итоге получаем матрицу:
Далее, путем последующих шагов, преобразуем игру в смешанных стратегиях в ЗЛП. Для этого вводим дополнительные величины:
υ- выигрыш, который будет максимизироваться, = 1/Z
p- частота применения конкретной стратегии,
ξ – отношение частоты к выигрышу = υ/p
Таким образом, ЗЛП будет иметь вид:
Z= ξ1 + ξ2 + ξ3 + ξ4 + ξ5 min
Получаем следующую систему ограничений:
76*ξ1 + 48*ξ2 + 139*ξ3 + 122*ξ4 + 165*ξ5 >= 1
0*ξ1 + 144*ξ2 + 128*ξ3 + 111*ξ4 + 125*ξ5 >= 1
79*ξ1 + 113*ξ2 + 109*ξ3 + 121*ξ4 + 101*ξ5 >= 1
87*ξ1 + 107*ξ2 + 135*ξ3 + 102*ξ4 + 116*ξ5 >= 1
Ұ ξ >= 0
Далее заполняем
Рисунок 11. Решение задачи оптимизации ЗЛП.
В результате получаем значения, приведенные на рисунке 12.
Рисунок 12. Расчет частоты применения стратегий.
Таким образом, т.к. υ = 1/Z, находим υ:
υ = 1/0,008626 = 115,92
ξ3= 0,03642
ξ4= 0,004984, следовательно
p3= ξ3* υ = 0,422
p4= ξ4* υ = 0,578
Таким образом, оптимальным для фирмы в данных условиях будет чередование стратегии А4 с частотой 0,422 (42%) и стратегии А5 с частотой 0,578 (58%).
В) В случае если клиенты в будущем поведут себя непредсказуемо, для принятия решения о поведении фирмы воспользуемся таким разделом теории игр, как игры с природой.
В случае игры с природой необходимо произвести расчеты по нескольким различным критериям, и затем выбрать наиболее оптимальный среди них.
Рассмотрим критерии ЛаПласа, Вальда, Сэвиджа и Гурвица.
Критерий Лапласа
В данном случае это ситуация,
при который потребители
Л= = 145, что соответствует стратегии А1
Однако полагаться на данный критерий при выборе стратегии крайне рискованно.
Критерий Вальда
Это наиболее осторожная стратегия игрока, предполагающая, что обстоятельства могут сложиться не в его пользу в любой момент.
W= = 67, соответствует стратегии А5.
Критерий Сэвиджа
Суть критерия состоит в выборе такой стратегии, чтобы не допустить чрезмерно высоких потерь, к которым она может привести. Используется матрица рисков, элементы которой показывают, какой убыток понесет человек (фирма), если для каждого состояния природы он не выберет наилучшей стратегии.
S = = (121; 65; 29; 39; 27) = 27, стратегия А4
Критерий Гурвица
Данный критерий основан на использовании так называемого коэффициента доверия. Обозначим его и предположим, что природа окажется в самом выгодном состоянии с вероятностью и в самом невыгодном состоянии с вероятностью 1- .
Критерий Гурвица ориентирован на установление баланса между случаями крайнего пессимизма и крайнего оптимизма путем взвешивания обоих исходов. Критерий рекомендует стратегию, определяемую по формуле
где - степень оптимизма и изменяется в диапазоне [0, 1].
Н = max (0,5*(-35) + 0,5*(145))= 55 , стратегия А1.
Однако при выборе
оптимальной стратегии для
Таким образом, предпочтительным для фирмы будет чередование стратегий А4 и А5. В случае следования данным стратегиям, фирма получит гарантированную прибыль, равную цене игры (в данном случае 67 млн. руб.), или возможно даже большую прибыль, если будет следовать стратегии А4.