Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является обоснование эффективности применения теории игр в принятии управленческих решений. Основными задачами являются:
-  рассмотрение основных понятий игровых моделей и их использования для решения управленческих задач;
- рассмотрение порядка решения управленческих задач в чистых и смешанных стратегиях;
-  решение управленческих задач в случае игры “с природой”.
Введение………………………………………………………………….…….….4
1. ЭММ конфликтных управленческих ситуаций и их анализ с использованием аппарата теории игр ……………………………………………………..……6
1.1 Понятие игровых моделей и их использование для решения управленческих задач ……………………………………………………...………………….6
1.2 Решение матричной игры в чистых стратегиях. Платежная матрица ..…12
1.3 Решение матричной игры в смешанных стратегиях …………………...…17
1.4  Игры с природой. Матрица рисков………………………………….……..21
2. Практическая часть………………………………………………...…………27
2.1 Задача 10………………………………………………………..…………….27
2.2 Задача 17……………………………………………………………………...30
2.3 Задача 27…………………………………………………………...…………34
Заключение…………………………………………………………………….…40
Список используемых источников………………………………………….….41
Таким образом, можно сделать вывод, что полученная модель адекватна и применима к прогнозированию и оптимизации товарных групп предприятия, что позволит увеличить его прибыльность, сократить издержки на хранение и сбыт лишних товаров.
2.2 Задача 17.
В данной задаче приведены показатели спроса и предложения в зависимости от цены продукции:
Таблица 1. Показатели спроса и предложения.
ЦЕНА  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
  7  | 
  8  | 
  9  | 
СПРОС  | 
  75  | 
  68  | 
  60  | 
  57  | 
  54,5  | 
  52  | 
  50  | 
  49,7  | 
  45  | 
ПРЕДЛОЖЕНИЕ  | 
  24  | 
  25,8  | 
  26,1  | 
  27,3  | 
  28  | 
  28,9  | 
  29,2  | 
  29,8  | 
  30,1  | 
Для построения наиболее оптимальных моделей спроса и предложения воспользуемся методом тренда. Для расчета применяем MS Excell, рисунки 6-7.
Рисунок 6. Модель спроса.
Рисунок 7. Модель предложения.
Таким образом, наиболее оптимальными функциями явились: для модели спроса – логарифмическая:
y=-13,2ln(x)+75,58, с квадратом коэффициента корреляции R² = 0,987
для модели предложения - полиноминальная 3-го порядка:
y=0,002x3-0,092x2+1,462x+22,
Эффективность полученной модели оценим согласно критерию Стьюдента. Для этого используем формулу:
tст= = 4, где
r= = 0,988
Критическое значение критерия при 1% допустимых отклонений составляет 2,92. Поскольку 4 > 2,92, то принимает гипотезу Н1, модель является адекватной.
Для нахождения равновесной цены графическим способом продлим линии тренда графиков до их пересечения, как на рисунке 8. Точка пересечения и будет являться равновесной ценой.
Рисунок 8. Нахождение равновесной цены графическим способом.
Для более точного графического определения равновесной цены воспользуемся методом модельных описаний. Для этого произведем расчет показателей спроса и предложения на основе полученных моделей в интервале цены 24-25, как в таблице 2.
Цена  | 
  Модель спроса  | 
  модель предложения  | 
24  | 
  33,62969  | 
  32,524  | 
24,08  | 
  33,58576  | 
  32,56449  | 
24,16  | 
  33,54198  | 
  32,60566  | 
24,24  | 
  33,49835  | 
  32,6475  | 
24,32  | 
  33,45485  | 
  32,69003  | 
24,4  | 
  33,4115  | 
  32,73325  | 
24,48  | 
  33,36829  | 
  32,77716  | 
24,56  | 
  33,32523  | 
  32,82178  | 
24,64  | 
  33,2823  | 
  32,8671  | 
24,72  | 
  33,23951  | 
  32,91314  | 
24,8  | 
  33,19686  | 
  32,9599  | 
24,88  | 
  33,15435  | 
  33,00739  | 
24,96  | 
  33,11198  | 
  33,05561  | 
25,04  | 
  33,06974  | 
  33,10457  | 
25,12  | 
  33,02763  | 
  33,15428  | 
25,2  | 
  32,98566  | 
  33,20474  | 
25,28  | 
  32,94382  | 
  33,25595  | 
Таблица 3. Расчет модулируемых показателей.
Далее графически отображаем полученные результаты и находим равновесную цену, как на рисунке 9. Получаем значение в пределе 24,96-25,04.
Рисунок 9. Равновесная цена.
Для более точного определения равновесной цены воспользуемся инструментом ПОДБОР ПАРАМЕТРА. Для этого создаем таблицу, куда вносим значения цены, а также полученные функции спроса и предложения. Далее вызываем инструмент ПОДБОР ПАРАМЕТРОВ, и заносим туда соответствующие значения, как показано в таблице 3:
цена  | 
  предложение модель  | 
  предложение  | 
  спрос модель  | 
  спрос  | 
  поиск равновесной цены  | 
  подбор параметров  | 
1  | 
  24,152  | 
  24  | 
  75,58  | 
  75  | 
  1  | 
  -51,4280  | 
2  | 
  25,352  | 
  25,8  | 
  66,43046  | 
  68  | 
  ||
3  | 
  26,392  | 
  26,1  | 
  61,07832  | 
  60  | 
  ||
4  | 
  27,284  | 
  27,3  | 
  57,28091  | 
  57  | 
  ||
5  | 
  28,04  | 
  28  | 
  54,33542  | 
  54,5  | 
  ||
6  | 
  28,672  | 
  28,9  | 
  51,92878  | 
  52  | 
  ||
7  | 
  29,192  | 
  29,2  | 
  49,89399  | 
  50  | 
  ||
8  | 
  29,612  | 
  29,8  | 
  48,13137  | 
  49,7  | 
  ||
9  | 
  29,944  | 
  30,1  | 
  46,57664  | 
  45  | 
  
Таблица 3. Нахождение равновесной цены подбором параметров.
В ячейку “подбор параметров” заносим формулу, в виде разницы между спросом и предложении. Ячейку “поиск равновесной цены” делаем равной значению цены в ячейке “цена”. Далее заполняем форму как на рисунке 10.
Рисунок 10. Расчет равновесной цены подбором параметров.
 В результате получаем 
значение равновесной цены 25,
2.3 Задача 27
А) Для определения наилучшей стратегии фирмы для определенного периода, применим теорию игр. Если фирма работала придерживаясь исключительно определенной тактики, использованной в предыдущие месяцы и рассчитывая на логичное поведение клиентов, решение задачи находится в чистых стратегиях.
В данном случае для цены игры и седловой точки применим минимаксную и максимильную стратегии.
Для фирмы нижняя цена игры составит:
= max(28;-35;-20;59;67)=67
Для покупателей находим верхнюю цену игры:
= min(67;124;119;102;145)=67
Таким образом, цена игры υ = 67 в данном случае является седловой точкой, поскольку α=β. Следовательно, поскольку найдена седловая точка, то любое отклонение фирмы или покупателей от 5-ой стратегии будет им в убыток.
Таким образом, в случае решения игры в чистых стратегиях, фирме необходимо придерживаться стратегии А5.
Б) Во втором случае фирма сочетает различные стратегии предыдущих месяцев, при этом опять же рассчитывая на логичное поведение потребителей. В связи с этим решение в данном случае будет находиться в смешанных стратегиях.
Однако, сперва, необходимо исключить заведомо невыгодные стратегии и отрицательные значения (путем прибавления ко всем числам одинакового слагаемого).
Поскольку в первоначальной матрице стратегия А2 во всех случаях меньше стратегии А5, то мы исключаем стратегию А2. Затем прибавляем ко всем числам 20. В итоге получаем матрицу:
Далее, путем последующих шагов, преобразуем игру в смешанных стратегиях в ЗЛП. Для этого вводим дополнительные величины:
υ- выигрыш, который будет максимизироваться, = 1/Z
p- частота применения конкретной стратегии,
ξ – отношение частоты к выигрышу = υ/p
Таким образом, ЗЛП будет иметь вид:
Z= ξ1 + ξ2 + ξ3 + ξ4 + ξ5 min
Получаем следующую систему ограничений:
76*ξ1 + 48*ξ2 + 139*ξ3 + 122*ξ4 + 165*ξ5 >= 1
0*ξ1 + 144*ξ2 + 128*ξ3 + 111*ξ4 + 125*ξ5 >= 1
79*ξ1 + 113*ξ2 + 109*ξ3 + 121*ξ4 + 101*ξ5 >= 1
87*ξ1 + 107*ξ2 + 135*ξ3 + 102*ξ4 + 116*ξ5 >= 1
Ұ ξ >= 0
          
Далее заполняем 
Рисунок 11. Решение задачи оптимизации ЗЛП.
В результате получаем значения, приведенные на рисунке 12.
Рисунок 12. Расчет частоты применения стратегий.
Таким образом, т.к. υ = 1/Z, находим υ:
υ = 1/0,008626 = 115,92
ξ3= 0,03642
ξ4= 0,004984, следовательно
p3= ξ3* υ = 0,422
p4= ξ4* υ = 0,578
Таким образом, оптимальным для фирмы в данных условиях будет чередование стратегии А4 с частотой 0,422 (42%) и стратегии А5 с частотой 0,578 (58%).
В) В случае если клиенты в будущем поведут себя непредсказуемо, для принятия решения о поведении фирмы воспользуемся таким разделом теории игр, как игры с природой.
В случае игры с природой необходимо произвести расчеты по нескольким различным критериям, и затем выбрать наиболее оптимальный среди них.
Рассмотрим критерии ЛаПласа, Вальда, Сэвиджа и Гурвица.
Критерий Лапласа
В данном случае это ситуация, 
при который потребители 
Л= = 145, что соответствует стратегии А1
Однако полагаться на данный критерий при выборе стратегии крайне рискованно.
Критерий Вальда
Это наиболее осторожная стратегия игрока, предполагающая, что обстоятельства могут сложиться не в его пользу в любой момент.
W= = 67, соответствует стратегии А5.
Критерий Сэвиджа
Суть критерия состоит в выборе такой стратегии, чтобы не допустить чрезмерно высоких потерь, к которым она может привести. Используется матрица рисков, элементы которой показывают, какой убыток понесет человек (фирма), если для каждого состояния природы он не выберет наилучшей стратегии.
S = = (121; 65; 29; 39; 27) = 27, стратегия А4
Критерий Гурвица
Данный критерий основан на использовании так называемого коэффициента доверия. Обозначим его и предположим, что природа окажется в самом выгодном состоянии с вероятностью и в самом невыгодном состоянии с вероятностью 1- .
Критерий Гурвица ориентирован на установление баланса между случаями крайнего пессимизма и крайнего оптимизма путем взвешивания обоих исходов. Критерий рекомендует стратегию, определяемую по формуле
где - степень оптимизма и изменяется в диапазоне [0, 1].
Н = max (0,5*(-35) + 0,5*(145))= 55 , стратегия А1.
 Однако при выборе 
оптимальной стратегии для 
Таким образом, предпочтительным для фирмы будет чередование стратегий А4 и А5. В случае следования данным стратегиям, фирма получит гарантированную прибыль, равную цене игры (в данном случае 67 млн. руб.), или возможно даже большую прибыль, если будет следовать стратегии А4.