Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:27, курсовая работа
Целью проекта является автоматизация  процесса решения задач формирования оптимального штата фирмы. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить предметную область;
разобрать методы решения задач, а именно решение транспортных задач;
рассмотреть принципы использования прикладных программ для расчета основных характеристик модели задачи формирования оптимального штата фирмы;
разобрать приложение, позволяющее автоматизировать процесс решения задачи курсового проекта.
Введение 4
     1 Теоретическая часть 5
     1.1 Экономические задачи, сводящиеся к транспортной модели 5
     1.2 Метод дифференциальных рент, для решения транспортной  задач 6
     2 Практическая часть 13
     2.1 Решение задачи с помощью математического аппарата 13
     2.2 Решение задачи с помощью прикладных программ 17
     2.3 Автоматизация решения задачи 19
     Заключение 21
     Библиографический список 22
     Приложение А Блок-схема алгоритма задачи 23
     Приложение В Листинг модуля Excel 24
В каждом столбце табл. 1.2.2 находим минимальные тарифы и обводим их кружками. Заполняем клетки, в которых стоят указанные числа. Для этого в каждую из клеток записываем максимально допустимое число. Например, в клетку, находящуюся на пересечении строки А1 и столбца В3, записываем число 120. В эту клетку нельзя поместить большее число, поскольку в таком случае были бы превышены потребности пункта назначения В3.
В результате заполнения отмеченных выше клеток получен так называемый условно оптимальный план, согласно которому полностью удовлетворяются потребности пунктов назначения В1, В2, В3 и В4 и частично – пункта назначения В5. При этом полностью распределены запасы пункта отправления А2, частично – пункта отправления А1 и остались совсем нераспределенными запасы пункта отправления А3.
После получения условно оптимального плана определяем избыточные и недостаточные строки. Здесь недостаточной является строка А2, так как запасы пункта отправления А2 полностью использованы, а потребности пункта назначения В5 удовлетворены частично. Величина недостатка равна 80 ед.
Строки А1 и А3 являются избыточными, поскольку запасы пунктов отправления А1 и А3 распределены не полностью. При этом величина избытка строки А1 равна 60 ед., а строки А3 – 20 ед. общая величина избытка 60+20=80 совпадает с общей величиной недостатка, равной 80.
После определения избыточных и недостаточных строк по каждому из столбцов находим разности между минимальными тарифами, записанными в избыточных строках, и тарифами, стоящими в заполненных клетках. В данном случае эти разности соответственно равны 5,4,2,1 (табл. 1.2.2). Для столбца В3 разность не определена, так как число, записанное в кружке в данном столбце, находится в положительной строке. В столбце В1 число, стоящее в кружке, равно 1, а в избыточных строках в клетках данного столбца наименьшим является число 6. Следовательно, разность для данного столбца равна 6-1=5. Аналогично находим разности для других столбцов: для В2 12-8=4; для В4 7-5=2; для В5 4-3=1.
Выбираем наименьшую из найденных разностей, которая является промежуточной рентой. В данном случае промежуточная рента равна 1 и находится в столбце В5. Найдя промежуточную ренту, переходим к табл. 1.2.3
Табица 1.2.3 Промежуточная рента
| Пункты отправления | Пункты назначения | Запасы | Недостаток(-),
   Избыток(+)  | ||||
| В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | |||
| А1 | 7 | 12 | 120  | 
  8 | 5 | 180 | +60 | 
| А2 | 110  | 
  90  | 
  7 | 80  | 
  70  | 
  350 | -60 | 
| А3 | 6 | 13 | 8 | 7 | 20  | 
  20 | -0 | 
| Потребности | 110 | 90 | 120 | 80 | 150 | 550 | |
| Разности | 5 | 3 | – | 2 | 1 | ||
В данной таблице в строках А1 и А3 (являющихся избыточными) переписываем соответствующие тарифы из строк А1 и А3 табл. 1.2.2. элементы строки А2 (которая была недостаточной) получаются в результате прибавления к соответствующим тарифам, находящимся в строке А2 табл. 1.2.2, промежуточной ренты, т.е. 1.
В таблице 1.2.3 число заполняемых клеток возросло на одну. Это обусловлено тем, что число минимальных тарифов, стоящих в каждом из столбцов данной таблицы, возросло на единицу, а именно в столбце В5 теперь имеются два минимальных элемента 4. Эти числа заключаем в кружки; клетки, в которых они стоят, следует запомнить. Необходимо заполнить и клетки, в которых в которых стоят наименьшие для других столбцов тарифы. Это клетки табл. 1.2.3, в которых соответствующие тарифы заключены в кружки. После того как указанные клетки определены, устанавливаем последовательность их заполнения. Для этого находим столбцы (строки), в которых имеется лишь одна клетка для заполнения. Определив и заполнив некоторую клетку, исключаем из рассмотрения соответствующий столбец (строку) и переходим к заполнению следующей клетки. В данном случае заполнение клеток проводим в такой последовательности. Сначала заполняем клетки А1В3, А2В1, А2В2, А2В4, так как они являются единственными клетками для заполнения в столбцах В1, В2, В3 и В4. После заполнения указанных клеток заполняем клетку А3В5, поскольку она является единственной для заполнения в строке А3. Заполнив эту клетку, исключаем из рассмотрения строку А3. Тогда в столбце В5 останется все лишь одна клетка для заполнения. Это клетка А2В5, которую заполняем. После заполнения клеток устанавливаем избыточные и недостаточные строки. Как видно из табл. 1.2.3, еще имеется нераспределенный остаток. Следовательно получен условно оптимальный план задачи и нужно перейти к новой таблице. Для этого по каждому их столбцов находим разности между числом, записанным в кружке данного столбца, и наименьшим по отношению к нему числом, находящимся в избыточных строках. Среди этих разностей наименьшая равна 1. Это и есть промежуточная рента. Переходим к следующей таблице (табл. 1.2.4).
 
 
Таблица 1.2.4 Оптимальный план транспортной задачи
| Пункты отправления | Пункты назначения | Запасы | Недостаток(-),
   Избыток(+)  | ||||
| В1 | В2 | В3 | В4 | ||||
| А1 | 7 | 12 | 120  | 
  8 | 5
   60  | 
  180 | 0 | 
| А2 | 110  | 
  90  | 
  8 | 80  | 
  350 | 0 | |
| А3 | 7 | 14 | 9 | 8 | 5
   20  | 
  20 | 0 | 
| Потребности | 110 | 90 | 120 | 80 | 150 | 550 | |
В новой таблице элементы строк А2 и А3 получены в результате прибавления к соответствующим числам строк А2 и А3(являющихся недостаточными) табл. 1.2.3 промежуточной ренты, т. е 1. В результате в табл. 1.2.4 число клеток ля заполнения возросло еще на одну и стало равным 6. Определяем указанные клетки и заполняем их. Сначала заполняем клетки А1В3, А2В1, А2В2, А2В4, а затем А3В5, А2В5, А1В5. В результате все имеющиеся запасы поставщиков распределяются в соответствии с фактическими потребностями пунктов назначения. Число заполненных клеток равно 7, и вес они имеют наименьший показатель Cij. Следовательно получен оптимальный план исходной транспортной задачи:
X=
При этом плане перевозок общие затраты таковы:
      S=4*120+5*60+1*110+8*90+
 
Условие задачи. Пусть имеются n кандидатов для выполнения этих работ. Назначение кандидата i на работу j связано с затратами Cij (i, j = 1,2,…, n). Требуется найти назначение кандидатов на все работы, дающие минимальные суммарные затраты, при этом каждого кандидата можно назначать только на одну работу и каждая работа может быть занята только одним кандидатом. Исходные данные приведены в таблице:
Таблица .2.4 Исходные данные
| Ai Bj | B1 | B2 | B3 | B4 | 
| A1 | 3 | 7 | 3 | 8 | 
| A2 | 2 | 4 | 4 | 5 | 
| A3 | 4 | 7 | 2 | 8 | 
| A4 | 9 | 7 | 3 | 8 | 
Входные данные:
n – количество кандидатов и работ, целый тип данных
C (n, n) - затраты (руб.), вещественный тип данных.
Выходные данные:
Smin- суммарные затраты (руб.), вещественный тип данных;
X (n, n) - назначение кандидата на работу, целый тип данных.
Определим опорный план транспортной задачи методом минимальной стоимости, учитывая что каждого кандидата можно назначать только на одну работу и каждая работа может быть занята только одним кандидатом.
Таблица 2.1.1 Опорный план методом минимальной стоимости
| Ai Bj | B1 | B2 | B3 | B4 | 
| A1 | 3
   0  | 
              7
   1  | 
              3
   0  | 
              8
   –  | 
| A2 | 2
   1  | 
  4
   –  | 
  4
   –  | 
  5
   –  | 
| A3 | 4
   –  | 
  7
   –  | 
  2
   1  | 
  8
   –  | 
| A4 | 9
   –  | 
  7
   –  | 
  3
   0  | 
  8
   1  | 
Минимальные суммарные затраты составят:
     F=0*3+1*7+0*3+1*2+1*2+0*
Для нахождения оптимального плана используем метод потенциалов.
Составим систему уравнений Ui+Vj =Cij для заполненных клеток транспортной таблицы и определим значения Ui и Vj.
U1+V1=3 U1=0 V1=3
U1+V2=7 U2=-1 V2=7
U1+V3=3 U3=0 V3=3
U2+V1=2 U4=0 V4=8
U3+V3=3
U4+V3=3
U4+V4=8
Рассчитаем величины ∆ij= Ui+Vj-Cij для свободных клеток таблицы.
∆14=U1+V4-C14=0+8-8=0
∆22=U2+V2-C22=-1+7-4=2
∆23=U2+V3-C23=-1+3-4=-2
∆24=U2+V4-C24=-1+8-5=2
∆31=U3+V1-C31=0+3-4=-1
∆32=U3+V2-C32=0+7-7=0
∆34=U3+V4-C34=0+8-8=0
∆41=U4+V1-C41=0+3-9=-6
∆42=U4+V2-C42=0+7-7=0
Так как есть положительные значения, план является не оптимальным. Необходимо выбрать наибольшее положительное число и осуществить сдвиг по циклу для выбранной клетки.
(1,1) 0 1(1,2) 1
min {1, 1}=1
(2,1) (2,2)
1 0 1
 
Таблица 2.1.3 Опорный план методом потенциалов
| Ai Bj | B1 | B2 | B3 | B4 | 
| A1 | 3
   1  | 
              7
   –  | 
              3
   0  | 
              8
   –  | 
| A2 | 2
   0  | 
  4
   1  | 
  4
   –  | 
  5
   –  | 
| A3 | 4
   –  | 
  7
   –  | 
  2
   1  | 
  8
   –  | 
| A4 | 9
   –  | 
  7
   –  | 
  3
   0  | 
  8
   1  | 
Информация о работе Экономические модели сводящиеся к транспортной модели