Экономические модели сводящиеся к транспортной модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 01:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью проекта является автоматизация процесса решения задач формирования оптимального штата фирмы. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить предметную область;
разобрать методы решения задач, а именно решение транспортных задач;
рассмотреть принципы использования прикладных программ для расчета основных характеристик модели задачи формирования оптимального штата фирмы;
разобрать приложение, позволяющее автоматизировать процесс решения задачи курсового проекта.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретическая часть 5
1.1 Экономические задачи, сводящиеся к транспортной модели 5
1.2 Метод дифференциальных рент, для решения транспортной задач 6
2 Практическая часть 13
2.1 Решение задачи с помощью математического аппарата 13
2.2 Решение задачи с помощью прикладных программ 17
2.3 Автоматизация решения задачи 19
Заключение 21
Библиографический список 22
Приложение А Блок-схема алгоритма задачи 23
Приложение В Листинг модуля Excel 24

Файлы: 1 файл

Мат методы юля.docx

— 310.77 Кб (Скачать)

      В каждом столбце табл. 1.2.2 находим минимальные тарифы и обводим их кружками. Заполняем клетки, в которых стоят указанные числа. Для этого в каждую из клеток записываем максимально допустимое число. Например, в клетку, находящуюся на пересечении строки А1 и столбца В3, записываем число 120. В эту клетку нельзя поместить большее число, поскольку в таком случае были бы превышены потребности пункта назначения В3.

      В результате заполнения отмеченных выше клеток получен так называемый условно оптимальный план, согласно которому полностью удовлетворяются потребности пунктов назначения В1, В2, В3 и В4 и частично – пункта назначения В5. При этом полностью распределены запасы пункта отправления А2, частично – пункта отправления А1 и остались совсем нераспределенными запасы пункта отправления А3.

      После получения условно оптимального плана определяем избыточные и недостаточные  строки. Здесь недостаточной является строка А2, так как запасы пункта отправления А2 полностью использованы, а потребности пункта назначения В5 удовлетворены частично. Величина недостатка равна 80 ед.

      Строки  А1 и А3 являются избыточными, поскольку запасы пунктов отправления А1 и А3 распределены не полностью. При этом величина избытка строки А1 равна 60 ед., а строки А3 – 20 ед. общая величина избытка 60+20=80 совпадает с общей величиной недостатка, равной 80.

      После определения избыточных и недостаточных  строк по каждому из столбцов находим  разности между минимальными тарифами, записанными в избыточных строках, и тарифами, стоящими в заполненных  клетках. В данном случае эти разности соответственно равны 5,4,2,1 (табл. 1.2.2).  Для столбца В3 разность не определена, так как число, записанное в кружке в данном столбце, находится в положительной строке. В столбце В1 число, стоящее в кружке, равно 1, а в избыточных строках в клетках данного столбца наименьшим является число 6. Следовательно, разность для данного столбца равна 6-1=5. Аналогично находим разности для других столбцов: для В2 12-8=4; для В4 7-5=2; для В5 4-3=1.

      Выбираем  наименьшую из найденных разностей, которая является промежуточной рентой. В данном случае промежуточная рента равна 1 и находится в столбце В5. Найдя промежуточную ренту, переходим к табл. 1.2.3

Табица 1.2.3 Промежуточная рента

     
Пункты  отправления Пункты  назначения Запасы Недостаток(-),

Избыток(+)

В1 В2 В3 В4 В5
А1 7 12
4

120

8 5 180 +60
А2
2

110

9

90

7
6

80

4

70

350 -60
А3 6 13 8 7
4

20

20 -0
Потребности 110 90 120 80 150 550  
Разности 5 3 2 1    

      В данной таблице в строках А1 и А3 (являющихся избыточными) переписываем соответствующие тарифы из строк А1 и А3 табл. 1.2.2. элементы строки А2 (которая была недостаточной) получаются в результате прибавления к соответствующим тарифам, находящимся  в строке А2 табл. 1.2.2, промежуточной ренты, т.е. 1.

      В таблице 1.2.3 число заполняемых клеток возросло на одну. Это обусловлено тем, что число минимальных тарифов, стоящих в каждом из столбцов данной таблицы, возросло на единицу, а именно в столбце В5 теперь имеются два минимальных элемента 4. Эти числа заключаем в кружки; клетки, в которых они стоят, следует запомнить. Необходимо заполнить и клетки, в которых в которых стоят наименьшие для других столбцов тарифы. Это клетки табл. 1.2.3, в которых соответствующие тарифы заключены в кружки. После того как указанные клетки определены, устанавливаем последовательность их заполнения. Для этого находим столбцы (строки), в которых имеется лишь одна клетка для заполнения. Определив и заполнив некоторую клетку, исключаем из рассмотрения соответствующий столбец (строку) и переходим к заполнению следующей клетки. В данном случае заполнение клеток проводим в такой последовательности. Сначала заполняем клетки А1В3, А2В1, А2В2, А2В4, так как они являются единственными клетками для заполнения в столбцах В1, В2, В3 и В4. После заполнения указанных клеток заполняем клетку А3В5, поскольку она является единственной для заполнения в строке А3. Заполнив эту клетку, исключаем из рассмотрения строку А3. Тогда в столбце В5 останется все лишь одна клетка для заполнения. Это клетка А2В5, которую заполняем. После заполнения клеток устанавливаем избыточные и недостаточные строки. Как видно из табл. 1.2.3, еще имеется нераспределенный остаток. Следовательно получен условно оптимальный план задачи и нужно перейти к новой таблице. Для этого по каждому их столбцов находим разности между числом, записанным в кружке данного столбца, и наименьшим по отношению к нему числом, находящимся в избыточных строках. Среди этих разностей наименьшая равна 1. Это и есть промежуточная рента. Переходим к следующей таблице (табл. 1.2.4).

 

 

     Таблица 1.2.4 Оптимальный план транспортной задачи

     
Пункты  отправления Пункты  назначения Запасы Недостаток(-),

Избыток(+)

В1 В2 В3 В4
В5
А1 7 12
4

120

8 5

60

180 0
А2
3

110

10

90

8
7

80

5

70

350 0
А3 7 14 9 8 5

20

20 0
Потребности 110 90 120 80 150 550  

      В новой таблице элементы строк  А2 и А3 получены в результате прибавления к соответствующим числам строк  А2 и А3(являющихся недостаточными) табл. 1.2.3 промежуточной ренты, т. е 1. В результате в табл. 1.2.4 число клеток ля заполнения возросло еще на одну и стало равным 6. Определяем указанные клетки и заполняем их. Сначала заполняем клетки А1В3, А2В1, А2В2, А2В4, а затем А3В5, А2В5, А1В5. В результате все имеющиеся запасы поставщиков распределяются в соответствии с фактическими потребностями пунктов назначения. Число заполненных клеток равно 7, и вес они имеют наименьший показатель Cij. Следовательно получен оптимальный план исходной транспортной задачи:

X=

      При этом плане перевозок общие затраты  таковы:

      S=4*120+5*60+1*110+8*90+5*80+3*70+4*20=2300.

 

     

2 Практическая часть

      Условие задачи. Пусть имеются n кандидатов для выполнения этих работ. Назначение кандидата i на работу j связано с затратами Cij (i, j = 1,2,…, n). Требуется найти назначение кандидатов на все работы, дающие минимальные суммарные затраты, при этом каждого кандидата можно назначать только на одну работу и каждая работа может быть занята только одним кандидатом. Исходные данные приведены в таблице:

     Таблица .2.4 Исходные данные

     
Ai Bj B1 B2 B3 B4
A1      3      7      3      8
A2      2      4      4      5
A3      4      7      2      8
A4      9      7      3      8

     Входные данные:

     n – количество кандидатов и работ, целый тип данных

     C (n, n) - затраты (руб.), вещественный тип данных.

     Выходные  данные:

     Smin- суммарные затраты (руб.), вещественный тип данных;

     X (n, n) - назначение кандидата на работу, целый тип данных.

 
 
      2.1 Решение задачи с помощью математического аппарата

     Определим опорный план транспортной задачи методом минимальной стоимости, учитывая что каждого кандидата можно назначать только на одну работу и каждая работа может быть занята только одним кандидатом.

Таблица 2.1.1 Опорный план методом минимальной стоимости

     
Ai                       Bj B1 B2 B3 B4
A1 3

0

            7

1

            3

0

            8

A2 2

1

4

4

5

A3 4

7

2

1

8

A4 9

7

3

0

8

1


     Минимальные суммарные затраты составят:

     F=0*3+1*7+0*3+1*2+1*2+0*3+1*8=19

     Для нахождения оптимального плана используем метод потенциалов.

     Составим  систему уравнений Ui+Vj =Cij для заполненных клеток транспортной таблицы и определим значения Ui и Vj.

     U1+V1=3  U1=0  V1=3

     U1+V2=7  U2=-1  V2=7

     U1+V3=3  U3=0  V3=3

     U2+V1=2  U4=0  V4=8

     U3+V3=3

     U4+V3=3

     U4+V4=8

     Рассчитаем  величины ∆ij= Ui+Vj-Cij для свободных клеток таблицы.

     14=U1+V4-C14=0+8-8=0

     22=U2+V2-C22=-1+7-4=2

     23=U2+V3-C23=-1+3-4=-2

     24=U2+V4-C24=-1+8-5=2

     31=U3+V1-C31=0+3-4=-1

     32=U3+V2-C32=0+7-7=0

     34=U3+V4-C34=0+8-8=0

     41=U4+V1-C41=0+3-9=-6

     42=U4+V2-C42=0+7-7=0

     Так как есть положительные значения, план является не оптимальным. Необходимо выбрать наибольшее положительное число и осуществить сдвиг по циклу для выбранной клетки.

(1,1) 0 1(1,2) 1

                 min {1, 1}=1 

(2,1)                       (2,2)

      1 0     1

 

Таблица 2.1.3 Опорный план методом потенциалов

     
Ai                       Bj B1 B2 B3 B4
A1 3

1

            7

            3

0

            8

A2 2

0

4

1

4

5

A3 4

7

2

1

8

A4 9

7

3

0

8

1

Информация о работе Экономические модели сводящиеся к транспортной модели