Территориальная организация населения и хозяйства на примере Республики Хакасия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение территориальной организации населения и хозяйства Республики Хакасия. Данная цель подразделяется на следующие задачи:
- изучение экономико-географического положения и населения региона, климатических условий, природных ресурсов, минерально-сырьевой базы, демографических процессов на территории;
- рассмотрение территориальной структуры экономики и выделение основных отраслей специализации Удмуртской Республики;
- проведение SWOT-анализа проблем развития региона и выявление основных путей решения данных проблем.

Оглавление

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……..
5
1.
Территориальная организация населения Республики Хакасия……....
6
1.1.
Экономико-географическоге положение и население. . . . . . . . . . . . …..
6
1.2.
Климатические условия, природные ресурсы и минерально-сырьевая база Республики Хакасия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..

16
1.3.
Демографические процессы на территории Республики Хакасия. . . . .
19
2.
Территориальная организация хозяйства Республики Хакасия…….
23
2.1.
Характеристика территориальной структуры экономики . . . . . . …..
23
2.2.
Основные отрасли специализации Республики Хакасия . . . . . . . . . . . .
27
3.
Комплексный анализ проблем развития территории, основные пути и инструменты их решения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………..

34
3.1.
SWOT-анализ проблем развития Республики Хакасия . . . . . . . . . . . . . .
34
3.2.
Основные пути решения проблем развития Республики Хакасия. . . . ..
38

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..
40

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..
41

Файлы: 1 файл

ТОН КУРСАЧ.docx

— 216.72 Кб (Скачать)

 

В таблице 3.1.2 представим возможности и угрозы развития Республики Хакасия.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1.2 – Возможности и угрозы развития Республики Хакасия

Возможности

Угрозы

1)Вернуть прежние объемы производства электроэнергии

2)Восстановление ГЭС займет не более 2 лет

3) Совместное осуществление масштабных экономических проектов с ближайшими регионами

4) Привлечение трудоспособных и  квалифицированных работников из числа соотечественников, проживающих за рубежом

5) Интенсивное освоение уникальных  природных ресурсов

1) Восстановление крупнейшей ГЭС может затянутся на 10 лет

2) Сокращение производства электроэнергии

3) Усиление конкуренции в соперничестве за инвестиционные ресурсы со стороны других субъектов РФ

4) Усиление конкуренции со стороны  других регионов

5) Нарушение социального равновесия (межкультурного и межэтнического) в следствие привлечения трудовых мигрантов


 

Далее сопоставим сильные и слабые стороны развития республики Хакасии  с  возможностями и угрозами. Это позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития субъекта:

  • Как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны развития территории?
  • Какие слабые стороны развития территории могут в этом помешать?
  • За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
  • Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами развития территории, нужно больше всего опасаться?

Исходя  из полученных таблиц (табл.3.1.1 и табл.3.1.2) проведем SWOT-анализ проблем развития Республики Хакасия (табл.3.1.3).

 

 

 

 

 

 

Табл.3.1.3- SWOT-анализ проблем развития Республики Хакасия

 

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

1) Благодаря динамичному развитию реального сектора экономики, республика может вернуть прежние объемы производства электроэнергии

2) Благодаря увеличению объема  инвестиций на производство и распределение электроэнергии можно  восстановить ГЭС в течении короткого период

3) За счет динамичного развития промышленности и конкурентной(лидирующей) позиции в производстве электроэнергии, республика может привлечь больше инвестиции в экономику

4) Благодаря наличию правовой базы, поддерживающей инвестиционную деятельность (гарантии прав инвесторов, льготный налоговый режим для инвесторов), можно привлечь инвестиции

5)Благодаря высокой потребности в работниках, можно привлечь трудоспособных и квалифицированных работников, проживающих за рубежом.

1)За счет динамичного развития промышленности в целом можно нейтрализовать сокращение объема производства электроэнергии

2) Увеличение объема инвестиций в основной капитал на производство и распределение электроэнергии может препятствовать затянувшемуся восстановлению

3) Динамичное развитие промышленности и конкурентные позиции в производстве электроэнергии могут препятствовать усилению конкуренции со стороны других регионов

4) Наличие правовой базы, поддерживающей инвестиционную деятельность (гарантии прав инвесторов, льготный налоговый режим для инвесторов) может препятствовать усилению конкуренции в соперничестве за инвестиционные ресурсы со стороны других субъектов РФ

5) Высокая потребность в работниках, заявленная организациями может помешать нарушению социального равновесия (межкультурного и межэтнического), в следствие привлечения трудовых мигрантов

Слабые стороны

1)Сокращение объема производства электроэнергии может помешать вернуть прежние объемы производства электроэнергии

2) Сокращение объема инвестиций  в основной капитал промышленного производства может замедлить процесс восстановления ГЭС

3) Механическая убыль населения  и низкий уровень пригодности жилья  может помешать привлечению трудоспособных

1)Сокращение объема инвестиций  на производство электроэнергии  может усугубить сокращение объема  производства электроэнергии

2)Тот факт, что большинство предприятий республики недостаточно эффективно работают на глобальных рынках сбыта, они ориентируются на региональные (внутренние) рынки может способствовать ухудшению социально-экономического положения


Продолжение таблицы 3.1.3

 

 

и квалифицированных работников, проживающих за рубежом

4) из-за того, что большинство  предприятий республики недостаточно эффективно работают на глобальных рынках сбыта, они ориентируются на региональные (внутренние) рынки, республика может не получить государственной (в т.ч. федеральной) поддержки для реализации крупных инфраструктурных проектов на территории области

5) Усиление конкуренции со стороны экономических центров РФ может помешать совместному осуществлению масштабных экономических проектов с ближайшими регионами

3) Несбалансированность спроса и  предложения рабочей силы на рынке труда усугубит социальное равновесие (межкультурного и межэтнического) в следствие привлечения трудовых мигрантов

4) Тат факт, что 17% населения с денежными  доходами ниже величины прожиточного минимума, может ухудшить социально-экономическое положение

5)Низкий уровень пригодности жилья может способствовать снижению  жизненного уровня населения


Анализ  сочетания сильных и слабых сторон Республики Хакасия, возможностей и угроз развития показал, что наиболее важной проблемой является снижение производства электроэнергии. Объем производства электроэнергии сократился в связи с аварией, произошедшей 17 августа 2009 году на Саяно-Шушенской ГЭС, которая является крупнейшей электростанцией России.

Гидроэлектростанция является основой и источником энергоснабжения территориально-производственного комплекса, включающего в себя крупные алюминиевые заводы, угольные разрезы, железные рудники, ряд предприятий лёгкой и пищевой промышленности. Электроэнергия Республики Хакасия используется для различных предприятий, для транспорта и связи, для химической промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса и других.

Так как одной из ведущих отраслей Республики Хакасия является электроэнергетика, то это не могло не сказаться  на уровне жизни населения. Сразу после аварии цены на балансирующем рынке электроэнергии выросли в 5 раз и превысили 1000 рублей за МВт·ч. Также тариф для населения Хакасии вырос на 21,5 %.

Решение проблемы развития производства электроэнергии в Республике Хакасия является актуальной и очень важной задачей, так как она влечет за собой негативные последствия, такие как:

- увеличение тарифа на электроэнергию;

- возможно отставание других отраслей экономики (т.к. данная отрасль тесно взаимосвязана с ведущими отраслями экономики и обеспечивает их устойчивое функционирование).

Вместе с тем,  сильные стороны экономики Республики Хакасия способны противостоять основным угрозам, а возможности развития, обусловленные благоприятными условиями для активного проведения экономических преобразований: развития промышленности и привлечения инвестиций, динамичного развития реального сектора экономики и др., формируют предпосылки успешного решения проблем в экономической и социальной сфере Республики Хакасия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Основные пути решения проблем развития Республики Хакасия

 

Также эта проблема требует решения еще и потому, что производство электроэнергии является трудоемким производством, т.е. если способствовать его развитию станет возможным:

- обеспечить население новыми рабочими местами (позволит снизить безработицу);

- обеспечить рост доходов населения за счет увеличения получаемой заработной платы и трудоустройства граждан;

- увеличится вклад отрасли в ВРП за счет обеспечение других отраслей промышленности.

Реализация потенциала развития возможна, учитывая сильные стороны и возможности Республики Хакасия(табл.3.1.1 и табл.3.1.2).

Учитывая  возможности, решить проблему развития

 производства электроэнергии в Республике Хакасия представляется возможным следующими способами (пути решения проблемы):

  • обеспечить динамичное развитие реального сектора экономики, благодаря которому республика может вернуть прежние объемы производства электроэнергии;
  • увеличение объема инвестиций на производство и распределение электроэнергии;
  • скорейшее восстановление Саяно-Шушенской ГЭС.

Основным  инструментом решения проблемы развития производства электроэнергии является «инвестиционная программа электроэнергетики», которая была утверждена 18.05.2009.

При подготовке инвестиционной программы исходило из приоритета обеспечения безопасности и безаварийности эксплуатации действующих объектов, финансирования мероприятий по ликвидации последствий аварии и восстановления Саяно-Шушенской ГЭС, ввода первой очереди берегового водосброса Саяно-Шушенской ГЭС. При этом реализация проекта осуществляется в максимально сжатые сроки, которые по предварительным оценкам составляют три-четыре года. Правление рассмотрело инвестиционную программу Общества на 2010 год в объеме 98,9 млрд руб.[8].

 Комплекс  осуществляемых в Республике  Хакасия мероприятий по восстановлению  и вводу в работу гидроагрегатов  Саяно-Шушенской ГЭС позволит  в 2011 году обеспечить электроэнергией  крупные предприятия, увеличить объем производства электроэнергии, ликвидировать недостатки в работе энергосистемы, выявленные в ходе ликвидации аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе была проанализирована территориальная организация населения и хозяйства Республики Хакасия.

В процессе работы были рассмотрены экономико-географическое положение и население региона, климатические условия, природные ресурсы, минерально-сырьевая база территории, демографические процессы на территории. Была дана характеристика территориальной структуры экономики и выявлены основные отрасли специализации Республики Хакасия.

Также был проведен SWOT-анализ проблем развития Республики Хакасия и сформулированы основные пути решения данных проблем.

Основной проблемой Республики Хакасия является сокращение объема производства электроэнергии. Причиной этой проблемы послужила авария, произошедшая в 2009 году на ГЭС.

Для того, чтобы увеличить объем производства электроэнергии необходимо как можно скорее восстановить Саяно-Шушенскую ГЭС, но для этого потребуются средства. В связи с выявленной проблемой была утверждена инвестиционная программа электроэнергетики по восстановлению Саяно-Шушенской ГЭС. При этом реализация проекта осуществляется в максимально сжатые сроки, которые по предварительным оценкам составляют три-четыре года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства: учебное пособие / Ю.А. Симагин; под общ. ред. В.Г. Глушковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2011.

  1. Территориальная организация населения: Учеб. пособие/ Т35 Под ред. проф. Е.Г. Чистякова. - М.: Вузовский учебник, 2005.
  2. Структура занятости в регионах (выборочные обследования Госкомстата РФ) // Человек и труд. – 2005.
  3. http://hakasstat.gks.ru
  4. http://www.r-19.ru
  5. http://www.gks.ru
  6. http://www.mintrudrh.ru
  7. http://www.tulenergo.ru

 

 

 

 

1 В России различают четыре категории балансовых запасов: А(детально разведанные запасы), В(разведанные месторождения с примерно определенными границами залегания), С1(разведанные в общих чертах),  С2(предварительно оцененные запасы)

 


Информация о работе Территориальная организация населения и хозяйства на примере Республики Хакасия