Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 22:04, шпаргалка
1.Национальная безопасность: сущность и содержание.
В законе Российской Федерации «О безопасности» под безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», а под жизненно важными интересами — «некоторая совокупность потребностей и желаний, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства».
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерациивзаимодействуют по вопросам обеспечения национальной безопасности с федеральными органами исполнительной власти в области реализации федерального законодательства;
Органы местного самоуправленияпроводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации.
40.Объекты региональной безопасности.
Объекты региональной безопасности - интересы личности, общества и государства, существование и жизнедеятельность которых могут подвергаться внешним, внутренним и трансграничным угрозам
41.Средства и методы
Под средствами обеспечения региональной безопасности понимаются: технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения региональной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии региональной безопасности и мерах по еѐ укреплению.
Меры и средства обеспечения региональной безопасности: предупреждение угроз, выявление угроз, обнаружение угроз, локализация преступных действий, ликвидация последствий.
Методы региональной безопасности заключаются в проведении ряда политических, дипломатических, правовых, информационно-психологических (идеологические меры) мер. Политические меры:встречи (официальные, неофициальные) глав регионов;переговоры и консультации по активизации межрегиональных отношений.Дипломатические меры:активизация переговоров по вопросам, вызвавшим напряженность во взаимоотношениях регионов;укрепление мер доверия.Экономические меры:заключение (продолжение) долгосрочных договоров на взаимовыгодной основе.
42.Субъекты обеспечения
Региональный (межгосударственный) уровень:
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) -является крупнейшей в мире межправительственной организацией, ориентированной на безопасность. Ее мандат включает в себя такие вопросы, как контроль над вооружениями и соблюдение прав человека, свободы прессы и справедливых выборов,
Организация африканского единства (ОАЕ)-межгосударственная политическая организация независимых стран Африки, функции: борьба с остатками колониализма на континенте и расизмом в ЮАР и Южной Родезии,
Организация американских государств (ОАГ) - Формально провозглашенными целями ОАГ являются: поддержание «мира и безопасности» на континенте, урегулирование споров между государствами-членами мирным путём; организация совместных действий против агрессии; разрешение общими усилиями государств-членов политических, юридических и экономических проблем, стоящих перед американскими государствами,
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)- политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии, цели:установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН,ускорение экономического, социального и культурного развития её государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи
Европейское экономическое сообщество- региональное интеграционное объединение двенадцати европейских государств, существовавшее с 1957 по 1993 год. Целью создания являлась дальнейшая Экономическая интеграция, включая создание общего рынка.
Региональный (внутригосударственный) уровень: Региональный Совет по безопасности. Основными функциями Совета Безопасности являются:рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности; анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина; осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности и тд
43. Принципы обеспечения региональной безопасности.
1.
Своевременность принятия
2. Непрерывность защиты
3.
Активность подразумевает
4. Законность
5.
Централизация управления
6. Взаимодействие и координация
44. Правовые режимы обеспечения региональной безопасности.
Правовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения интересов субъектов права в определенных условиях.
45. Российский федерализм как
фактор обеспечения
Федерализм - основной принцип федерации, признание политическим идеалом федеративной организации государства, стремление либо объединить несколько отдельных государств в одну федерацию, либо обратить государство унитарное в государство федеративное. Федералисты — сторонники федеративной организации либо их государства, либо всех государств вообще.
Правовой институт федерального вмешательства в дела субъектов Федерации является важным элементом системы региональной безопасности. Его содержание определяется самой природой федеративного устройства, которая предполагает не только разграничение предметов ведения, но и диктует необходимость обеспечения единства экономической и политической организации союзного государства, закрепления соответствующих механизмов интеграции, объединяющей субъекты Федерации. Институт федерального вмешательства является, таким образом, признаком подлинно федеративных отношений в государстве
46. Система и органы обеспечения региональной безопасности в Московской области.
Главное управление региональной безопасности Московской области (далее - Главное управление) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере безопасности, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в указанной сфере деятельности. Основными задачами Главного управления являются создание условий для: обеспечения общественной, экономической, информационной безопасности на территории Московской области; укрепления законности и правопорядка на территории Московской области; противодействия терроризму, экстремизму, коррупции и незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на территории Московской области.
47.Терроризм как угроза безопасности. Виды терроризма.
Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных проблем современности. В последние годы терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны. Взрывы, похищение людей, взятие заложников, прямые угрозы и их реализация стали проявляться не только на Кавказе, но и на территории центральной России. Террористическая акция может выражаться в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения взрывных устройств, а также уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств. Для достижения своих целей террористы захватывают заложников и похищают людей. Слово происходит от лат. «terror» - страх, ужас. Означает политику устрашения и насильственных действий в достижении определенных политических целей. Наиболее масштабным является государственный терроризм, выступающий как репрессивный государственный аппарат против политической оппозиции и собственных граждан, а также против иностранных государств, международных отношений и лиц, не являющихся гражданами данной страны. Формой государственного терроризма является геноцид-истребление мирного на-селения по расовым, религиозным и другим причинам, например геноцид армян в Турции. Различают групповой терроризм - внутри страны и за ее пределами; индивидуальный терроризм, осуществляемый как по поручению определенных сил, так и лично по своему усмотрению. По мировоззренческим установкам различают религиозный, фундаменталистский, сектантский терроризм и т.д. По характеру - это вид политической борьбы; специфическая форма вооруженных действий; вид борьбы; вид уголовной преступности (криминальный). Особую угрозу для безопасности стран представляет возможность применения т.н. "экзотических" форм терроризма: диверсии и применением новейшего химического оружия, способные привести к параличу системы управления государством, к хаосу в экономике. Реальную опасность представляет ядерный терроризм. Это нападения на ядерные объекты, заражение местности радиоактивными веществами. А биологический терроризм с использованием бактерий, вирусов и др. биологических средств не менее опасен. Это важно было и есть для России, где развит химический комплекс. "Кибертерроризм", предполагает проникновение в компьютерные системы; космический терроризм - через создание помех для искусственных спутников Земли и их уничтожение, захват космических аппаратов; пиратские нападения на морские суда и т.н. Примером кибертерроризма может служить занесение в сентябре 2010 г. «червя» в локальную компьютерную систему атомной электростанции в Ирана в г. Бушер, передающего информацию о состоянии станции. Международный терроризм.Современный терроризм интернационален, он не знает государственных, территориальных, региональных границ. Борьба с терроризмом требует объединения усилий всех стран.
48.Возникновение и
Возникновение
и распространение терроризма в Российской
Федерации имеют определенные исторические
предпосылки и связаны как с внутренними
экономическими, политическими, социальными,
межнациональными, конфессиональными
противоречиями, так и с внешними, в том
числе общими для всего мирового сообщества,
террористическими угрозами.Основными
внутренними факторами, обусловливающими
возникновение и распространение терроризма
в Российской Федерации либо способствующими
ему причинами и условиями, являются: межэтнические,
межконфессиональные и иные социальные
противоречия;наличие условий для деятельности
экстремистски настроенных лиц и объединений;недостаточная
эффективность правоохранительных, административно-правовых
и иных мер по противодействию терроризму;ненадлежащий
контроль за распространением идей радикализма,
пропагандой насилия и жестокости в едином
информационном пространстве Российской
Федерации;недостаточно эффективная борьба
с организованной преступностью и коррупцией,
незаконным оборотом оружия, боеприпасов
и взрывчатых веществ.Основными внешними
факторами, способствующими возникновению
и распространению терроризма в Российской
Федерации, являются:попытки проникновения
международных террористических организаций
в отдельные регионы Российской Федерации;наличие
очагов террористической активности вблизи
государственной границы Российской Федерации
и границ ее союзников;наличие в иностранных
государствах лагерей подготовки боевиков
для международных террористических и
экстремистских организаций, в том числе
антироссийской направленности, а также
теологических учебных заведений, распространяющих
идеологию религиозного экстремизма;финансовая
поддержка террористических и экстремистских
организаций, действующих на территории
Российской Федерации, со стороны международных
террористических и экстремистских организаций;стремление
ряда иностранных государств, в том числе
в рамках осуществления антитеррористической
деятельности, ослабить Российскую Федерацию
и ее позицию в мире, установить свое политическое,
экономическое или иное влияние в отдельных
субъектах Российской Федерации;распространение
идей терроризма и экстремизма через информационно-
49.Организационные основы
Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
Статья 5. Организационные основы противодействия терроризму
Президент Российской Федерации определяет:1) основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;2) компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом.2. Правительство Российской Федерации:1) определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма;3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.3. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.4. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.
50.Экстремизм как угроза
Существенную
угрозу национальной безопасности РФ
представляет наиболее опасная форма
организованной преступной деятельности
- экстремизм, включая его крайнюю форму
- терроризм <2>. Поэтому в настоящее
время противодействие экстремизму как
идеологии нетерпимости, возбуждения
ненависти либо вражды, унижения достоинства
человека либо группы лиц по признакам
расы, национальности, языка, происхождения,
отношения к религии, а равно принадлежности
к какой-либо социальной группе является
важнейшим направлением обеспечения национальной
безопасности РФ. Современный российский
экстремизм, составными элементами которого
выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм
и фашизм, отрицая этническое и религиозное
многообразие, составляющее важнейший
фактор исторического развития России,
угрожает безопасности общества (безопасному
сосуществованию наций и социальных групп)
и государства, нарушает права человека,
препятствует достижению гражданского
согласия, подрывает устои демократического
и правового государства. Выступая 6 февраля
2009 г. на расширенном заседании коллегии
МВД России, Президент РФ Д.А. Медведев
отметил рост в 2008 г. в России количества
преступлений экстремистского характера
на треть и обратил внимание на то, что
экстремизм - это исключительно большая
опасность, способная расшатать любое,
даже самое стабильное и благополучное
общество.Несмотря на то что в последние
годы властями РФ был предпринят ряд правовых
и организационных мер, направленных на
противодействие экстремизму (например,
принят Федеральный закон от 25 июля 2002
г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской
деятельности" <4>, внесены соответствующие
изменения и дополнения в УК РФ ст.280
и КоАП РФ, в МВД РФ создан Департамент
по борьбе с экстремизмом и т.п.), количество
преступлений против жизни и здоровья,
совершаемых из экстремистско-