Шпаргалка по "Экономической географии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 22:04, шпаргалка

Краткое описание

1.Национальная безопасность: сущность и содержание.
В законе Российской Федерации «О безопасности» под безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», а под жизненно важными интересами — «некоторая совокупность потребностей и желаний, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства».

Файлы: 1 файл

Bilety_Gatsko_GOTOVYE.docx

— 69.21 Кб (Скачать)

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерациивзаимодействуют по вопросам обеспечения национальной безопасности с федеральными органами исполнительной власти в области реализации федерального законодательства;

Органы местного самоуправленияпроводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации.

40.Объекты региональной безопасности.

Объекты региональной безопасности - интересы личности, общества и государства, существование и жизнедеятельность которых могут подвергаться внешним, внутренним и трансграничным угрозам

41.Средства и методы обеспечения региональной безопасности.

Под средствами обеспечения региональной безопасности  понимаются: технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения региональной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии региональной безопасности и мерах по еѐ укреплению.

Меры и средства обеспечения региональной безопасности: предупреждение угроз, выявление угроз, обнаружение угроз, локализация преступных действий, ликвидация последствий.

Методы региональной безопасности заключаются в проведении ряда политических, дипломатических, правовых, информационно-психологических (идеологические меры) мер. Политические меры:встречи (официальные, неофициальные) глав регионов;переговоры и консультации по активизации межрегиональных отношений.Дипломатические меры:активизация переговоров по вопросам, вызвавшим напряженность во взаимоотношениях регионов;укрепление мер доверия.Экономические меры:заключение (продолжение) долгосрочных договоров на взаимовыгодной основе.

42.Субъекты обеспечения региональной  безопасности, их правовой статус и функции.

Региональный (межгосударственный) уровень:

Организация по безопасности и со­трудничеству в Европе (ОБСЕ) -является крупнейшей в мире межправительственной организацией, ориентированной на безопасность. Ее мандат включает в себя такие вопросы, как контроль над вооружениями и соблюдение прав человека, свободы прессы и справедливых выборов,

Организация африканского единства (ОАЕ)-межгосударственная политическая организация независимых стран Африки, функции: борьба с остатками колониализма на континенте и расизмом в ЮАР и Южной Родезии,

 

Организация американских госу­дарств (ОАГ) - Формально провозглашенными целями ОАГ являются: поддержание «мира и безопасности» на континенте, урегулирование споров между государствами-членами мирным путём; организация совместных действий против агрессии; разрешение общими усилиями государств-членов политических, юридических и экономических проблем, стоящих перед американскими государствами,

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)- политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии, цели:установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН,ускорение экономического, социального и культурного развития её государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи

Европейское экономическое сооб­щество- региональное интеграционное объединение двенадцати европейских государств, существовавшее с 1957 по 1993 год. Целью создания являлась дальнейшая Экономическая интеграция, включая создание общего рынка.

Региональный (внутригосударственный) уровень: Региональный Совет по безопасности. Основными функциями Совета Безопасности являются:рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности; анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина; осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности и тд

43. Принципы обеспечения региональной безопасности.

1.      Своевременность принятия необходимых  мер, имеющих упреждающий характер  обеспечения безопасности, означает  постановку соответствующих задач  на ранних стадиях разработки  системы безопасности на основе  анализа и прогнозирования всех  элементов возможных угроз

2.      Непрерывность защиты 

3.      Активность подразумевает достаточную  степень настойчивости, маневр силами  и средствами обеспечения безопасности 

4.      Законность

5.      Централизация управления предполагает  самостоятельное функционирование  системы безопасности по единым  организационным, функциональным и  методологическим принципам и  централизованное управление деятельностью  системы.

6.      Взаимодействие и координация

44. Правовые режимы обеспечения  региональной безопасности.

 

Правовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения интересов субъектов права в определенных условиях.

45. Российский федерализм как  фактор обеспечения региональной безопасности страны.

Федерализм - основной принцип федерации, признание политическим идеалом федеративной организации государства, стремление либо объединить несколько отдельных государств в одну федерацию, либо обратить государство унитарное в государство федеративное. Федералисты — сторонники федеративной организации либо их государства, либо всех государств вообще.

Правовой институт федерального вмешательства в дела субъектов Федерации является важным элементом системы региональной безопасности. Его содержание определяется самой природой федеративного устройства, которая предполагает не только разграничение предметов ведения, но и диктует необходимость обеспечения единства экономической и политической организации союзного государства, закрепления соответствующих механизмов интеграции, объединяющей субъекты Федерации. Институт федерального вмешательства является, таким образом, признаком подлинно федеративных отношений в государстве

46. Система и органы обеспечения  региональной безопасности в Московской области.

Главное управление региональной безопасности Московской области (далее - Главное управление) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере безопасности, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в указанной сфере деятельности. Основными задачами Главного управления являются создание условий для: обеспечения общественной, экономической, информационной безопасности на территории Московской области; укрепления законности и правопорядка на территории Московской области; противодействия терроризму, экстремизму, коррупции и незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на территории Московской области.

47.Терроризм как угроза безопасности. Виды терроризма.

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из самых опасных проблем современности. В последние годы терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны. Взрывы, похищение людей, взятие заложников, прямые угрозы и их реализация стали проявляться не только на Кавказе, но и на территории центральной России. Террористическая акция может выражаться в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения взрывных устройств, а также уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств. Для достижения своих целей террористы захватывают заложников и похищают людей. Слово происходит от лат. «terror» - страх, ужас. Означает политику устрашения и насильственных действий в достижении определенных политических целей. Наиболее масштабным является государственный терроризм, выступающий как репрессивный государственный аппарат против политической оппозиции и собственных граждан, а также против иностранных государств, международных отношений и лиц, не являющихся гражданами данной страны. Формой государственного терроризма является геноцид-истребление мирного на-селения по расовым, религиозным и другим причинам, например геноцид армян в Турции. Различают групповой терроризм - внутри страны и за ее пределами; индивидуальный терроризм, осуществляемый как по поручению определенных сил, так и лично по своему усмотрению. По мировоззренческим установкам различают религиозный, фундаменталистский, сектантский терроризм и т.д. По характеру - это вид политической борьбы; специфическая форма вооруженных действий; вид борьбы; вид уголовной преступности (криминальный). Особую угрозу для безопасности стран представляет возможность применения т.н. "экзотических" форм терроризма: диверсии и применением новейшего химического оружия, способные привести к параличу системы управления государством, к хаосу в экономике. Реальную опасность представляет ядерный терроризм. Это нападения на ядерные объекты, заражение местности радиоактивными веществами. А биологический терроризм с использованием бактерий, вирусов и др. биологических средств не менее опасен. Это важно было и есть для России, где развит химический комплекс.  "Кибертерроризм", предполагает проникновение в компьютерные системы; космический терроризм - через создание помех для искусственных спутников Земли и их уничтожение, захват космических аппаратов; пиратские нападения на морские суда и т.н. Примером кибертерроризма может служить занесение в сентябре 2010 г. «червя» в локальную компьютерную систему атомной электростанции в Ирана в г. Бушер, передающего информацию о состоянии станции. Международный терроризм.Современный терроризм интернационален, он не знает государственных, территориальных, региональных границ. Борьба с терроризмом требует объединения усилий всех стран.

48.Возникновение и распространение  терроризма в Российской Федерации.

Возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации имеют определенные исторические предпосылки и связаны как с внутренними экономическими, политическими, социальными, межнациональными, конфессиональными противоречиями, так и с внешними, в том числе общими для всего мирового сообщества, террористическими угрозами.Основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующими ему причинами и условиями, являются: межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия;наличие условий для деятельности экстремистски настроенных лиц и объединений;недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму;ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном пространстве Российской Федерации;недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.Основными внешними факторами, способствующими возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации, являются:попытки проникновения международных террористических организаций в отдельные регионы Российской Федерации;наличие очагов террористической активности вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;наличие в иностранных государствах лагерей подготовки боевиков для международных террористических и экстремистских организаций, в том числе антироссийской направленности, а также теологических учебных заведений, распространяющих идеологию религиозного экстремизма;финансовая поддержка террористических и экстремистских организаций, действующих на территории Российской Федерации, со стороны международных террористических и экстремистских организаций;стремление ряда иностранных государств, в том числе в рамках осуществления антитеррористической деятельности, ослабить Российскую Федерацию и ее позицию в мире, установить свое политическое, экономическое или иное влияние в отдельных субъектах Российской Федерации;распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации;заинтересованность субъектов террористической деятельности в широком освещении своей деятельности в средствах массовой информации в целях получения наибольшего общественного резонанса;отсутствие в международном сообществе единого подхода к определению причин возникновения и распространения терроризма и его движущих сил, наличие двойных стандартов в правоприменительной практике в области борьбы с терроризмом;отсутствие единого антитеррористического информационного пространства на международном и национальном уровнях.

49.Организационные основы профилактики  терроризма и борьбы с ним.

Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»

Статья 5. Организационные основы противодействия терроризму

Президент Российской Федерации определяет:1) основные направления государственной политики в области противодействия терроризму;2) компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом.2. Правительство Российской Федерации:1) определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;2) организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма;3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.3. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.4. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.

50.Экстремизм как угроза национальной  безопасности Российской Федерации.

Существенную угрозу национальной безопасности РФ представляет наиболее опасная форма организованной преступной деятельности - экстремизм, включая его крайнюю форму - терроризм <2>. Поэтому в настоящее время противодействие экстремизму как идеологии нетерпимости, возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности РФ. Современный российский экстремизм, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм, отрицая этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, угрожает безопасности общества (безопасному сосуществованию наций и социальных групп) и государства, нарушает права человека, препятствует достижению гражданского согласия, подрывает устои демократического и правового государства. Выступая 6 февраля 2009 г. на расширенном заседании коллегии МВД России, Президент РФ Д.А. Медведев отметил рост в 2008 г. в России количества преступлений экстремистского характера на треть и обратил внимание на то, что экстремизм - это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное общество.Несмотря на то что в последние годы властями РФ был предпринят ряд правовых и организационных мер, направленных на противодействие экстремизму (например, принят Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" <4>, внесены соответствующие изменения и дополнения в УК РФ ст.280  и КоАП РФ, в МВД РФ создан Департамент по борьбе с экстремизмом и т.п.), количество преступлений против жизни и здоровья, совершаемых из экстремистско-националистических побуждений, не сокращается. Деятельность экстремистски настроенных лиц (в том числе несовершеннолетних), их организованных групп, пропагандирующих и реализующих экстремистские идеи в российском обществе, а также лиц, финансирующих экстремизм, должностных лиц, оказывающих содействие экстремистам, "прикрывающих" их или преступно бездействующих в борьбе с экстремизмом, носит антиконституционный характер и представляет реальную угрозу национальной безопасности РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической географии"