Шпаргалка по "Экономической географии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 22:04, шпаргалка

Краткое описание

1.Национальная безопасность: сущность и содержание.
В законе Российской Федерации «О безопасности» под безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», а под жизненно важными интересами — «некоторая совокупность потребностей и желаний, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства».

Файлы: 1 файл

Bilety_Gatsko_GOTOVYE.docx

— 69.21 Кб (Скачать)

Соц.стабильность -состояние социальной системы, при котором она способна эффективно функционировать и изменяться, сохраняя устойчивость своей структуры и функций к воздействиям извне. В современных условиях обеспечение стабильности невозможнобез обеспечения высокого качества жизниграждан, их материального благополучияи уверенности в завтрашнем дне. сохранение стабильности ицелостности государства предполагает успешное противодействие угрозам, подрывающим единство общества и само существование государства. стабильность невозможна без доверия граждан к власти, без поддержки действий властей со стороны населения.

Этническое и конфессиональное согласие-условия для свободного употребления  народами  России родных языков, свобода вероисповедания,обеспечение межэтнической стабильности -первостепенная задача для государства, так и для общества в целом, гарант межнационального и межконфессионального согласия – Конституция.

18. Угрозы национальным интересам  Российской Федерации: понятие, сущность, источники возникновения.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года угроза национальной безопасности трактуется как прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.  Однако в настоящее время среди специалистов всѐ шире утверждается мнение, что угроза – это крайняя степень опасности (непосредственная опасность), а опасность – есть возможная (потенциальная)

угроза. Угроза всегда носит персонифицированный, конкретно-адресный характер, что предполагает наличие явных субъекта (источни-ка) угрозы и объекта, на который направлено еѐ действие.«Национальные интересы» понимаются как некое олицетворение высших ценностей и целей государства, сообщества, общественного движения. К источникам угроз национальным интересам, а в некоторых ситуациях и безопасности России, можно отнести кризисные ситуации и вооруженные конфликты на территории стран ближнего зарубежья и государств сопредельных регионов. К ним же следует относить попытки вмешательства различных сил из стран ближнего зарубежья или с их территории во внутренние дела России путем поощрения и поддержки действующих на российской территории сил агрессивного сепаратизма и национализма, а также явно террористических группировок через механизмы политического и экономического лоббирования чужих интересов, искусственной инициации национальных проблем и др. (классический пример – Чечня). Безусловно наносящими ущерб интересам России являются процессы продолжающегося отхода правящих элит ряда стран ближнего зарубежья от России и усиления их переориентации на развитие связей и стратегического сотрудничества с другими государствами. На этой почве, как показывает жизнь, нередко возникают острые конфликтные ситуации. Буквально рядом с предыдущим источником угроз российским интересам следует поставить трудности развития интеграционных процессов в рамках СНГ, формирующие предпосылки дальнейшего ослабления Содружества. К другим источникам угроз интересам России относятся процессы неконтролируемой миграции граждан стран ближнего зарубежья в Россию, незаконного оборота через российские границы наркотиков и наркосодержащих веществ, контрабандной торговли и незаконных валютных операций. К ним же надо относить приобретающее заметные масштабы распространение регионального бандитизма и терроризма, незаконного оборота оружия, возможное расползание в соседних с СНГ регионах оружия массового уничтожения.

19.Классификация угроз национальной  безопасности

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года существующие угрозы безопасности уже подразделяются на внешние и внутренние. Однако в этом документе угрозы безопасности не дифференцируются на реальные и потенциальные. Вместе с тем в развитие типологии угроз Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. классифицирует их по сферам действия: в военной, пограничной, экономической, информационной, экологической и других сферах. Внешние угрозы  – опасность исходит от иностранного государства или его граждан и / или лиц без гражданства, находящихся на территории иностранного государства (например, незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации незаконным вооруженным формированием); внутренние – опасность исходит со стороны Российской Федерации или ее граждан и / или лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (например, вооруженный мятеж). По степени сформированности: потенциальные – представляют собой зарождение опасности, формирование предпосылок, возможность нанесения вреда (потенциальная возможность внедрения сотрудника иностранной разведки на стратегическое предприятие Российской Федерации); реальные - представляет собой окончательно сформировавшееся явление, когда для нанесения вреда не хватает одного или нескольких факторов или условий (например, организованная преступная группировка). В зависимости от характера угроз, определяемого их источником и спецификой: природные – сейсмические (например, землетрясения, извержения вулканов), угроза наводнения (например, затопление городов, сельскохозяйственных угодий), угроза пожаров (например, лесные, степные пожары), угроза других стихийных бедствий (например, цунами, снегопады, сели, оползни и т.д.); антропогенные – экологические (например, загрязнение вод, почв, атмосферного воздуха), техногенные (например, авария на АЭС); социальные – военные (например, локальные вооруженные конфликты), информационные (например, разглашение государственной тайны), политические (например, несанкционированный митинг). По сферам и областям человеческой деятельности: в экономической сфере (например, экономический кризис), в оборонной сфере (например, иностранное военное вторжение), в социальной сфере (например, повышение числа безработных граждан), в политической сфере (например, межэтнические и межрасовые конфликты), в информационной сфере (например, утрата документов, составляющих государственную тайну), в международной сфере (например, разрыв дипломатических отношений между странами). По степени субъективного восприятия: завышенные – объективно существующие угрозы с завышенным уровнем реальной опасности (например, реально существующая организованная преступная группировка насчитывает пять активных членов, но по оперативным данным ошибочно было передано, что число ее членов составляет пятнадцать человек), заниженные -  объективно существующие угрозы с заниженным, вплоть до полного игнорирования, уровнем реальной опасности (например, подросток самостоятельно распространял в сети Интернет печатные материалы экстремистского содержания. По отношению к человеческой деятельности: объективные – угрозы, формирующиеся независимо от целенаправленной деятельности человека (например, наводнение); субъективные – угрозы создающиеся сознательно (например, организованная преступность) По объектам национальной безопасности: угрозы личности (например, убийство сотрудника правоохранительных органов при осуществлении им служебных обязанностей); угрозы обществу (например, угроза терроризма); угрозы государству (например, шпионаж).

20.Сущность и соотношение угроз  и опасностей

Угроза – это крайняя степень опасности (непосредственная опасность), а опасность – есть возможная (потенциальная) угроза.

1. Угрозу  отличает от опасности степень  готовности к причинению того  или иного ущерба. Угроза –  это стадия крайнего обострения  противоречий, непосредственно предконфликтное состояние, когда налицо готовность одного из субъектов политики применить силу в отношении конкретного объекта для достижения своих политических или иных целей. Угроза – это определившееся намерение какого-либо субъекта политики нанести ущерб жизненно важным интересам другого субъекта политики. Опасность же заключает в себе лишь потенциальную угрозу причинения ущерба тем или иным интересам, для реализации которого необходимо создание соответствующих условий (накопление возможностей и формирование намерений).

2. Угроза  должна заключать в себе два  компонента: намерение и возможность  нанесения ущерба интересам безопасности, а опасность ограничивается наличием  только одного из этих компонентов. В отличии от опасности угроза представляет собой совокупность двух компонентов: как субъективных намерений, так и объективных возможностей причинить тот или иной ущерб. При этом в

 

качестве намерений рассматриваются замыслы (желания), направленные против жизненно важных интересов государства, общества и личности, а под возможностями понимается наличие соответствующих сил и средств, необходимых для реализации этих замыслов. 3.Угроза всегда носит персонифицированный, конкретноадресный характер, что предполагает наличие явных субъекта (источника) угрозы и объекта, на который направлено еѐ действие. В отличие от угрозы опасность носит гипотетический, часто безадресный характер, еѐ субъект и объект явно не выражены.  Таким образом, угроза – это конкретный момент в развитии опасности, характеризуемый не только обострением опасности, но и обретением ею конкретного, адресного характера (угроза исходит из конкретного источника и адресована конкретному объекту). Опасность же может иметь общий, нередко безадресный характер, она может исходить из многих источников и воздействовать на многие объекты. По своей сути и опасность, и угроза – это конкретные проявления реально существующих противоречий между личностями, общественными слоями (классами), а также государствами и их коалициями. Они являются показателями степени эскалации напряжѐнности, причем угро-за представляет собой более высокую степень эскалации напряжѐнности, чем опасность: она возникает непосредственно из опасности, является итогом еѐ развития, то есть обусловлена усилением опасности.

 Наглядно  проследить различие между опасностью  и угрозой мож-но на примере их проявления в военно-политической сфере. Так, состояние военной угрозы характеризуется конфронтационным характером военно-политических отношений между государствами и их стремлением разрешить сложившиеся противоречия военносиловыми методами, в то время как состояние военной опасности отличается значительным спадом напряжѐнности, компромиссным состоянием военно-политических отношений между государствами.

21.Угрозы безопасности в политической, экономической, социальной, военной, информационной и иных сферах.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года угроза национальной безопасности трактуется как прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства. Однако в настоящее время среди специалистов всѐ шире утверждается мнение, что угроза – это крайняя степень опасности (непосредственная опасность), а опасность – есть возможная (потенциальная) угроза.Угрозы в политической сфере связаны с недостатками функционирования органов государства и местного самоуправления, незаконной деятельностью политических партий и иных общественных объединений, ошибками и искажениями национальной политики в центре и регионах.В экономике они вытекают из дефектов, искажений экономической политики, правовой неурегулированности многих сторон новых рыночных экономических отношений, значительного расширения масштабов криминализации экономики, расслоения населения при снижении уровня жизни у большинства населения, неудовлетворенного надзора за внешнеэкономической деятельностью.В социальной сфере угрозы связаны с нарушением законных прав и интересов граждан, с отказом или неспособностью государства защитить их, с неблагополучием в системе охраны физического и нравственного здоровья населения, а также угроз, вытекающих из складывающейся крайне неблагоприятной демографической ситуации.В экологии - это обострение противоречий между развитием производительных сил, технологий и необходимостью сохранения благоприятной экологической среды жизни людей В культуре они связаны с неудовлетворительным состоянием охраны культурных ценностей, в том числе гибель или реальная угроза гибели многих ценностей В техногенной сфере угрозы возникают в связи с техногенными авариями и катастрофами, низкой технологической и производственной эксплуатацией изношенного и неисправного оборудования. В борьбе с преступностью и деятельностью правоохранительных органов угрозы связаны с резким ростом преступности, криминализацией наиболее важных сфер жизнедеятельности государства и общества, повышением степени опасности преступных действий и эскалации насилия, жестокости, агрессивности, вооруженности и организованности преступников.

22. Источники и характер внутренних, внешних и трансграничных угроз безопасности.

Традиционно принято разделять угрозы безопасности государства на три категории: внутренние, внешние и трансграничные. Внутренние угрозы: попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России; создание, оснащение, подготовку и функционирование незаконных вооруженных формирований; незаконный оборот на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; широкомасштабную деятельность организованной преступности, угрожающую политической стабильности в масштабах отдельных субъектов Российской Федерации; деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений. Из приведенного перечня можно вывести характерные признаки внутренних угроз безопасности: четкая локализация угрозы в пределах одного государства или одного из его регионов, не являются угрозами как таковыми для какого-либо иного государства, помимо того, в котором они возникли. Источники внут.угроз: например,криминальные структуры, организованные преступные группировки.Внешние: военные угрозы иностранных государств и поддерживающих их организаций, «вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, ими поддерживаемых, нестабильность в приграничных странах, порожденную слабостью их правительств, и некоторые другие». Специфика внешних угроз тоже достаточно явно выражена: угрожающий субъект – иностранное государство либо организация, источник финансирования также имеет иностранное происхождение. Направлены они на изменение поведения конкретного правительства, но воздействие может оказываться не только непосредственно на государство. Источник:др.государство.Трансграничные угрозы: деятельность на территории России структур, связанных с международным террористическим сообществом; подготовка на территории других государств вооружённых формирований для действий на территории России или её союзников;трансграничная преступность, контрабандную и иную противозаконную деятельность. Т.у. «будучи внутренними по форме проявления, являются внешними по своей сути». Источники финансирования угроз носят смешанный характер: если внешние угрозы финансируются исключительно иностранными государствами и организациями, то здесь может иметь место и использование внутригосударственного капитала. Что касается локализации угрозы, то само название говорит за себя: она охватывает несколько государств одновременно. Источники т.у.: преступная группировка, незаконное вооруженное формирование.

23.Виды безопасности и их взаимосвязь

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической географии"