Шпаргалка по "Экономической географии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 22:04, шпаргалка

Краткое описание

1.Национальная безопасность: сущность и содержание.
В законе Российской Федерации «О безопасности» под безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», а под жизненно важными интересами — «некоторая совокупность потребностей и желаний, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства».

Файлы: 1 файл

Bilety_Gatsko_GOTOVYE.docx

— 69.21 Кб (Скачать)

§  привлечение граждан к практической деятельности по обеспечению общественной безопасности, достижению общегражданского мира и согласия.

Президент Российской Федерации. Он осуществляет общее руководство институтами, обеспечивающими национальную безопасность;

Cистема разведки и контрразведкиобладает эффективным инструментарием объективного выделения угроз, причин их возникновения и путей ликвидации;

Федеральное Собрание Российской Федерацииформирует нормативно-правовую базу процесса обеспечения национальной безопасности и вносит предложения по ее основным направлениям;

Правительство Российской Федерацииосуществляет общую координацию деятельности органов по обеспечению национальной безопасности;

Совет безопасности Российской Федерациивыделяет угрозы национальной безопасности, их источники и направления ликвидации;

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности;

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерациивзаимодействуют по вопросам обеспечения национальной безопасности с федеральными органами исполнительной власти в области реализации федерального законодательства;

Органы местного самоуправленияпроводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации.

 

33.Современные проблемы обеспечения  национальной безопасности Российской  Федерации.

Проблемные вопросы законодательного обеспечения национальной безопасности:

В концепции национальной безопасности необходимо сформулировать и закрепить механизмы противодействия внутренним источникам военных угроз в России на современном этапе, таких, как:

незавершенность процесса реформирования военной организации государства;

сохраняющийся разрыв между политическими установками и их реализацией в военной и военно-технической политике;

продолжающийся развал оборонно-промышленного комплекса;

недостаточное финансирование национальной обороны;

рост социально-правовых проблем военнослужащих и их семей, ветеранов и пенсионеров.

В интересах развития оборонного комплекса необходимо в законодательстве акцентировать особое внимание на приоритетах государственной программы перевооружения. Приоритетным направлением совершенствования законодательного обеспечения правоохранительной деятельности должны стать скоординированные действия правоохранительных органов и силовых министерств, нацеленные на защиту прав и свобод человека и гражданина в условиях различных форм собственности. Насущной потребностью в последнее время становится преодоление криминализации реального сектора экономики и защита всех форм собственности. В этой области целесообразно было бы разработать проект федерального закона "О государственном финансовом контроле". Принятие этого закона позволило бы выработать единые подходы к осуществлению государственного финансового контроля в Российской Федерации. Предоставляется целесообразным проведение комплексного анализа федерального и регионального законодательства с целью усиления запретительных норм, способствующих коррупции и взяточничеству. Важно завершить разработку основ законодательной государственной политики в области борьбы с терроризмом, обеспечивающей единство стратегии и действий всех ветвей государственной власти, вовлечение в борьбу с преступностью всего потенциала гражданского общества. Серьезным недостатком в борьбе с терроризмом в России является отсутствие научного прогнозирования террористических угроз, что объективно приводит всего лишь к рефлексивному реагированию силовых и правоохранительных структур на террористические проявления. Важной составляющей национальной безопасности является проблема положения детей в России. Несмотря на актуальность вопроса, окончательно правовой статус несовершеннолетних законодательно не урегулирован. В целом положение с состоянием здоровья детей и подростков продолжает ухудшаться. Увеличивается численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Количество детей-инвалидов в возрасте до 16 лет составляет свыше 500 тысяч, зарегистрировано около 300 тысяч безнадзорных детей. Отмечается продолжение роста детской преступности.

33.Внешние факторы, влияющие на  состояние национальной безопасности  Российской Федерации.

Особая острота вопроса о национальной безопасности России обусловлена целым рядом внешних факторов.

1 фактор:Необходимо отметить крупные изменения в современном мироустройстве и новый характер соотношения сил в мировом геополитическом пространстве, что придает качественно иное содержание ранее существовавшим угрозам и порождает новые угрозы безопасности (дисбаланс сил между центрами силы в мире в пользу США).

2 фактор:В современном мире доминирующей тенденцией является глобализация как процесс непрерывно возрас­тающей взаимозависимости стран и народов во всех сферах ма­териальной и духовной жизни. Глобализация сопровождается растущим навязыванием государствам западных стандартов по­ведения как единых общемировых в экономической, полити­ческой, военной, информационной и культурной сферах, что подрывает национальные устои и традиционные ценности неза­падных стран. Глобализация ведет к росту зависимости процесса реализа­ции национальных интересов тех или иных стран от действий и решений, принимаемых далеко за пределами их территории другими субъектами международных отношений. Дальнейшая глобализация неизбежно ведет к превращению в реальную угрозу жесткого, непримиримого противостояния стран по линии «Север-Юг» в результате углубляющегося со­циально-экономического расслоения мира.

3 фактор:Логическим продолжением политики глобализации следу­ет считать активизирующиеся в последние годы процессы интег­рации - экономической, политической, военной. Характерны­ми примерами этих процессов являются создание Европейского сообщества и Союза России и Белоруссии, Таможенного союза и др.

4 фактор: Оборотной  стороной процессов глобализации  и интегра­ции, объективно ведущих к снижению роли и значимости госу­дарства как формы политической власти в той или иной стране, является также обострение внутренних проблем, порождаемых главным образом межэтническими и религиозными противоречиями. Наиболее отчетливо это проявляется в эпидемии поли­тического сепаратизма, экстремизма и терроризма как своеоб­разного ответа на вызовы глобализации.

35.Внутренние факторы, влияющие  на состояние национальной безопасности  Российской Федерации.

1 фактор: Важнейшим  показателем динамики общественного  развития является уровень социального  взаимодействия. Анализ отношений, складывающихся в российском  обществе на современном этапе, свидетельствует о наличии значительных  проблем в построении эффективной  системы социального взаимодействия, при наличии законодательной  базы, закрепляющей базовые ценности  гражданского общества и правового государства.

2    фактор: морально-нравственные устои

3 фактор: Церковь (церковь после десятилетий вынужденной  отчуждённости не смогла сразу  взять на себя роль духовного  поводыря оказавшегося без «руля  и ветрил» общества – обретённая  многими россиянами религиозность  носила поверхностный характер, исчерпываясь в лучшем случае  единичными походами в церковь  по большим праздникам, и практически  не повлияла на их мировоззрение).

4 фактор: Легалезация незаконного бизнеса (В то время, когда большинство населения с трудом адаптировалось к новой ситуации, едва сводя концы с концами, на глазах у всей страны легализовывался незаконный бизнес и доходы, а многие добившиеся успеха люди с азартом пропагандировали такие «секреты» своего успеха, как умение обходить закон, быть жёстким, идти напролом и т.д. Это породило в обществе рост эгоистических ценностей.)

5 фактор: недовольство  отдельными политиками или партиями

6 фактор: слабая  развитость гражданского общества

7 фактор: В  Российской Федерации до настоящего  времени не сложилась единая  система военно-патриотического  воспитания граждан и подготовки  молодежи к службе в Вооруженных  Силах страны.

8 фактор: Национализм  и экстремизм. Реальность сегодняшнего  дня – рост межэтнической и  межконфессиональной напряженности.

9 фактор: Миграционная  ситуация. Миграционная ситуация  в России в последние годы  характеризуется увеличением числа  иностранных граждан и лиц  без гражданства, въехавших на  территорию страны на законных  основаниях и поставленных на  миграционный учет, уменьшением  числа вынужденных мигрантов, снижением  уровня нелегальной миграции.

10 фактор: наркомания  и алкоголизм

36. Понятие и сущность региональной безопасности.

Региональная безопасность - система соотношений между странами тех или иных регионов мира, при которой государства располагают возможностью суверенного определения форм и путей своего экономического, политического и культурного развития, свободны от угрозы войн, экономических и политических диверсий, а также вмешательства в их внутренние дела. Региональная безопасность является органической частью международной безопасности и формой реализации безопасности национальной. Согласно Уставу ООН допускается создание региональных соглашений и институтов, если они не противоречат целям и принципам ООН. Объединение стран в региональные группы осуществляется, как правило, на добровольной основе, преследуют мирные цели.

 

Региональная безопасность является частью системы обеспечения национальной безопасности, по сути, ее подсистемой. Региональная безопасность в свою очередь подразделяется на государственную, локальную (отдельных частей территории региона) и частную (организаций, предприятий, учреждений и личности). Региональная безопасность - состояние защищенности нормами административного права определенной совокупности общественных отношений, складывающихся в области жизнедеятельности личности и общества, безопасного функционирования государственных органов, общественных организаций (объединений) и граждан, реализации их прав, свобод и законных интересов. В теории конституционного права понятие "регион" приравнивается к понятию субъекта Российской Федерации, в работах ряда авторов регион обозначает некоторую территорию России, выделенную по критериям общности экономического и социального развития, как правило, включающую несколько соседних субъектов Российской Федерации. Понятие региональной безопасности может быть сведено к обеспечению необходимого с точки зрения безопасности состояния внутренних отношений в России с учетом федеративной формы политико-территориальной организации государства. Главным системообразующим фактором системы обеспечения региональной безопасности является деятельность субъектов обеспечения региональной безопасности, реализующих свои цели с помощью разнообразных средств и методов: политических, организационных, правовых, экономических и др. Правовой институт федерального вмешательства в дела субъектов Федерации является важным элементом системы региональной безопасности. Его содержание определяется самой природой федеративного устройства, которая предполагает не только разграничение предметов ведения, но и диктует необходимость обеспечения единства экономической и политической организации союзного государства, закрепления соответствующих механизмов интеграции, объединяющей субъекты Федерации.

37.Место региональной безопасности  в системе обеспечения национальной безопасности.

Региональная безопасность является частью системы обеспечения национальной безопасности, по сути, ее подсистемой. Региональная безопасность - состояние защищенности нормами административного права определенной совокупности общественных отношений, складывающихся в области жизнедеятельности личности и общества, безопасного функционирования государственных органов, общественных организаций (объединений) и граждан, реализации их прав, свобод и законных интересов. В теории конституционного права понятие "регион" приравнивается к понятию субъекта Российской Федерации, в работах ряда авторов регион обозначает некоторую территорию России, выделенную по критериям общности экономического и социального развития, как правило, включающую несколько соседних субъектов Российской Федерации. Понятие региональной безопасности может быть сведено к обеспечению необходимого с точки зрения безопасности состояния внутренних отношений в России с учетом федеративной формы политико-территориальной организации государства. Главным системообразующим фактором системы обеспечения региональной безопасности является деятельность субъектов обеспечения региональной безопасности, реализующих свои цели с помощью разнообразных средств и методов: политических, организационных, правовых, экономических и др. Правовой институт федерального вмешательства в дела субъектов Федерации является важным элементом системы региональной безопасности. Его содержание определяется самой природой федеративного устройства, которая предполагает не только разграничение предметов ведения, но и диктует необходимость обеспечения единства экономической и политической организации союзного государства, закрепления соответствующих механизмов интеграции, объединяющей субъекты Федерации.

38.Правовые основы обеспечения  региональной безопасности.

Правовой институт региональной безопасности включает в себя правовые нормы, которые устанавливают: объекты региональной безопасности; предмет, цели, задачи и функции обеспечения региональной безопасности; средства и методы обеспечения региональной безопасности; субъекты обеспечения региональной безопасности, их правовой статус и функции; принципы обеспечения региональной безопасности; правовые средства обеспечения региональной безопасности; правовые режимы обеспечения региональной безопасности и др.

Региональная безопасность в административно-правовом и управленческом аспектах представляет собой состояние защищенности нормами административного права определенной совокупности общественных отношений, складывающихся в области жизнедеятельности личности и общества, безопасного функционирования государственных органов, общественных организаций (объединений) и граждан, реализации их прав, свобод и законных интересов.

Региональная безопасность играет ключевую роль в реализации конституционных прав и свобод граждан, в обеспечении возможности самореализации личности, духовном обновлении, политической и социальной стабильности общества, обеспечении функционирования государства и становится все более важным фактором развития экономики Российской Федерации;

39.Система обеспечения региональной безопасности.

Система обеспечения региональной безопасности – это организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению такой безопасности.

Концепция национальной безопасности определенные государственные и региональные институты, обеспечивающие реализацию национальной безопасности. Сюда входят:

Президент Российской Федерации. Он осуществляет общее руководство институтами, обеспечивающими национальную безопасность;

Cистема разведки и контрразведкиобладает эффективным инструментарием объективного выделения угроз, причин их возникновения и путей ликвидации;

Федеральное Собрание Российской Федерацииформирует нормативно-правовую базу процесса обеспечения национальной безопасности и вносит предложения по ее основным направлениям;

Правительство Российской Федерацииосуществляет общую координацию деятельности органов по обеспечению национальной безопасности;

Совет безопасности Российской Федерациивыделяет угрозы национальной безопасности, их источники и направления ликвидации;

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической географии"