Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 22:04, шпаргалка
1.Национальная безопасность: сущность и содержание.
В законе Российской Федерации «О безопасности» под безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», а под жизненно важными интересами — «некоторая совокупность потребностей и желаний, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства».
§ привлечение граждан к практической деятельности по обеспечению общественной безопасности, достижению общегражданского мира и согласия.
Президент Российской Федерации. Он осуществляет общее руководство институтами, обеспечивающими национальную безопасность;
Cистема разведки и контрразведкиобладает эффективным инструментарием объективного выделения угроз, причин их возникновения и путей ликвидации;
Федеральное Собрание Российской Федерацииформирует нормативно-правовую базу процесса обеспечения национальной безопасности и вносит предложения по ее основным направлениям;
Правительство Российской Федерацииосуществляет общую координацию деятельности органов по обеспечению национальной безопасности;
Совет безопасности Российской Федерациивыделяет угрозы национальной безопасности, их источники и направления ликвидации;
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности;
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерациивзаимодействуют по вопросам обеспечения национальной безопасности с федеральными органами исполнительной власти в области реализации федерального законодательства;
Органы местного самоуправленияпроводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации.
33.Современные проблемы
Проблемные вопросы законодательного обеспечения национальной безопасности:
В концепции национальной безопасности необходимо сформулировать и закрепить механизмы противодействия внутренним источникам военных угроз в России на современном этапе, таких, как:
незавершенность процесса реформирования военной организации государства;
сохраняющийся разрыв между политическими установками и их реализацией в военной и военно-технической политике;
продолжающийся развал оборонно-промышленного комплекса;
недостаточное финансирование национальной обороны;
рост социально-правовых проблем военнослужащих и их семей, ветеранов и пенсионеров.
В интересах развития оборонного комплекса необходимо в законодательстве акцентировать особое внимание на приоритетах государственной программы перевооружения. Приоритетным направлением совершенствования законодательного обеспечения правоохранительной деятельности должны стать скоординированные действия правоохранительных органов и силовых министерств, нацеленные на защиту прав и свобод человека и гражданина в условиях различных форм собственности. Насущной потребностью в последнее время становится преодоление криминализации реального сектора экономики и защита всех форм собственности. В этой области целесообразно было бы разработать проект федерального закона "О государственном финансовом контроле". Принятие этого закона позволило бы выработать единые подходы к осуществлению государственного финансового контроля в Российской Федерации. Предоставляется целесообразным проведение комплексного анализа федерального и регионального законодательства с целью усиления запретительных норм, способствующих коррупции и взяточничеству. Важно завершить разработку основ законодательной государственной политики в области борьбы с терроризмом, обеспечивающей единство стратегии и действий всех ветвей государственной власти, вовлечение в борьбу с преступностью всего потенциала гражданского общества. Серьезным недостатком в борьбе с терроризмом в России является отсутствие научного прогнозирования террористических угроз, что объективно приводит всего лишь к рефлексивному реагированию силовых и правоохранительных структур на террористические проявления. Важной составляющей национальной безопасности является проблема положения детей в России. Несмотря на актуальность вопроса, окончательно правовой статус несовершеннолетних законодательно не урегулирован. В целом положение с состоянием здоровья детей и подростков продолжает ухудшаться. Увеличивается численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Количество детей-инвалидов в возрасте до 16 лет составляет свыше 500 тысяч, зарегистрировано около 300 тысяч безнадзорных детей. Отмечается продолжение роста детской преступности.
33.Внешние факторы, влияющие на
состояние национальной
Особая острота вопроса о национальной безопасности России обусловлена целым рядом внешних факторов.
1 фактор:Необходимо отметить крупные изменения в современном мироустройстве и новый характер соотношения сил в мировом геополитическом пространстве, что придает качественно иное содержание ранее существовавшим угрозам и порождает новые угрозы безопасности (дисбаланс сил между центрами силы в мире в пользу США).
2 фактор:В современном мире доминирующей тенденцией является глобализация как процесс непрерывно возрастающей взаимозависимости стран и народов во всех сферах материальной и духовной жизни. Глобализация сопровождается растущим навязыванием государствам западных стандартов поведения как единых общемировых в экономической, политической, военной, информационной и культурной сферах, что подрывает национальные устои и традиционные ценности незападных стран. Глобализация ведет к росту зависимости процесса реализации национальных интересов тех или иных стран от действий и решений, принимаемых далеко за пределами их территории другими субъектами международных отношений. Дальнейшая глобализация неизбежно ведет к превращению в реальную угрозу жесткого, непримиримого противостояния стран по линии «Север-Юг» в результате углубляющегося социально-экономического расслоения мира.
3 фактор:Логическим продолжением политики глобализации следует считать активизирующиеся в последние годы процессы интеграции - экономической, политической, военной. Характерными примерами этих процессов являются создание Европейского сообщества и Союза России и Белоруссии, Таможенного союза и др.
4 фактор: Оборотной
стороной процессов
35.Внутренние факторы, влияющие
на состояние национальной
1 фактор: Важнейшим
показателем динамики
2 фактор: морально-нравственные устои
3 фактор: Церковь
(церковь после десятилетий
4 фактор: Легалезация незаконного бизнеса (В то время, когда большинство населения с трудом адаптировалось к новой ситуации, едва сводя концы с концами, на глазах у всей страны легализовывался незаконный бизнес и доходы, а многие добившиеся успеха люди с азартом пропагандировали такие «секреты» своего успеха, как умение обходить закон, быть жёстким, идти напролом и т.д. Это породило в обществе рост эгоистических ценностей.)
5 фактор: недовольство
отдельными политиками или
6 фактор: слабая
развитость гражданского
7 фактор: В
Российской Федерации до
8 фактор: Национализм
и экстремизм. Реальность сегодняшнего
дня – рост межэтнической и
межконфессиональной
9 фактор: Миграционная
ситуация. Миграционная ситуация
в России в последние годы
характеризуется увеличением
10 фактор: наркомания и алкоголизм
36. Понятие и сущность региональной безопасности.
Региональная безопасность - система соотношений между странами тех или иных регионов мира, при которой государства располагают возможностью суверенного определения форм и путей своего экономического, политического и культурного развития, свободны от угрозы войн, экономических и политических диверсий, а также вмешательства в их внутренние дела. Региональная безопасность является органической частью международной безопасности и формой реализации безопасности национальной. Согласно Уставу ООН допускается создание региональных соглашений и институтов, если они не противоречат целям и принципам ООН. Объединение стран в региональные группы осуществляется, как правило, на добровольной основе, преследуют мирные цели.
Региональная безопасность является частью системы обеспечения национальной безопасности, по сути, ее подсистемой. Региональная безопасность в свою очередь подразделяется на государственную, локальную (отдельных частей территории региона) и частную (организаций, предприятий, учреждений и личности). Региональная безопасность - состояние защищенности нормами административного права определенной совокупности общественных отношений, складывающихся в области жизнедеятельности личности и общества, безопасного функционирования государственных органов, общественных организаций (объединений) и граждан, реализации их прав, свобод и законных интересов. В теории конституционного права понятие "регион" приравнивается к понятию субъекта Российской Федерации, в работах ряда авторов регион обозначает некоторую территорию России, выделенную по критериям общности экономического и социального развития, как правило, включающую несколько соседних субъектов Российской Федерации. Понятие региональной безопасности может быть сведено к обеспечению необходимого с точки зрения безопасности состояния внутренних отношений в России с учетом федеративной формы политико-территориальной организации государства. Главным системообразующим фактором системы обеспечения региональной безопасности является деятельность субъектов обеспечения региональной безопасности, реализующих свои цели с помощью разнообразных средств и методов: политических, организационных, правовых, экономических и др. Правовой институт федерального вмешательства в дела субъектов Федерации является важным элементом системы региональной безопасности. Его содержание определяется самой природой федеративного устройства, которая предполагает не только разграничение предметов ведения, но и диктует необходимость обеспечения единства экономической и политической организации союзного государства, закрепления соответствующих механизмов интеграции, объединяющей субъекты Федерации.
37.Место региональной
Региональная безопасность является частью системы обеспечения национальной безопасности, по сути, ее подсистемой. Региональная безопасность - состояние защищенности нормами административного права определенной совокупности общественных отношений, складывающихся в области жизнедеятельности личности и общества, безопасного функционирования государственных органов, общественных организаций (объединений) и граждан, реализации их прав, свобод и законных интересов. В теории конституционного права понятие "регион" приравнивается к понятию субъекта Российской Федерации, в работах ряда авторов регион обозначает некоторую территорию России, выделенную по критериям общности экономического и социального развития, как правило, включающую несколько соседних субъектов Российской Федерации. Понятие региональной безопасности может быть сведено к обеспечению необходимого с точки зрения безопасности состояния внутренних отношений в России с учетом федеративной формы политико-территориальной организации государства. Главным системообразующим фактором системы обеспечения региональной безопасности является деятельность субъектов обеспечения региональной безопасности, реализующих свои цели с помощью разнообразных средств и методов: политических, организационных, правовых, экономических и др. Правовой институт федерального вмешательства в дела субъектов Федерации является важным элементом системы региональной безопасности. Его содержание определяется самой природой федеративного устройства, которая предполагает не только разграничение предметов ведения, но и диктует необходимость обеспечения единства экономической и политической организации союзного государства, закрепления соответствующих механизмов интеграции, объединяющей субъекты Федерации.
38.Правовые основы
Правовой институт региональной безопасности включает в себя правовые нормы, которые устанавливают: объекты региональной безопасности; предмет, цели, задачи и функции обеспечения региональной безопасности; средства и методы обеспечения региональной безопасности; субъекты обеспечения региональной безопасности, их правовой статус и функции; принципы обеспечения региональной безопасности; правовые средства обеспечения региональной безопасности; правовые режимы обеспечения региональной безопасности и др.
Региональная безопасность в административно-правовом и управленческом аспектах представляет собой состояние защищенности нормами административного права определенной совокупности общественных отношений, складывающихся в области жизнедеятельности личности и общества, безопасного функционирования государственных органов, общественных организаций (объединений) и граждан, реализации их прав, свобод и законных интересов.
Региональная безопасность играет ключевую роль в реализации конституционных прав и свобод граждан, в обеспечении возможности самореализации личности, духовном обновлении, политической и социальной стабильности общества, обеспечении функционирования государства и становится все более важным фактором развития экономики Российской Федерации;
39.Система обеспечения региональной безопасности.
Система обеспечения региональной безопасности – это организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению такой безопасности.
Концепция национальной безопасности определенные государственные и региональные институты, обеспечивающие реализацию национальной безопасности. Сюда входят:
Президент Российской Федерации. Он осуществляет общее руководство институтами, обеспечивающими национальную безопасность;
Cистема разведки и контрразведкиобладает эффективным инструментарием объективного выделения угроз, причин их возникновения и путей ликвидации;
Федеральное Собрание Российской Федерацииформирует нормативно-правовую базу процесса обеспечения национальной безопасности и вносит предложения по ее основным направлениям;
Правительство Российской Федерацииосуществляет общую координацию деятельности органов по обеспечению национальной безопасности;
Совет безопасности Российской Федерациивыделяет угрозы национальной безопасности, их источники и направления ликвидации;
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности;