Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:48, доклад
Коста-Рика (исп. Costa Rica - «богатый берег») — одно из самых маленьких государств в Центральной Америке. Расположена в самой узкой части перешейка, соединяющего два континента.
Коста-Рика граничит с двумя странами: Никарагуа на севере и Республикой Панама на юго-востоке. Тихий океан омывает берега с юга и запада и Карибское море — с востока. Несмотря на своё расположение, Коста-Рика является преимущественно «белой» страной.
Коста-Рика
Коста-Рика (исп. Costa Rica - «богатый берег») — одно из самых маленьких государств в Центральной Америке. Расположена в самой узкой части перешейка, соединяющего два континента.
Коста-Рика граничит с двумя странами: Никарагуа на севере и Республикой Панама на юго-востоке. Тихий океан омывает берега с юга и запада и Карибское море — с востока. Несмотря на своё расположение, Коста-Рика является преимущественно «белой» страной.
Общие сведения
Политическое устройство
Глава государства — президент, избираемый всеобщим голосованием на 4-летний срок. На прошедших 7 февраля 2010 года выборах победила кандидат от Партии национального освобождения Лаура Чинчилья.
Два вице-президента(в данный момент это Альфио Пива Месен и Луис Либерман-Гинсбург) в порядке должностного первенства замещают главу государства в случае его отсутствия или недееспособности. Вице-президенты избираются тем же путем и на тот же срок, что и Президент.
Исключительными обязанностями и полномочиями Президента Республики являются:
свободно назначать и смещать министров Правительства;
представлять нацию в актах официального характера;
осуществлять
верховное командование
представлять
Законодательному собранию в
начале первого периода
Президент имеет право законодательной инициативы и наложения вето на решения парламента (преодолевается голосами 2/3 депутатов Законодательного собрания), может созывать специальные сессии Собрания. Важным полномочием Президента является назначение губернаторов провинций. Он обладает также рядом других обычных полномочий главы государства.
Исполнительная власть осуществляется Президентом с помощью кабинета министров. Президент формирует правительство. Министры не могут быть одновременно членами парламента.
Министры
Правительства представляют Законодательному
собранию ежегодно, в пределах 15 дней
первого периода очередной
В Совет Правительства входят Президент и министры для реализации (под председательством Президента) следующих функций:
1) просить у Законодательного собрания объявить состояние национальной обороны, разрешить призыв в вооруженные силы, организацию армии и ведение переговоров о мире;
2) осуществлять право помилования в форме, указанной законом;
3) назначать
и смещать дипломатических
4) назначать директоров автономных учреждений, если это относится к ведению исполнительной власти;
5) решать
все остальные вопросы,
В Национальной ассамблее 57 членов, которые избираются на четыре года.
Основные политические партии (по итогам выборов в феврале 2010 года):
Партия национального освобождения — левая, 24 депутата
Партия гражданского действия — левоцентристская, 16 депутатов
Партия либертарианского движения — центристская, 5 депутатов
Партия социал-христианского единства — центристская, 5 депутатов
(В политике
правыми традиционно
Левыми традиционно называются многие направления и идеологии, целью которых являются (в частности) социальное равноправие и улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества. К ним относят социализм, социал-демократию, коммунизм, социальный (противопоставленный классическому) либерализм, анархизм. Противоположностью являются правые. Несмотря на отсутствие однозначного разделения некоторых политических сил на левых и правых, термин широко используется в обществе.
В классическом значении левой политики, она стремится к равным условиям для всех людей, независимо от национальной, этнической, половой и прочей принадлежности – согласно идеалам Французской революции «Свобода, равенство, братство»
Центристы
– баланс между идеалами левых
и правых.)
Депутаты не могут быть переизбраны на
очередной срок.
Сессии парламента проводятся дважды в год
с 1 мая по 31 июля
с 1 сентября по 30 ноября.
Решения парламента принимаются абсолютным большинством присутствующих членов, за исключением случаев, когда Конституция требует квалифицированного большинства.
Ассамблея вправе
принимать законы, изменять, отменять их и давать их аутентичное толкование;
одобрять или отклонять международные соглашения, государственные договоры;
уполномочивать
исполнительную власть
приостанавливать голосами не менее 2/3 своих членов в случае очевидной государственной необходимости действие некоторых личных прав и гарантий;
принимать бюджеты Республики;
вводить
национальные налоги и давать
согласие на установление
назначать членов Верховного суда и их заместителей;
назначать
главного контролера
декретировать отчуждение или передачу в общественное пользование собственности, принадлежащей нации;
назначать из числа своих членов комиссии для расследования любого вопроса по поручению Собрания и для последующего отчета.
Коста-Рика – унитарное государство, делится на 7 провинций:
1. Алахуэла
2.Картаго
3.Гуанакасте
4.Эредия
5.Лимон
6.Пунтаренас
7.Сан-Хосе
Провинции разделены на кантоны. Кантонов — 90, они управляются мэрами.
Мэр каждого кантона избирается раз в 4 года его жителями.
Исполнительная власть осуществляется Президентом с помощью кабинета министров. Президент формирует правительство. Министры не могут быть одновременно членами парламента.
Министры Правительства представляют Законодательному собранию ежегодно, в пределах 15 дней первого периода очередной сессии, отчет о делах своих министерств. Они обязаны присутствовать на заседаниях, когда этого требует Законодательное собрание.
В Совет Правительства входят Президент и министры для реализации (под председательством Президента) следующих функций:
1) просить
у парламента объявить
2) осуществлять право помилования в форме, указанной законом;
3) назначать
и смещать дипломатических
4) назначать
директоров автономных
5) решать
все остальные вопросы,
Судебная система
Согласно Конституции судебная власть осуществляется Верховным судом и другими судами, созданными на основании закона (ст.152). Для обсуждения и одобрения законопроекта, относящегося к организации и деятельности судебной власти, Законодательное собрание должно получить консультацию Верховного суда; при несогласии с его мнением для решения необходимо большинство в 2/3 всех членов парламента.
Судебная власть независима и подчиняется лишь Конституции и законам. Кроме осуществления функций, указанных Конституцией, судебная власть рассматривает гражданские, уголовные, торговые, трудовые дела, вопросы административной юстиции, а также другие дела, указанные законом.
Низшее звено судебной системы составляют мэрии (алькальдии), которые под руководством мировых судей или магистратов рассматривают дела о проступках. Второе звено - суды первой инстанции, рассматривающие дела, по которым максимальное наказание не превышает 3 лет заключения. Вышестоящий и Верховный трибуналы имеют юрисдикцию по делам, где предусмотрено более строгое наказание. Вышестоящий трибунал является, кроме того, апелляционным судом, в то время как Верховному трибуналу подсудны по первой инстанции наиболее тяжкие преступления. Судьи вышестоящих инстанций назначаются Верховным судом, а нижестоящих Судебным советом.
Верховный суд является высшим органом судебной власти, и ему подчинены все суды, служащие и должностные лица судебных органов. Он состоит из 17 членов, избираемых Законодательным собранием и составляющих различные палаты в соответствии с законом. Члены Верховного суда избираются на 8 лет и считаются вновь избранными на такой же срок, если голосами 2/3 всех членов Законодательного собрания не будет принято противоположного решения.
Законодательное собрание назначает не менее 25 заместителей членов Верховного суда, избранных из списка в 50 кандидатов, предложенных Верховным судом. Места временно отсутствующих заполняются по жребию из заместителей членов Верховного суда. Если освобождается место заместителя, то выбирается один из двух кандидатов, предложенных Верховным судом.
Верховный суд имеет 4 палаты (Salas): Первая - по гражданским и семейным делам; Вторая - по трудовым делам и некоторым другим вопросам; Третья - по уголовным делам; Четвертая палата осуществляет функции конституционного контроля.
Согласно ст.128 Конституции, когда вето Президента мотивируется неконституционностью законопроекта и если Собрание с этим не согласно, оно направляет проект в Верховный суд, чтобы он в течение 10 дней решил этот вопрос. Если Верховный суд большинством в 2/3 признает, что законопроект содержит неконституционные положения, то соответствующая его часть считается отклоненной.
В судебной
системе действуют также
Конституция Коста-Рики предусматривает особый независимый орган юстиции - Верховный суд по избирательным делам, на который возлагаются организация, руководство и контроль за проведением выборов. От этого суда зависят все остальные избирательные органы. Верховный суд по избирательным делам формируется из трех судей и их заместителей, назначаемых не менее чем 2/3 голосов всех членов суда. Срок полномочий членов Верховного суда по избирательным делам 6 лет.
Контроль за государственными финансами в соответствии с Конституцией (ст.183) осуществляет Главное контрольное управление Республики. Оно является вспомогательным органом Законодательного собрания, однако полностью независимо как в своей деятельности, так и в административном отношении. Главный контролер и его заместитель назначаются Законодательным собранием спустя 2 года с даты начала президентских полномочий сроком на 8 лет; они могут переизбираться неограниченное число раз и пользуются иммунитетом и прерогативами членов высших органов власти.
Правовая система Коста-Рики в целом относится к романо-германской правовой семье, входя в ней в обособленную латиноамериканскую группу.
Первоначальной основой для формирования костариканского права выступила правовая культура бывшей метрополии - Испании. Конституционное право во многом следует модели США, на гражданское и уголовное право оказало значительное влияние французское законодательство.
Для государственного и правового развития Коста-Рики, особенно с начала 1940-х гг., характерны демократические тенденции:
Она одной из первых в мире отменила смертную казнь (1877).
Провозглашение труда правом и обязанностью перед обществом, закрепление права на минимум з\п, обеспечивающий благосостояние и достойное существование, 8-часовой рабочий день, ежегодный оплачиваемый отпуск, право на забастовку и установила в качестве основных гарантий защиты конституционных прав процедуры хабеас корпус и ампаро. (Любой задержанный человек (или другой человек от его имени) может подать прошение о выдаче постановления хабеас корпус, имеющего силу судебного предписания, которым повелевается доставить задержанного человека (букв. тело, corpus) в суд вместе с доказательствами законности задержания. Фактически, этим устанавливается презумпция незаконности задержания) и ампаро (особая процедура, являющаяся средством защиты основных конституционных прав личности, во многом сходная с конституционной жалобой. Основное различие состоит в том, что А. носит индивидуальный характер. Так, согласно ст. 107 Конституции Мексики решение, выносимое федеральным судом по делам о нарушении прав человека, предоставляет защиту по конкретному делу и не содержит общего заявления о законе или обжалуемом действии.)
Она также впервые в Латинской Америке запретила создание в стране регулярной армии.
Основным источником права в Коста-Рике являются законодательные и другие нормативные акты, иерархию которых составляют Конституция, законы и резолюции парламента, декреты Президента, подзаконные акты других органов государственной власти.
Костариканское право хорошо кодифицировано. Действуют ГК, ГПК, УК, УПК, Торговый кодекс, Трудовой кодекс, Семейный кодекс, Кодекс о несовершеннолетних, Кодекс об образовании, Муниципальный кодекс, Налоговый кодекс, Кодекс полиции.
Согласно Конституции (ст.46) декреты, решения, резолюции и приказы исполнительной власти требуют скрепления их Президентом Республики, соответствующим министром и в установленных Конституцией случаях одобрения Советом Правительства (Consejo de Gobierno).
Судебные решения в Коста-Рике не причисляются к формальным источникам права, хотя практика Верховного суда заметно влияет на решение нижестоящих инстанций.