Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 00:16, реферат
Цель исследования - изучить особенности маркетинга региона.
Задачи исследования:
1. Определить особенности региональной политики и типы региональных проблем.
2. Проанализировать понятие образ, имидж, бренд и репутация региона.
Введение
Глава 1. Региональный маркетинг
1.1 Региональная политика и типы региональных проблем
1.2 Образ, имидж, бренд и репутация региона
Глава 2. Маркетинговые методы в региональной политике
2.1 Разработка стратегии маркетинга региона
2.2 Маркетинг имиджа и инфраструктуры региона
2.3 Методы регионального маркетинга
Заключение
Список использованной литературы
Образ региона создают
в большой мере его центральные
города. В свою очередь, образ города
складывается из совокупности взаимодействующих
факторов: физических качеств самого
города, социально-культурной ситуации,
внутренних установок и представлений
индивидов о мире и месте в
нем. Можно выделить такие элементы
образного каркаса города: смысл
города (исторический и современный),
принципы освоения пространства, особенности
планировки, качество застройки, места-символы
и их соответствие смыслу города, совпадение
или, напротив, разноречивость мнений
горожан и официальных
Маркетинг инфраструктуры служит важнейшим элементом маркетинга региона, поскольку сама инфраструктура -- его несущий каркас и фундамент одновременно. Надежное энергоснабжение, хорошее образование, чистая питьевая вода, развитые коммуникации, безопасность на улицах -- признаки достаточно поддерживаемой инфраструктуры. Ее наличие -- это еще не гарантия регионального роста, но ее отсутствие или плохое состояние делает рост невозможным.
Для постоянной санации и обновления инфраструктуры недостаточно только строительства. Ограничения в ресурсах, требования охраны окружающей среды и межтерриториальные связи создают необходимость развития особого вида управленческой деятельности -- инфраструктурного менеджмента с широким спектром работ, от слежения за инфраструктурными объектами до их систематического улучшения с помощью современных методов и технологий.
Обеспечение поддержки со стороны граждан, политиков, организаций в проведении регионального маркетинга требует развития маркетинга взаимодействия, направленного на развитие социального капитала региона.
Это стратегическое направление регионального маркетинга включает поддержку общественных инициатив, к числу которых можно отнести:
· общественные союзы (союз предпринимателей, бизнес-ассоциации, торговые ассоциации и их союзы и др.);
· неправительственные и некоммерческие организации (молодежные, бизнес-клубы и др.);
· совместные государственные и коммерческие организации (агентство регионального развития, маркетинговое агентство региона);
· инициативные проекты граждан;
· инициативные исследовательские центры и организации (лаборатории и центры социально-экономических исследований и др.).
Поскольку идет становление новой, основанной на знаниях экономики, главным источником конкурентоспособности регионов становится способность получать новые знания, осуществлять коммуникацию и обмениваться знаниями, строить из ресурсов, имеющихся в свободном доступе на рынке, собственные новые компетенции. Поэтому формирование сетей обмена знаниями является важнейшим способом формирования конкурентоспособного региона.
Стимулирование развития социального капитала и поддержка общественных инициатив могут осуществляться местными администрациями:
· в форме проведения регулярных конкурсов по созданию инновационных и социальных проектов, проектов экономического развития, актуальных исследовательских проектов;
· путем создания "горячей линии" вопросов региональной жизни;
· поддержкой конкурсов, проводимых российскими и международными конкурсами, РФФИ, РГНФ, проведением региональных конкурсов этих организаций;
· созданием бесплатных консультационных пунктов для населения по актуальным вопросам (приватизация жилья, пенсионная реформа, общественный порядок) с привлечением общественных организаций;
· созданием информационной
инфраструктуры в Интернете по обеспечению
бесплатного доступа к
2.3 Методы регионального маркетинга
После разработки программы
маркетинга следует ее реализация.
Для реализации нужно иметь представление
о будущем, а также заинтересованность
и политическую волю для реализации
выработанных стратегий. Немаловажно
наличие навыков в воплощении
задуманного в жизнь, т.е. субъективный
момент: кто будет заниматься маркетингом
региона. Таким образом, в региональном
маркетинге тесно связаны организационная
структура, стратегия и люди. Необходимо
создание определенной системы органов
по управлению региональным маркетингом,
в которую войдут представители
администрации и коммерческих и
некоммерческих организаций, а также
граждане, выполняющие отдельные
функции маркетинга на принципах
сотрудничества. Речь идет о реструктуризации
функций органов власти и выделении
тех отделов, которые будут отвечать
за региональный маркетинг. Это может
быть заместитель главы
Назовем методы, которые могут применяться в региональном маркетинге.
1. Метод промышленных и
инновационных парков. Суть его
состоит в создании
2. Дифференцированные
3. Кластерный метод. Наиболее
сложный метод; его прообразом
является создание
Суть метода промышленных
комплексов состояла в разработке и
осуществлении плана
Государственные органы могут
принимать активное участие в
формировании кластера путем анализа
возможности развития отрасли в
регионе таким образом, чтобы
оптимально задействовать все ресурсы
региона и способствовать его
социальному развитию. Нужна совместная
работа с частным капиталом, которая
состоит в предложении
4. Стимулирование миграционного
притока. Не очень часто, но
бывает, что цели региональной
политики требуют привлечения
в регион мигрантов. Еще
В Советском Союзе государство
принимало меры для обеспечения
рабочей силой строек народного
хозяйства (не будем здесь говорить
о преступных и достаточно массовых
мерах такого рода -- ссылке "кулаков",
использовании труда
Активно применяется метод и западными странами, особенно США, где возникает потребность в определенных категориях высококвалифицированных работников (программисты, физики и др.). Распространенным путем является привлечение наиболее способной молодежи из разных стран на учебу, а затем происходит и переселение на жительство.
Сегодня для некоторых стран актуальным становится привлечение представителей титульной национальности (по которой названа страна) в регионы, где складывается преобладание национальных меньшинств, чреватое сепаратизмом. Средствами для осуществления такой политики могут служить материальные льготы (например, дополнительные возможности для обучения), моральное поощрение (эксплуатация романтики или национальных чувств), создание соответствующих предприятий для привлечения нужных категорий населения (например, когда надо решать проблемы "городов невест" или "мужских городов").
5. Стимулирование привлечения
туристов в регион или в
город. Этому способствуют
6. Экологический маркетинг.
Суть его в акцентировании
подходов, направленных на сохранение
природной среды региона. Для
ряда регио нов приоритетными
являются экологические
7. Региональный бенчмаркинг.
Это метод поиска лучших
8. Метод привлечения
Таким образом, маркетинговый подход позволяет внести уникальность в региональную политику, выступает способом реализации конкурентной политики региона. Региональный маркетинг может кардинально изменить имидж региона, например, с ориентации на природные ресурсы на ориентацию на эколого-интеллектуальные ресурсы региона.
Заключение
Сегодня перед российскими
регионами возникает проблема эффективной
и адекватной региональной политики,
направленной на реконструкцию и
реформирование экономики и привлечение
инвестиций, разработки и осуществления
планов развития территорий, опирающихся
в первую очередь на использование
местного потенциала. Для этого необходима
разработка и реализация долгосрочной
концепции комплексного развития экономики
и социальной сферы региона - региональный
маркетинг территории, предусматривающий
постепенное устранение негативных
явлений и решение сложных
социально-экономических