Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 00:16, реферат
Цель исследования - изучить особенности маркетинга региона.
Задачи исследования:
1. Определить особенности региональной политики и типы региональных проблем.
2. Проанализировать понятие образ, имидж, бренд и репутация региона.
Введение
Глава 1. Региональный маркетинг
1.1 Региональная политика и типы региональных проблем
1.2 Образ, имидж, бренд и репутация региона
Глава 2. Маркетинговые методы в региональной политике
2.1 Разработка стратегии маркетинга региона
2.2 Маркетинг имиджа и инфраструктуры региона
2.3 Методы регионального маркетинга
Заключение
Список использованной литературы
Существует множество определений имиджа.
В Социологическом
- Имидж - это "внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других";
- Имидж - это "совокупность
свойств, приписываемых
Международное определение имиджа территории, которое было дано Всемирной организацией по туризму, таково - "это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа".
Имидж региона можно определить
как относительно устойчивую и воспроизводящуюся
в массовом и/или индивидуальном
сознании совокупность эмоциональных,
рациональных представлений, убеждений
и ощущений людей, которые возникают
по поводу особенностей региона, складываются
на основе всей информации, полученной
о регионе из различных источников,
а также собственного опыта и
впечатлений. Имидж региона - очень
разноплановый, эмоциально-окрашенный,
искусственно создаваемый образ, который
складывается в сознании людей. Имидж
региона конструируется администрацией,
СМИ, выдающимися деятелями
Бренд региона - совокупность
непреходящих ценностей, отражающих неповторимые
оригинальные потребительские характеристики
региона и сообщества, получившие
общественное признание и известность,
пользующиеся стабильным спросом потребителей.
Бренд региона формируется на
основе ярко выраженного позитивного
имиджа региона, и является высшим проявлением
эмоциальных потребительских
Репутация региона - динамическая характеристика жизнедеятельности региона, формирующуюся в обществе в течение достаточно продолжительного периода времени. Это ценностные убеждения, мнение у человека (группы лиц) на основе полученной достоверной информации о регионе, личного опыта взаимодействия в социуме региона. Репутация региона олицетворяет собой комплекс возможностей для реализации существенных интересов членов различных групп целевой аудитории. Это гарантия эффективного использования конкурентных преимуществ данной территории для жизни, бизнеса, капиталовложения, отдыха, учебы и т.д.
Различают несколько видов образа региона по различным основаниям.
По воспринимающему образ субъекту он делится на внутренний и внешний. Носителями внутреннего образа являются жители данного региона, внешнего - гости региона и население других поселений. Целенаправленно формируемый образ региона (имидж) по этому же основанию разделяется на подаваемый и принимаемый. Подаваемый имидж отражает мнение жителей о восприятии их региона остальным населением. Принимаемый имидж - мнение жителей других населенных пунктов о данном регионе. Если подаваемый и принимаемый имидж значительно отличаются друг от друга, значит субъекты имиджа неверно позиционируют свой регион.
По числу носителей
образа региона выделяют индивидуальный
и групповой образ. Групповой, или
общественный, образ региона создается
наложением одного на другой множества
индивидуальных. Ряд общественных образов
вырабатывается значительной группой
людей. Групповые образы необходимы
для того, чтобы индивид мог
успешно функционировать в
По способу восприятия образ региона делится на осязаемый и неосязаемый. Осязаемый образ создается вследствие восприятия города при помощи 5 чувств: впечатление о регионе складывается из того, что можно увидеть, услышать, почувствовать, вдохнуть, потрогать. К этому виду относится все, начиная от названия, его символики, заканчивая архитектурой и чистотой улиц. Неосязаемый образ региона представляет собой эмоциональные связи с определенным местом. Зачастую средства массовой информации формируют предпосылки неосязаемого образа.
Свойства образа региона:
Изменчивость. Образ региона
не статичен и изменяется во времени.
Образ региона складывается и
изменяется как стихийно, так и
целенаправленно (вопросы формирования
имиджа города будут рассмотрены
ниже). Изменение образа региона
зависит от многих факторов: экономическая
ситуация, государственная и
Историчность (вплетенность в конкретный исторический контекст). Образ региона всегда вплетен в некоторый исторический контекст и социальную ситуацию. Он не может быть вне нации, менталитета, мировоззрения. Образ региона имеет свою судьбу. Каждая эпоха порождает свое особое восприятие; смена эпох создает постоянно меняю щийся -- текучий образ региона и вместе единый в чем-то основном, составляющем его сущность как органического целого.
Относительная устойчивость. Устойчивость образа региона зависит от его яркости, места региона в мирохозяйственном понимании и сложившихся стереотипов.
Комплексность. Все составляющие части образа региона взаимосвязаны, изменение какой-либо черты влечет за собой переосмысление других черт.
Плюрализм точек зрения. Не существует какой-то одной точки зрения, с которой можно было бы охватить регион как единое целое. Данное свойство, относится прежде всего к крупному региону.
Зависимость от объективных
характеристик регионального
Образ региона описывается
через субъективное отношение к
своему региону различных групп
населения, и представляет собой, прежде
всего представление о регионе.
Однако при описании образа необходимо
учитывать и объективные
Классифицировать региональные характеристики можно по-разному, но суть от этого не изменится: на образ региона влияют они все. Образ региона складывается из представления о следующих составляющих: население; экономика; образование, культура, наука; СМИ; здравоохранение, спорт; политика, властные структуры, региональные лидеры; нормативно-правовая база; быт, коммунальное и транспортное хозяйство; архитектура; географические особенности; историческое прошлое.
Изменение этих характеристик, а также представления о них происходит как стихийно, так и целенаправленно в процессе имиджевой политики региона.
Образ региона состоит из следующих составляющих:
статус региона. Статус региона
- это место данного региона
в структуре и иерархии других
регионов страны по различным основаниям:
степени развития, роли в экономической,
политической, культурной жизни страны.
Статус региона определяется потенциалом
и ресурсами города (информационными,
финансовыми, кадровыми и т.д.), в
том числе и внешними связями
с другими регионами и
· облик региона. Под обликом города понимается его внешний вид (архитектура, достопримечательности, природные особенности, местоположение, чистота улиц, освещенность дорог и т.п.);
· душа региона;
· региональный фольклор;
· стереотипы о регионе;
· мифология;
· эмоциональные связи с регионом (эмоции, чувства, ожидания, надежды, связанные с городом и отношение к нему);
· региональная символика (название, флаг, герб, эмблема, девиз, гимн и т.п.).
Образы различных регионов в разной степени насыщены каждой из этих составляющих, и от этого зависит яркость образа.
Изменение имиджа региона
происходит в результате имиджевой
политики, проявляющейся в региональном
планировании и пропаганде разных сторон
жизнедеятельности области, качества
его продукции и услуг, истории
и традиций, ярких проявлений сотрудничества
с другими регионами и
Имиджевая политика является частью регионального маркетинга. Региональный маркетинг - это процесс планирования, координации и контроля прямых связей регионального управления… с его различными партнерами и целевыми группами. В данном случае регион рассматривается как "продукт", который предлагается "целевым группам". Регион как продукт потребления - это ресурсы территории, востребуемые ее потребителями.
Основные целевые группы
маркетинга региона - это его жители,
представители бизнеса и
· органы исполнительной и законодательной власти области;
· региональные представительства органов федеральной власти;
· субъекты региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства;
· специализированные PR-агентства;
· выставочные центры;
· туристические и гостиничные сети;
· учебные и учебно-деловые центры;
· представители региона за его пределами.
Цена региона как "товара" означает для разных групп потребителей разное. Для жителей территории - это прежде всего стоимость жизни, уровень доходов, пенсий, социальных льгот, а также стоимость конкретных товаров и услуг на территории. Для туристов это стоимость путевок, величина суточных карманных расходов. Для представителей бизнеса это стоимость оборудования и стройматериалов, налоговые льготы, правила раздела продукции и вывоза прибыли.
Успех в формировании имиджа территории в первую очередь зависит от того, насколько удачно сознательно формируемый субъектом имидж определенной территории будет соответствовать, с одной стороны, ее объективным качествам, а с другой - ожиданиям и запросам потребителя (туриста, инвестора, переселенца).
Конкурентоспособность региона
определяется степенью его "брендированности",
бренд региона является активнейшей
категорией рыночной экономики в
целом. Бренд ориентирован преимущественно
на внешних по отношению к нему
субъектов, и должен соответствовать
стратегическим задачам развития территории,
способствуя привлечению к ней
внимания организаций и людей, а
также ресурсов и заказов, которые
востребованы регионом, нужны ему
и полезны для его развития.
Наряду с "внешним эффектом" бренда
правомерно говорить о "внутреннем
влиянии" бренда, направленном на развитие
цивилизованных социально-экономических
отношений среди жителей
Цель брендинга региона - обеспечение присутствия бренда региона в информационном пространстве, обеспечение узнаваемости бренда, сделать регион силой влияния, обеспечить приток финансовых ресурсов на территорию, трансляцию региональных решений инициатив вовне.
Сущность бренда региона. С учетом того, что при построении бренда региона используются принципы построения брендов в бизнесе, можно сделать вывод о том, что сущность бренда региона заключается в том, что он должен обеспечивать идентификацию субъекта федерации внутри страны и за ее пределами, причем идентифицировать в выгодном для субъекта свете. Бренд региона должен быть отражением лучших черт ментальности и традиций населения территории, выполнять идеологическую функцию, объединяя население региона для выполнения общих задач. Бренд регион по своей сути - это квинтэссенция миссии и стратегии развития региона.
Искусственность бренда региона. Бренд естественным путем не создается, он является продуктом сознательного и управляемого осмысления, продуктом искусственно организованной общественной рефлексии и проектирования. Искусственность бренда предполагает управление его созданием и продвижением, наличие заказчика, наличие квалифицированной группы разработчиков, наличие информационных и финансовых ресурсов, четко сформулированное техническое задание, программу создания и продвижения бренда, мониторинг эффективности бренда, механизм поддержания и развития.
Этапы создания бренда региона.
Следует выделить 2 основных этапа создания бренда:
· поиск и выделение отличий. Отличие - это сочетание множества деталей, каждая из которых может быть очень индивидуальной и, как правило, весьма незначительной. Главное в успешном брендинге - это создание своей собственной темы, идеи - миссии, цели.
· усиление отличий. Состоит в возвеличивании мельчайших отличительных особенностей до тех пор, пока они не станут достаточно важными, чтобы произвести впечатление на умы других людей.
Эти же 2 этапа придется пройти
и при разработке бренда региона.
Но, кроме создания бренда, необходимо
изначально проектировать и механизмы
продвижения и поддержания
Глава 2. Маркетинговые методы в региональной политике
2.1 Разработка стратегии маркетинга региона
Важнейшим средством региональной политики в странах, накопивших богатый опыт в этой сфере (Япония, Франция, Италия и др.) служит региональный маркетинг. Регионы в данном случае можно рассматривать как своего рода корпорации, конкурирующие за ресурсы и потребителей. Соответственно, можно говорить о необходимости разработки конкурентной политики регионов, политики рыночной деятельности. Речь идет, таким образом, о маркетинге региона как составной части региональной политики.