Проблемы вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – комплексный анализ проблем вступления России в ВТО на современном этапе.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;
- проследить историю создания ВТО;
- изучить порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика Всемирной торговой организации…...5
Понятие, основные цели и принципы ВТО…………………………5
История создания ВТО………………………………………………..8
Глава 2. Россия и ВТО………………………………………………………...10
2.1. Цели вступления России в ВТО…………………………………...10
2.2. Процесс вступления России в ВТО и основные этапы переговорного процесса России в ВТО………………………………11
Глава 3. Анализ проблем вступления России в ВТО……………………..14
3.1 Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики ……………………………………………………………....14
3.2 Правовые проблемы присоединения ..............................................17
3.3 Социально-экономические последствия вступления России ..…20
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованных источников и литературы………………

Файлы: 1 файл

экономическая география.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Для оценки социальных последствий вступления в ВТО была разработана типология регионов с учетом как рассмотренных выше факторов, так и количественных показателей структуры и специализации экономики, структуры занятости населения (разная трудоемкость отраслей), состояния рынка труда. Эта типология позволила провести интегральную оценку последствий и выявить регионы с наиболее негативной реакцией на предполагаемые изменения.

Регионы первого типа отличаются максимальной вероятностью обострения проблем на рынке труда, но при этом имеют лучшие возможности перетока занятых в другие сектора экономики (за исключением Ульяновской и Владимирской областей). В Ивановской области, выделенной во второй тип, вероятность обострения также максимальна, при этом возможности межсекторального перетока понижены. Среди остальных трех типов регионов вероятность обострения проблем занятости наиболее значительна в третьем, и возможности перераспределения занятости также невелики, за исключением республик Северного Кавказа. Как следствие, наиболее проблемными можно считать регионы первого, второго и третьего типов.

Наиболее проблемными по социальным последствиям вступления в ВТО могут считаться Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Курганская, Нижегородская, Пензенская, Псковская, Самарская, Ульяновская области, республики Мордовия, Удмуртия и Чувашия.

Важно отметить, что более половины из 13 потенциально наиболее проблемных регионов расположены в Приволжском федеральном округе. Это объясняется концентрацией в округе импортозамещающего машиностроения, наличием достаточно развитой пищевой промышленности, высокой промышленной и значительной аграрной занятости при слабом развитии малого бизнеса в большинстве проблемных регионов. Центральный округ является вторым по числу регионов с наиболее значительной угрозой негативных последствий, обусловленных теми же причинами.

Выделение территорий максимального риска не означает, что негативные последствия неизбежны. Проведенный анализ позволяет вносить необходимые уточнения в переговорные позиции и вырабатывать меры, способствующие снижению издержек для проблемных регионов и городов при вступлении России в ВТО.

 

 

 

 

Заключение

 В результате проведенного  комплексного исследования проблем вступления России в ВТО, можно  сделать следующие выводы.

Определено, что присоединение России к ВТО – сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.

Членами Всемирной торговой организации являются уже 153 страны мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Так же определено, что конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

    • Получение лучших в сравнении с существующими условиями для доступа российской продукции на иностранные рынки;
    • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
    • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
    • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
    • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
    • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
    • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. То есть баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

В курсовой работе помимо проблем, возникающих как до, так и после вступления России в ВТО, были рассмотрены и преимущества от вступления России в ВТО, а так же представлены рекомендации относительно направления процесса присоединения в конструктивное русло:

  1. Окончательное решение о присоединении к ВТО может быть принято исключительно на основе всесторонне аргументированного вывода о готовности к этому российских товаропроизводителей и механизмов государственного регулирования экономики. Для этого необходимо в кратчайшие сроки наладить работу по прогнозированию последствий вступления в ВТО для различных секторов экономики с учетом возможных комплексов системных условий присоединения.
  2. Принятие в ходе переговоров о присоединении к ВТО каких-либо конкретны обязательств, в первую очередь по системным вопросам, допустимо только после всесторонней оценки их последствий и получения обоснованного заключения об их приемлемости для России.
  3. Присоединению к ВТО должно предшествовать осуществления комплекса мер по повышению конкурентоспособности отечественных предприятий на основе обновления их технического и технологического потенциалов. Предстоит активизировать государственную поддержку научно-технических разработок и их внедрения в производство. Эти меры следует тесно сопрягать с определением приоритетов промышленной политики разработкой реализующих их механизмов господдержки, в максимальной степени обеспечивающих защиту национальных интересов и не противоречащих правилам ВТО
  4. В целях налаживания четкого контроля за ходом переговоров и обеспечения эффективного руководства процессом подготовки экономики к присоединению к ВТО представляется целесообразным создать при Президенте РФ соответствующий постоянно действующий совет, в котором по возможности должны быть представлены все отрасли российской экономики и лучшие научные силы. В его рамках желательно образовать экспертную группу, способную отслеживать и анализировать ход этой подготовки и осуществлять комплексную оценку возможных последствий принятия Россией обязательств.

Таким образом, не смотря на достаточное количество проблем, участие России в ВТО дает нашей стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО, независимо от длительности переговорного процесса.

Когда переговорный процесс о присоединении России к ВТО придет к своему логическому завершению, то Россия станет весомой частью мировой торговой системы, а также будет укрепляться на мировой арене, выйдя на более высокий уровень отношения со всеми своими партнерами.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

Материалы Интернет-ресурсов

  1. Россия и ВТО – русская версия официального сайта ВТО на русском языке [режим доступа]- http://www.wto.ru/ru/newsmain.asp
  2. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации  [режим доступа] – www.economy.gov.ru
  3. Официальный сайт  Рабочей группы (РГ) Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по присоединению России в ВТО [режим доступа] – www.rgwto.com
  4. Официальный вебсайт Министерства иностранных дел Российской Федерации, раздел "Экономическая дипломатия / Международные экономические, финансовые и торговые организации".[режим доступа]-www.ln.mid.ru

 

Научная и учебная литература

  1. .Бандурин В. В., Рацич Б. Г., Чатич М. Глобализация мировой эко-номики и Россия. – М.: Буквица, –2007. – 279 с.
  2. Оболенский В. Присоединение России к ВТО и ее участие в интеграции // МЭ и МО. - 2004, №3.
  3. Полуэктов А. «Важнейший шаг на пути к мировому рынку»// Внешняя торговля. - 1995. - № 7 - 8.
  4. Татаркин А. Региональные последствия вступления России в ВТО. // Эксперт. – 2003. - №5.

 

 

 

 


Информация о работе Проблемы вступления России в ВТО