Проблемы вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – комплексный анализ проблем вступления России в ВТО на современном этапе.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие, цели и принципы Всемирной торговой организации;
- проследить историю создания ВТО;
- изучить порядок вступления и основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика Всемирной торговой организации…...5
Понятие, основные цели и принципы ВТО…………………………5
История создания ВТО………………………………………………..8
Глава 2. Россия и ВТО………………………………………………………...10
2.1. Цели вступления России в ВТО…………………………………...10
2.2. Процесс вступления России в ВТО и основные этапы переговорного процесса России в ВТО………………………………11
Глава 3. Анализ проблем вступления России в ВТО……………………..14
3.1 Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики ……………………………………………………………....14
3.2 Правовые проблемы присоединения ..............................................17
3.3 Социально-экономические последствия вступления России ..…20
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованных источников и литературы………………

Файлы: 1 файл

экономическая география.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров стран-участниц ГАТТ 1986-1994 гг. был подписан ряд Соглашений, которые стали юридической базой для создания Всемирной торговой организации - ВТО. Правительства согласовали условия доступа к рынкам с тем, чтобы позволить бизнесу превратить торговые уступки в новые торговые возможности.

В 1990 г. Советский Союз стал наблюдателем в Генеральном соглашении по тарифам по торговле, из которого выросла Всемирная торговая организация. Чтобы стать полноправным членом организации, были сделаны необходимые шаги, то есть Россия в этом отношении продолжает путь, а не начинает.

Цель создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок.

 Введение таких мер  возможно в связи с наступлением  кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее, деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого - огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее выгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что эта правовая система не только коммерчески выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет им большие права.

Она создана для реализации постановлений, принятых на последней стадии переговоров о либерализации торговли в рамках ГАТТ, которые получили известность как Уругвайский раунд и продолжались с 1986 по 1993. К июлю 1995 членами ВТО стали 96 стран и две зависимых территории, к январю 1998 - 150 государств, на которые приходится более 95% мировой торговли.

 

 

Глава 2. Россия и ВТО

2.1.Цели вступления России в ВТО

Членами Всемирной торговой организации являются уже 149 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие: - получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

- доступ к международному  механизму разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного  климата для иностранных инвестиций  в результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами  ВТО;

- расширение возможностей  для российских инвесторов в  странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

- создание условий для  повышения качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате  увеличения потока иностранных  товаров, услуг и инвестиций на  российский рынок;

- участие в выработке  правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

- улучшение имиджа России  в мире как полноправного участника  международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

2.2 Процесс вступления  России в ВТО и основные  этапы переговорного процесса

Анализируя различные нормативно-правовые акты, а так же научную и учебную литературу, следует отметить, что процедура присоединения к Всемирной торговой организации состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных рабочих групп (РГ) происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ. В рабочей группе по присоединению России к ВТО 67 стран, включая всех основных торговых партнеров.

Прежде всего, переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме.

В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами :

- Докладом Рабочей группы, где изложен весь пакет прав  и обязательств, которые страна-соискатель  примет на себя по итогам  переговоров;

- Списком обязательств  по тарифным уступкам в области  товаров и по уровню поддержки  сельского хозяйства;

- Перечнем специфических обязательств по услугам и Списком изъятий из РНБ;

- Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые  договоренности на дву- и многостороннем  уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

Круг вопросов, рассматриваемых российской Рабочей группой является стандартным для всех присоединяющихся стран и сформулирован следующим образом: «Изучить заявку Правительства Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании Статьи XII и представить Генеральному Совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении».

Первое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО прошло в Женеве 17-19 июля 1995г. Оно проходило на основе «Меморандума о внешнеторговом режиме», который был представлен Россией в марте 1994г. (документ L/7410), и письменных ответов на вопросы, заданные странами-членами по Меморандуму. В сентябре 1995 г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации по вопросу о ходе переговорного процесса по присоединению России к ГАТТ/ВТО. По итогам состоявшегося обсуждения были приняты решения по обеспечению дальнейшего проведения переговорного процесса по присоединению России к ВТО. Все прошедшие годы переговорный процесс то активизировался, то приостанавливался в связи с определенными политическими и экономическими проблемами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ проблем вступления России в ВТО

3.1 Проблема паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО

Как очевидно из СМИ и большого количества научных публикаций, проблема вступления России в ВТО стала одной из наиболее обсуждаемых в последнее время на политических и научных форумах, в средствах массовой информации. В ходе этих дискуссий, как правило, высказываются радикально противоположные мнения. Судя по публикациям, сторонники и противники вступления страны в ВТО подразделяются в зависимости от их принадлежности к той или иной отрасли экономики.

В секторах монопольного типа, то есть в так называемых олигархических отраслях, каковыми являются нефтяная, газовая, металлургическая, электроэнергетическая и частично химическая, больше тех, кто ратует за вступление в ВТО. Банковский сектор тоже «за», но на льготных условиях, так как считает, что не сможет конкурировать с зарубежными банками, оказывающими для клиентов более разнообразные и дешевые услуги.

Противниками членства России в ВТО, в основном, являются производящие отрасли, которые принято называть реальными секторами экономики. К таким отраслям, прежде всего, относятся машиностроительный, авиастроительный и агропромышленный комплексы. Они слишком ослабли в ходе реформ и не в состоянии конкурировать с зарубежными фирмами. Однако следует учитывать, что именно состояние этих отраслей определяет уровень развития национальной экономики. И, если в ходе конкурентной борьбы данные отрасли будут развалены, Россия окончательно превратится в сырьевую базу, потеряв шанс занять в мировой экономике место, соответствующее её научному, кадровому, природному и иному материальному потенциалу.

В спорах по поводу вступления в ВТО противники форсирования данного процесса обоснованно отмечают недостаточную прозрачность позиций российской стороны на переговорах. Действительно, руководство страны не освещает в должной мере условия вхождения в ВТО, а также возможные позитивные и негативные последствия от членства в ней. Во всяком случае, не излагаются научно-обоснованные аргументы, базирующиеся на конкретных расчетах, которые убедили бы общество в целесообразности принимаемых Правительством России мер в данной области. Это, как минимум, дает основание полагать, что интересы России на переговорах с руководством ВТО отстаиваются в недостаточной мере.

Среди множества вопросов, касающихся проблемы приемлемости условий вступления России в ВТО, одним из наиболее актуальных является выбор приоритетов.

Вызвано это тем, что по правилам ВТО любая льгота, предоставленная одной стороне по какому-либо вопросу, сопряжена с необходимостью уступок в чем-то ином. Иначе говоря, если России несколько уступили, к примеру, на рынке нефтепродуктов, то от неё обязательно потребуют уступок на рынке других товаров.

В случае вступления России в ВТО, исходя из сложившихся в стране приоритетов, то есть подходов к формированию макроэкономической политики, приведших к чрезмерным межотраслевым перекосам, то экономике страны может быть нанесен очередной удар, который еще больше усугубит имеющиеся проблемы и, тем самым, обострит социально-экономический кризис.

Основным условием обеспечения приемлемых условий хозяйствования является наличие научно-обоснованного межотраслевого баланса. Формирование данного баланса – одна из ключевых задач системы государственного управления в области экономики. Без её решения избежать возникновения диспаритета цен практически невозможно. Диспаритет же цен, в свою очередь, неизбежно ведет к экономическому, социальному, а затем и к политическому кризису.

Нетрудно спрогнозировать, что вступление России в ВТО рано или поздно приведет к тому, что отечественным банкам придется вступить в конкуренцию с более сильными и гибкими зарубежными банками. В результате, по всей вероятности, многие российские банки станут банкротами.

Анализ зарубежного, а также передового российского опыта дает основание полагать, что доля производителя в цене готового к употреблению продукта должна составлять примерно 50 % с некоторыми отклонениями, как в сторону увеличения, так и уменьшения в зависимости от глубины переработки продукции.

Важно отметить, что изучая проблемы обеспечения паритетности условий хозяйствования для различных секторов экономики, можно сделать вывод, что нарушение или отсутствие научно-обоснованных межотраслевых ценовых балансов является одним из основных факторов развития инфляции.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что секторы российской экономики могут выжить и развиваться только вместе, то есть, функционируя с учетом взаимных интересов. Однако это важное условие не учитывается при вступлении России в ВТО, что создает особую угрозу для российской экономики. Дело в том, что российский банковский сектор добился для себя льготных условий вступления в ВТО. А это, согласно правилам ВТО, о которых уже говорилось, автоматически потребует необходимость «сдачи», то есть ущемления интересов каких-то иных секторов российской экономии. Нетрудно спрогнозировать, что ими окажутся реальные сектора и, прежде всего, аграрный сектор. Это приведет к тому, что разбалансированность межотраслевых отношений в еще большей мере усилится. В результате условия хозяйствования аграрного и других реальных секторов экономики приобретут крайне жесткий характер.

Информация о работе Проблемы вступления России в ВТО