Основные этапы развития экономики Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десятилетия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.

Оглавление

Введение..................................................................................................................2
I Глава. Общая характеристика Социально-экономического развития Китая………………………………………………………………………………3
1.1 Природно-ресурсный потенциал……………………………………….....3
1.2 Демография ресурсов и демографическая политика…………………….6
II Глава. Основные этапы развития экономики Китая………..………………10
2.1 Основные направления реформ экономической системы страны…….10
2.2 Внешнеэкономическая стратегия страны……………………………….12
III Глава. Перспективы развития Китая……………………………………..…15
3.1 Свободные экономические зоны ……………………………………..…15
3.2 Отношения Китая и России…………………………………………...….28
Заключение ………………………………………………………………………41
Список использованной литературы………………………………………...…42

Файлы: 1 файл

Курсовик Китай.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Планирование

         В СЭЗ преобладает рыночное регулирование. Центр устанавливает лишь несколько основных директивных показателей: годовой финансовый доход, объем производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, получаемой или поставляемой по централизованным каналам, стабильные в течение нескольких лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитной и денежной эмиссии.

       Правительства зон самостоятельны в вопросах заимствования средств на мировом и внутреннем кредитном рынке, размещения за рубежом облигаций в рамках лимитов центра при условии, что сами отвечают за свои обязательства.

Снабжение и  сбыт

        СП в СЭЗ могут закупать сырье и полуфабрикаты, топливо, запчасти и оборудование как внутри страны, так и на внешнем рынке. Для улучшения их снабжения создаются специальные снабженческие компании. Однако на практике оно в основном осуществляется по рыночным каналам. Поставки некоторых важных ресурсов, например электроэнергии, отстают от потребностей.

 

Администрация СЭЗ и  СП может самостоятельно принимать  решения об условиях экспорта готовой  продукции. Широко распространен прием, когда экспорт продукции ложится  на иностранного партнера СП (экспортные цены занижаются с целью перевода прибылей без уплаты налогов), что создает для китайской стороны определенные проблемы (китайская сторона лишена возможности изучать мировую коммерческую практику).

        При реализации продукции на внутреннем рынке СП может действовать самостоятельно или на комиссионных началах через посреднические государственные компании (исключение составляет продукция, подлежащая плановому распределению). При этом покупатель обязан уплатить импортную таможенную пошлину. На внутреннем рынке, как правило, разрешается реализация высокотехнологичной или импортозамещающей продукции. Право СП на поставки своей продукции на внутрикитайский рынок и доля таких поставок в общем объеме производства оговариваются в контракте о создании СП.

Ценообразование

        На подавляющее большинство товаров и услуг СЭЗ действуют рыночные цены. Единые государственные цены сохраняются на железнодорожные, морские, авиационные перевозки, почтово-телеграфные услуги, жилье, воду, электроэнергию (в Шэкоу на электроэнергию, получаемую из Гонконга, действует гонконгский тариф, цена на воду также приближается к гонконгской), медицинское обслуживание, городской транспорт, централизованно распределяемые материальные ресурсы.

         СП, устанавливая цены на свою продукцию, реализуемую на внутреннем рынке, обязано учитывать рекомендации организаций, контролирующих цены. Цены на продукцию СП на мировом рынке должны в основном соответствовать ценам на аналогичные товары государственных предприятий (в настоящее время создаются отраслевые ассоциации экспортеров, включающие как китайские, так и иностранные предприятия, которые наделены правом контроля за экспортными ценами).

Инвестиционный  механизм

        СЭЗ и зоны технико-экономического развития создавались по принципу   отказа от государственных централизованных капиталовложений (в СЭЗ Шэньчжэнь, например, за счет центрального бюджета было профинансировано только строительство здания таможни на границе с Гонконгом, а также забора, отделяющего СЭЗ от внутренней части Китая). Единственным исключением стал Пудун, на развитие которого выделяются значительные средства из центрального бюджета.

 

      Развитие СЭЗ финансируется сформировавшимся в них своеобразным механизмом. В ряде случаев компании за счет банковского кредита (из расчета 0,5 - 1 млрд. юаней на 1 кв. км территории) создают на небольшом участке необходимую инфраструктуру, иногда строят фабричные постройки, а затем сдают земельные участки и сооружения в аренду китайским и иностранным инвесторам. Арендные платежи идут в счет погашения кредита.

        Наиболее последовательно этот механизм внедряется в Шэкоу, где работает гонконгская компания "Чжуншан" (принадлежащая правительству КНР). Она не только предоставляет землю и постройки, но и обеспечивает предприятия водой, электроэнергией, транспортными услугами. После освоения начального участка (в 3 - 5 кв. км) средства начинают вкладываться в его расширение, что обеспечивает дальнейшее его развитие на базе относительно небольших первоначальных затрат.

       Другая модель, финансирующая развитие, отрабатывается на Хайнане. Эта зона начала развиваться позднее других, в условиях "инвестиционного голода" в стране, а площадь ее в десятки раз больше других СЭЗ. Поэтому внутренние инвестиции не могут быть основой ее быстрого подъема. Там практикуется выделение крупных участков земли для освоения зарубежными фирмами, которые сами создают всю необходимую инфраструктуру и используют землю и постройки по своему усмотрению .

Налоговая система

    СП в СЭЗ выплачивают следующие виды налогов:

  • подоходный; 
  • налог на добавленную стоимость (НДС); 
  • налог на транспортные средства; 
  • налог на операции с недвижимостью; 
  • акцизы; 
  • таможенные пошлины. 

      Служащие совместных предприятий (как китайские, так и иностранные) уплачивают личный подоходный налог.

      С китайских предприятий в СЭЗ взимается такой же подоходный налог, как с СП. Иностранному партнеру, реинвестирующему в Китае прибыль на срок не менее 5 лет, возвращается 40% от уплаченного подоходного налога в соответствии с реинвестируемой долей. СП, действующие в низкорентабельных отраслях (например в сельском хозяйстве), и СП, созданные в отдаленных, отсталых районах, могут получить 15 - 30%-ную скидку с подоходного налога на 10 лет после 5-летнего полного или частичного освобождения от его уплаты.

      Юридическое лицо, инвестировавшее свыше $5 млн., или предоставившее передовую технологию, или действующее на предприятии с медленным оборотом капитала, может обратиться с просьбой о частичном или полном освобождении от налога.

     На Хайнане налогообложение отличается следующими особенностями:

       СП в инфраструктуре и сельском хозяйстве в течение 15 и более лет могут освобождаться от подоходного налога в первые 5 прибыльных лет и уплачивать 50% его с 6-го по 10-й годы.

       Возвращаемая часть подоходного налога, уплаченного с реинвестируемой суммы, может составлять 17% (для ряда товаров - 13%), ставки акцизов колеблются от 3 - 5% до 45% (на сигареты). Предприятия сферы услуг платят налог с операций 3 - 5% или до 20% (в сфере увеселений). Для операций с недвижимостью установлен особый прогрессивный налог с чистого дохода, полученного от ее продажи в 30 - 60%. При экспорте продукции НДС и акцизы не взимаются. 

       Также НДС не взимается: 

  • с производственного оборудования, ввозимого иностранным участником в счет своей доли инвестиций;
  • с сырья, полуфабрикатов, деталей, запчастей, компонентов и упаковочных материалов, импортируемых для производства продукции на экспорт; 
  • с любого производства экспортных товаров, кроме нефти, нефтепродуктов и другой продукции, относительно которой установлены особые правила. 

       СП выплачивают налоги в юанях. При этом предприятия, получающие доход и в юанях, и в инвалюте, налоги в полном объеме платят в юанях. СП, полностью получающие доходы в инвалюте, обязаны конвертировать налоговую сумму в юани.

      В таможенных зонах разрешен ввоз любой продукции без уплаты торгово-промышленного налога и таможенных пошлин. При вывозе этих товаров во внутренние районы налог и пошлина взимаются в полном размере.

     В различных зонах местные власти могут предоставлять совместным предприятиям дополнительные налоговые льготы при условии, что они касаются налогов, поступающих в местные бюджеты (подоходный налог, налог на транспортные средства) или местный бюджет возмещает центральному средства, недополученные из-за льгот по НДС.

 

Земельные отношения

       Предоставление СП права пользования землей находится в компетенции местных народных правительств. Процедура выделения участка ложится на китайского партнера, а денежная оценка земли входит в его пай.

       В СЭЗ существуют различные льготы при исчислении платы за пользование землей. Так, в Шэньчжэне предприятия с высокой технологией освобождаются от нее в первые 5 лет, а в последующие 5 платят только 50%. В Чжухае СП, использующие высокую технологию, либо малоприбыльные предприятия от нее освобождаются. В Сямэни плата за землю сокращена вдвое на сметный период строительства, а для зарубежных китайцев - на весь его срок.

 

      Иностранным инвесторам на Хайнане предоставляются скидки в следующих случаях:

  • при аренде горных и неосвоенных участков (5 - 10%); 
  • при осуществлении высокотехнологичных проектов (5 - 10%); 
  • при строительстве транспортной инфраструктуры, угольных шахт, электростанций, водохранилищ, учреждений образования и культуры (10 - 15%); 
  • на осуществление сельскохозяйственных проектов при аренде горных и неосвоенных участков (10 - 15%).

       Инвесторам из Гонконга, Макао и Тайваня предоставляются дополнительные льготы.

       Помимо предоставления земельных участков для создания СП, в последние годы начала практиковаться сдача земли иностранным инвесторам в аренду (подряд) для комплексного освоения.

    Определены максимальные сроки аренды: 

  • для строительства жилья - до 70 лет; 
  • для промышленного использования - до 50 лет; 
  • для строительства объектов науки, здравоохранения, образования, культуры, спорта - до 50 лет; 
  • для объектов торговли, туризма, развлечений - до 40 лет; 
  • для комплексного использования - до 50 лет. 

       По истечении срока контракт может быть продлен. Земельные участки могут сдаваться в аренду как на основе двустороннего соглашения, так и с аукциона. Ставки аренды колеблются в зависимости от местоположения участка и его назначения от 20 - 30 до 4000 - 5000 юаней за 1 кв. м. Как правило, ставки за землю, выделяемую под промышленные предприятия, в 8 - 10 раз ниже, чем под предприятия торговли и строительство коммерческого жилья.

 

     Доходы от аренды земли поступают в госбюджет и зачисляются в особый фонд городского строительства и развития. Порядок сдачи земельных участков в аренду регулируется "Временными положениями о комплексном подряде на освоение и использование земельных участков иностранными инвесторами" .  Под "освоением" в этом документе понимается выравнивание участка, возведение на нем коммуникаций (водопровода, электро- и теплоснабжения), сооружений транспорта и связи, промышленных построек и т. д. с последующей передачей права на использование его или сдачей в аренду производственных помещений. При комплексном подряде заранее четко оговариваются цели использования земли.

Основные проблемы СЭЗ

      Подавляющее большинство вкладов (около 80% иностранных инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского происхождения, прежде всего из Гонконга. Инвестиции транснациональных корпораций, способных на создание крупномасштабных, технически современных предприятий пока направляются главным образом в другие районы Китая. С этим связан меньший в сравнении со средним по Китаю размер инвестиций в одно предприятие. 

      Невысокий уровень внедряемой зарубежной технологии, низкая квалификация китайской рабочей силы и недостаток специалистов.

      Рост издержек на аренду земли и рабочей силы, что влияет на темпы привлечения иностранного капитала. (Создание и содержание СП в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем во внутренних районах КНР.) 

      Бюрократические препоны при создании и функционировании СП. 

      Дефицит сырья и энергии. 

      Отсутствие единого закона по СЭЗ. 

      Злоупотребления со стороны инвесторов: китайские организации занижают стоимость госимущества, передаваемого вновь создаваемым СП, иностранные предприниматели до 90% средств вкладывают в виде оборудования (часто устаревшего или низкокачественного) по завышенным ценам; процветает сверхэксплуатация работников СП; более 60% предприятий уклоняются от уплаты налогов.

     В последние два года наметился отток капиталов из СЭЗ в другие районы КНР. Власти СЭЗ надеются остановить этот процесс, создавая более благоприятную инвестиционную среду путем расширения рамок рыночного регулирования, развития инфраструктуры и т. п.

Перспективы развития СЭЗ

      Специфический статус СЭЗ КНР позволил им добиться значительных успехов на фоне внутренних районов Китая. В зонах гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растет занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Зоны явились уникальной по масштабам школой современного управления экономикой.

     СЭЗ позволили КНР, не отказываясь от основ плановой экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и реформу экономической системы. В настоящее время, по мнению части хозяйственных руководителей и ученых-экономистов КНР, они в значительной мере утратили свою авангардную роль, а практика и методы их работы нуждаются в существенном обновлении.                                                                 В последнее время китайское руководство ставит вопрос о переходе при предоставлении льгот иностранным инвесторам с территориального на отраслевой принцип. Ряд здешних экспертов критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а частично и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая его как основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего рынка. Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя для себя сравнимых с приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для центра.

 

В этих условиях руководство  КНР, подтверждая неизменность основных положений политики в отношении  СЭЗ, вынуждено идти на определенные коррективы, устраняющие некоторые льготы (пока не затрагивающие иноинвесторов). Однако вопрос о совместимости существования многочисленных, значительных по территории спецэкономзон с базовыми принципами рыночной экономики остается неопределенным .

Информация о работе Основные этапы развития экономики Китая