Основные этапы развития экономики Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десятилетия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.

Оглавление

Введение..................................................................................................................2
I Глава. Общая характеристика Социально-экономического развития Китая………………………………………………………………………………3
1.1 Природно-ресурсный потенциал……………………………………….....3
1.2 Демография ресурсов и демографическая политика…………………….6
II Глава. Основные этапы развития экономики Китая………..………………10
2.1 Основные направления реформ экономической системы страны…….10
2.2 Внешнеэкономическая стратегия страны……………………………….12
III Глава. Перспективы развития Китая……………………………………..…15
3.1 Свободные экономические зоны ……………………………………..…15
3.2 Отношения Китая и России…………………………………………...….28
Заключение ………………………………………………………………………41
Список использованной литературы………………………………………...…42

Файлы: 1 файл

Курсовик Китай.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Три основных приоритета в реформировании китайской экономики:  
        Первый из них – сокращение зависимости от экспорта за счет развития внутреннего спроса. «В КНР потребление составляет лишь 35% ВВП, очень мало». Столь крупная страна, как Китай, должна опираться в своем развитии, главным образом, на внутренний спрос.

Более серьезную перестройку  экономической модели обещает второй тезис – о чрезмерной раздутости китайской обрабатывающей промышленности и недоразвитости сферы услуг (она составляет около 40% ВВП). В связи с этим отмечается, что «развитие экономики с основной опорой на промышленность ведет к усилению потребления ресурсов и давлению на окружающую среду, а потому не может продолжаться. Необходимы изменения, направленные на [изменение соотношения] между первичным, вторичным и третичным секторами экономики».

Наконец, третье направление  – это повышение технологического потенциала китайской экономики, особенно в сферах энергосбережения и снижения вредных выбросов. Многое в этом направлении делалось и ранее, так что речь идет о том, чтобы «расширить и углубить».

 Разумеется, все направления экономической политики являются долгосрочными, и будут реализовываться и в течение многих лет после 2010 года. В краткосрочной перспективе правительство по-прежнему намерено поддерживать рост за счет госинвестиций в инфраструктуру и стимулирования потребления (в том числе субсидирования покупок автомашин, мотоциклов, бытовой техники и т.п.). В связи с общим улучшением ситуации данная политика будет проводиться несколько более осторожно – например, будут главным образом завершаться старые инвестпроекты, в то время как новые будут одобряться лишь после тщательного рассмотрения. 

Реструктуризация экономики  КНР будет иметь значительные глобальные последствия даже при  сохранении Китаем высоких темпов экономического роста (и связанного с этим ростом растущего импорта сырья). Очевидным следствием роста внутреннего потребления и стагнации экспорта станет сокращение огромного китайского положительного сальдо внешнеторгового баланса, снижение темпов роста китайских золотовалютных резервов и, как следствие, снижение роли КНР как главного кредитора США. А замены КНР на горизонте не наблюдается.

 

2.2 Внешнеэкономическая стратегия  страны

       Основная стратегия Китая заключается в творческом использовании  опыта  Японии и «азиатских тигров» - Тайваня, Сингапура и Гонконга, Южной Кореи, а также опыта НЭП в СССР. В стране была реализована экстенсивная модель экономики, основанная на дешевом труде и активном использовании иностранных инвестиций . Важнейшее конкурентное преимущество Китая - дешевизна достаточно квалифицированной «рядовой» рабочей силы, стоимость которой в течение длительного периода времени составляла около 100 долл. в месяц и ниже, что связано с высокой численностью населения. Неразвитость экономики  создала предпосылки для непрерывного длительного роста.  

Китайская экономика последовательно идет вперед. Сначала были проведены реформы на селе, произошло  расширение сельскохозяйственного производства, продукция которого стала активно экспортироваться. Следующим шагом было освоение рынков трудоемкого ширпотреба - изделий из кожи, производства  одежды и обуви. В городах и сельской местности в большом количестве стали появляться несложные трудоемкие производства.

Однако в дальнейшем развитие производства вылилось в настоящую  промышленную революцию. Китай переходил  к производству велосипедов, часов, электроники, мебели, к изготовлению автомобильных комплектующих. Следующим этапом стало освоение высоких технологий. Страна, которая еще недавно была одной из отсталых, теперь занимает лидирующие позиции по производству высокотехнологичной продукции мобильных телефонов, персональных компьютеров, телевизоров.

Известно, что по подобному  пути развития шла Япония. Однако она  достаточно быстро утратила свое главное  преимущество - дешевую рабочую силу. Напротив, у Китая существует по-прежнему огромный запас дешевой рабочей силы за счет урбанизации  - согласно планам модернизации, доля городского населения должна вырасти с 45.7 до 62 % . Но переход на интенсивную модель развития требует роста доли квалифицированного труда и его оплаты. 
          Низкий уровень доходов, но большой объем рынка создали модель копирования лучшей мировой продукции и воспроизводства ее для внутреннего (а затем и внешнего) рынка с минимальными ценами.  Однако, копируя чужое,  Китай создает много нового.  Широкому распространению DVD-технологий, особенно доступных DVD-плееров, мир обязан  именно Китаю, который снизил цены на него с 1000 долларов до 100, а затем еще ниже. Аналогичная ситуация складывается с производством LCD-телевизоров, ноутбуков и пр. По сравнению с Россией Китай осуществил более ранний переход к цифровым технологиям.

На очереди - автомобильная  экспансия. По итогам 2007 г.  автопром Китая вышел  на третье место в мире по производству автомобилей - здесь собирается значительная часть мировых брендов. Хотя  качество некоторых «собственных» авто-моделей пока не сравнить с европейским, но прогресс на лицо.  В  2008 г. автопром Китая выпустил около 88 новых моделей легковых автомобилей . В январе 2009 г. китайский рынок вышел на первое место в мире по объему продаж, обойдя США. Несмотря на то, что у нас открылись сборочные производства нескольких иностранных брендов, успехи собственно российского автопрома выглядят более чем скромными - за последние десять лет были выпущено небольшое количество новинок - Лада-Приора, Лада-Калина, УАЗ-Патриот и т.д.  
          Огромный  вклад в развитие рыночного сектора в Китае принадлежит малому и среднему бизнесу (МСБ), который является его настоящим «национальным достоянием». В 2008 г. в  стране было около 4.3 млн. предприятий МСБ, 27.9 млн. индивидуальных предпринимателей. В этом секторе работает около 75% городского населения, он дает до 60% всего ВВП, 65% всех патентов, 46.2% всех налоговых поступлений и 62.3% всего экспорта  Китая. Малый бизнес для страны - настоящее национальное достояние. Доля малого бизнеса в ВВП России - около 15%, что говорит о низкой степени развития предпринимательства.

Среди крупнейших торговых партнеров Китая по экспорту - США - 19.1%, Гонконг - 15.1%, Япония - 8.4%, Южная  Корея - 4.6%, Германия - 4%; по импорту - Япония - 14%, Южная Корея - 10.9%, Тайвань - 10.5%, США - 7.3%, Германия - 4.7%. Китайская экономика является значительным источником спроса. Среди основных статей импорта  - электрооборудование, нефтяные продукты, руда и металлолом, оборудование для обработки данных и пр. Объем торговли с США за 2008 г. составил 333.7 млрд. долл. при активном сальдо 170 млрд. долл, объем российско-китайской торговли - 56.8 млрд.долл. (7 место). Китай является членом ВТО с 2001 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Перспективы развития Китая

3.1 Свободные экономические  зоны Китая.

Свободная экономическая  зона - ограниченная часть национально-государственной  территории, на которой действуют  особые льготные экономические условия  для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового режима и т. д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

 Сейчас в Китае действуют 5 специальных экономических зон (СЭЗ). Специфический статус СЭЗ КНР позволил им добиться значительных успехов на фоне внутренних районов Китая. В зонах гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растет занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Зоны явились уникальной по масштабам школой современного управления экономикой.  
Основные государственные типы зон : 

    • Зоны технико-экономического развития (ЗТЭР),
    • Зоны свободной торговли (ЗСТ),
    • Зоны развития высокотехнологичного производства  (ЗВТП),
    • Зоны приграничного и экономического сотрудничества (ЗПЭС)
    • Зоны экспортной обработки (ЗЭО)

СЭЗ позволили КНР, не отказываясь от основ плановой экономики  по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали  перестройку организации внешнеэкономической  деятельности страны и реформу экономической системы.

Основные цели китайских  СЭЗ:

  • привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров; 
  • увеличение экспортной валютной выручки; 
  • стимулирование реформы, предварительная "обкатка" ее мероприятий;
  • эффективное использование природных ресурсов; 

 

  • стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны; 
  • мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции; 
  • обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся спецзоны всех типов. 

 

На развитие СЭЗ Китая оказали  благоприятное воздействие как  объективные факторы: дешевизна  и избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: курс на реформы и открытость, экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.

Административно-организационные  вопросы

          Высшим органом административного управления зонами является Канцелярия Госсовета КНР по делам СЭЗ. Она разрабатывает основные политические установки и контролирует их выполнение, осуществляет общее руководство другими ведомствами в той части их деятельности, которая относится к СЭЗ.

         В провинции Гуандун под руководством Канцелярии действует Комитет по управлению СЭЗ, осуществляющий текущее руководство зонами, включая разработку планов развития, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, их регистрацию, регулирование вопросов труда и заработной платы, образования, культуры, здравоохранения, поддержания общественного порядка.

       Шэньчжэнь находится под непосредственным хозяйственным руководством Комитета, функции текущего управления предоставлены муниципалитету. В других зонах при муниципалитетах созданы Комитеты по управлению СЭЗ. На Хайнане действует соответствующий орган в народном правительстве провинции. Зонами технико-экономического развития руководят Комитеты по управлению, действующие на правах органов местных правительств (как правило, их возглавляют вице-мэры городов, где находятся зоны).

        Зоны обладают спецификой в основном в хозяйственной области, в политическом же плане их статус схож со статусом внутренних районов. В них действуют местные Собрания народных представителей, народные правительства, партийные и профсоюзные организации.

        Охрана общественного порядка подчинена общему законодательству. На территории зон расположены воинские части.

        За въездом и выездом на границах зон осуществляется административный контроль. Жесткость его не везде одинакова. Так, территория Шэньчжэна окружена оградой с рядом КПП.

        Основанием для проживания и работы в зоне является вид на жительство, выдаваемый муниципальным отделом внутренних дел.

        Организационными центрами хозяйственной деятельности каждой из зон стали т. н. "компании развития", на которые возложено общее руководство капитальным строительством, координация переговоров между китайским и иностранными партнерами. Они действуют в контакте с провинциальными и городскими властями. Имеют, главным образом в Гонконге и Макао, зарубежные представительства, занимающиеся работой по привлечению инвесторов.

         Крупные СЭЗ могут иметь различные внутренние структурные подразделения, которые концентрируют усилия по решению определенных задач. Так, промышленный район Шэкоу является наиболее передовой частью СЭЗ Шэньчжэнь, где сосредоточены высокотехнологичные предприятия. Им руководит совет управляющих района, состоящий из работников местных органов управления.

         В СЭЗ формируются также таможенные зоны (зоны свободной торговли), находящиеся вне таможенной границы КНР (всего в КНР 13 таких зон). В них могут создаваться предприятия для экспортной переработки, склады и т. п. Ввоз товаров из этих зон внутрь Китая допускается лишь с особого разрешения.

Процедура создания СП

        Переговоры о заключении контракта и получение разрешения на создание совместных предприятий (СП) обычно проходят по следующей схеме. Сначала подается заявление о намерении открыть дело. К нему прилагаются данные по оценке планируемых капиталовложений, о размере необходимого земельного участка, требования к "инфраструктурному обеспечению", описание предполагаемых каналов сбыта. Затем проводятся переговоры, подписывается контракт (зарубежный предприниматель может подыскать себе партнера самостоятельно или при посредничестве местных компаний развития или т. н. компаний по трастовым операциям и инвестициям). Следующий этап - получение визы городского народного правительства, лицензии таможни и составление списка необходимого импорта. Иностранному инвестору необходимо разрешение на открытие дела от муниципального бюро торгово-промышленной администрации (органа Госуправления торгово-промышленной администрации). И наконец, нужно получить санкцию на отвод земельного участка и заключить договор на долгосрочную аренду земли.

     Описанная процедура не универсальна, в каждой из зон есть особенности, диктуемые местной спецификой. Благодаря немалой административной автономии местных властей и комплексному характеру органов управления СЭЗ, ликвидирующему межведомственные барьеры, она проще и эффективнее, чем в других регионах КНР.

     "Потолок" капиталовложений в объекты производственного назначения, самостоятельно утверждаемых СЭЗ - $30 млн. На сумму свыше этой требуется согласие Госсовета КНР. (Для сравнения: властям провинциального уровня в КНР предоставлено право утверждать объекты иноинвестиций с общими капиталовложениями до $30 млн. Иными словами, при создании крупного предприятия вне СЭЗ инвестор должен пройти цепочку городских, а затем провинциальных органов, в СЭЗ же вопрос решается городскими властями.)

Информация о работе Основные этапы развития экономики Китая