Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:26, курсовая работа
Оценка состояния экономики, определение перспектив ее развития, предложение способов по ее улучшению – все это актуально для современной экономики России.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение и анализ малых городов как особых территориальных социально-экономических систем. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Введение………..……………………………………….……………………………3
Глава 1. Развитие малых городов в условиях глобализации экономических процессов…………...………...……...………………………………………......…...5
1.1. Определение и классификация малых городов…………………..…….5
1.2. Место малого города в системе региональной экономики…..............13
Глава 2. Социально-экономическая характеристика малого города…………....17
2.1. История развития малого города …………………………………….. 17
2.2.Ресурсный потенциал малого города ………………..………...………21
2.3. Анализ развития экономической подсистемы малого города……....24
2.4. Анализ развития социальной подсистемы малого города……….….28
2.5. Анализ развития экологической подсистемы малого города…….…34
Глава 3. Направления развития малого города………..……………………….…36
3.1. Проблемы развития малого города……………………………………36
3.2.Направления развития малого города…………………………….……38
Заключение………………………………………………..…………………42
Список использованной литературы…
Рис. 10. Динамика объема платных услуг
Резкое снижение объема
платных услуг в 1998 году связано
в большей степени с
2.5.Анализ развития
экологической подсистемы
На данном этапе развития производительных сил появилась острая проблема загрязнения окружающей среды. Заводы, фабрики, комбинаты оказывают отрицательное воздействие на экологию, выбрасывая в окружающую среду производственные отходы. Экологическая ситуация, в свою очередь влияет на здоровье населения, поэтому данный аспект не должен оставаться без внимания.
Пытаясь сохранить чистоту окружающей среды, многие предприятия устанавливают очистные сооружения, различные фильтры, которые уменьшают вредные выбросы фабрик и заводов. Проанализируем показатели объемов загрязняющих веществ, исходящих из стационарных источников в Карабаше.
Таблица 11
Характеристика объема загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников (тысяч тонн)
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 | |
Объем загрязня- ющих веществ |
10,8 |
0,8 |
7,3 |
37,4 |
148,8 |
163,7 |
148,2 |
176,1 |
Темп роста |
- |
7,41% |
912,50% |
512,33% |
397,86% |
110,01% |
90,53% |
118,83% |
Темп прироста |
- |
-92,59% |
812,50% |
412,33% |
297,86% |
10,01% |
-9,47% |
18,83% |
Рис. 11. Динамика объема загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников
В результате расчетов видно, что значение показателя резко выросло в 1997 году, а затем объем загрязняющих веществ в каждом последующем году становился меньше, чем в предыдущем. В 2000-2002 годах наблюдается стабильность значений.
Глава 3. Направления развития малого города
3.1. Проблемы развития малого города
Проблема развития малых городов с каждым годом обостряется, поскольку в условиях недоступного банковского кредита (ставка процента выше уровня рентабельности большинства субъектов рынка) рост тарифов за все виды услуг ведет к уничтожению оборотных средств предприятий и снижению реальных доходов основной массы населения. А обнищание граждан не только препятствует развитию малого бизнеса, необходимому, в том числе и для «рассасывания» безработицы, но и ведет к его разорению.
Сегодня совершенно очевидно, что требуются безотлагательные разработка и реализация обоснованной региональной экологической стратегии и тактики, создание системы региональной экологической безопасности. Основой экологической политики в Челябинской области должны в настоящее время стать: сохранение еще не разрушенных биогеосистем; экологическая реабилитация слабо- и средненарушенных техногенезом территорий; локализация серьезно нарушенных человеком площадей, чтобы максимально снизить их влияние на соседние территории; сбор, накопление, хранение и анализ правдивых экологических данных по всей территории области; осуществление эффективного экологического мониторинга региона и экологическое образование и воспитание населения. Без принятия эффективных природоохранных мер сбудутся самые мрачные экологические прогнозы. Задача на ближайшие 5-10 лет — добиться хотя бы некоторого торможения процессов распада живого покрова региона.
С этих позиций представляется чрезвычайно важным этапом экологического оздоровления региона — создание регионального центра экологических исследований (вероятно, на базе Министерства радиационной и экологической безопасности Челябинской области и ведущих экологических организаций региона), основной задачей которого на первом этапе был бы сбор, обобщение и анализ сведений по состоянию растительного и животного мира, степени сохранности элементов ландшафта. Без подобной работы невозможно обоснованно предлагать какие-либо пути выхода из кризиса.
Что же касается состояния здоровья населения города Карабаша, оценка которого осуществлялась в соответствии с действующими методиками, т. е. относительно специально выбранных контрольных районов.
Этот анализ показал, что значимые негативные отклонения показателей здоровья г. Карабаша касаются, прежде всего, детского населения. Так, до 69% детей здесь относятся к наихудшим группам здоровья – 3 и 4. При этом доля детей 3-й группы здоровья в 1,7, а 4-й – в 5 раз больше, чем на контрольной территории; дисгармоническое развитие встречается, соответственно, в 5,8 раз чаще; интенсивные показатели по группам заболеваний среди детей (органы пищеварения, дыхания, врожденные пороки развития и т.д.) – от 2 до 8 раз. Доля детей с повышенным содержанием тяжелых металлов (свинец, кадмий, мышьяк) в крови превышает этот показатель на контрольной территории в 30 раз.
Наблюдается нарушение ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 3 «Основные принципы охраны окружающей среды», п. «Б» «Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека», а также Конституции РФ, ст. 42 «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду...». Такая констатация является необходимым, но совершенно недостаточным шагом на пути к решению главной сегодняшней проблемы города – проблемы выживания, как выживания города в качестве социальной общности – социума, так и физического выживания населения.
В 929 малых городах проживает 28,4 млн человек, а с учетом рабочих поселков и поселков городского типа — почти 40 млн человек. Эти городские поселения некогда располагали огромным промышленным потенциалом, в них производилось до трети валового внутреннего продукта страны. Кроме того, они являются инфраструктурными центрами для сельских поселений с населением около 15 млн человек.
Распад производства, рост цен на транспортные и энергетические тарифы, реформа жилищно-коммунальной сферы тяжелым бременем легли здесь на плечи населения, В упадок пришла социальная сфера. Учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта массово закрываются либо находятся в запущенном состоянии. Исчезают центры народного творчества, уникальные научные школы, базы олимпийской подготовки спортсменов.
Положение дел
в малых городах отражает сложность
социально-экономической
Решить проблему малых и средних городов России возможно только через последовательное и на устойчивое осуществление мер по оздоровлению в них экономической обстановки, прежде всего через восстановление и развитие производственной сферы.
Проблемы малых
и средних городов вышли за
пределы местного или регионального
уровня, выдвинулись в число
3.2. Направления развития малого города
Для решения возникших острых общественных проблем больших городов базой должны стать малые города как наиболее подходящие для рассредоточения накопленных излишеств во всех сферах жизни и одновременно нуждающиеся в новых «точках роста» населенные пункты.
Для решения
множества социально-экономичес
Модернизация основных производственных фондов, создание новых рабочих мест за счет перемещения крупных промышленно-производственных объектов из крупных городов в малые с более «дешевой» рабочей силой и низкими накладными расходами.
Возрождение в
малых городах таких
Возможность предоставления малым городам самостоятельно осуществлять принципы самоуправления, самофинансирования и саморазвития позволит выйти на качественно новый уровень жизни и обеспечить необходимый уровень жизни населения [11].
Для успешного развития малых городов мы предлагаем меры по следующим направлениям:
– повышение
уровня развития всех производственных
сил общества и дальнейшего
– развитие современного производства, пусть не большого, местного или областного масштаба, современных форм обслуживания, быта, обустройства, инфраструктуры в целом - ключ к решению широкого круга проблем малых городов, включая экономические и социально-демографические. Только в этом случае, идя по пути выравнивания условий труда и жизни в единой системе расселения, можно рассчитывать на более рациональное перераспределение трудовых ресурсов и миграционных потоков.
– разработка типовых проектов небольших, но высокоэффективных рентабельных предприятий различных отраслей промышленности для размещения в малых городах.
– открытие филиалов крупных предприятий в малых городах.
– разработка научно-обоснованных схем специализации и кооперирования в отраслях промышленности, которые должны предусматривать организацию широких производственных объединений с филиалами.
– поддержка малого и среднего бизнеса (уменьшение налогов на продукцию предпринимателей, предоставление земельных участков, аренды, выделение торговых зон предпринимателям, снижение бюрократических барьеров и т.д.).
– формирование здорового образа жизни населения.
– принятие комплекса мер по охране окружающей среды.
– совершенствование технологий и оборудования.
– увеличение объемов производства.
– обеспечение
конкурентоспособности
В связи с
экологической ситуацией в горо
Благодаря слаженной, оперативной работе комиссии, профессионализму было исследовано и обработано большое количество материалов.
Комиссия государственной экологической экспертизы 11 июня 1996 г. подписала Заключение по рассмотрению материалов оценки степени эко- логического неблагополучия окружающей природной среды и состояния здоровья населения и проекта Федеральной целевой программы первоочередных неотложных мер на 1996—2000 гг. по выводу территории г. Карабаша Челябинской области из состояния экологического бедствия и оздоровления населения, где сказано: «...территория г. Карабаша Челябинской области по показателям состояния здоровья населения, степени загрязнения почв, поверхностных и подземных вод, изменению геологической среды, деградации наземных экосистем согласно ст. 59 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Критериям оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия» должна быть отнесена к зоне экологического бедствия.
Данное Заключение Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ утвердило Приказом № 299 от 25.06.1996 г.
Чтобы как-то в этой ситуации помочь населению г. Карабаша, Правительство РФ принимает Постановления:
— № 1369 от 16.11.1996 г. «О комплексе первоочередных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки и населения в Уральском районе и Тюменской области на 1997—2000 гг.»;
— № 1462 от 07.12.1996 г. «О комплексе мероприятий по оздоровлению окружающей среды и населения г. Карабаша Челябинской области на 1998—2000 гг.».
Намеченные меры по выводу из кризисной ситуации г. Карабаша требуют значительных объемов капитальных вложений, но будем надеяться, что их реализация приведет к улучшению состояния здоровья населения, окружающей среды, превращению города в современный промышленный центр, проживание в котором не будет связано с риском для здоровья населения.
На примере г. Карабаша можно сказать, что сложившееся представление об экологическом законодательстве как о совокупности природоохранного и природоресурсного законодательства недостаточно полно. К данной сфере регулирования правовых отношений следует отнести медико-экологические, эколого-экономические вопросы, вопросы экологической безопасности.
Экологизация
всего российского
Заключение
Выполненная курсовая работа позволяет сделать ряд выводов и предложений:
Информация о работе Малые города как особые территориальные социально-экономические системы региона