Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:50, контрольная работа
Экономико-географические особенности нашей страны выдвигают железнодорожный транспорт на первый план в транспортной системе. Он может круглогодично обеспечивать перевозку массовых перевозок грузов в направлениях, которые водный транспорт не может обеспечить, прежде всего, из-за меридионального направления речных путей. Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года и большой скоростью (по сравнению с водным транспортом), низкой себестоимостью перевозок. Он принимает на себя основную часть потоков массовых грузов (угля, руды, леса, зерна, металла и т.д.). На долю железнодорожного транспорта приходится 37% грузооборота страны.
Введение
I. Общая характеристика размещения производительных сил
Уральского экономического района.
II. Анализ экономико-географического положения Уральского
экономического района.
2.1. Особенности экономико-географического положения
Уральского экономического района.
2.2. Население и трудовые ресурсы
2.3. Природно-ресурсный потенциал Уральского
района
III. Экономико- географическая характеристика важнейших
отраслей промышленного производства Уральского района,
их роль в российском производственном потенциале.
3.1. Экономико – географическая характеристика топливно-
энергетического комплекса
3.2. Экономико – географическая характеристика черной и цветной металлургии.
3.3. Экономико – географическая характеристика машиностроительного комплекса.
3.4. Экономико – географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса.
3.5. Экономико – географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
3.6. Экономико – географическая характеристика строительного
комплекса.
3.7. Экономико – географическая характеристика агропромышленного комплекса.
3.8. Внешнеторговые перевозки.
3.9. География пассажирских перевозок.
IV. Характеристика транспортной системы Уральского
экономического района.
4.1. Общая характеристика транспортной системы.
4.2. Железнодорожный транспорт
4.3. Речной транспорт
4.4. Автомобильный транспорт
4.5. Трубопроводный транспорт
Заключение
Список литературы
Как уже отмечалось, Урал не покрывает своих потребностей в железной руде собственной добычей, руды дополнительно ввозятся из Курской магнитной аномалии, с Кольского полуострова (на расстояние 3000 – 3500 км), а также из Казахстана (Соколовска – Сарбайские), что значительно ближе. Однако проблема снабжения металлургии Урала железорудным сырьем осложняется в связи с переходом Карагандинского металлургического комбината (Казахстан) на снабжение с Соколовска – Сарбайского ГОКа. Поэтому ставится задача более полной разработки собственных ресурсов железных руд. На базе Качканарской группы месторождений работает один Качканарский горно-обогатительный комбинат, строится второй. Возрастает добыча Бакальских и Орско-Халиловских руд, в дальнейшем будет осуществляться добыча руд, залегающих на значительных глубинах (Серовское, Глубочевское и др. Месторождения). Большое значение придается также активизации геолого – поисковых работ на севере Уральских гор.
Марганцевые руды на Урале
пока не добываются, хотя их запасы довольно
значительны – 41,3 млн. т. (Североуральский
марганцевый бассейн в
На Урале есть запасы и хромитовых руд
(Сарановская группа месторождений), но
они используются для производства огнеупоров
вследствии низкого содержания оксида
хрома и высокого содержания кремния.
Для выплавки феррохрома применяются
хромиты из Казахстана.
Коксующихся углей в районе нет, поэтому
технологическое топливо – привозное,
поступает из Кузнецкого угольного бассейна.
В целях сокращения потребностей Урала
в коксующемся угле предполагается шире
применять новые технологии: использовать
природный и попутный газ, некоксующийся
уголь и прочее.
Урал отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Основной тип предприятий – предприятия полного цикла, выпускающие чугун, сталь, и прокат. Наиболеекрупные из них – Магнитогорский, Нижнетагильский, Орско – Халиловский (Новотроицк) комбинаты и Челябинский металлургический завод – дают почти 80 % чугуна и 70 % стали, выполняемых в районе. Другие предприятия полного цикла находятся в Чусовом, Серове, Алапаевске, Белорецке, и других центрах.
Значительно развита на Урале и передельная
металлургия, в основном на старых заводов,
которые по количеству преобладают в районе.
Производятся также ферросплавы, как доменные
(Чусовой), так и выплавляемые электротермическим
путем (Челябинск), трубопрокат (Первоуральск,
Челябинск). Только на Урале имеется выплавка
природнолегированных металлов (Новотроицк).
Металл, производимый предприятиями Урала,
отличается высоким качеством и относительно
низкой себестоимостью.
Тем не менее в отрасли существуют серьезные
проблемы. Структура производимого в районе
проката нуждается в совершенствовании.
Машиностроение Урала – крупный потребитель
проката, но свыше 1 / 3 проката приходится
ввозить из других регионов. Нехватает
листового проката, легированных сортов
проката и других.
Высокая концентрация металлургического производства имеет по мимо положительных сторон (снижение себестоимости продукции и пр.) и крайне отрицательные последствия: резкое ухудшения экологической ситуации, проблемы водоснабжения, расселения населения, транспорта и других. Поэтому дальнейшее наращивание мощностей металлургических предприятий нецелесообразно, особенно на южном Урале, страдающем от недостатка водных ресурсов, где в настоящее время сосредоточенно основное производство.
Важное направление льнейшего развития черной металлургии Урала – техническое перевооружение действующих предприятий, ускоренное внедрение достижений НТП. Осуществляется строительство кислородно – конверторных цехов на Магнитогорском и Нижнетагильском комбинатах, электросталеплавильных производств с машинами непрерывного литья заготовок на Орско – Халиловском комбинате, Челябинском, Серовском, Алапаевском заводах. Реконструируются все трубные заводы. Цветная металлургия также является отраслью рыночной специализации Уральского экономического района, отличается очень высоким уровнем развития, представлена производством меди, цинка, никеля.
Ведущее место занимает медная промышленность, сырьевой базой которой служат медно – колчеданные руды, залегающие вдоль восточного склона Урала. Добыча ведется в основном на Южном Урале. В ближайшее время начнется эксплуатация месторождений качественных руд меди на северном Урале (Ивдельском районе), отличающихся повышенным содержанием основных и попутных компонентов, низким содержанием вредных примесей; возможна открытая добыча. Предприятия по выплавке черновой меди сосредоточены в районах добыче и руд: в Красноуральске, Кировграде, Ревде, Карабаши, Медногорске. Последующая стадия обработки меди – ее рафинирование – осуществляется на электролитических заводах в Кыштыме и Верхней Пышме. При выплавке меди образуются отходы, используемые в химической промышленности: для производства серно кислоты, суперфосфата ( например, на Медногорском медно – серном комбинате ). Так как медные руды обычно многокомпонентные и содержат кроме меди цинк, золото, кадмий, селен и другие элементы (до 25), медные заводы производят помимо меди другие металлы или их концентраты.
На Урале осуществляются добыча и обогащение никелевых руд, выплавка металлического никеля металлоизделий. Производство никеля сосредоточено в районах добыче руд: в Южном Зауралье (Орск), Уфалейском районе. Новый горно-металлургический комбинат построен на базе Буруктальского месторождения. Кроме никеля он включает производство кобальта и железного концентрата, не нем осуществляется утилизация отходов для химических целей.
Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. Алюминиевые заводы: Богословский (г.Краснотурьинск), Уральский (город Каменск – Уральский) и другие. Дальнейшее развитие алюминиевой промышленности на Урале связано с укреплением его энергетической базы, т.к. выплавка металлического алюминия очень энергоемкое производство.
Энергоемким является также производство титана и магния. На Урале оно представлено Березниковским титано-магниевым комбинатом и Соликамским магниевым заводом, которые базируются на карналлитах Верхнекамского соленосного бассейна.
Для производства цинка в Уральском экономическом районе используется как местное сырье, представленное медно – цинковыми рудами, так и привозные концентраты. Крупный центр цинковой промышленности – Челябинск.
3.3. Экономико – географическая
характеристика машиностроитель
Машиностроение Урала – крупная
отрасль его рыночной специализации, занимает
ведущее место в структуре промышленного
производства Уральского экономического
района. В настоящее время в районе работают
почти 150 машиностроительных предприятий,
представляющих все подотрасли машиностроения.
Здесь развиты: тяжелое машиностроение
(производство горно-металлургического
оборудования, химического и нефтехимического
оборудования), энергетическая (производство
турбин, паровых котлов и других), транспортное,
сельскохозяйственное машиностроение,
тракторостроение. Наиболее быстро развивается
электротехническое машиностроение, приборостроение,
станкостроение.
Многие производства являются металлоемкими,
поэтому машиностроение тесно взаимодействует
с металлургией. Основные центры тяжелого
машиностроения: Екатеринбург («Уралмаш»,
«Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш », заводы
бурового и металлургического оборудования
и др.), Орск (оборудование для металлургии
и горно- рудной промышленности), Пермь
(горно – шахтное машиностроение ), Уфа
( завод горного оборудования), Карпинск
(производство и ремонт горного оборудования)
и другие. Оборудования для нефтяной и
газовой промышленности производится
в Салавате, Бузулуки, Троицке и др.
Урал - не только металлургическая база
для тяжелого машиностроения , но и крупный
потребитель его продукции.
Ведущий центр производства
турбин - Екатеринбург. Сельскохозяйственное
машиностроение и тракторостроение развито
в Челябинске (тракторный завод, производство
автотракторных прицепов и пр.), в Кургане
(«Кургансельмаш»), Орске и других городах.
Транспортное машиностроение представлено
вагоностроением (Нижний Тагил, Усть –
Катав) , производством легковых (Ижевск)
и большегрузных (Миасс) автомобилей, автобусов
(Курган) ; мотоциклов (Ижевск, Ирбит) , судостроением
(Пермь), судоремонтом (Соликамск).
Предприятия приборостроения, станкостроения, электротехнической промышленности работают во многих промышленных центрах Урала: Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Кургане, Оренбурге и др.
Для машиностроения Уральского
экономического района так же, как и для всей
промышленности, характерны чрезмерное
концентрация в крупных городах; недостаточное
специализация, универсализм многих предприятий,
распыленность вспомогательных и ремонтных
производств, замедленное внедрение достижений
НТП, сохранение старой техники и технологии.
Основные направления развития машиностроения
Урала следующие:
1. Техническое перевооружение и реконструкция
действующих предприятий, внедрение гибких
автоматических линий, оборудования со
встроенной микропроцессорной техникой
и пр.,
2. Углубление специализации
3. Изменение структуры машиностроительного
комплекса в сторону увеличения доли наиболее
прогрессивных отраслей: станкостроения,
производства точной механики, сложной
аппаратуры и т. п. Одновременно произойдет
дальнейшее углубление специализации
района на производстве продукции тяжелого
машиностроения.
3.4. Экономико – географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса.
Химическая промышленность - отрасль рыночной специализации Урала – обладает мощной сырьевой базой, использует нефть, попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан , отходы черной и цветной металлургии, лесной промышленности. Уральский экономический регион – один из ведущих в стране по развитию химической промышленности, которая представлена здесь всеми важнейшими производствами: минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, соды, серной кислоты и другие.
Урал одновременно является и крупным потребителем продукции химической промышленности. Наибольшее значение имеет производство минеральных удобрений, среди которых выделяется калийные. Калийные удобрения вырабатываются в районе добыче сырья (Верхнекамского соленосного бассейна). Основные центры расположены в Пермской области
( Березники, Солекамск ).
Предприятия по производству
азотных удобрений размещаются в районе
добыче угля и поваренной соли – Березники,
работают в комплексе с
Фосфатные удобрения выпускаются в Перми,
Красноуральске на основе привозных хибинских
апатитов. При производстве минеральных
удобрений используется серная кислота.
Сернокислотная промышленность Урала базируется как на ископаемом сырье (серный колчедан), так и на отходах цветной металлургии (Ревда, Кировоград) и других отраслей.
Содовая промышленность
приближена к мосторождениям поваренной
соли, а также комбинируется с производством
калийных удобрений при наличии известняков
и угля. Основные центры на Урале- Березники
и Стерлитамак.
Химия органического синтеза представлена
производством синтетических смол и пластмасс
(Екатеринбург, Уфа, Салават, Нижний Тагил),
синтетического каучука (Стерлитамак,
Чайковский), шин (Екатеринбург) и другой
продукции. Эта отрасль использует как
местные, так и поступающие из Западной
Сибири нефти и газа.
Предприятие нефтехимии могут сочетаться с нефтепереработкой, а могут быть самостоятельными: «Пермнефтеоргсинтез», «Салаватнефтеоргсинтез» и др.
Химическая промышленность
имеет типичные для Урала проблемы:
- Чрезмерную концентрацию производства
- Недостаток воды
- Дефицит топливно – энергетических ресурсов.
3.5. Экономико – географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Лесная
промышленность - отрасль рыночной специализации Уральского
федерального округа – работает на собственной
сырьевой базе, представлена всеми стадиями
производства начиная от заготовки древесины
до выпуска конечной продукции.
Предприятия деревообрабатывающей промышленности
выпускают достаточно широкий ассортимент:
мебель, пиломатериалы, древесно-стружечные
плиты, фанеру клееную, деревянные дома
заводского изготовления, теплоизоляционные,
отделочные и другие материалы, бумагу,
спички и др. Освоено производство щитов
из цельного дерева и изделий из них..
Важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей
промышленности расположены в Свердловской
и Тюменской областях, Ханты-Мансийском
автономном округе.
Большое значение имеет целлюлозно-бумажная
промышленность Урала, предприятия которой
также расположено в Свердловской ( Новая Ляля ) области.
Основные напрвления дальнейшего развития
лесной и целлюлозно-бумажной промышленности
: постепенный сдвиг в северные районы
Урала, повышение комплексности использовании
лесных ресурсов; увеличения химической
и химико-механической переработки древесины;
реконструкция и техническое перевооружение
действующих предприятий.
Следует отметить, что появилась тенденция
к выпуску более качественной, конкурентоспособной
продукции. Рынок сбыта не ограничен территорией
округа. Некоторые предприятия продают
материалы из древесины в страны ближнего
и дальнего зарубежья: на Украину, в Узбекистан,
Туркменистан, Казахстан, Азербайджан,
Германию, Италию, Финляндию, Турцию, Иран,
Испанию. В округе есть все условия для
решения проблем по глубокой переработке
древесины, развитию целлюлозно-картонного
и целлюлозно-бумажного производства,
что во много раз увеличит отдачу лесопромышленного
комплекса.