Экономико-географическая характеристика производительных сил и транспорта Уральского экономического района. Характеристика Свердловск

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:50, контрольная работа

Краткое описание

Экономико-географические особенности нашей страны выдвигают железнодорожный транспорт на первый план в транспортной системе. Он может круглогодично обеспечивать перевозку массовых перевозок грузов в направлениях, которые водный транспорт не может обеспечить, прежде всего, из-за меридионального направления речных путей. Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года и большой скоростью (по сравнению с водным транспортом), низкой себестоимостью перевозок. Он принимает на себя основную часть потоков массовых грузов (угля, руды, леса, зерна, металла и т.д.). На долю железнодорожного транспорта приходится 37% грузооборота страны.

Оглавление

Введение
I. Общая характеристика размещения производительных сил
Уральского экономического района.
II. Анализ экономико-географического положения Уральского
экономического района.
2.1. Особенности экономико-географического положения
Уральского экономического района.
2.2. Население и трудовые ресурсы
2.3. Природно-ресурсный потенциал Уральского
района
III. Экономико- географическая характеристика важнейших
отраслей промышленного производства Уральского района,
их роль в российском производственном потенциале.
3.1. Экономико – географическая характеристика топливно-
энергетического комплекса
3.2. Экономико – географическая характеристика черной и цветной металлургии.
3.3. Экономико – географическая характеристика машиностроительного комплекса.
3.4. Экономико – географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса.
3.5. Экономико – географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
3.6. Экономико – географическая характеристика строительного
комплекса.
3.7. Экономико – географическая характеристика агропромышленного комплекса.
3.8. Внешнеторговые перевозки.
3.9. География пассажирских перевозок.
IV. Характеристика транспортной системы Уральского
экономического района.
4.1. Общая характеристика транспортной системы.
4.2. Железнодорожный транспорт
4.3. Речной транспорт
4.4. Автомобильный транспорт
4.5. Трубопроводный транспорт
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КР для Люси.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

 

 

3.6. Экономико  – географическая характеристика  строительного 

комплекса.

 

Строительная  индустрия -  на Урале опирается на собственную сырьевую базу. Это один из ведущих районов по производству цемента, который вырабатывается как на основе природного сырья  , так и на основе отходов черной металлургии. Крупнейшие центры цементной промышленности – Магнитогорск, Еманжелинск ( Челябинская область).  
 
Найдены новые инженерные решения. Одно из них - блочно-комплектный метод строительства. Его применение при обустройстве месторождений нефти и газа позволило значительно повысить производительность труда и сократить сроки строительства. На предприятиях промышленности строительных материалов производятся необходимые области сборные железобетонные конструкции и изделия, детали для крупнопанельного домостроения, кирпич, стеновые блоки. 
 
Строительные организации Уральского федерального округа помогают осваивать месторождения нефти и газа в Западной Сибири, строить многие объекты в других районах.  
 
Вырос объем ввода в строй жилых домов.  Доля индивидуального жилья в общем объёме ввода в 2003 году составила 53,8%. Темпы роста ввода в строй жилья опережают темпы роста ввода индивидуального жилья. Особенно сильный рост имел место в Тюменской области (в 4,2 раза)

 

    1. Экономико  – географическая характеристика агропромышленного комплекса.          

 

Важной отраслью экономики  является сельское хозяйство, обеспечивающее промышленность сырьем, а население продуктами питания. Наиболее развито на юге округа. На севере округа развито оленеводство. 
 
Обеспеченность минеральными удобрениями в округе составляет 43%, самые низкие показатели в Курганской (7%) и Свердловской (15%) областях. Техническая обеспеченность в округе по основным видам техники составляет 58 %. В отличие от прошлых лет, ощущается нехватка кондиционных семян. 
 
Обеспеченность теплом и влагой, наличие больших площадей черноземных почв являются благоприятными факторами для развития сельскохозяйственного производства Курганской области, в том числе для выращивания озимых и яровых зерновых культур, овощей, картофеля, ранних гибридов кукурузы по зерновой технологии, производства говядины, свинины, продукции птицеводства, а в юго-восточной части также для развития овцеводства. По развитию животноводства область входит в число крупнейших в России. В настоящее время Курганская область - крупная сельскохозяйственная база Урала. По производству мяса и молока на душу населения область входит в первую пятерку среди субъектов Российской Федерации, по зерну - стоит на пятнадцатом месте. Область является поставщиком продукции сельского хозяйства в индустриальные центры Урала и федеральные продовольственные фонды. 
 
В Тюменской области Наличие больших площадей сенокосов и пастбищ создает благоприятные условия для молочно-мясного животноводства. Ежегодно формируется региональный фонд зерна, устанавливаются гарантированные закупочные цены товаропроизводителям, заключившим договор, выдается аванс в счет будущих поставок зерна в виде материально-технических и финансовых ресурсов. Администрацией области создан областной лизинговый фонд по поставкам сельскохозяйственной техники, оборудования, племенного скота сельским товаропроизводителям. Аграрная реформа, проводимая в области, предусматривает многоукладность сельского хозяйства, многообразие форм собственности на землю и средства производства, развитие кооперации и интеграции, формирование рыночной инфраструктуры, укрепление деловых связей с предприятиями нефтегазового комплекса. В настоящее время на селе функционирует 330 сельскохозяйственных предприятия, из них 95% - хозяйства новых организационно-правовых форм. Кроме того, производством сельскохозяйственной продукции занимается около 279 подсобных хозяйств предприятий, около 3656 крестьянских (фермерских) хозяйств с земельной площадью более 270 тыс. гектаров. 
 
В силу природно-климатических условий Ямало-Ненецкого автономного округа, сельское хозяйство представлено оленеводством, охотой, рыболовством и клеточным звероводством. Доля оленеводства в производстве сельскохозяйственной продукции составляет 92.2%. В этих отраслях занято в основном местное коренное население. При переходе к рыночным отношениям коренное население испытывает трудности. Однако за последние годы зарегистрированы несколько десятков фермерских хозяйств, оленеводческие, звероводческие и охотничье-промысловые хозяйства. Животноводческий хозяйства расположены в долине Оби. В настоящее время производством сельскохозяйственной продукции в округе занимаются 13 совхозов и новых формирований, 34 крестьянско-фермерских хозяйства. В автономном округе разрабатываются проекты по созданию предприятий по переработке пантов и мехового сырья из шкур оленей, реконструкции Салехардского рыбоконсервного завода и т.д. На нескольких всероссийских выставках сельхозпродукции оленина, рыба в вакуумной упаковке и изделия народных ремесел получили самую высокую оценку потребителей и имеют огромный спрос. 
 
Хотя природно-географические условия и структура экономики Свердловской области не предполагают широкомасштабного развития сельского хозяйства, по показателям производства сельхозпродуктов область занимает ведущие места в сравнении с другими регионами России. Так, по производству яиц она на третьем месте, мяса - на четвертом, валовому сбору картофеля - на четвертом, овощей - на пятом.

 

    1. Внешнеторговые  перевозки.

 

Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Уральского федерального округа. В округе преобладает  железнодорожный транспорт, имеющий как внутрирайонное, так и транзитное значение (например, по территории округа проходит Транссибирская магистраль). Направление железнодорожных путей преимущественно широтное, они осуществляют экономические связи с другими районами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Характеристика транспортной  системы Уральского  

 экономического района.        

    1. Общая характеристика транспортной системы.  

 

  

Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Уральского федерального округа. В округе преобладает железнодорожный транспорт, имеющий как внутрирайонное, так и транзитное значение (например, по территории округа проходит Транссибирская магистраль). Направление железнодорожных путей преимущественно широтное, они осуществляют экономические связи с другими районами.

 

    1. Железнодорожный транспорт

 

 

       На большей части севера Тюменской области основным видом  транспорта является воздушный. Здесь  есть только два не связанных между  собой участка железной дороги.

 

    1. Речной транспорт     

 

По территории федерального округа протекают судоходные реки Обь  и Иртыш и их притоки.    

 

    1. Автомобильный транспорт

 

Автомобильный транспорт  обслуживает в основном внутренние перевозки грузов, но есть и автомобильные  магистрали, связывающие Урал с другими регионами, например автомагистраль, проходящая через Нефтеюганск, Тобольск, Тюмень и др.       

 

4.5. Трубопроводный  транспорт       

 

Велика  роль трубопроводного транспорта для  поставок нефти и газа из Западной Сибири на запад. На территории округа берут начало такие известные нефтепроводы, как Нижневартовск - Анжеро-Судженск - Иркутск, Сургут - Полоцк, Нижневартовск - Усть-Балык - Омск, газопроводы Уренгой - Помары - Ужгород, Уренгой - Челябинск. Реализуется крупнейший проект «Ямал - Европа», по которому предстоит построить трубопроводную сеть длиной около 3 тыс. км. Транспортировка нефти с месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа осуществляется по двум магистральным нефтепроводам: Тарасовское - Холмогоры и Холмогоры - Западный Сургут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В перспективе Уральский  федеральный округ сохранит свою роль основной базы углеводородного  сырья России. Одна из важнейших  задач развития Уральского федерального округа — преодоление сырьевой направленности развития нефтегазового комплекса, на сегодняшний день являющегося основным в регионе. Вывоз сырой нефти и газа наносит колоссальный ущерб экономике округа. Регион теряет, во-первых, прибыли, которые он мог бы получить в случае реализации продуктов переработки нефти и газа, а во-вторых, невозобновимые природные ресурсы, при разработке которых наносится огромный урон природе. Особое значение имеет создание нефтегазохимических производств, что позволит рационально использовать ресурсы углеводородного сырья и оздоровить экологическую обстановку.

           Стоят также задачи ускоренного ввода в разработку нефтяных месторождений на юге Тюменской области и формирования в этой зоне нового нефтедобывающего района, создания новой газодобывающей базы на полуострове Ямал на основе экологически приемлемых технологий.

           Многие проблемы комплекса можно было бы решить на основе привлечения иностранных инвестиций. Наиболее важным направлением привлечения иностранных инвестиций в нефтегазовый комплекс на ближайшие годы является повышение эффективности использования запасов нефти на уже разрабатываемых месторождениях, разведки и разработки новых месторождений нефти и газа, создание эффективных производств с более высокой степенью обработки сырья и материалов.

          Аналогичные проблемы существуют и в лесном комплексе региона, так как переработка древесины ведется недостаточно эффективно, значительная ее часть вывозится в другие районы страны и за рубеж в необработанном виде.

         В западной части округа приоритетными задачами являются модернизация и техническое перевооружение действующих предприятий, особенно металлургических и машиностроительных; развитие наукоемких производств, сферы образования, НИОКР, конверсия оборонной промышленности. Свердловская и Челябинская области должны стать базовым регионом для развития нефтегазохимического и лесного комплекса, а также электроэнергетики Тюменской области.

         Реализация перспективных задач предполагает:

•   реструктурирование и технологическое обновление имеющегося промышленного потенциала,  прежде  всего  машиностроительного  и металлургического комплексов на основе ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;

•   выпуск конкурентоспособного оборудования для добывающих отраслей с целью повышения их технического уровня и расширения экспортных возможностей;

•   реализацию комплекса мер по охране окружающей среды и переработке техногенных отходов;

•   развитие и повышение эффективности нефтепереработки и нефтехимии, газопереработки, газохимии.

         Урал сохранит роль одного из производителей (и экспортеров) черных и цветных металлов, продукции топливной промышленности. Развитие металлургической промышленности будет сопровождаться переходом на энерго- и материалосберегающие технологии, выпуск продукции из высококачественных металлов и сплавов.


Информация о работе Экономико-географическая характеристика производительных сил и транспорта Уральского экономического района. Характеристика Свердловск