Экономико-географическая характеристика производительных сил и транспорта Уральского экономического района. Характеристика Свердловск

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:50, контрольная работа

Краткое описание

Экономико-географические особенности нашей страны выдвигают железнодорожный транспорт на первый план в транспортной системе. Он может круглогодично обеспечивать перевозку массовых перевозок грузов в направлениях, которые водный транспорт не может обеспечить, прежде всего, из-за меридионального направления речных путей. Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года и большой скоростью (по сравнению с водным транспортом), низкой себестоимостью перевозок. Он принимает на себя основную часть потоков массовых грузов (угля, руды, леса, зерна, металла и т.д.). На долю железнодорожного транспорта приходится 37% грузооборота страны.

Оглавление

Введение
I. Общая характеристика размещения производительных сил
Уральского экономического района.
II. Анализ экономико-географического положения Уральского
экономического района.
2.1. Особенности экономико-географического положения
Уральского экономического района.
2.2. Население и трудовые ресурсы
2.3. Природно-ресурсный потенциал Уральского
района
III. Экономико- географическая характеристика важнейших
отраслей промышленного производства Уральского района,
их роль в российском производственном потенциале.
3.1. Экономико – географическая характеристика топливно-
энергетического комплекса
3.2. Экономико – географическая характеристика черной и цветной металлургии.
3.3. Экономико – географическая характеристика машиностроительного комплекса.
3.4. Экономико – географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса.
3.5. Экономико – географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
3.6. Экономико – географическая характеристика строительного
комплекса.
3.7. Экономико – географическая характеристика агропромышленного комплекса.
3.8. Внешнеторговые перевозки.
3.9. География пассажирских перевозок.
IV. Характеристика транспортной системы Уральского
экономического района.
4.1. Общая характеристика транспортной системы.
4.2. Железнодорожный транспорт
4.3. Речной транспорт
4.4. Автомобильный транспорт
4.5. Трубопроводный транспорт
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КР для Люси.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский государственный  университет путей сообщений»

Воронежский филиал

Кафедра: «Экономика, финансы и управление на транспорте»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

по дисциплине: «Экономическая география и регионалистика»

Тема: «Экономико-географическая характеристика производительных сил и транспорта Уральского экономического района. Характеристика Свердловской железной дороги »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2012г.

Содержание:  
 

Введение           

I. Общая характеристика  размещения производительных сил

Уральского  экономического района.      

II. Анализ экономико-географического  положения Уральского  

 экономического района.

2.1. Особенности экономико-географического  положения         

 Уральского экономического района.

2.2. Население и трудовые  ресурсы       

2.3. Природно-ресурсный потенциал  Уральского       

 района           

III. Экономико- географическая  характеристика важнейших

отраслей промышленного  производства Уральского района,

их роль в  российском производственном потенциале.

3.1. Экономико – географическая  характеристика топливно- 

энергетического комплекса                                                     

3.2. Экономико – географическая  характеристика черной и цветной  металлургии.          

3.3. Экономико  – географическая характеристика  машиностроительного комплекса.           

3.4. Экономико  – географическая характеристика  химического и нефтехимического комплекса.       

3.5. Экономико  – географическая характеристика  лесной, деревообрабатывающей и  целлюлозно-бумажной промышленности. 

3.6. Экономико  – географическая характеристика  строительного 

комплекса.           

3.7.  Экономико  – географическая характеристика агропромышленного комплекса.           

3.8. Внешнеторговые  перевозки.       

3.9. География  пассажирских перевозок.       

IV. Характеристика транспортной  системы Уральского  

 экономического района.        

4.1. Общая характеристика  транспортной системы.    

4.2. Железнодорожный транспорт       

4.3. Речной транспорт         

4.4. Автомобильный транспорт       

4.5. Трубопроводный транспорт       

 

Заключение          

Список литературы         

    • Введение

     

     Транспорт - важнейшая сфера общественного производства. В системе единого народнохозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны 

    Общественное  производство всегда развивается в  конкретном географическом пространстве при определенном сочетании производственных сил. Подобно тому, как при размещении отдельного предприятия необходим участок земли, на котором располагается, и взаимодействуют его подразделения, так и при размещении производства по стране требуется определенная территориальная организация и взаимодействие выражается перемещением грузов и людей между предприятиями и районами. Для его осуществления функционирует сложная межотраслевая транспортная система страны, подразделяемая на две подсистемы: транспорт общего и не общего пользования. Транспорт общего пользования выполняет работу по перемещению продукции между производителями и потребителями в сфере обращения. В его состав входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, трубопроводный и воздушный виды транспорта. Транспорт не общего пользования перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившие в сферу обращения продукции, а также производственный персонал внутри производственных предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии, торгово-снабженческих организаций. 

    Транспорт воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства: продолжительность производственного цикла, запасы сырья, топлива, вместимости складов, влияет на создание и развитие новых строительно-производственных комплексов и т.д. Транспорт является продолжением процесса воспроизводства в сфере обращения. Сам он не создает новых вещественных продуктов, а только перемещает продукцию, созданную другими отраслями народного хозяйства. Но это перемещение продукции с места производства в место потребления–очень важная материальная перемена, увеличивающая его стоимость. Транспорт, перемещая продукцию, подготавливает ее к потреблению. Без этой подготовки нельзя считать производственный процесс завершенным. Таким образом, во-первых, транспорт выступает тем важным элементом, без которого не может осуществляться, в современных условиях, процесс производства. Во-вторых, продукция транспорта не может накапливаться «про запас». Она выражается самим перемещением грузов и людей и поэтому эффективность работы транспорта и развитие транспортной сети определяется тем, как размещено производство и потребление и как в связи с этим формируются потоки грузов и пассажиров. 

    Данные  особенности подчеркивают взаимодействие размещение производства и развития транспортной сети, которые следует учитывать при планировании народного хозяйства. 

    Экономико-географические особенности нашей страны выдвигают  железнодорожный транспорт на первый план в транспортной системе. Он может круглогодично обеспечивать перевозку массовых перевозок грузов в направлениях, которые водный транспорт не может обеспечить, прежде всего, из-за меридионального направления речных путей. Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года и большой скоростью (по сравнению с водным транспортом), низкой себестоимостью перевозок. Он принимает на себя основную часть потоков массовых грузов (угля, руды, леса, зерна, металла и т.д.). На долю железнодорожного транспорта приходится 37% грузооборота страны.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    I. Общая характеристика размещения производительных сил   

     Уральского экономического района.         

     Условия для ведения сельского хозяйства в Уральском районе  хорошие,  но неодинаковы в северной, средней и южной части, что зависит от климатических условий и рельефа местности. Более всего они  благоприятны  в  южной  части Урала, которая имеет зерново-животноводческое направление. Здесь выращивают картофель, овощи,  лен-долгунец,  подсолнечник,  разводят  крупный рогатый скот,  овец  и  знаменитых  оренбургских  коз.  В   Башкортостане   развито пчеловодство. На севере преобладает молочное   скотоводство,  птицеводство, на юге – мясо-молочное и мясное животноводство, овцеводство, свиноводство.   

     Через  Урал  проходят  транспортные   магистрали,   пересекающие   всю

    территорию  России от западных границ  до  Тихого  океана.  С  востока  район получает сырье и топливо, а  продукцию  обрабатывающей  промышленности  -  с запада, а также вывозит свою продукцию во все экономические районы РФ.      

     На  Урале внутренние и межрайонные перевозки в большей степени осуществляются  по железным дорогам. Магистрали,  расположенные  в  меридиональном  направлении служат межрайонному сообщению, а в широтном -  обеспечивают  связи Урала с соседними районами России и странами "ближнего зарубежья".   

     Особенно большое значение в  Уральском районе имеют дороги,  проходящие через Челябинск и Екатеринбург. Река Кама пересекает  территорию  только  на северо-западе и  обслуживает  перевозки  лесных  грузов.  Газ  из  Оренбурга транспортируется  по  газопроводу   через   Самару,   Стерлитамак,   Заинек, Новопсков, Ужгород в страны Европы. Протяженность газопровода  от  Оренбурга до западной границы бывшего СССР - 2750 км. Через Уральский район проходят все трубопроводы из Западной Сибири.

     

    II. Анализ экономико-географического  положения Уральского  

     экономического района. 

    2.1. Особенности экономико-географического  положения           Уральского экономического района. 

    Урал  расположен в центральной части России, и такое расположение оказывает положительное влияние на формирование хозяйства.  Район имеет общие границы с Ханты – Мансийским автономным округом на севере и востоке, республикой Коми на  северо-западе, Кировской областью, Пензенской областью, республикой Татарстан, Ульяновской, Самарской и Саратовской областями на западе.  Площадь 824 тыс. кв.км.      

     Центром является Екатеринбург. Он выделяется особым экономико-географическим положением на стыке европейских и азиатских районов России, Уральского экономического района, в узле, к которому сходятся семь главных железнодорожных путей страны, в том числе трансконтинентальные магистрали из Центра в Сибирь. Екатеринбург с такими поселениями как Березовский, Верхняя Пышма, Среднеуральск, Кольцово, Арамиль и более дальние и крупные Первоуральск, Ревда, Полевской, Сысерть, Белоярский, Асбест образуют крупныю городскую агломерацию. Подавляющее большинство поселений Екатеринбургской аггломерации имеют промышленный профиль.     

    Вторая  по величине и экономическому значению группа поселений в Екатеринбургской области – Нижнетагильская, состоящая  из Нижнего Тагила и свыше 30 окружающих его городских поселений. Здесь  расположены мощные металлургические предприятия, к которым добавились предприятия, имеющие с металлургией технологические и экономические связи – по производству цемента, вагонов, пластмасс, строительных материалов, химической продукции.    

     В Уральский район входят: Курганская, Оренбургская, Пермская (в т.ч. Коми-Пермятский автономный округ), Свердловская, Челябинская области,  республики Башкортостан и Удмуртская.  Район входит в два федеральных округа: Свердловская, Челябинская и Курганская области относятся к Уральскому федеральному округу; Оренбургская, Пермская (в т.ч. Коми-Пермятский автономный округ) области, республики Башкортостан и Удмуртская относятся к Приволжскому федеральному округу.

    Республика  Башкоркостан    

     Республика расположена в Предуралье  и на склонах Южного Урала.  Образована 23 марта 1919 как Башкирская АССР. С 1992 является республикой. 

    В Предуралье выделяются Бугульминско-Белебеевская возвышенность (на западе), отроги Общего Сырта (на юго-западе), Уфимское плато (на северо-востоке). Обширное понижение  протягивается вдоль р. Белая. На востоке расположены горные хребты Южного Урала (высота до 1640 м, г. Ямантау) с прилегающей узкой полосой Зауралья. На юге - Залаирское плато. Река Белая – основная река, имеет притоки Нугуш, Сим, Уфа, Дёма.   

    Центр республики – Уфа.

    Республика  Удмуртия    

     Республика Удмуртия расположена в западной части Среднего Урала, между реками Кама и Вятка. Образована в ноябре 1920 как Вотская автономная область. 28 декабря преобразована в Удмуртскую АССР. С 1990 Республика Удмуртия.  Поверхность - холмистая равнина, расчленённая долинами рек и оврагами.

    На севере - Верхнекамская возвышенность (высота до 330 м), на западе, в бассейне р. Кильмезь, - слабо дренированная и местами  заболоченная низменность. На юге - Можгинская и Сарапульская возвышенности. Центр  республики – Ижевск.  

     

     

      Пермская  область    

     Пермская область расположена  на западных склонах Северного  и Среднего Урала и прилегающих  к нему с запада холмистых  равнинах. Область образована 3 октября  1938. На востоке области - хребты  Урала (высота до 1469 м), предгорные плато, останцовые кряжи (Силвинский, Полюдов). На западе - Верхнекамская возвышенность, на северо-западе - Северные Увалы. В центральной части - низменная равнина с долиной Камы. Основная река - Кама с притоками Весляна, Вишера, Яйва, Косьва, Чусовая, Коса, Иньва, Обва. Камское и Воткинское водохранилища.  

     Центр  области – Пермь.  

    Коми-Пермятский автономный округ    

     Расположен в Предуралье, в верхнем  течении р. Кама. Образован 26 февраля  1925.  Рельеф слабохолмистый. На  севере - Северные Увалы, на западе - Верхнекамская возвышенность (высота до 280 м). Большую часть округа занимают низменные пространства.  Основная река - Кама с притоками Коса, Иньва, Весляна, Лупья, Леман. Озёра преимущественно пойменные. На севере много сфагновых болот. 

    Информация о работе Экономико-географическая характеристика производительных сил и транспорта Уральского экономического района. Характеристика Свердловск