Экономическое районирование России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:25, реферат

Краткое описание

Главная цель региональной политики в социальной сфере – обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-экономический возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономиче2ских связей регионов.

Файлы: 1 файл

Реферат по эконмической географии Мельникова.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

       Экономические районы могут объединяться в макро  регионы или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития.

       Главные принципы выделения экономических  зон – уровень хозяйственного  освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

       Территория  Российской Федерации разделена  на две экономические зоны – Западную (европейская часть России и Урал) и Восточную (Сибирь и Дальний  Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.

       В настоящее время в составе  России находятся 11 крупных экономических  районов (Приложение 1): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург. Состав экономических районов иллюстрирует таблица 1. 
 
 
 

Таблица 1

Состав  экономических районов

Экономический район Состав Площадь, тыс.км2 Население, млн.чел.
       1 2 3 4
Северный        Архангельская с Ненецким автономным округом, Вологодская  и Мурманская области Республика Коми и Республика Карелия  1466,3 5,9
Центральный        Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская всего 12 областей и г.Москва 483,0 30,0
Волго-Вятский        Нижегородская, Кировская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика 265,4 8,5
Центрально-Черноземный        Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская обл. 167,7 7,9
Северо-Кавказский        Ростовская  обл., Краснодарский и Ставропольский края, Республика Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия,  Ингушская и Чеченская 355,1 17,7
Северо-западный        Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская обл. 196,5 8,0
Поволжский        Ульяновская, Саратовская, Самарская, Волгоградская, Астраханская, Пензенская обл., республика Татарстан и Калмыкия – Хольяк Тангч 536,5 16,9
Уральский 
       
       Курганская, Оренбургская, Пермская (с Коми Пермяцким  автономным округом), Свердловская, Челябинская обл., республики Башкортостан и Удмуртия 824,0 20,5        
Западная  Сибирь        Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская (с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономным округами) обл. 2427,2 15,0
Восточно-Сибирский        Красноярский  край, Иркутская и Читинская обл., Республика Бурятия, Тува, Хакасия   4122,8 9,2
Дальне-Восточный        Приморский  и Хабаровский (с Еврейской автономной обл.) края, Республика Саха (Якутия), Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская обл. 6215,9 7,6
Калининградская        Калининградская 15,1 936,0 тыс.чел.
 
 

    4. Проблемы экономического районирования.

    В настоящее время в наиболее сложном  положении оказались регионы, где  развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, крупными предприятиями – монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Свердловская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на Севере.

    В период структурной перестройки  для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширении прав местных органов и социальная защита населения.

       Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:

  1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.
  2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.
  3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера.

       В регионах первой группы рекомендуется  всемерно поощрять мелкотоварный уклад как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлекать иностранный капитал, в регионах третьего типа – создавать особо благоприятный режим для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.

       Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры – фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координирование решения важнейшей задачи: реализацию программ развития макро регионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами. 

 

       5. Варианты будущего районирования России.

       В настоящее время формируются  свободные экономические зоны.

       Свободная экономическая зона (СЭЗ) – территория, для которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных и отечественных инвесторов: льготное экспертно-импортное, налоговое, таможенное, валютное, банковское регулирование; высокий удельный вес (45-50 %) приватизированных предприятий. Приняты два типа СЭЗ – экспортного производства и свободной таможенной зоны.

       Территории  охваченные СЭЗ: Калининградская область – Янтарь, Московская область – Зеленоград, Санкт-Петербург, Новгородская область, Кемеровская область, Читинская, Алтай, Сахалин.

       В условиях становления и развития рыночных отношений формируется  новая региональная политика. Следует  отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых в стране.

       Вследствие  огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических  и других условий экономики каждого  отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:

  1. Учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;
  2. Перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использования природных ресурсов;
  3. Децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;
  4. Необходимость разработки социальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.

       Так, предполагается, что в будущем  с развитием рыночных отношений  можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:

  1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности – основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока;
  2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими – Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири;
  3. Горные регионы – республики Северного Кавказа, Алтайская республика;
  4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тува, Бурятия, Читинская область;
  5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования – это основная часть зоны Севера.

       Наиболее  радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное  развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения – демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов.

       Особенно  уязвимы регионы нового освоения с суровыми экстремальными условиями  – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой – Забайкалье, Тува, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов.

       В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизмов вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.

       Важнейшими  задачами в период экономических  реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации. В рамках Федеративного договора, достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, ликвидация межэтнический диспропорций, выравнивание уровней развития. 
 
 
 
 

 

       Заключение.

       Главная цель региональной политики в социальной сфере – обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-экономический возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономиче2ских связей регионов.

       Стратегические  задачи регионального развития сводятся к следующим:

  • Реконструкция экономики старо промышленных регионов и крупных городских агломерации путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизаций инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации.
  • Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.
  • Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).
  • Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет нецентрализованных, инвестиций из приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов.
  • Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.
  • Пере специализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев из бывших республик СССР.
  • Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем – транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.
  • Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России.

       Политика  устранения зависимости России от импорта  продовольствия потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства  Нечерноземья и Южных районов России. Большая часть задач региональной политики России будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан социально-экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с региональным самоуправлением.                      
 
 
 

Информация о работе Экономическое районирование России