Экономическое районирование России (история, современность, перспективы)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будет рассмотрено образование, формирование и развитие экономических районов России. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава – Теоретические основы экономического районирования, Вторая глава - Экономико-географическая характеристика современных экономических районов, третья глава – Перспективные направления экономического районирования России.

Оглавление

Введение: 3
Глава 1. Теоретические основы экономического районирования 4
1.1 Понятие «Экономический район». Виды и признаки районирования. 4
1.2 Основные принципы и задачи экономического районирования 8
1.3 Значение экономического районирования в экономике России 10
1.4 Основные этапы экономического районирования России 11
Глава 2. Экономико-географическая характеристика современных экономических районов 16
2.1 Современное экономическое районирование России 16
2.2 Проблемы развития экономических районов России в условиях рыночной экономики 18
Глава 3. Перспективные направления экономического районирования России 19
3.1 Варианты будущего районирования России. 19
3.2 Перспективы инновационного развития региона в условиях преодоления экономического кризиса. С.А. Щанкин, Д. А. Колосков. 21
Заключение: 27
Литература: 29
Приложение 1 30
Приложение 2 31
Приложение 3. Список федеральных округов 32
Приложение 4. Таблица 1 33

Файлы: 1 файл

Экономическое районирование России (история, современность, перспективы).doc

— 310.50 Кб (Скачать)

До последнего времени не были определены приоритетные направления становления будущего доминантного технологического уклада. За рубежом 2/3 инноваций финансируется частным капиталом, в РФ 4/5 проектов инвестируется государством. Российский бизнес объясняет это тем, что велики риски в реальной экономике, система страхования рисков не функционирует, кризис сказался на количестве инвесторов, существует пробел между фундаментальной наукой и производством. Необходима интеграция вузов страны с Российской академией наук для развития совместных научных исследований и подготовки квалифицированных кадров для реализации инновационных проектов.

Экономику РФ характеризует низкий уровень инновационного развития. Доля высокотехнологических отраслей экономики и «отраслей знаний» в ВВП страны составляет 10,5 %, а вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП — 1,3 %. Удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, составляет 9,3 % общего количества крупных и средних предприятий, а доля инновационной продукции — 2,5 %. Внутренние затраты на НИОКР составляют около 1 %, в то время как в промыш-ленно развитых странах — 3 %. Мировой рынок российской наукоемкой продукции составляет менее 1 %, в то время как США — 40 %5

Имеет место значительная дифференциация регионов страны по уровню инновационного развития. Например, доля наукоемкой продукции, производимой инновационными предприятиями в Челябинской области, составляет 17,9 %, Нижегородской — 16,7 %, Брянской — 15,3 %, Вологодской — 11,9 %, в Москве — 7,7 %. В пятнадцати субъектах РФ этот показатель составляет 6 %, что превышает среднероссийский уровень. Однако в большинстве регионов РФ показатель инновационного развития значительно ниже, а в ряде регионов он близок к нулю. Регионы-лидеры, доминирующие на рынке инновационного продукта, способны стать проводниками инновационных технологий. Для этого необходимо формировать инфраструктуру инновационного обмена интеллектуальной собственностью. В РФ инфраструктура трансферта инновационных технологий пока не отвечает современным требованиям.

Среди проблем, ограничивающих развитие инновационной сферы в стране, можно назвать низкий уровень патентной активности, низкую инновационную активность российских предприятий. Наблюдаются отсутствие инжиниринга, невозможность совмещения НИОКР и освоение инноваций, сокращение количества разработанных и освоенных технологий, усиление международной конкуренции, отсутствие механизма защиты интеллектуальной собственности.

Глобальный экономический кризис ограничил возможности инновационного развития экономики страны. Спад ВВП достиг 8 %, существенно выросла безработица. Кризис нанес ущерб и экономике Мордовии. Правительство РМ осуществило реструктуризацию образовавшейся задолженности: предприятиям была предоставлена отсрочка по налоговым платежам в бюджет РМ и необходимые кредиты. В Послании Главы РМ Государственному собранию РМ Н. И. Меркушкин отметил, что «экономический кризис с меньшими издержками, преодолевают те предприятия, которые активно внедряли в производство инновационные технологии»6. В итоге снижение ВРП в 2009 г. составило лишь 4 %. В течение года в республике созданы 8,5 тыс. новых рабочих мест. Уровень безработицы составил 1,5 %, что значительно ниже российского показателя7. Реальная заработная плата осталась на прежнем уровне.

Международный опыт доказывает, что экономический кризис стимулирует инновационное развитие экономики страны. Например, развитие технопарков в кризисный период происходило во многих странах мира. Они стали эффективным механизмом выхода из кризисных ситуаций, способствовали экономическому процветанию регионов, обеспечивали тысячи новых рабочих мест в наиболее перспективных отраслях.

Важнейшим элементом инновационной системы страны является технопарк. Формируемый в РМ технопарк должен обеспечить трансферт идей и технологий в коммерческий продукт. Проект технопарка в Саранске — это своеобразный макет «города будущего». Юридически он «родился» 12 сентября 2008 г., когда В. В. Путин подписал соответствующее Распоряжение Правительства РФ8. Проект предполагает три зоны. Первая — деловая, с 20-этажным административным корпусом, включающим в себя бизнес-инкубатор, научные и учебные лаборатории. Вторая — зона торгово-развлекатель-ного комплекса с крытым катком, сетью кафе, многозальным комплексом. Третья — зона жилого массива с многоэтажными кварталами, 4-полосная автомобильная магистраль и 1—2 этажные коттеджи на набережной Инсара. Технопарк будет расположен на 125 га бывшей федеральной земли, находящейся в выгодном положении: недалеко от центра города, в районе, примыкающем к Ремзаводу и р. Инсар.

Проект будет реализовываться в два этапа. На первом предполагается использовать государственные инвестиции в размере 3 млрд руб. (по 1,5 млрд руб. будет выделено из федерального и региональных бюджетов в ближайшие два года), которые будут направлены на создание инфраструктуры, а также на строительство бизнес-инкубатора и административно-технического здания. На втором этапе планируется привлечь крупных российских и иностранных инвесторов9. Завершение строительства технопарка планируется в 2014 г.

Структуры технопарка объединяют в рамках территории элементы инновационной системы, одновременно обеспечивая их сервисным приложением, способным эффективно содействовать становлению инновационной системы. Технопарк потенциально способен содействовать стратегическому инновационному развитию региона, его социально-экономическому благополучию. В настоящее время технопарки создаются с учетом научно-технологической и ресурсной специализации региона. Планируемой специализацией республиканского инновационного инфраструктурного образования являются силовая электроника, оптическая техника, энергосберегающая светотехника, наноматериалы и композитные изделия. Основной специализацией технопарка, отражающей экономику региона, безусловно, должны быть электронные и оптические технологии. В его работе примет активное участие ряд предприятий республики («Электровыпрямитель», «Орбита», «Лисма-ВНИИС» и др.).

В республике планируется создать технопарк, относящийся к группе научно-технологических парков. В его состав должны входить помещения для развития наукоемкого опытного производства, офисные площади, лаборатории и бизнес-инкубатор, а также дополнительные объекты, такие как гостиничный комплекс, конгрессно-выставочный центр и др. Таким образом, формируемый объект должен обладать значительным набором услуг.

Правительство РМ предполагает формирование значительного сервисного центра, который должен обеспечить управление инновациями и предоставление бизнес-услуг. Сектор инновационных услуг представлен четырьмя элементами: бизнес-инкубатор, центр коллективного пользования технологиями, центр обучения, центр выставок и конференций.

Создаваемый в РМ технопарк, безусловно, будет содействовать становлению и развитию инновационной экономики региона. Формируемые в ведущих вузах республики и страны научные идеи и разработки должны быть интегрированы представителями инновационного бизнеса, функционирующего в регионе. Новый уровень развития экономики определит иной, более высокий уровень развития экономики региона. Последний способен стать региональным лидером в развитии и производстве оптической и электронной техники.

Основным научным центром технопарка должен стать Мордовский государственный университет. Он преобразован в вуз инновационного типа. В перспективе вуз способен готовить специалистов для технопарка. Важное место в деятельности технопарка должны занимать различные вузы республики и другие образовательные учреждения.

Таким образом, механизмом выхода из кризиса является активизация инвестиционно-инновационной деятельности в приоритетных направлениях. Одновременно осуществляется закладка основ будущих наукоемких кластеров, ориентированных на использование конкурентоспособных региональных факторов производства. Государство должно взять на себя ответственность за формирование и становление инновационной экономики России XXI в. Важнейшим элементом деятельности государства должна быть инновационная промышленная политика.

Региональным центром генерирования инновационной активности способен стать инновационный кластер. Он представляет объединение основных, принципиальных новаций, сконцентрированных на определенной территории. Так, на базе Телевизионного завода и НИИ дальней радиосвязи совместно с концерном «РТИ-Системы» будет создан региональный научно-технологический кластер по созданию высоколиквидных наукоемких продуктов и спецтехники.

Совместными усилиями кабельных предприятий и научно-исследовательских центров может быть создан инновационный кабельный кластер. Зарубежный опыт показывает, что многие университеты, преобразуясь в крупные научно-инновационные центры, смогли вовлечь в свою деятельность промышленные, исследовательские и торговые фирмы, объединив интересы разнообразных партнеров. Например, Оксфордский университет в Великобритании, являясь вузом с числом студентов всего в 17 тыс. студентов, сотрудничает с 300 наукоемкими фирмами. Годовой доход этого учебно-инновационного комплекса составляет 5 млрд долл.

Значительные возможности открываются перед Мордовским государственным университетом. Перспективными должны стать республиканские научные школы прикладной науки, кафедра материаловедения, отделение Института радиотехники и электроники им. В. А. Котельникова Академии наук. Мордовский университет должен содействовать созданию инновационной инфраструктуры коммерциализации научных разработок. Сегодня университет располагает значительным научным потенциалом, научно-прикладными разработками и, следовательно, способен создавать малые предприятия в научной сфере.

В республике активно функционирует целостная система инновационных инфраструктурных субъектов (Венчурный фонд РМ, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия, Фонд смешанных инвестиций, Ин-жиниринго-консалтинговый и Инновационно-технологический центры, Бизнес-инкубатор и Торгово-промышленная палата). Правительство РМ работает над созданием межрегионального наноцентра с одновременным созданием республиканского целевого бюджетного инвестиционного фонда. Полтора десятка инновационных заявок республика представила в РОСНАНОТЕХ. При сотрудничестве с РОСНАНОТЕХ можно значительно увеличить ВРП республики. В перспективе Мордовия войдет по удельному весу инновационной продукции в число ведущих регионов России.

Региональная инновационная система как эффективный механизм коммерционализации наукоемких технологий успешно создается в республике. Система способна продвигать университетские и институтские технологии в промышленность, осуществлять лицензирование, создавать малые инновационные компании, консультировать по вопросам управления интеллектуальной собственностью, привлекать инвестиции, готовить профессиональные кадры, осуществлять специализированные фундаментальные и прикладные исследования в интересах ведущих отраслей республиканской промышленности, содействовать трансферту знаний и технологий в менее инновационно развитые регионы.

Главной целью создания инновационной системы в условиях формирования антикризисного управления является содействие экономическому развитию региона путем разработки механизмов, связывающих звенья цепочки трансферта, и повышению результативности инновационных проектов в условиях экономического кризиса. В условиях финансового и экономического кризиса в стране формирование инновационной экономики способно стать катализатором экономического развития, обеспечить переход России с сырьевого на высокотехнологичный уровень.

 

Заключение:

Анализируя  работы ведущих специалистов предыдущих периодов по экономическому районированию, можно отметить, что была разработана  хорошая теоретико-методологическая, методическая основа. На территории Советского Союза выделялись три экономические зоны: Западная (европейская часть СССР с Уралом 
Закавказьем), Восточная (Сибирь и Дальний Восток) и Юго-Восточная 
(Казахстан и республики Средней Азии). Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного макрорегиона (Европейская Россия) и Восточного макрорегиона (Азиатская Россия). Они отличаются историческими особенностями освоения территории, особенностями природы, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением ресурсов и их использованием, перспективами развития.

В последние  годы произошли серьезные изменения  политико-экономических условий  в стране, и многме принципы районирования  требуют изменений, уточнений:

Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления 
(оно существует лишь на ступеньку ниже – в республиках, областях и краях).

Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 
50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом по стране изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.

В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности жителей, так  и по экологическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории.

Поэтому Центральный  район, где проживает более 1/5 населения  страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком –  огромным по территории (36% площади  страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей).

Иными словами, сетка районов не соответствует  огромным изменениям, происшедшим в  экономике страны. Границы районов, как образно отметил один из географов, это «скорлупа от выеденных яиц». От себя добавим: «в которую заложено совсем иное содержание». В то же время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.

И самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной  экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах.

Необходимо  не одностороннее экономическое, а  комплексное социально- экономическое  районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения.

Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов.

Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи.

В то же время  территориальное управление, отсутствующее  в экономических районах, присутствует в элементах административно - территориального деления (областях, краях), а также  в республиках. Само административно  – территориальное деление значительно устарело.

Информация о работе Экономическое районирование России (история, современность, перспективы)