Экономическое районирование России (история, современность, перспективы)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будет рассмотрено образование, формирование и развитие экономических районов России. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава – Теоретические основы экономического районирования, Вторая глава - Экономико-географическая характеристика современных экономических районов, третья глава – Перспективные направления экономического районирования России.

Оглавление

Введение: 3
Глава 1. Теоретические основы экономического районирования 4
1.1 Понятие «Экономический район». Виды и признаки районирования. 4
1.2 Основные принципы и задачи экономического районирования 8
1.3 Значение экономического районирования в экономике России 10
1.4 Основные этапы экономического районирования России 11
Глава 2. Экономико-географическая характеристика современных экономических районов 16
2.1 Современное экономическое районирование России 16
2.2 Проблемы развития экономических районов России в условиях рыночной экономики 18
Глава 3. Перспективные направления экономического районирования России 19
3.1 Варианты будущего районирования России. 19
3.2 Перспективы инновационного развития региона в условиях преодоления экономического кризиса. С.А. Щанкин, Д. А. Колосков. 21
Заключение: 27
Литература: 29
Приложение 1 30
Приложение 2 31
Приложение 3. Список федеральных округов 32
Приложение 4. Таблица 1 33

Файлы: 1 файл

Экономическое районирование России (история, современность, перспективы).doc

— 310.50 Кб (Скачать)

В 1963 г. Территория страны была поделена на 18 экономических  районов с учетом их природных  и экономических особенностей: Центральный, Северо-Западный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский,  Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный,  Западно-Сибирский,; республики Прибалтики вместе с Калининградской областью были включены в один Прибалтийский район; республики Закавказья вошли в Закавказский район; республики Средней Азии – в Среднеазиатский крупный экономический район. На Украине образовались три крупных экономических района – Южный, Юго-Западный и Донецко-Приднестровский; Белоруссия составила Белорусский Район; Казахстан – Казахстанский крупный экономический район; Молдавская республика являлась отдельным территориальным образованием, не входящим ни в какой крупный экономический район.

В 1982 г. Северо-Западный крупный экономический район  был разделен на два – Северо-Западный и Северный.

Таким образом стало 19 крупных экономических районов.

Глава 2. Экономико-географическая характеристика современных экономических районов

2.1 Современное экономическое районирование России

Современная схема  экономических районов России сложилась  в результате

коренных изменений в размещении производительных сил под влиянием социально-

экономических преобразований, научно-технического прогресса и

территориального  разделения труда.

Причины изменения  обусловлены:

-     сдвигом промышленности в восточные  районы, где сосредоточились основные

сырьевые базы и на их основе возникли крупные  территориально-производственные

комплексы;

-     совершенствование топливно-энергетического  баланса, создание

предприятий наиболее эффективных отраслей промышленности;

-     рациональное разделение труда, преодоление несоответствия в размещении

сырьевых и  топливно-энергетических ресурсов, трудовых ресурсов;

-     обеспечение стабилизации и оживление  экономики за счет старых

промышленных  районов европейской части России, где сосредоточен

производственно-технический и интеллектуальный потенциал страны;

-     обеспечение выхода из кризиса  с помощью новых «точек роста»  в виде

свободных экономических  зон.

Современный методический подход к разработке схемы экономических  районов

должен основываться на качественном анализе:

-     учете тенденции проявления общих  районообразующих факторов, т.е.

научно-технического прогресса территориальных форм концентрации производства

и т.д.;

-     анализе конкретных узловых районно-комплексных  проблем, специфических

условий районо образования на отдельных территориях.

Современный экономический  район – это целостная территориальная  часть

народного хозяйства  страны, имеющая свою производственную специализацию,

прочные внутренние экономические связи. Экономический  район неразрывно связан

с другими частями  страны общественным территориальным  разделением труда как

единое хозяйственное  целое с прочными внутренними  связями.

Современное экономическое  районирование России включает три  основных звена

(таксономические  единицы: высшее звено – крупные экономические районы; районы

среднего звена  – края, области, республики; низовые  районы – административно-

хозяйственные районы, городские и сельские районы). Каждый вид экономического

районирования отвечает определенным задачам территориального развития.

Высшее звено  районирования – крупные экономические  районы – используются

центральными  республиканскими органами власти для  общегосударственного

управления  экономкой в территориальном  разрезе. Крупные экономические  районы

– это четко специализированные и относительно завершенные территориальные

хозяйственные комплексы: играющие важную роль в общероссийском разделении

труда. Располагая значительной территорией, большой  численностью населения,

разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы

имеют четко  выраженную специализацию (до 5-7 отраслей). Чем больше территория

крупного экономического района, тем шире его производственный профиль,

сложнее хозяйственный  комплекс.

Среднее звено  районирования используется для  руководства некоторыми отраслями

хозяйства в  пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве

сельским хозяйством и сферой услуг.

Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма

комплексного  развития областей, объединение сельскохозяйственных районов

вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место  города.

Низшее звено  районирования – городские и  сельские районы представляют собой

первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе

образуются  начальные специализированные территориальные производственные

комплексы. Низовые  районы играют важную роль в разработке и выполнении

перспективных и годовых  программ развития районного хозяйства  и социально-

культурного строительства, в размещении и специализации  предприятий по

производству и переработки сельскохозяйственной продукции, местной

промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут  объединяться в макро регионы  или экономические

зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики,

тенденциями дальнейшего  развития.

Главные принципы выделения  экономических зон – уровень  хозяйственного

освоения территории, соотношение  между важнейшими ресурсами и  степенью их

использования.

Территория Российской Федерации  разделена на две экономические зоны –

Западную (европейская часть  России и Урал) и Восточную (Сибирь и Дальний

Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности

производства и потребления  важных видов продукции группы районов  в

экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три

укрупненных района – Север  и Центр европейской части  России, Урало-Поволжье и

Европейский Юг. В Восточной  зоне два укрупненных района –  Сибирь и Дальний

Восток.

В настоящее  время в составе России находятся 11 крупных экономических районов:

Состав экономических  районов иллюстрирует таблица 1

 2.2 Проблемы развития экономических районов России в условиях рыночной экономики

Изменения экономики, в том числе глубокие перемены под влиянием перехода к рынку, вызывали потребность в существенной перестройке хозяйственного механизма. В этих условиях главными задачами становятся: совершенствование территориального управления экономики, проведение нового комплексного экономического районирования.

В целях комплексного районирования выделяются следующие  факторы, воздействующие на территориальную  структуру народного хозяйства: технико-экономические, географического  положения, природные, исторические, социально-политические.

Территориальная организация народного хозяйства - это не только размещение его элементов, но их взаимодействие, взаимодополнение, соподчинение. Факторы размещения связаны с технико-экономическими требованиями производства к выбору места строительства с их водоемкостью, энергоемкостью, трудоемкостью, необходимыми масштабами транспортной работы и т. д. Факторы взаимодействия определяют экономическую эффективность территориального сближения производств, использующих общее комплексное сырье, общую территорию, транспорт, трудовые ресурсы, утилизирующие отходы, т. е. оказывают влияние на характер и интенсивность связей между элемента ми хозяйства.

Для размещения многих промышленных предприятий разных отраслей оказываются удачными одни и те же районы. Но ресурсы многоцелевого назначения (водные, энергетические, трудовые и т. д.) могут иметь ограниченные масштабы, что лимитирует возможность размещения в районе всех производств (Центрально-Черноземный и Уральский районы в настоящее время). В то же время открытие новых крупных месторождений может стать решающим фактором дополнительного размещения производств в районе. Поэтому можно говорить о факторах ограничения и факторах активизации размещения в зависимости от масштаба ресурсов и характера условий района. Таким образом, в каждом районе, на каждой конкретной территории складываются определенные условия размещения производств.

Глава 3. Перспективные направления  экономического районирования России

3.1 Варианты будущего районирования  России.              

В настоящее  время формируются свободные экономические зоны.

Свободная экономическая  зона (СЭЗ) – территория, для которой  устанавливается

особый режим  хозяйственной деятельности иностранных  и отечественных

инвесторов: льготное экспертно-импортное, налоговое, таможенное, валютное,

банковское  регулирование; высокий удельный вес (45-50 %) приватизированных

предприятий. Приняты  два типа СЭЗ – экспортного  производства и свободной

таможенной  зоны.

Территории  охваченные СЭЗ: Калининградская область  – Янтарь, Московская

область – Зеленоград, Санкт-Петербург, Новгородская область, Кемеровская

область, Читинская, Алтай, Сахалин.

В условиях становления  и развития рыночных отношений формируется  новая

региональная  политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта

экономических реформ, проводимых в стране.

Вследствие  огромных различий природно-географических, социально-

демографических, экономических и других условий  экономики каждого отдельного

региона России. При этом главными ориентирами будут:

1.             Учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской

структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической

политики;

2.             Перенос ряда направлений реформы  в основном на региональный

уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране

природы и использования  природных ресурсов;

3.             Децентрализация процессов управления  реформой, активизация

экономической деятельности на местах;

4.             Необходимость разработки социальных  программ проведения реформ

в регионах с  особо своеобразными условиями.

Так, предполагается, что в будущем с развитием  рыночных отношений можно будет

выделить пять сельскохозяйственных районов России:

1. Фермерские  регионы со значительной долей  частной собственности – основная

часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири

и Дальнего Востока;

2.  Регионы,  где сочетаются крупные коллективные  хозяйства с фермерскими –

Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг

Западной Сибири;

3. Горные регионы  – республики Северного Кавказа,  Алтайская республика;

4. Регионы отгонно-пастбищного  животноводства – Калмыкия, Тува, Бурятия,

Читинская область;

5. Слабо освоенные  территории с очаговым развитием  земледелия и особым

режимом землепользования – это основная часть зоны Севера.

Наиболее радикальные  аграрные преобразования намечаются в  регионах первого

типа. Здесь  предусматривается форсированное  развитие фермерских хозяйств за

счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также

переселение в  эти регионы экономически активного  населения – демобилизованных

военнослужащих, русскоязычного населения из стран  нового зарубежья, а также

переселенцев  из городов.

Особенно уязвимы  регионы нового освоения с суровыми экстремальными условиями

– зоны Севера, а также регионы со структурной  безработицей, аграрным

перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-

экономической базой – Забайкалье, Тува, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут

поддерживаться  из республиканских федеральных фондов.

В экономических  реформах большое внимание уделяется  мероприятиям по

пространственной  интеграции экономики России. К ним  относятся создание

механизмов  вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов

хозяйствования  и органов управления, всемерное содействие развитию

общероссийского территориального разделения труда  и единого рыночного

пространства, меры по преодолению распада межрегиональных  хозяйственных

связей, экономического и политического сепаратизма.

Важнейшими  задачами в период экономических реформ России являются поддержка

процесса суверенизации  национально-государственных и автономных образований

Российской  Федерации. В рамках Федеративного  договора, достижение и

укрепление  межнационального согласия, доверия  и партнерства народов,

устранения  причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета

и равенства  условий для представителей различных  национальностей, ликвидация

межэтнический диспропорций, выравнивание уровней развития.

3.2 Перспективы инновационного развития региона в условиях преодоления экономического кризиса. С.А. Щанкин, Д. А. Колосков.

ЩАНКИН Сергей Алексеевич, доцент кафедры экономики управления строительством Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук

КОЛОСКОВ Дмитрий Александрович, доцент кафедры экономической теории Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук

Мировой финансовый кризис доказал неспособность важных сегментов мировой экономики, сформированных согласно либеральной модели хозяйствования к эффективному функционированию механизма распределения и использования имеющихся в мире ресурсов. Рост потребностей мирового хозяйства в новых технологических продуктах, не создаваемых в устаревших технологических укладах, требует инновационного совершенствования производства и соответствующего обновления отношений собственности. В ходе финансового кризиса, вызванного потребностями формирования технологической и производственной основы будущего технологического уклада, определились болевые точки либеральных экономических систем, сформировавшихся в XIX-XX вв.

Информация о работе Экономическое районирование России (история, современность, перспективы)