Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 08:22, реферат
По данным Всемирной туристической организации (ВТО), число путешествующих в 2004 г. увеличилось на 10% и составило 760 млн чел. К 2010 г. их число достигнет одного миллиарда. Поскольку население Земли составляет около 6 млрд чел., с учётом внутреннего туризма можно говорить, что почти половина людей на планете ежегодно оказываются непосредственно вовлечёнными в туристский бизнес. Глобализация, информатизация, развитие транспортных средств в мире за последние два десятилетия придали туризму такую стремительную динамику развития, что он в ближайшие десятилетия может стать ведущей мировой отраслью. Значимость туризма в современном мире постоянно растёт, и, по оценкам специалистов, XXI век станет веком туризма.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы индустрии питания в туризме 6
1.1 Предприятия питания: понятие и сущность индустрии питания 6
1.2 Виды и классификация услуг предприятий общественного питания 7
1.3 Правила оказания услуг питания 9
2. Анализ комплекса услуг предприятий питания в туризме 17
2.1 Оценка качества обслуживания на предприятиях общественного питания в туризме 17
2.2 Анализ проблем питания в туризме 22
2.3 Перспективы развития пищевой промышленности в туризме в XXI веке 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
В
настоящее время в ресторанах
города предлагаются блюда кухонь 80
стран мира, в том числе французской,
тибетской, монгольской, еврейской, немецкой,
арабской, испанской, итальянской, японской,
индийской, кубинской, китайской, болгарской,
югославской, бразильской, мексиканской,
грузинской, армянской, узбекской, украинской
и др. Одновременно создаются сети
предприятий с зарубежными
В настоящее время в Москве ощущается явный недостаток качественного быстрого питания. Существующие сети предприятий под марками «Стефф-Холберг» и «Дэниш Кроун» перестали выполнять ту социальную задачу, которая на них возложена[4, с. 358].
Для
развития системы быстрого питания
в Москве правительство считает
необходимым создание фирменных
сетей быстрого питания, основанных
на традиционной русской пище. Жители
Москвы хорошо усвоили уроки американской,
итальянской и восточной
Но
положение не является абсолютно
безнадежным. Значительное большинство
жителей Москвы помнят, что были
в свое время популярные кафе-шоколадницы,
блинные, пельменные, пончиковые, пирожковые,
чайные, кофейни, вареничные и т. п.,
в которых можно было достаточно
быстро и дешево перекусить. Современные
возможности позволяют
В
Москве есть рестораторы, понимающие нужды
города и готовые инвестировать
проекты по созданию сети предприятий
быстрого питания, в том числе
мобильных. Правительство поддерживает
эти идеи, тем более что продукция,
реализуемая в таких
Малые
предприятия общественного
Это стало возможным в результате поддержки малого предпринимательства правительством Москвы. Льготами по налогу на прибыль, арендной плате, коммунальным платежам воспользовалось в 1998 г. около 3 тыс. предприятий питания. На эти цели, т. е. на оплату льгот, городом израсходовано около 1 млрд руб. В 1999 г. для малых предприятий, входящих в реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, были сохранены без изменений действовавшие ранее ставки арендной платы.
Вместе
с тем резервы, заложенные в малом
предпринимательстве, используются не
в полной мере. Требует более широкого
распространения такая
Расширился ассортимент предоставляемых в предприятиях питания услуг - это и бизнес-ланчи, развлечение детей, часы фортуны (на все напитки скидки 50 %), организация обучения кулинарному мастерству, консультации специалистов по сервировке столов, упаковка блюд на вынос и много других различных услуг.
В
1998 г. в Москве прошла конференция
«Ресторан-2000: перспективы развития
ресторанной индустрии в России
на ближайшие 2-3 года», собравшая самых
активных и профессиональных участников
рынка, которым было предложено принять
участие в социологическом
Всем собравшимся на конференцию были розданы опросные листы, составленные и затем обработанные профессиональными маркетологами и социологами. Результаты опроса отразили мнение лидеров рынка о ситуации в отрасли, ее основных проблемах и потребностях.
33
% опрошенных считали, что
Абсолютное большинство опрошенных считало, что главная составляющая успеха всякого ресторана - качественная и разнообразная кухня (44 %). Вторым по значимости условием для успеха заведения рестораторы посчитали идею (концепцию) ресторана (33 %). Кроме того, среди важных для успеха факторов отмечался уровень сервиса (27 %). Фактор рекламы оказался среди наименее важных для успеха, уступив первенство в этой категории поставщикам продуктов питания и вин (что не означало отрицания важности качества продуктов и напитков для ресторана).
Какие
предприятия общественного
Для того чтобы узнать прогнозы на будущее не только рынка, но и самих рестораторов, в опросный лист был включен вопрос: «Что вы прогнозируете для своего бизнеса на ближайший год?». Ответы распределились следующим образом.
3
% опрошенных респондентов
В трех вопросах был предложен для выбора один и тот же повторяющийся перечень услуг. Предлагалось оценить: 1) какими из них рестораторы пользовались наиболее часто (или не пользовались вообще), 2) что может понадобиться в ближайшее время (или уже нужно) и 3) какие услуги наименее полно (неудовлетворительно) представлены на рынке.
Наибольшим
спросом ранее пользовались рекламные
услуги (38 %), что, по всей видимости, было
связано с ожиданием
Но
самое интересное - распределение
ответов, касающихся услуг по разработке
стратегии развития. По сравнению
с ситуацией в докризисной
России активные участники ресторанного
рынка больше нуждались в разработке
стратегии развития бизнеса. Если до
кризиса 30 % всех опрошенных ставили
этот вопрос последним в ряду проблем,
возникающих при организации
и функционировании ресторана, то после
кризиса о пересмотре своих позиций
в этом вопросе заявили 48 % всех респондентов.
Решив продолжать и расширять
свой бизнес, многие рестораторы считали,
что следующие за этим шаги они
должны сделать совместно с
Среди услуг, которыми рестораторы пользовались часто, можно отметить обращение в сторонние компании по закупкам оборудования и мебели. По сравнению с докризисной ситуацией спрос на услуги по оборудованию и дизайну упал почти в 2 раза, но нельзя упускать из виду, что общая концепция создаваемых ресторанов и баров поставлена рестораторами второй по значимости в ряду факторов успеха предприятия. Возможно, плоскость поиска профессионалов сместится в сторону фирм, способных разработать общую стратегию бизнеса, концепцию предприятия и реализовать проект полностью.
Среди услуг, которыми никогда не пользовались, достаточно заметны вопросы охраны: 23 % опрошенных респондентов никогда не занимались организацией охраны, 37 % не предполагали, что им это может понадобиться.
Около 20 % опрошенных считали, что им может понадобиться решение вопросов с персоналом, 10 % - не были удовлетворены предложением этого вида услуг на рынке, а около 12% планировали обратиться в кадровые агентства в ближайшее время. Исследовались также частота обращения в кадровые агентства и степень удовлетворенности предоставленными ими услугами: 50 % опрошенных хотя бы однажды пользовались такого рода услугами и большинство полностью или частично были удовлетворены ими; 32,5 % опрошенных рестораторов были разочарованы результатами сотрудничества; около 30 % ни разу не обращались в фирму по подбору персонала. Подобный ответ характеризовал прежде всего отношение рестораторов к кадровым агентствам и имидж последних на ресторанном рынке.
Наиболее
эффективными и используемыми источниками
информации о предоставлении услуг/товаров
среди профессионалов были профильные
журналы (40,3 %) и выставки (35,1 %). Это
вполне закономерный результат, соответствующий
результатам других исследований, говоривших,
например, о том, что 80 % посещавших выставку
специалистов приходили туда за достоверной
информацией. Многие профессионалы
прислушивались также к рекомендациям
друзей и коллег, некоторые использовали
для получения информации Интернет.
Интенсивность использования
В данном опросе принимали участие:
1. Рестораторы от 31 года до 45 лет - 49 %.
2. Молодые бизнесмены до 30 лет - 32 %.
3. Старше 45 лет- 19 %.
4. Мужчины - 71 %.
Более половины респондентов (51 %) сообщили, что они работали в этом бизнесе более 5 лет, 13 % - от 3 до 5 лет. Также были представлены группы начинающих рестораторов - 22 % с опытом работы в этом бизнесе от 1 года до 3 лет и 14 % -с опытом работы до 1 года. Владельцы бизнеса составили 30 %, топ-менеджеры и управляющие - 70 %. 69 % всех ответивших на вопросы анкеты оценивают свой бизнес как «средний», 17 % - как «мелкий» и 14 % - как «крупный».
До настоящего времени в отечественной экономической литературе индустрия гостеприимства не рассматривалась в качестве одного из эффективных направлений развития экономики. Гостеприимство привыкли считать как форму проведения досуга, а отнюдь не как доходную статью бюджета. Важнейшие сферы гостиничного хозяйства (управление, финансирование, дизайн) являются резервами повышения его конкурентоспособности. Но проблема совершенствования управления потенциалом гостиничных предприятий недостаточно изучена и освещена в литературе, до настоящего времени нет системных научных разработок в этой области. Основными тенденциями в развитии гостиничного бизнеса являются: