Географическое положение России. Промышленность, ее структура и формы территориальной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

Экономико-географическое положение (ЭГП) – это положение объектов в экономическом и социальном пространстве относительно друг друга, а также относительно границ (государственных, административных или иных). В то же время к категории ЭГП относят и положение относительно природных объектов (незамерзающие моря, судоходные реки, месторождения полезных ископаемых, лесные массивы), которые оказывали, оказывают или могут в перспективе оказать влияние на функционирование и развитие изучаемых общественно-географических объектов

Оглавление

1..Географическое положение России
1.1. Размер территории
1.2. Положение по отношению к топливно-энергетическим, металлургическим и продовольственным базам, центрам переработки
1.3. Положение к основной полосе расселения населения
1.4 Границы, их проникаемость
1.5. Положение относительно главных транспортных путей, транспортная доступность
1.6. Положение соседей, в том числе первого порядка, их ресурсный, экономический и политический потенциал
2.Промышленность РФ, ее структура и формы территориальной организации.
2.1. Структура хозяйственного комплекса.
2.2. Формы территориальной организации промышленности
Список литературы

Файлы: 1 файл

экономическа география кон.работа 3 курс.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

     Граница с некоторыми странами ближнего зарубежья  проходит на юге по водам внутреннего  Каспийского моря.

     Протяженность сухопутных границ России около 20 тыс. км. После распада СССР у России формально не изменилось число соседей. Их четырнадцать (и еще морские  границы с США и Японией). В  пределах СССР страна граничила лишь с восемью зарубежными государствами. Остальные границы были внутренними – 11 тыс. км (с Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Грузией, Азербайджаном и др.) Теперь же это границы с иностранными государствами.

     На  северо-западе Россия по суше граничит с Норвегией и Финляндией. Официально статус государственных получили границы РФ с государствами Балтии – Эстонии, Латвией и Литвой. Вдоль западной и юго-западной границы России располагаются Белоруссия и Украина.

     На  юге с Россией граничат Грузия, Азербайджан и Казахстан. Республики Алтай, Тува, Бурятия, а также Читинская область, входящие в состав РФ, граничат с Монголией. Почти всюду граница проходит по хребтам Алтая, Восточных Саян и других гор. Ещё восточнее Россия по рекам Аргунь, Амур и Уссури граничит с Китаем. На крайнем юго-востоке Приморский край РФ граничит с Корейской Народно-Демократической Республикой.

     Таким образом, большая часть границ России проходит по естественным рубежам: морям, горам, рекам. Часть из них затрудняют международные контакты (покрытые льдами моря, высокие горя и т.д.). Другие – речные долины, в том числе пограничные реки, равнинные территории – благоприятствуют контактам с соседями, позволяют прокладывать международные сухопутные и речные трассы для осуществления экономических связей.  

     1.5. Положение относительно транспортных путей  

     Задачей федерального уровня признана необходимость  интенсивного использования потенциала Евразийского положения России, превращения  его в экономический ресурс –  один из значительных источников доходной части бюджетов как Федерации, так и регионов, хозяйствующих субъектов, работающих в сфере транспорта и связанных с ней областях экономики.

     С распадом СССР образовались независимые  государства, в том числе, СНГ. Возможности  самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами. На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский, а Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты. Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга. В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов. В связи с этим вопрос о большой эффективности использования портов внутренних морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань, Новороссийск). Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря. Но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Однако, надо увеличить пропускную способность портов на севере. Плавание по Северному морскому пути осуществляется в течение 4 месяцев. Он соединяет дальневосточные и европейские порты, а также устья судоходных рек Сибири. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на северной Сибири для использования богатых природных ресурсов этих районов и их хозяйственного развития роль Северного морского пути неизменно будет возрастать. На Дальнем Востоке Россия не только унаследовала проблемы от СССР, но и приобрела новые. Очень слабо реализуется преимущество географического положения Дальнего Востока – его широкие выходы к морям Тихого океана. В АТР свыше 40 государств, поэтому необходимо использовать порт Владивосток (стал открытым порт Восточный). На данном этапе происходит реконструкция Калининградского порта. Порты Балтии используются слабо, следовательно страны Балтии не получают никого дохода.

     Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью железных дорог, авиации и даже морских путей. На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки. Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии. При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами.

     Одним из наиболее распространенных путей  реализации потенциала экономико-географического  и Евразийского геополитического положения  России в масштабе мирохозяйственной системы является формирование международных, особенно трансконтинентальных, транспортных коридоров. Критерием рациональности использования столь специфического ресурса обычно является конкурентоспособность, экономическая отдача в широком ее понимании (например, создание условий освоения новых ресурсных баз или решение проблем социально-экономического развития субъектов Федерации), национальная безопасность и политическая значимость России в мировом сообществе.

     Транспортные  системы РФ в постсоветском периоде находятся в перманентной реорганизации, сочетающей поиск новых методов хозяйствования и укрепления законодательной и регулирующей базы. Проекты реорганизации транспорта мало связаны как между собой, так и с перспективами развития остальных сфер экономики регионов. Например, с выбором возможных путей освоения нефтегазовых ресурсов материковой части Тимано-Печорской провинции и шельфа Баренцева моря, реализации проекта “Северные ворота” и организации транспортных связей Норильско-Туруханского района (Красноярский север) связаны перспективы решения задачи поддержания в надлежащем состоянии западного сектора Северного морского пути (ледокольный и транспортный флот, режим продленной навигации и др.) – первого этапа возрождения Севморпути. В годы реформ принципиально изменились объем, состав грузов и условия организации транспортного процесса. Масштабы перевозок сократились с 6,6 млн т (1987 г.) до 1,5 млн т (1998, 1999 гг.). Норильский комбинат прекратил вывоз руды на предприятия Мурманской области и перешел на использование прямых рейсов судов между портом Дудинкой и портами Европы (как, например, 29 из 52 судов в 1999 г.), практически прекратился экспорт леса из Игарки, резко сократился объем “северного завоза”. Только интенсивное использование грузообразующего потенциала районов, тяготеющих к побережью Баренцева и Карского морей, может обеспечить работу атомных ледоколов, вызовет необходимость обновления грузового флота и сохранения режима продленной навигации. Залогом тому являются изменения географии добычи нефти и газа в России и переход на широкое использование морского флота для вывоза углеводородов на мировой рынок. Реализация концепции развития Норильского комплекса вызовет значительный поток нового оборудования, которое будет доставляться морем. Это позволит не только восстановить традиционную трассу СМП, но и подготовиться к следующему этапу решения стратегической задачи – освоению Высокоширотной трассы и формированию Арктического транспортного коридора между северными морями Тихого и Атлантического океанов.  

     1.6. Положение соседей, в том числе первого порядка, их ресурсный, экономический и политический потенциал  

     Распад  Советского Союза в 1991 г. Привел к  образованию нового экономического сообщества – Содружества Независимых  Государств. В сентябре 1993 года двенадцатью бывшими республиками был подписан договор о создании экономического союза.

     Российская  Федерация – крупнейшая суверенная республика в Содружестве Независимых  Государств не только по площади и  численности населения. Она обладает огромным природным, экономическим и научным потенциалом. Россия играла ведущую роль в экономике бывшего СССР. И в настоящее время ее роль в интеграции стран СНГ – решающая. Внешнеторговый товарооборот России со странами СНГ в 2000 г. Составил 25,3 млрд долл., и возрос по сравнению с 1992 г. в 2 раза. В то же время удельный вес государств Содружества в общем объеме товарооборота России с зарубежными странами составил лишь 19%. При этом экспорт продукции и услуг увеличился на 22,3% - с 11,2 до 13,7 млрд долл. Объем импорта возрос за этот период почти в 2 раза и составил 11,6 против 6 млрд долл. в 1992 г. В торгово-экономических взаимоотношениях России со странами СНГ основными партнерами остаются Украина, Казахстан, Белоруссия. На долю этих государств приходится 83,4% внешнеторгового товарооборота со странами СНГ, при этом в товарной структуре экспорта наибольший удельный вес приходится на топливно-энергетические ресурсы, хотя их поставки по сравнению в 1992 г. значительно сокращены. В структуре импортных товаров, поступающих в Россию из стран СНГ, преобладают продовольствие, сырье для пищевой промышленности, рудное сырье, металлопродукция и продукты нефтепереработки.

     В производственно-экономическом смысле РФ сейчас оказалась державой иного  класса, иной категории. Глубокое падение национального производства в нашей стране в 1990-1997 гг. не могло не сказаться на изменении соотношения валового внутреннего продукта (ВВП) России, США и других государств мира, в т.ч. размера ВВП в расчете на душу населения. Валовой внутренний продукт России составил 692 млрд долларов США в 1997 г., а в расчете на душу населения – 4700 долл. По последнему показателю РФ находится в четвертом десятке, уступая Аргентине, Мексике, Уругваю, Чили и ряду других развивающихся стран.

     Тем не менее наша страна как и ранее во много раз по экономическим показателям превосходит многие страны в мире. Ее производительные силы и экономический потенциал качественно отличаются от показателей развивающихся стран и принципиально не отличаются от таковых в странах Запада.

     Современное положение России благоприятствует укреплению внешнеэкономических связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, что позволит усилить позиции  страны и в Европе.

     Особое  значение для России имеют торгово-экономические отношения с Китаем, которые, несмотря на имеющиеся трудности, развиваются наиболее динамично. Объем торговли в 1999 г. составил 5,7 млрд долл. Важное значение приобрела приграничная и межрегиональная торговля, за счет которой реализуется около 80% товарооборота. Большие возможности имеются для развития инвестиционного сотрудничества с Китаем, который проявляет значительный интерес к поставке из России комплектного оборудования для строительства объектов в области энергетики, угольной промышленности, металлургии и др. Российский экспорт в КНР включает самолеты, автомобили, сельскохозяйственную технику, горно- и нефтеперерабатывающее оборудование, оборудование для текстильной промышленности, продукцию химической промышленности, стальной прокат, древесину и др. Основными статьями российского экспорта в Китай остаются удобрения и черные металлы (50% общего объема российских поставок). Российский экспорт в Китай в 1999 г. составил около 3,5 млрд долл. Одним из направлений сотрудничества, где Россия имеет значительные преимущества при сравнении с другими развитыми государствами, является экспорт энергии и энергоносителей. Между Россией и Китаем в июне 1997 г. был заключен договор о сотрудничестве и строительстве нефте- и газопроводов из Сибири до Тихоокеанского побережья через Монголию. Важным объектом сотрудничества является строительство крупной АЭС на северо-востоке КНР. Большого эффекта можно ожидать от развития производственной кооперации между Китаем и Россией, особенно регионов Сибири и Дальнего Востока. Китай поставляет в Россию главным образом потребительские товары, продукты питания.

     Внешнеэкономические отношения с Японией осложняются  непростыми межгосударственными политическими  отношениями, связанными с претензией со стороны Японии на ряд российских островов Курильской гряды, а также с внешним долгом, унаследованным Россией от бывшего СССР, частным фирмам 1,5 млрд долл. Доля России во внешней торговле с Японией не превышает 1%, что свидетельствует о слабом развитии взаимных связей. В экспорте России доля сырья превышает 50%, продукция низкой степени переработки – около 40%, тогда как на машины и оборудование приходится менее 1%. В российском импорте из Японии сохраняются низкая доля современного промышленного оборудования и других средств производства. Заметное место в российско-японских отношениях занимают региональные связи. Особенно активное участие в них принимают предприятия Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской, Амурской, Иркутской и Камчатской областей.

     Россия стоит перед необходимостью глубоких преобразований, структурной перестройки экономики и адаптации к современной глобальной рыночной экономической системе.

     Россия  представляет собой самый обширный регион всей Евразии. Страна обладает огромными ресурсами и емким внутренним рынком. Освоение территории происходило асимметрично, существует значительный разрыв между ресурсной базой на востоке и основной производственной базой в европейской части, представлены разнообразные природные и культурные ландшафты, велики контрасты между центром и периферией на всех уровнях.

       Геополитическое положение России  изменилось в начале 90-х годов,  после распада СССР, который обладал  мощным экономическим потенциалом,  единым экономическим организмом, своим территориальным разделением труда и большим размахом дальних связей, разрыв которых оказался болезненным для всех. В новых условиях перехода к новым экономическим отношениям в значительной степени изменился характер межотраслевых и межрайонных связей, в том числе и между субъектами РФ.

       Основными факторами, влияющими  на хозяйственную специализацию  территории являются: природные  условия, наличие природных богатств, особенности географического положения,  в том числе по отношению  к транспортной сети, трудовые  ресурсы, а также наличие на данной территории некоторых исторически сложившихся отраслей хозяйства, связанных с обычаями и традициями местного населения.

     Народное  хозяйство России включает в себя огромное количество предприятий и  учреждений. В прошедшие годы рыночного  реформирования экономики происходили значительные изменения в отраслевой структуру промышленности, которые выразились в значительном увеличении удельного веса добывающих отраслей ( более 20%). На отрасли топливно-энергетического комплекса приходится ныне около трети всего объема промышленной продукции, а доля машиностроения и металлообработки продолжает снижаться.

     На  нынешнем этапе Россия нуждается  в долговременной внутриэкономической  стратегии, от которой в свою очередь  зависит роль страны в мировой  экономике. Специфические особенности сложившейся в России ситуации таковы, что переходу к устойчивому развитию должен предшествовать особый период, который охватывает выход из нынешнего кризиса и преодоление ряда негативных явлений и процессов.

     Стабильность  и благополучие России, занимающей одну восьмую часть суши, - немалый вклад в стабильность на всей планете.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Географическое положение России. Промышленность, ее структура и формы территориальной организации