Демографическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 01:55, курсовая работа

Краткое описание

Многие негативные явления сегодняшнего дня предопределены не только реформами последнего десятилетия (хотя отдельные важные показатели эти реформы усугубили, например, продолжительность жизни), но и резким изменением демографической ситуации в стране в 80-е годы и первой половине 90-х годов двадцатого века, условия для которого в свою очередь формировались в годы Великой Отечественной войны и последующие годы. Все прошлое столетие для нашей страны оказалось наполнено войнами и бурными событиями внутренней политики, при которых российское население испытывало трудности различного рода, негативно влиявшие на демографическое положение.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 179.96 Кб (Скачать)

Создание эффективной системы социальных гарантий и социальной защиты населения, проведение государственной политики в интересах повышения доходов населения позволят в перспективе улучшить и демографическую ситуацию в России. Необходимо для каждой территории СФО, с учетом её демографических особенностей, разработать профилактические программы по сохранению и повышению уровня здоровья населения.

  Внедрение в Кемеровской области подобных программ показало их эффективность: в период с 2005 по 2009 г. улучшились показатели общей и первичной заболеваемости среди подростков, на 30,1% снизились показатели смертности населения трудоспособного возраста, на 17,3% снизились показатели общей смертности. В числе основных разработчиков этих программ (муниципальной: «Улучшение демографической ситуации в городе Новокузнецке» на период до 2015 г. и областных: «Профилактика близорукости у детей», «Образование и здоровье») являлся НИИ комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний [19].

Глава III. Специфика миграционных процессов и их типология по регионам страны.

 

  Миграционная ситуация в России за последние годы стала относительно самостоятельным фактором, усугубляющим диспропорции экономического и социального развития в отдельных регионах и в стране в целом. Спонтанная неуправляемая миграция оказывает негативное воздействие на общероссийские и региональные демографические, экономические, социальные и криминогенные процессы. В ряде случаев она является причиной неравномерности развития регионального рынка труда, создает угрозы безопасности приграничным субъектам Российской Федерации.

  Затухающий миграционный прирост населения России происходит на фоне постепенного сокращения размеров миграционного движения населения внутри страны. В 2002 году общий объем миграций (сумма прибывших и выбывших) составил 4,3 млн. человек, в т.ч. 2,2 млн. - прибывших и 2,1 млн. - выбывших, в 2000 году - 5,1 млн. человек, в том числе 2,7 млн. - прибывших и 2,4 млн. - выбывших. Для сравнения в 1989 г. (год, с которого началось снижение объемов миграции) общий объем миграции (внутрисоюзной) составлял 12,8 млн. человек (6,6 млн. - прибывших и 6,2 млн. - выбывших) [20].

  За 90-е годы из стран СНГ и Балтии в Россию переехало более 8 млн. человек.15 Причем качественно структура мигрантов была более привлекательной с точки зрения экономики: они имели наиболее работоспособный возраст и относительно высокий образовательный и квалификационный уровень. Число прибывших в Россию из стран СНГ и Балтии после распада СССР находилось на уровне 80-х годов, колеблясь в пределах 850-1150 тыс. чел в год. Но в последние время и здесь идет затухание миграционного потока: число прибывших из этих стран последовательно сокращается:  к 2000 г. упало до 350 тыс. человек; в 2001 г. – до 186,2 тыс. человек; в 2002 г. – до 177,3 тыс.

  Сохраняются проблемы социально-экономической адаптации мигрантов, не имеющих статуса вынужденных переселенцев или беженцев. Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное или политическое убежище в РФ, в том числе из-за усиливающейся угрозы проникновения на территорию России террористических организаций. Только 1 миллион 600 тысяч мигрантов из стран СНГ и Балтии получили статус беженца или вынужденного переселенца. Террористические нападения заставили мировое сообщество принять в последние годы меры по ужесточению процедур иммиграционного контроля как по отношению к лицам, ходатайствующим о признании беженцами либо ищущим временное или политическое убежище, так и к экономическим мигрантам. Ряд государств прибегнул в этих целях к беспрецедентным мерам безопасности. Уделять должное внимание вопросам антитеррористической интеграции стремится и Россия. Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая миграция населения внутри РФ. Это вызвано несбалансированностью между оплатой труда в легальном секторе экономики и ночной стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, отсутствием механизмов обеспечения рабочей силой производства за счет территориального перераспределения внутренних трудовых ресурсов. Все это создает трудности для обеспечения рабочей силой новых и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту. Развиваются процессы внешней трудовой миграции в виде привлечения и использования в Российской Федерации труда иностранных граждан, выезда российских граждан за границу с целью работы по найму. При этом среди иностранных работников, используемых в России, и российских граждан, работающих за рубежом, велика доля лиц, нелегально осуществляющих трудовую деятельность, что приводит к нарушению их трудовых и социальных прав. В России это создает угрозу национальному рынку труда и благоприятствует развитию теневой экономики [21].

Заключение.

 

  Внутренние миграции населения являются доминирующим компонентом демографической ситуации в регионах страны. В общем миграционном обороте внутрироссийские передвижения за период 1995-2000гг. составляли в среднем около 75%. При этом количество ежегодных переселений сократилось за четырехлетие с 3,1 млн. до 2,6 млн.

  Внутри России с начала 90-х годов сразу же проявилась ущербность экстенсивных методов освоения Севера и Востока, откуда начался интенсивный отток населения; с Дальнего Востока - впервые за весь период его освоения русскими. Зато впервые получили приток Волго-Вятский, Центрально-Черноземный районы и Урал, в течение длительного времени отдававшие население, а Центр и Северный Кавказ восстановили свою роль в абсорбции мигрантов.

  Текущая миграционная ситуация в России характеризуется следующими особенностями:

  Происходит снижение внутренней миграционной активности. После бурных миграционных процессов в 90-х годах XX века это может показаться некоторым стабилизирующим фактором, однако направления миграционных потоков, их структура и качественный состав не отвечают насущным и стратегическим государственным потребностям. Представляется, что без комплекса активных и системных мер по государственному правовому регулированию миграционной политики она качественно не изменится и не улучшит кардинальным образом российский рынок рабочей силы, особенно в сфере наукоемких технологий, промышленного производства, рыночной инфраструктуры;

  Иммиграция в регионы России из стран СНГ стала важным фактором поддержания численности населения страны в условиях естественной убыли населения, однако эти процессы все в меньшей степени являются компенсатором депопуляции в стране; 

Сохраняется стихийный отток населения из Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера в центральные и южные регионы страны. Этот процесс углубляет диспропорции регионального развития, а нерегулируемая миграция превращается в фактор дисбаланса и рассредоточения людских и природных ресурсов страны;

  Еще достаточно высока вынужденная миграция из районов этнических и вооруженных конфликтов, сохраняется незаконная внешняя миграция, подчас тесно переплетенная с криминалитетом.

  Острота миграционных проблем, а также их влияние на перспективы дальнейшего развития России обусловливают насущную необходимость формирования надежной системы государственного регулирования миграционных процессов, особенно в субъектах Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Авдеев, Ю. А. Проблемы территориальной  организации и социально-демографического  развития населения зоны лесопромышленного  освоения Дальнего Востока / Ю. А. Авдеев, В. Д. Царева, Р. В. Вахненко. - Иркутск, 2004. - 26 с.

2. Бакланов, П. Я. Новые факторы  и территориально-отраслевые приоритеты  в развитии Приморского края / П. Я. Бакланов // Вестник ДВО РАН. - 2004. - № 5. - С. 89 - 96.

3. Бирюкова, И. И. Расселение  на Тихоокеанском побережье / И. И. Бирюкова // Владивосток: ДВГУ. - 2003.- № 3. - С. 79 - 85.

4. Борисов, В. А. Демография / В. А. Борисов. - М., 2006. - 308 с.

5. Бутов, В. И. Демография / В. И. Бутов. - М., 2003. - 593 с.

6. Василенко, М. А. Вопросы  социально-экономического развития  инфраструктуры Дальнего Востока / М. А. Василенко. - Владивосток : ДВГУ, 2005. - 167 с.

7. Витковская А. Ю. Миграционная  ситуация на Дальнем Востоке  и политика России. / А. Ю. Витковская / М., 2000. - 328 с

8. Власов, И. В. Приморские  регионы: Географические и социально-экономические  проблемы развития / И. В. Власов. - Владивосток : ДВО РАН, 2003. - 185с.

9. Ишаев, В. И. Экономическая  реформа в регионе: тенденции  развития и регулирование / В. И. Ишаев. - Владивосток: Дальнаука, 2001. - 180 с.

10. Ишаев, В. И. Дальний Восток  России : реальности и возможности  экономического развития / В. И. Ишаев, П. А. Минакир. - Хабаровск : ДВО РАН, 2002. - 160 с.

11. Ишаев, В. И. Концепция развития  Дальнего Востока / В. И. Ишаев. - М., 2001. - 210 с.

12. Концепция демографического  развития РФ на период до 2025 года

13. Леонов, С. Н. Демографическая, миграционная ситуация и социальное  развитие на Дальнем Востоке  и в Забайкалье / С. Н. Леонов. - Хабаровск : ИЭИ ДВО РАН, 2005. - 80 с.

14. Минакир, П. А. Население  и занятость / П. А. Минакир // Экономическая  политика: региональное измерение. - Владивосток : Дальнаука, 2001. - 224 с.

15. Минакир, П. А. Население  Дальнего Востока / П. А. Минакир, Н. Н. Михеева // Дальний Восток России: экономический потенциал. - Владивосток : Дальнаука, 2004. - 594 с.

16. Нестеров, В. П. Новое в  демографических процессах на  Дальнем Востоке России / В. П. Нестеров // Человек и труд. - 2006. - № 7 . - С. 15 - 18.

17. Переведенцев, В. И. Демографические  перспективы России / В. И. Перевенцев // Социологические исследования. - 2007. - № 12. - С. 65 - 68.

18. Полин, С. Ю. Мотивация трудового  и миграционного поведения молодежи  в ДФО / С. Ю. Полин // Пространственная  экономика. - 2006. - № 3. - С. 21 - 34.

19. Полуян, Ф. Г. Демография  и миграционная ситуация в  Дальневосточном федеральном округе / Ф. Г. Полуян // Вестник ДВО РАН. - 2004. - № 6. - С. 12 - 17.

20. Степанов, И. М. Демографическая  ситуация в Дальневосточном федеральном  округе / И. М. Степанов // Народонаселение. - 2004. - № 2. - С. 32 - 38.

21. Суриков, О. Г. Демографический  потенциал и присутствие китайцев  на российском Дальнем Востоке / О. Г. Суриков // Проблемы Дальнего  Востока. 2001. - № 6. - С. 16 - 32.

 

 


 



Информация о работе Демографическая политика