Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:33, контрольная работа
Задачей данной контрольной работы является – осветить развитие библиотековедения в XX столетии – времени очень сложном и противоречивом. Ведь по сути, именно к началу XX века библиотековедение сформировалось как самостоятельная научная и учебная дисциплина. Как она развивалась, кто стоял у истоков отечественного библиотековедения, какие проблемы решались и какие остались нерешенными к концу рассматриваемого периода – это предстоит показать в работе. Основным источником, изученным в процессе подготовки в написанию работы, стала книга «Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги» (составитель Ю.П.Мелентьева) под ред. Л.М.Иньковой.
ВВЕДЕНИЕ.
1. Основные направления развитие библиотековедения в XX веке.
2. Российское библиотековедение на рубеже XIX-XX веков.
3. Советский этап развития библиотечной науки (20-30-е годы)
4. Эволюция статуса библиотековедения (30-50-е годы)
5. Библиотековедение в 60-90-е годы.
6. Статус библиотековедения на рубеже XX-XXI веков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Многочисленные определения «библиотечной философии» не дают четкого ответа на вопрос о содержании данного понятия, что позволило В.В. Скворцову предположить, что «философия библиотечного дела» — не более чем образный синоним гораздо более ясного понятия «общее библиотековедение».[8] «Философия библиотековедения — это система научных представлений о наиболее общих теоретико-методологических проблемах библиотековедения, призванная рассматривать сущность библиотеки как идеальную, ее предназначение, её гуманистическую миссию », — полагает А.Н. Ванеев. [9]
Процессы структурирования библиотековедения как науки и учебной дисциплины, ранее протекавшие параллельно, в будущем станут все больше и больше расходиться, подчиняясь соответственно в большей степени логике развития научной мысли и учебного процесса. Нельзя исключать и возникновения «сепаратистских настроений» у представителей отдельных областей исследований. В этом плане важно появление новых интеграционных разделов библиотековедения — например, сравнительного библиотековедения, предметом которого «является библиотечное дело как целостный социальный феномен в единстве и многообразии его проявлений».[10]
Укреплению единства библиотековедения служат также историко-научные изыскания, которые продолжают вести А.Н. Ванеев, Н.И. Тюлина, И.В. Лукашов и другие специалисты.
Изучение социологических аспектов статуса библиотековедения затруднялось серьезными изменениями в библиотечных НИР, однако оно не было приостановлено даже в этих нелегких условиях. Внимание специалистов привлекали коммуникации библиотековедов и информационное обеспечение научных исследований, динамика диссертационных исследований в библиотековедении и смежных отраслях, деятельность научных школ. Следует отметить, что игнорирование библиотековедения институтами «большой» науки (прежде всего РАН) всегда болезненно воспринималось специалистами, и создание Отделения библиотековедения можно считать одним из первых шагов на пути библиотековедения к «научному Олимпу».[11]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Возникновение, становление и развитие библиотековедения тесно связано с развитием библиотечного дела и обусловлено им. Зародившись в древности как элементарное, обыденное знание о библиотеках, пройдя сложный и противоречивый путь развития, мировое библиотековедение практически полностью сформировалось как информационная наука общественного цикла, обладающая значительным теоретическим потенциалом для решения актуальных проблем библиотечного дела, а также общепризнанным статусом в системе наук. Одновременно оно приобрело все основные черты учебной дисциплины, преподаваемой в соответствующих учебных заведениях мира.
Основная особенность современного библиотековедения — вхождение в период дебифуркации — прогнозируемый период конвергенции и слияния ранее противоборствующих и взаимосвязанных направлений библиотечной науки (социалистического и буржуазного) на новой и единой методологической основе общечеловеческих ценностей, который потребует взаимной переоценки многих положений и постулатов, ранее выглядевших вечными истинами.
Главная задача библиотековедения — выработка научно обоснованного, фундаментально важного как для самого библиотековедения, так и для библиотечного дела, перспективного в теоретическом и практическом плане ответа на глобальный по своим масштабам вопрос современности, связанный с информатизацией общества. Успешность решения этой задачи мировой библиотечной науки будет во многом зависеть от того, насколько глубоко она осознает реалии нынешнего библиотечного дела как одной из отраслей гигантской индустрии информации, а себя как научную дисциплину, призванную обеспечить теоретический фундамент развития библиотечного дела в его новом качестве.
Итак, можно констатировать, что за XX век российское библиотековедение проделало значительный путь и из маленькой «области знания» с едва очерченными объектом и предметом превратилось в развивающуюся научную дисциплину, у которой есть все шансы в наступившем столетии активизировать фундаментальные исследования и связи с практикой, укрепить контакты с другими отраслями, добиться большей ясности в понимании объекта, предмета исследований, расширить свой терминологический аппарат, обогатить методологию и методику НИР и, постоянно наращивая кадровый, организационный, финансовый и материально-технический потенциал, войти в число дисциплин с высоким научным статусом.
Список литературы.
1. Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги. Опыт монографического исследования / Рос. Гос. Б-ка; Сост. и предисл. Ю.П.Мелентьевой; Науч. ред. Л.М.Инькова, – М.: ФАИР-ПРЕСС, Пашков дом, 2003. – 432с.
2. Карташов Н.С., Скворцов В.В. Общее библиотековедение. Учебник: в 2ч. – Ч.1. Скворцов В.В. Теоритические основы библиотековедения. – М.: Изд-во МГУК,1997. – 89с.
3. Карташов Н.С., Скворцов В.В. Общее библиотековедение. Учебник: в 2ч. –Ч.2. Карташов Н.С. Общая теория библиотечного дела. – М.: Изд-во МГУК,1997. – 256с.
4. Столяров Ю.Н. Библиотековедение. Избранное. 1960-2000 годы / Рос. Гос. Б-ка. – М.: Пашков дом, 2001. – 555с.
2
[1] Карташов Н.С., Скворцов В.В. Общее библиотековедение. Учебник: в 2ч. – Ч.1. Скворцов В.В. Теоритические основы библиотековедения. – М.: Изд-во МГУК,1997. – С. 17
[2] Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги. Опыт монографического исследования / Рос. Гос. Б-ка; Сост. и предисл. Ю.П.Мелентьевой; Науч. ред. Л.М.Инькова, – М.: ФАИР-ПРЕСС, Пашков дом, 2003. – с. 10.
[3] Там же. С. 12
[4]Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги. Опыт монографического исследования / Рос. Гос. Б-ка; Сост. и предисл. Ю.П.Мелентьевой; Науч. ред. Л.М.Инькова, – М.: ФАИР-ПРЕСС, Пашков дом, 2003. – С. 27
[5] Карташов Н.С., Скворцов В.В. Общее библиотековедение. Учебник: в 2ч. – Ч.1. Скворцов В.В. Теоритические основы библиотековедения. – М.: Изд-во МГУК,1997. – С.19
[6]Карташов Н.С., Скворцов В.В. Общее библиотековедение. Учебник: в 2ч. – Ч.1. Скворцов В.В. Теоритические основы библиотековедения. – М.: Изд-во МГУК,1997. – С. 21.
[7] Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги. Опыт монографического исследования / Рос. Гос. Б-ка; Сост. и предисл. Ю.П.Мелентьевой; Науч. ред. Л.М.Инькова, – М.: ФАИР-ПРЕСС, Пашков дом, 2003. – С. 129
[8]Там же. – С. 130
[9] Там же.. – С.130
[10]Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги. Опыт монографического исследования / Рос. Гос. Б-ка; Сост. и предисл. Ю.П.Мелентьевой; Науч. ред. Л.М.Инькова, – М.: ФАИР-ПРЕСС, Пашков дом, 2003 - С. 138
[11]Там же. – с.138