Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:33, контрольная работа
Задачей данной контрольной работы является – осветить развитие библиотековедения в XX столетии – времени очень сложном и противоречивом. Ведь по сути, именно к началу XX века библиотековедение сформировалось как самостоятельная научная и учебная дисциплина. Как она развивалась, кто стоял у истоков отечественного библиотековедения, какие проблемы решались и какие остались нерешенными к концу рассматриваемого периода – это предстоит показать в работе. Основным источником, изученным в процессе подготовки в написанию работы, стала книга «Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги» (составитель Ю.П.Мелентьева) под ред. Л.М.Иньковой.
ВВЕДЕНИЕ.
1. Основные направления развитие библиотековедения в XX веке.
2. Российское библиотековедение на рубеже XIX-XX веков.
3. Советский этап развития библиотечной науки (20-30-е годы)
4. Эволюция статуса библиотековедения (30-50-е годы)
5. Библиотековедение в 60-90-е годы.
6. Статус библиотековедения на рубеже XX-XXI веков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Итак: в России после октября 1917г. утвердилось новое направление международного библиотековедения — социалистическое. Его методологическую основу составили диалектический материализм, требования классовости, коммунистической партийности, подчинения библиотечной теории и практики задачам социалистического строительства, непримиримости ко всем проявлениям буржуазной идеологии и др.
Социалистическое библиотековедение опиралось на законы и категории диалектического и исторического материализма, труды В. И. Ленина и Н. К. Крупской по библиотечному делу. В. И. Ленин и Н. К. Крупская разработали и пытались осуществить в целом прогрессивную программу библиотечного строительства, одну из основ которой составили передовой опыт и демократические достижения буржуазного библиотековедения. Они настойчиво стремились в постреволюционной России, как и в зарубежных государствах, сделать "громадные необъятные библиотеки доступными не для цеха ученых, профессоров и т.п. специалистов, а для массы, для толпы, для улицы", или как писал сам Ленин, ввести "швейцарско-американскую систему". Не случайно в зарубежном библиотековедении В. И. Ленин и Н. К. Крупская считались незаурядными знатоками библиотечного дела. Так, начатая в 1967г. в Англии серия "Классики мирового библиотековедения" была открыта книгой "Ленин, Крупская и библиотеки", в которой были представлены их основные работы по библиотечному делу. В 1970г. на сессии ИФЛА было проведено специальное пленарное заседание по теме "Ленин и библиотечное дело".[5]
В. И. Ленин и Н. К. Крупская, провозглашая демократические лозунги: общедоступность библиотек, всестороннее и гармоническое развитие личности — ограничивали их рамками воспитания народа в духе коммунизма, коммунистической сознательности, активности и т.д. Это привело в конечном счете социалистическое библиотековедение к тотальной библиотечной цензуре, к превращению библиотек в опорные базы КПСС по коммунистическому воспитанию трудящихся. Не случайно поэтому в социалистическом библиотековедении раньше, чем в зарубежном, на первый план вышли социальные проблемы библиотечной теории и практики, большое внимание стало уделяться проблемам организации массового чтения, идеологической и практической направленности работы библиотек, планомерной организации и централизации библиотечного дела. Наряду с этим одним из главных направлений стала критика буржуазного библиотековедения и непримиримая борьба с его проявлениями в теории и практике библиотечного дела России. Библиотековедение в России стало развиваться как общественная наука, опережая в этом отношении зарубежное библиотековедение.
Особое внимание в библиотековедении было уделено вопросу о содержании и назначении работы библиотек, об их социальных функциях в социалистическом обществе. Общепризнанную к тому времени точку зрения по этому вопросу выразила резолюция Первого Всероссийского библиотечного съезда (1924), в которой указывалось, что главной целью библиотекарей является превращение библиотеки в орудие выработки коммунистического мировоззрения, в очаг воспитания и просвещения масс в духе марксизма-ленинизма.
И всё же 20-е годы были важнейшими в изучении библиотековедческой наукой своего статуса.
4. Эволюция статуса библиотековедения (30-50-е годы)
Эти годы были наиболее сложными в развитии библиотековедения. Идеи Маркса-Энгельса-Ленина-
И.А.Месеняшин выделил основные подсистемы библиотеки: фонд, контингент читателей и библиотечный персонал, а также мысль о соответствии основных подсистем библиотеки друг другу. Создавалась концепция библиотечной деятельности (попытка определить её законы).
Н.К.Крупская в своих работах пытается поднять престиж библиотечного дела. В рассматриваемый период активизировалась разработка истории библиотековедения. Несмотря на трудности и лишения, отечественное библиотековедение накопило определенный потенциал, который был использован в последующие годы.
Важной вехой в разработке научных основ социалистического библиотековедения явилось теоретическое совещание по вопросам библиотековедения и библиографии (1936). Оно еще более утвердило необходимость решения всех теоретических проблем с учетом ленинских указаний по библиотечному делу, с позиций марксизма-ленинизма.
Отечественное библиотековедение, как и зарубежное, большое внимание уделяло разработке проблемы сущности библиотековедения как науки, его месту и взаимосвязям в системе наук. Так же, как зарубежная библиотечная наука, оно не избежало серьезного разнобоя во взглядах на эти вопросы. Так, в 20-е гг. существовало, по меньшей мере, пять типичных для того времени точек зрения на сущность библиотековедения. Первая предполагала интерпретацию библиотековедения как составной части книговедения, вторая — библиографии, третья — педагогики, четвертая — психологии. Наконец, пятая рассматривала библиотековедение как самостоятельную науку, объектом которой является библиотека, а предметом — методика библиотечной работы. Утвердилась концепция библиотеки как самостоятельной науки./Тогда же были сделаны первые попытки определить не только сущность библиотековедения, но и его структуру, основной понятийный аппарат и другие важные характеристики.
Таким образом, уже в 30-е гг. в России окончательно сложилось представление о библиотековедении как о самостоятельной социальной науке, в методологическую основу формирования которой была положена марксистско-ленинская идеология, у
В последующие годы одно из центральных мест в библиотековедении заняли проблемы предмета и объекта библиотековедения, его взаимосвязей с другими науками, статуса в системе наук, методологии, методики библиотековедческих исследований и др.
5. Библиотековедение в 60-90-е годы.
В 60-90-е XX века годы библиотечная наука находилась на подъеме. Росла сеть библиотек, развивалась система специального образования. Библиотековедение стало осваивать достижения других наук: кибернетики, книговедения, информатики и др. С новой актуальностью встал вопрос о статусе библиотековедческой науки. Снова главным стал вопрос об установлении объекта науки, её предмета.
Сложились две точки зрения. Одни видели предмет библиотековедения в изучении общественного пользования книгами, его целей, принципов и организации. (О.С.Чубарьян). Более точной представлялась концепция Ю.В.Григорьева и Н.Я.Фридьевой: – предмет библиотековедения – библиотека. Библиотека – учреждение, призванное собирать, хранить, выдавать и пропагандировать произведения печати. Библиотека как комплекс трех элементов: читателя, книги и библиотекаря. Ставятся важные проблемы в рамках общественного библиотековедения: социальная роль библиотеки, книги и чтение в жизни общества, принципы и формы библиотечного обслуживания; взаимодействие библиотек и органов информации; функционирование библиотечной системы и сетей библиотек.
Большое значение для решения конкретных теоретических вопросов библиотековедения имела дискуссия конца 70 — начала 80-х гг. Несмотря на то, что в ходе ее высказывались различные точки зрения, большинство библиотековедов пришли к выводу, что объектом библиотековедения является библиотечная деятельность. В ходе дискуссии была рассмотрена и проблема предмета библиотековедения. Обобщенная точка зрения по этому вопросу была выражена в учебнике «Библиотековедение. Общий курс» (1988). В нем подчеркивалось, что предметом библиотековедения является «выявление и исследование закономерностей, принципов формирования развития, функционирования библиотечной системы, взаимодействия библиотек в различных аспектах».[6]
Вторая половина XX в. характеризуется серьезным усилением общетеоретических исследований в библиотековедении, их многоплановостью. Важным достижением отечественного библиотековедения явилось выделение в его структуре научного и учебного раздела, который получил название общего библиотековедения. Так, в 1960г. был издан первый в мире учебник "Общее библиотековедение", написанный основоположником этого раздела библиотечной науки О.С. Чубарьяном. Ведущие понятия, структура и содержание раздела изложены в монографии "Общее библиотековедение: итоги развития и проблемы" (1973). Указанный учебник выдержал три издания.
Создание и разработка раздела общего библиотековедения явились серьезным научным достижением отечественного библиотековедения. Достаточно сказать, что в зарубежной библиотечной науке он пока не приобрел уровня, наблюдающегося в России.
В те же годы в отечественном библиотековедении происходит заметное расширение фронта библиотековедческих исследований, в поле зрения исследователей вовлекаются новые задачи, более глубоко разрабатываются традиционные. Усиливается внимание к историко-библиотековедческим проблемам, изучению взаимосвязи библиотековедения с другими науками, его научной методике. Исследуются социальная роль библиотеки, проблемы взаимодействия, планомерной организации и централизации библиотечного дела, типологии библиотек, роли книги и чтения в жизни общества. Концепция библиотеки как одного из центральных понятий библиотековедения обогащается структурно-функциональным подходом. Активно развиваются частные разделы библиотековедения, а на их стыках с другими научными дисциплинами возникают новые ответвления библиотековедческого знания.
Вместе с тем с точки зрения основной общей парадигмы отечественное библиотековедение до самого конца 80-х гг. носило традиционный характер, почти полностью оставаясь на позициях документализма. Отчетливые признаки перехода к новой — информационной парадигме наметились в нем лишь в начале 90-х гг. В этом отношении оно отстало от зарубежной библиотечной науки примерно на несколько десятилетий.
Во второй половине XX в. качественно изменяется и инфраструктура библиотековедения как социального института. Серьезно расширяется деятельность прежних научных библиотековедческих центров, возникают новые. Улучшается координация научно-исследовательской работы в области библиотековедения. В 1967г. при бывшей ГБЛ создается научно-исследовательский отдел библиотековедения и теории библиографии. С конца 60-х гг. при крупных универсальных и специальных библиотеках организуются научно-исследовательские отделы. В целях усиления руководства и координации научно-исследовательской работы в области библиотековедения формируются сводные тематические планы НИР, создаются республиканский (РСФСР) и всесоюзный (СССР) советы. В их составе выделяются советы и комиссии для разработки важнейших научных направлений: теории и истории библиотечного дела, социологии книги и чтения, централизации и планомерной организации библиотечного дела, научной организации труда и экономики библиотечного дела и др. В 1973 г. на базе сборника "Библиотеки СССР: опыт работы" организуется научно-теоретический сборник "Советское библиотековедение" (ныне журнал "Библиотековедение"). Увеличивается выпуск монографий и научно-теоретических сборников по библиотековедению и смежным наукам. Возрастают масштабы подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру.
6. Статус библиотековедения на рубеже XX-XXI веков
Актуальнейшую задачу отечественного библиотековедения в конце XX века составляет переход на методологическую базу общечеловеческих ценностей, который потребует существенного пересмотра многих ранее выработанных положений и решения целого ряда новых проблем, связанных с этим переходом.
Развитие отечественной библиотечной науки и ее статуса в конце XX — начале XXI века шло на фоне очередного цикла политических, социальных и экономических потрясений. Распад СССР, ликвидация однопартийной системы, становление рыночного хозяйства не только радикально изменили внешнюю среду функционирования библиотечной науки, но и обусловили необходимость пересмотра положений, казавшихся незыблемыми, формирования новых направлений в ответ на вызовы времени.
Вновь, как и в 20-е годы XX столетия, встал вопрос об отношении к наследию прошлого. Отличие заключалось в том, что сторонники нигилистического отрицания, хотя и были активны, не преобладали и в конечном счете не определяли общую тенденцию развития российского библиотековедения. Кроме того, если в начале XX века общие понятия о науке были фрагментарны и практически не использовались библиотековедами, то в конце столетия идеи философии, науковедения интенсивно осваивались деятелями отраслевой науки в надежде с помощью этих концепций определить пути дальнейшего развития библиотековедения.
Под флагом «деидеологизации» всю историю библиотечной науки XX века предлагалось рассматривать в контексте противостояния двух направлений, на смену которым должна придти их конвергенция на основе общечеловеческих ценностей. Эта концепция по сути означала простую смену знаков (если раньше идеологизированность советского библиотековедения объявлялась его преимуществом, то сейчас — пережитком) и не давала ответа на вопросы о том, как именно должен происходить отказ от прежних стереотипов и должен ли этот процесс быть двусторонним.
Другая попытка обновить содержание библиотековедения была предпринята под лозунгом движения «от идеологии к философии библиотечного дела».[7] Данный тезис оказался тем более популярен, что понятие «философия библиотечного дела» активно используется в зарубежном (прежде всего американском) библиотековедении; кроме того, развитие получили «философия культуры», «философия книги», «философия педагогики» и т. п. При этом остается неясным, идет ли речь о философии библиотеки, философии библиотековедения, философии библиотечного дела или одновременно обо всем разом: терминологические проблемы не только не обсуждаются, но и не ставятся, в результате, как констатировал А.Н. Ванеев, ни одна другая область практических знаний не располагает подобным богатством отраслевых философий.