Развитие библиотековедения в XX веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:33, контрольная работа

Краткое описание

Задачей данной контрольной работы является – осветить развитие библиотековедения в XX столетии – времени очень сложном и противоречивом. Ведь по сути, именно к началу XX века библиотековедение сформировалось как самостоятельная научная и учебная дисциплина. Как она развивалась, кто стоял у истоков отечественного библиотековедения, какие проблемы решались и какие остались нерешенными к концу рассматриваемого периода – это предстоит показать в работе. Основным источником, изученным в процессе подготовки в написанию работы, стала книга «Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги» (составитель Ю.П.Мелентьева) под ред. Л.М.Иньковой.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
1. Основные направления развитие библиотековедения в XX веке.
2. Российское библиотековедение на рубеже XIX-XX веков.
3. Советский этап развития библиотечной науки (20-30-е годы)
4. Эволюция статуса библиотековедения (30-50-е годы)
5. Библиотековедение в 60-90-е годы.
6. Статус библиотековедения на рубеже XX-XXI веков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Файлы: 1 файл

Б-ведение Контр.doc

— 121.00 Кб (Скачать)


 

Контрольная работа

 

                            По курсу  «Теория библиотечного дела»

                            Тема: «Развитие библиотековедения в XX веке»

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План.

 

ВВЕДЕНИЕ.

1.  Основные направления развитие библиотековедения в XX веке.

2.      Российское библиотековедение на рубеже XIX-XX веков.

3.      Советский этап развития библиотечной науки (20-30-е годы)

4.      Эволюция статуса библиотековедения (30-50-е годы)

5.      Библиотековедение в 60-90-е годы.

6.   Статус библиотековедения на рубеже XX-XXI веков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

              Задачей данной контрольной работы является – осветить развитие библиотековедения в XX столетии – времени очень сложном и противоречивом. Ведь по сути, именно  к началу XX века библиотековедение сформировалось как самостоятельная научная и учебная дисциплина. Как она развивалась, кто стоял у истоков отечественного библиотековедения, какие проблемы решались и какие остались нерешенными к концу рассматриваемого периода – это предстоит показать в работе. Основным источником, изученным в процессе подготовки в написанию работы, стала книга «Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги» (составитель Ю.П.Мелентьева) под ред. Л.М.Иньковой. Это опыт монографического исследования, вышедший в 2003 году, содержащий попытку осмыслить путь, который прошло российское библиотековедение в прошедшем веке. Строение книги стало основой и для  плана этой работы. Кроме того, были изучены учебники:  Столяров Ю.Н. «Библиотековедение. Избранное. 1960-2000 годы» и «Общее библиотековедение» Н.С.Карташова и В.В.Скворцова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Основные направления развитие библиотековедения в XX веке.

              Двадцатое столетие в развитии библиотековедения — самое сложное и продуктивное. Принципиальное его отличие от библиотековедения предыдущего периода заключается в том, что произошла бифуркация — разделение на буржуазное и социали­стическое. Оба направления представляли собой тесно взаимосвя­занные в профессиональном и непримиримые в социально-политическом и идеологическом отношении течения мировой библиотечной науки.

              Библиотековедение зарубежных стран в течение XX в. прошло довольно сложный и противоречивый путь. Продолжалась борьба между сторонниками "теоретического" и "практического" би­блиотековедения. Недооценка научного начала в библиотекове­дении сохранялась примерно до 60-x гг. (Ф. Милькау, 1859—1934, Г. Лей, 1877—1968).

Приверженцы "теоретического" библиотековедения вели ак­тивный поиск сущности библиотековедения, его научной основы.

              Однако этот поиск нередко сопровождался ошибками самого раз­личного толка. Так, предпринимались попытки свести сущность би­блиотековедения к библиографии (Р. Фик), истории литературы или истории научных учреждений и организаций (В. Герзе), к экономике книжного дела (А. Харнак, 1851—1930) и т.п.

              Буржуазное библиотековедение медленно, но верно приближа­лось к более полному и развернутому пониманию содержанию этой науки. Были сделаны первые попытки раскрыть социальный, психологический, исторический аспекты библиотековедения (1933) (П. Батлер, 1886—1953), сформулировать законы библио­течного дела (1931) (Ш.Р. Ранганатан, 1892—1972). Продолжа­лось исследование сущности и теоретических оснований библио­тековедения, его структуры как научной и учебной дисциплины (Й. Форстиус, Г. Лейдингер, А. Предеек).

              Значительные сдвиги в развитии зарубежного библиотековедения произошли во второй половине XX в. Примерно с 60—70-х гг. оно стало приобретать черты подлинно общественной науки. Большую роль в утверждении социального взгляда на библиотечное дело и библиотеку сыграл Д.Х. LUnpaf (1903—1982), книга которого "Социологические основы библиотечного дела" вышла в 1967 г. (русский перевод— 1973). За ней последовала целая серия изда­ний, характеризующихся ярко выраженной социальной и полити­ческой направленностью, причем некоторые из них отличались беспрецедентно беспощадной критикой как существующего обще­ственного строя, так и сложившейся системы библиотечного об­служивания населения. Особую роль в этом отношении сыграли "Библиотечный билль о правах" Американской библиотечной ассоциации (1948), "Манифест ЮНЕСКО о публичных библиоте­ках" (1949). "Хартия книги" ИФЛА (1972) и др.[1]

              Основное содержание этих документов было направлено на утверждение в библиотечной теории и практике принципов демокра­тии и интеллектуальной свободы. Подчеркивалась недопустимость ограничений прав человека на доступ к информации по возрасту, "национальности, религии, партийной принадлежности, социаль­ному положению и т.д.

              В зарубежном библиотековедении окончательно утвердилась концепция библиотеки и библиотечного дела не только как важ­ного социального учреждения и института, но и как инструмента демократии и интеллектуальной свободы. Это означало, что оно окончательно превратилось в общественную, гуманитарную нау­ку.               Исчезли все основания рассматривать ее как формально-техническую дисциплину.

              Одновременно в зарубежном библиотековедении разрабаты­ваются общетеоретические вопросы, проблемы методологии би­блиотековедения, его научной методики, статуса, состава и др. Тогда же произошла смена парадигмы библиотековедения, обусловленная невиданным ранее нарастанием значения инфор­мации в жизни общества. Этот процесс, получивший название информатизации, требовал переноса акцента с документа на соб­ственно информацию.

Зарубежное библиотековедение относительно быстро преодо­лело возникший серьезный кризис и вышло на качественно новый уровень развития, который получил образное название "библиотековедение в новом ключе" (Д.Х. Шира). "Новым клю­чом" для него стала информационная интерпретация библиотеки и библиотечного дела.

              В связи со сменой парадигмы принципиальным отличием совре­менного библиотековедения зарубежья стала ассимиляция многих идей фундаментальной информатики. Не случайно уже в 60—70-е гг. оно именуется "библиотечно-информационная наука".

              Ныне зарубежное библиотековедение является сравнительно развитым научным институтом. Сложилась система научных центров, безусловное лидерство среди которых принадлежит ряду библиотечных школ и учреждений США. Действуют сотни на­циональных, региональных и международных библиотечных про­фессиональных организаций, в задачи которых входит и разра­ботка общетеоретических проблем библиотековедения. Издается более 1,5 тысячи периодических изданий по библиотековедению и смежным вопросам, не говоря уже о других публикациях. Нако­плен весьма значительный теоретический потенциал по основным направлениям библиотековедческих исследований.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Российское библиотековедение на рубеже XIX-XX веков.

 

              Возникновение отечественной библиотечной науки прошло четы­ре этапа:

XI—XVII века (зарождение библиотечной мысли и ее пребы­вание в нерасчлененном, синкретическом состоянии);

XVIII век (обо­собление библиотечной деятельности в ряду других занятий и обусловленная этим дифференциация библиотечной мысли на два ос­новных направления — «внутреннее», отражавшее результаты изучения библиотекарями своей деятельности, и «внешнее», в котором синтези­ровались знания о библиотеке, вырабатывавшиеся представителями других социальных институтов, преобладание в структуре знаний о биб­лиотеке концепций онтологического, описательного типа);

XIX век (выд­вижение идеи о необходимости научного обеспечения библиотечной деятельности, активное развитие технологических знаний и стремле­ние библиотекарей к их синтезу со знаниями онтологического типа, интенсивное взаимодействие внешних и внутренних знаний о библио­теке под влиянием различных течений общественной мысли);

конец XIX — начало XX века (профессионализация библиотечной деятельнос­ти, обретение библиотековедением статуса науки и качественное услож­нение структуры знаний о библиотеке с разделением профессиональ­ных библиотечных знаний на научные и вненаучные).

XX век стал веком дальнейшего  развития библиотечной мысли и библиотековедения как науки.

              Именно с XX века начинается профессионализация библиотечной деятельности: в 1901г. брошюра Е.В. Балобановой «Библиотечное дело» (1901) в дальнейшем высоко оценивалась имен­но за «горячую и обстоятельную защиту специализации в области биб­лиотечного дела». В 1904г. Л.Б. Хавкина выступила с докладом «О профессиональной подготовке библиотека­рей», а доклад А.Р. Войнич-Сяноженцкого на I Всероссийском съезде по библиотечному делу (1911) «Библиотечное дело, как особая самостоятельная специальность и библиотекари, как обособленная группа в ряду других специалистов» стал своего рода профессиональ­ным манифестом российских библиотекарей. «Как нужны для обще­ства хорошие педагоги, врачи, юристы, технологи и пр., так же точно нужны знатоки библиотечного дела, и только при их наличности биб­лиотеки могут получить правильную организацию», — говорилось в «Записке по вопросу о мерах, необходимых для улучшения постанов­ки библиотечного дела в академических библиотеках» (1909); пред­ставленной на рассмотрение I Всероссийского съезда по библиотеч­ному делу.[2]

              Становление и массовизация библиотечной деятельности привели к осознанию необходимости изуче­ния библиотечной практики в форме систематичности. Признание специфичного характера библиотечной деятельности и освоение ее в формах всеобщности и системности способствовали раз­витию предметной заданности мышления библиотекарей, отражав­шейся в разработке конкретно-всеобщих понятий сферы библиотечно­го труда. Стала необходимой выделение и описание всех подсистем библиотечной деятельности: библиотечного персонала, фонда, материально-технической базы библиотек и её читателей. Все это стало научным предметом, который изучает библиотековедение. Для библиотековедения как научной дисциплины введение понятий «Объект» и «предмет» было важным шагом, ведь выделение объекта изучения и последующее накопление знаний по нему, служило одним из главных признаков, отличающих науку.

              Одно время существовала концепция, что библиотековедение является частью книговедения, как раздел, посвященный «истории, обзору и способу устройства библиотек».[3] Но такая концепция по сути мешала самостоятельности библиотековедения как науки. Но более взвешенной была концепция Н.М. Лисовского. Он выделял библиотековедение как особый, специальный предмет.

              В к.XIX – н.XX века структура библиотековедения виделась специалистам лишь в самых общих чертах. Библиотечное дело в этот период не вышло на такой уровень развития, который требовал бы глубокой дифференциации библиотековедения.   В 1907 году в Московском археологическом институте открылась кафедра библиотековедения. Открывались курсы при других учебных заведениях, что утверждало в общественном мнении мысли о суверенности библиотечной профессии и науки.

              Таким образом, дореволюционными специалистами были заложены основы представлений о библиотековедении как суверенной научной дисциплине, опора, которая помогла в разработке её статуса в последующие периоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Советский этап развития библиотечной науки (20-30-е годы)

              В 20-е годы отечественное библиотековедение развивалось пол влиянием коренного перелома в жизни общества после Октябрьской революции. Возникли острые проблемы идеологического плана. Коммунистическая идеология насаждалась как аксиома.  Были попытки ( и удачные) отдалиться от опыта, накопленного в предыдущие годы. Однако «ревизия старого библиотековедения» была поспешной. Л.Б.Хавкина углубила представление о библиотечной науке, оценивая её как «теорию профессиональной работы библиотекаря» и выделяла в качестве опыта исследования «библиотеку как определенный организм» состоящий их трех элементов – книги, библиотекаря, читателя.[4] Она поставила задачу системности библиотековедения и необходимость его изучения на теоретическом уровне. В эти годы решались общие вопросы библиотековедения: устанавливались цели, задачи, Сущность библиотеки, отношения между библиотеками, а также проблемы управления библиотечным делом.

              В 20-е годы произошло выделение «общей части» или «общего библиотековедения», но оно не получило своего распространения и было возобновлено несколькими десятилетиями позже. Были определенные успехи в библиотечной терминологии. Была предпринята попытка определить место библиотековедения среди вспомогательных наук и среди таких наук, как история, педагогика, книговедение. Л.Б.Хавкина создала институт библиотековедения, который создал программу развертывания научной деятельности по  библиотековедению. Но эта программа не была реализована полностью.

Информация о работе Развитие библиотековедения в XX веке