Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:33, контрольная работа
Задачей данной контрольной работы является – осветить развитие библиотековедения в XX столетии – времени очень сложном и противоречивом. Ведь по сути, именно к началу XX века библиотековедение сформировалось как самостоятельная научная и учебная дисциплина. Как она развивалась, кто стоял у истоков отечественного библиотековедения, какие проблемы решались и какие остались нерешенными к концу рассматриваемого периода – это предстоит показать в работе. Основным источником, изученным в процессе подготовки в написанию работы, стала книга «Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги» (составитель Ю.П.Мелентьева) под ред. Л.М.Иньковой.
ВВЕДЕНИЕ.
1. Основные направления развитие библиотековедения в XX веке.
2. Российское библиотековедение на рубеже XIX-XX веков.
3. Советский этап развития библиотечной науки (20-30-е годы)
4. Эволюция статуса библиотековедения (30-50-е годы)
5. Библиотековедение в 60-90-е годы.
6. Статус библиотековедения на рубеже XX-XXI веков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Контрольная работа
По курсу «Теория библиотечного дела»
Тема: «Развитие библиотековедения в XX веке»
План.
ВВЕДЕНИЕ.
1. Основные направления развитие библиотековедения в XX веке.
2. Российское библиотековедение на рубеже XIX-XX веков.
3. Советский этап развития библиотечной науки (20-30-е годы)
4. Эволюция статуса библиотековедения (30-50-е годы)
5. Библиотековедение в 60-90-е годы.
6. Статус библиотековедения на рубеже XX-XXI веков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ.
Задачей данной контрольной работы является – осветить развитие библиотековедения в XX столетии – времени очень сложном и противоречивом. Ведь по сути, именно к началу XX века библиотековедение сформировалось как самостоятельная научная и учебная дисциплина. Как она развивалась, кто стоял у истоков отечественного библиотековедения, какие проблемы решались и какие остались нерешенными к концу рассматриваемого периода – это предстоит показать в работе. Основным источником, изученным в процессе подготовки в написанию работы, стала книга «Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги» (составитель Ю.П.Мелентьева) под ред. Л.М.Иньковой. Это опыт монографического исследования, вышедший в 2003 году, содержащий попытку осмыслить путь, который прошло российское библиотековедение в прошедшем веке. Строение книги стало основой и для плана этой работы. Кроме того, были изучены учебники: Столяров Ю.Н. «Библиотековедение. Избранное. 1960-2000 годы» и «Общее библиотековедение» Н.С.Карташова и В.В.Скворцова.
1. Основные направления развитие библиотековедения в XX веке.
Двадцатое столетие в развитии библиотековедения — самое сложное и продуктивное. Принципиальное его отличие от библиотековедения предыдущего периода заключается в том, что произошла бифуркация — разделение на буржуазное и социалистическое. Оба направления представляли собой тесно взаимосвязанные в профессиональном и непримиримые в социально-политическом и идеологическом отношении течения мировой библиотечной науки.
Библиотековедение зарубежных стран в течение XX в. прошло довольно сложный и противоречивый путь. Продолжалась борьба между сторонниками "теоретического" и "практического" библиотековедения. Недооценка научного начала в библиотековедении сохранялась примерно до 60-x гг. (Ф. Милькау, 1859—1934, Г. Лей, 1877—1968).
Приверженцы "теоретического" библиотековедения вели активный поиск сущности библиотековедения, его научной основы.
Однако этот поиск нередко сопровождался ошибками самого различного толка. Так, предпринимались попытки свести сущность библиотековедения к библиографии (Р. Фик), истории литературы или истории научных учреждений и организаций (В. Герзе), к экономике книжного дела (А. Харнак, 1851—1930) и т.п.
Буржуазное библиотековедение медленно, но верно приближалось к более полному и развернутому пониманию содержанию этой науки. Были сделаны первые попытки раскрыть социальный, психологический, исторический аспекты библиотековедения (1933) (П. Батлер, 1886—1953), сформулировать законы библиотечного дела (1931) (Ш.Р. Ранганатан, 1892—1972). Продолжалось исследование сущности и теоретических оснований библиотековедения, его структуры как научной и учебной дисциплины (Й. Форстиус, Г. Лейдингер, А. Предеек).
Значительные сдвиги в развитии зарубежного библиотековедения произошли во второй половине XX в. Примерно с 60—70-х гг. оно стало приобретать черты подлинно общественной науки. Большую роль в утверждении социального взгляда на библиотечное дело и библиотеку сыграл Д.Х. LUnpaf (1903—1982), книга которого "Социологические основы библиотечного дела" вышла в 1967 г. (русский перевод— 1973). За ней последовала целая серия изданий, характеризующихся ярко выраженной социальной и политической направленностью, причем некоторые из них отличались беспрецедентно беспощадной критикой как существующего общественного строя, так и сложившейся системы библиотечного обслуживания населения. Особую роль в этом отношении сыграли "Библиотечный билль о правах" Американской библиотечной ассоциации (1948), "Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках" (1949). "Хартия книги" ИФЛА (1972) и др.[1]
Основное содержание этих документов было направлено на утверждение в библиотечной теории и практике принципов демократии и интеллектуальной свободы. Подчеркивалась недопустимость ограничений прав человека на доступ к информации по возрасту, "национальности, религии, партийной принадлежности, социальному положению и т.д.
В зарубежном библиотековедении окончательно утвердилась концепция библиотеки и библиотечного дела не только как важного социального учреждения и института, но и как инструмента демократии и интеллектуальной свободы. Это означало, что оно окончательно превратилось в общественную, гуманитарную науку. Исчезли все основания рассматривать ее как формально-техническую дисциплину.
Одновременно в зарубежном библиотековедении разрабатываются общетеоретические вопросы, проблемы методологии библиотековедения, его научной методики, статуса, состава и др. Тогда же произошла смена парадигмы библиотековедения, обусловленная невиданным ранее нарастанием значения информации в жизни общества. Этот процесс, получивший название информатизации, требовал переноса акцента с документа на собственно информацию.
Зарубежное библиотековедение относительно быстро преодолело возникший серьезный кризис и вышло на качественно новый уровень развития, который получил образное название "библиотековедение в новом ключе" (Д.Х. Шира). "Новым ключом" для него стала информационная интерпретация библиотеки и библиотечного дела.
В связи со сменой парадигмы принципиальным отличием современного библиотековедения зарубежья стала ассимиляция многих идей фундаментальной информатики. Не случайно уже в 60—70-е гг. оно именуется "библиотечно-информационная наука".
Ныне зарубежное библиотековедение является сравнительно развитым научным институтом. Сложилась система научных центров, безусловное лидерство среди которых принадлежит ряду библиотечных школ и учреждений США. Действуют сотни национальных, региональных и международных библиотечных профессиональных организаций, в задачи которых входит и разработка общетеоретических проблем библиотековедения. Издается более 1,5 тысячи периодических изданий по библиотековедению и смежным вопросам, не говоря уже о других публикациях. Накоплен весьма значительный теоретический потенциал по основным направлениям библиотековедческих исследований.
2. Российское библиотековедение на рубеже XIX-XX веков.
Возникновение отечественной библиотечной науки прошло четыре этапа:
XI—XVII века (зарождение библиотечной мысли и ее пребывание в нерасчлененном, синкретическом состоянии);
XVIII век (обособление библиотечной деятельности в ряду других занятий и обусловленная этим дифференциация библиотечной мысли на два основных направления — «внутреннее», отражавшее результаты изучения библиотекарями своей деятельности, и «внешнее», в котором синтезировались знания о библиотеке, вырабатывавшиеся представителями других социальных институтов, преобладание в структуре знаний о библиотеке концепций онтологического, описательного типа);
XIX век (выдвижение идеи о необходимости научного обеспечения библиотечной деятельности, активное развитие технологических знаний и стремление библиотекарей к их синтезу со знаниями онтологического типа, интенсивное взаимодействие внешних и внутренних знаний о библиотеке под влиянием различных течений общественной мысли);
конец XIX — начало XX века (профессионализация библиотечной деятельности, обретение библиотековедением статуса науки и качественное усложнение структуры знаний о библиотеке с разделением профессиональных библиотечных знаний на научные и вненаучные).
XX век стал веком дальнейшего развития библиотечной мысли и библиотековедения как науки.
Именно с XX века начинается профессионализация библиотечной деятельности: в 1901г. брошюра Е.В. Балобановой «Библиотечное дело» (1901) в дальнейшем высоко оценивалась именно за «горячую и обстоятельную защиту специализации в области библиотечного дела». В 1904г. Л.Б. Хавкина выступила с докладом «О профессиональной подготовке библиотекарей», а доклад А.Р. Войнич-Сяноженцкого на I Всероссийском съезде по библиотечному делу (1911) «Библиотечное дело, как особая самостоятельная специальность и библиотекари, как обособленная группа в ряду других специалистов» стал своего рода профессиональным манифестом российских библиотекарей. «Как нужны для общества хорошие педагоги, врачи, юристы, технологи и пр., так же точно нужны знатоки библиотечного дела, и только при их наличности библиотеки могут получить правильную организацию», — говорилось в «Записке по вопросу о мерах, необходимых для улучшения постановки библиотечного дела в академических библиотеках» (1909); представленной на рассмотрение I Всероссийского съезда по библиотечному делу.[2]
Становление и массовизация библиотечной деятельности привели к осознанию необходимости изучения библиотечной практики в форме систематичности. Признание специфичного характера библиотечной деятельности и освоение ее в формах всеобщности и системности способствовали развитию предметной заданности мышления библиотекарей, отражавшейся в разработке конкретно-всеобщих понятий сферы библиотечного труда. Стала необходимой выделение и описание всех подсистем библиотечной деятельности: библиотечного персонала, фонда, материально-технической базы библиотек и её читателей. Все это стало научным предметом, который изучает библиотековедение. Для библиотековедения как научной дисциплины введение понятий «Объект» и «предмет» было важным шагом, ведь выделение объекта изучения и последующее накопление знаний по нему, служило одним из главных признаков, отличающих науку.
Одно время существовала концепция, что библиотековедение является частью книговедения, как раздел, посвященный «истории, обзору и способу устройства библиотек».[3] Но такая концепция по сути мешала самостоятельности библиотековедения как науки. Но более взвешенной была концепция Н.М. Лисовского. Он выделял библиотековедение как особый, специальный предмет.
В к.XIX – н.XX века структура библиотековедения виделась специалистам лишь в самых общих чертах. Библиотечное дело в этот период не вышло на такой уровень развития, который требовал бы глубокой дифференциации библиотековедения. В 1907 году в Московском археологическом институте открылась кафедра библиотековедения. Открывались курсы при других учебных заведениях, что утверждало в общественном мнении мысли о суверенности библиотечной профессии и науки.
Таким образом, дореволюционными специалистами были заложены основы представлений о библиотековедении как суверенной научной дисциплине, опора, которая помогла в разработке её статуса в последующие периоды.
3. Советский этап развития библиотечной науки (20-30-е годы)
В 20-е годы отечественное библиотековедение развивалось пол влиянием коренного перелома в жизни общества после Октябрьской революции. Возникли острые проблемы идеологического плана. Коммунистическая идеология насаждалась как аксиома. Были попытки ( и удачные) отдалиться от опыта, накопленного в предыдущие годы. Однако «ревизия старого библиотековедения» была поспешной. Л.Б.Хавкина углубила представление о библиотечной науке, оценивая её как «теорию профессиональной работы библиотекаря» и выделяла в качестве опыта исследования «библиотеку как определенный организм» состоящий их трех элементов – книги, библиотекаря, читателя.[4] Она поставила задачу системности библиотековедения и необходимость его изучения на теоретическом уровне. В эти годы решались общие вопросы библиотековедения: устанавливались цели, задачи, Сущность библиотеки, отношения между библиотеками, а также проблемы управления библиотечным делом.
В 20-е годы произошло выделение «общей части» или «общего библиотековедения», но оно не получило своего распространения и было возобновлено несколькими десятилетиями позже. Были определенные успехи в библиотечной терминологии. Была предпринята попытка определить место библиотековедения среди вспомогательных наук и среди таких наук, как история, педагогика, книговедение. Л.Б.Хавкина создала институт библиотековедения, который создал программу развертывания научной деятельности по библиотековедению. Но эта программа не была реализована полностью.