Понятие «эвристика» и «эвристический метод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – дать подробную характеристику эвристическим методам в управлении и, согласно теме работы, рассмотреть понятия «эвристика» и «эвристические методы».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
исследование научной и специальной литературы по теме контрольнойм работы;
рассмотреть эвристические методы исследований;
изучить метод мозгового штурма.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Понятие «эвристика» и «эвристический метод» …………………… 5
2. Характеристика эвристического метода …………………………….. 9
3. Сущность и принципы метода мозгового штурма …………………..17
4. Специфика метода «мозговой атаки» ……………………………….. 20
Заключение …………………………………………………………………... 24
Библиографический список ………………………………………………… 26

Файлы: 1 файл

ИСЭ И ПП.docx

— 41.68 Кб (Скачать)

генерирование новых идей в отношении возможных вариантов  развития процесса;

анализ и оценка выдвинутых идей.

Метод мозгового штурма базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых совещаниях творческая активность руководителей и специалистов зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические и т.д.

В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так  называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в  интерактивную коммуникацию, приобщить  их к активному поиску решений  поставленной проблемы.

Мозговой штурм является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. Главная функция этой технологии – обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками.

Успех проведения мозгового  штурма зависит от соблюдения двух главных принципов. Один из них лежит  в области теории синергетики.

Он заключается в следующем: при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем  при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по себе может  быть отвергнута в силу недостаточной  обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым  улучшается, становится все более  конструктивной и пригодной к  осуществлению.

Второй принцип состоит  в том, что если участники совещания  находятся в состоянии генерирования  людей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой  другой технологии.

Итак, рассмотрев главные  принципы и методологию мозгового  штурма, можно сделать вывод о  том, что «основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации  идей, без их критического анализа  и обсуждения; успех проведения мозгового штурма основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации идей субъективной оценкой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Специфика метода «мозговой атаки»

 

Основной идей Осборна является, проста: отделить процесс генерации идей от их критики.

Алгоритм метода «мозговой  атаки»:

1) Отбор участников

2) Сообщение проблемы, которую  предстоит решить.

3) Собственно штурм. Задача: получить как можно больше  идей. Тут и вводится основное  правило: приветствуются любые,  самые безумные, явно ошибочные  идеи, критика категорически запрещена  (даже в виде скептических улыбок!). Наоборот, любую высказанную мысль  нужно поощрять. Такая поддержка  должна стимулировать творческий  процесс.

Ведущий (модератор) руководит  процедурой, подбадривает, эмоционально заводит участников.

4) Этап анализа. N-ное количество  идей получено. Что дальше?

Теперь предстоит выбрать  самые «многообещающие», перспективные  идеи, и развить их.

Но не все так просто. Именно благодаря своей, казалось бы, простоте и доступности, мозговой штурм  и был в свое время очень  популярен. Но существует обратная сторона  медали: в литературе отсутствует  полноценное методическое описание мозгового штурма, позволяющее обычному человеку использовать его для решения  творческих задач. Помимо призывов «мыслить оригинально» и «отказаться от стереотипов» в литературных источниках не дается рекомендаций касательно того, как  избавиться от этих самых стереотипов, вбитых в подсознание еще в  далеком детстве.

Метод мозгового штурма подразумевает  получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания, проводимого по определенным правилам, так и последующего развернутого анализа его результатов. Его сущность состоит в том, что  при принятии коллективного решения  решаются две основные задачи:

генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса;

анализ и оценка выдвинутых идей.

Метод мозгового штурма базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых совещаниях творческая активность руководителей  и специалистов зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди  которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические и т.д.

В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так  называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в  интерактивную коммуникацию, приобщить  их к активному поиску решений  поставленной проблемы.

Мозговой штурм является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. Главная функция этой технологии - обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками.

Успех проведения мозгового  штурма зависит от соблюдения двух главных принципов. Один из них лежит  в области теории синергетики. Он заключается в следующем: при  совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при  индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что  идея, которая сама по себе может  быть отвергнута в силу недостаточной  обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым  улучшается, становится все более  конструктивной и пригодной к  осуществлению.

Второй принцип состоит  в том, что если участники совещания  находятся в состоянии генерирования  людей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой  другой технологии.

Достоинства и недостатки метода «Мозговой штурм».

Мозговому штурму также как  и многим другим коллективным методам  принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки.

Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается  в том, что во время мозгового  штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы. Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход  генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые  идеи, чувствуют себя равноправными.

Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька»  в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.

Происходит выход за пределы  стандартного мышления. Интерактивное  взаимодействие порождает синергический  эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается  шанс упустить конструктивную идею.

Привлекается большое  количество идей, предложений, что позволяет  избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.

Мозговой штурм - это простой  метод, который легко понять и  легко применять на деловом совещании. Для его проведения не требуется  сложное оборудование, техника, много  времени и специально организованная пространственная среда.

Необходимо выделить также  недостатки мозгового штурма, что  поможет избежать появления проблем  при решении задач методом  мозгового штурма.

В связи с тем, при мозговой атаке поощряется генерирование  любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных  предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует  тщательную разработку предлагаемой идеи.

Из-за высокой степени  вовлеченности участников совещания  ответственность за конечный результат  несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают.

При слабой облученности персонала  сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей  деятельности. Кроме того, многие участники  могут настаивать на своем авторстве  обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и  подготовлен.

Недостаточно развитая способность  осуществлять дистилляцию вызывает трудности по выбору из большого числа  наработанных идей только тех, которые  будут реально способствовать решению  проблемы или задачи и, следовательно, их можно перевести в конкретные действия.

Итак, рассмотрев методологию  мозгового штурма, можно сделать  вывод о том, что основой методологии  является преодоление стереотипов  мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации  идей, без их критического анализа  и обсуждения; успех проведения мозгового  штурма основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации  идей субъективной оценкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, одним из основных методов, который позволяет проявить творческую активность в процессе обучения умениям решать физические задачи, является эвристический метод.

Очевидно, что эвристика  и эвристические приемы, несмотря на свою популярность и широкую область  применения, обладают помимо достоинств, рядом общих, принципиально непреодолимых  недостатков. Это:

а) отсутствие механизма  для составления списка всех возможных  вариантов (а значит, нет гарантии выхода на самые выгодные, экономичные  решения);

б) отсутствие объективных  критериев отбора лучших вариантов: предложения оцениваются специалистами, и выбирают они, естественно, то, что  подсказывает им здравый смысл (т.е. психологическая инерция): генерирование  нетривиальных идей сводится на нет  тривиальным отбором.

Самый распространенный метод  коллективного генерирования идей – метод мозгового штурма или  метод мозговой атаки (Brainstorming) позволяет в рамках делового совещания использовать по максимуму творческий потенциал каждого его участника и добиться необходимого эффекта при решении нестандартных ситуаций и проблем силами коллектива.

Актуальность рассматриваемого вопроса объясняется тем, что  мозговой штурм, как креативный метод  решения задач, стимулирует активность и интуитивное мышление людей  в процессе поиска идей, предложений; способствует интегрированию накопленной  информации и на этой основе значительно  повышают эффективность принимаемых  решений, что особенно важно в  условиях жесткой конкуренции, когда  необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые  способы поведения.

По-моему мнению, мозговой штурм является неотъемлемой частью процесса принятия решений в организации. Несомненно, что грамотный руководитель должен всегда держать на вооружении данную технику принятия решений, ведь она способствует мышлению роста, ориентации на развитие и поиску возможностей, управлению смыслом. Это позволяет коллективу не только выжить в условиях интеллектуальной конкуренции, но и благодаря компетентности и эмоциональной грамотности при внедрении инноваций создать корпоративную культуру, способствующую стабильному успеху, и помочь понять более глубокие причины перемен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 176 с.
  2. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. Пособие. -2-е изд., перераб. И доп. – М.: Вузовский учебник, 2008 – 205 с.
  3. Плотинский Ю.М. Теоретический и эмпирические модели социальных процессов: учебное пособие / Ю.М. Плотинский. – М.: Логос. 1998 – 280 с.
  4. Мангейм, Д.Б. Политология. Методы исследования/ Д.Б. Мангейм, Ричард К. Рич. – М.: ВесьМир, 1997. – 544 с.
  5. Штомпка, П. Социология социальных изменений/П. Штомпка. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 544 с.
  6. История социологии: учебник для вузов/ под ред. А.Н.Елсукова. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Минск.: Высшая школа, 1999. – 381 с.
  7. Осипова, Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма: Критический анализ теоретико-методологических концепций/ Е.В.Осипова. – М.: 1977. -310 с.

Информация о работе Понятие «эвристика» и «эвристический метод»