Понятие «эвристика» и «эвристический метод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:12, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – дать подробную характеристику эвристическим методам в управлении и, согласно теме работы, рассмотреть понятия «эвристика» и «эвристические методы».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
исследование научной и специальной литературы по теме контрольнойм работы;
рассмотреть эвристические методы исследований;
изучить метод мозгового штурма.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Понятие «эвристика» и «эвристический метод» …………………… 5
2. Характеристика эвристического метода …………………………….. 9
3. Сущность и принципы метода мозгового штурма …………………..17
4. Специфика метода «мозговой атаки» ……………………………….. 20
Заключение …………………………………………………………………... 24
Библиографический список ………………………………………………… 26

Файлы: 1 файл

ИСЭ И ПП.docx

— 41.68 Кб (Скачать)

Итак, попробуем последовательно  раскрыть эвристические методы, которые  могут быть широко применены в  творческой деятельности менеджера.

1) Метод «мозгового штурма»

Метод и термин «мозговой  штурм», или «мозговая атака» предложены американским ученым А.Ф. Осборном.

Эвристический диалог «мозговой  атаки» базируется на ряде психологических  и педагогических закономерностей.

Основные принципы и правила  этого метода - абсолютный запрет критики  предложенных участниками идей, а  также поощрение всевозможных реплик, шуток. Более подробно рассмотрим его  в следующей главе.

2) Метод коллективного  поиска оригинальных идей базируется  на следующих психолого-педагогических  закономерностях и соответствующих  им принципах.

Первая закономерность и  соответствующий ей принцип сотворчества в процессе решения творческой задачи. Руководитель группы, опираясь на демократический  стиль общения, поощряя фантазию, неожиданные ассоциации, стимулирует  зарождение оригинальных идей и выступает  как их соавтор. И чем более  развиты способности руководителя к сотрудничеству и сотворчеству, тем эффективнее, при прочих равных условиях, решение творческой задачи.

Вторая закономерность и  соответствующий ей принцип доверия  творческим силам и способностям друг друга. Все участники выступают  на равных: шуткой, удачной репликой руководитель поощряет малейшую инициативу членов творческой группы.

Третья закономерность и  принцип - использование оптимального сочетания интуитивного и логического. В условиях генерирования идей оптимальным  является ослабление активности логического  мышления и всяческое поощрение  интуиции. Этому в немалой степени  способствуют и такие правила, как  запрет критики, отсроченный логический и критический анализ генерированных идей.

В чем достоинства метода коллективного поиска оригинальных идей? К несомненным достоинствам этого метода следует отнести  то, что он уравнивает всех членов группы, так как авторитарность руководства  в процессе его применения недопустима. Лень, рутинное мышление, рационализм  как бы автоматически снимаются. Доброжелательный психологический  микроклимат создает условия  для раскованности, активизирует интуицию и воображение.

Недостатки и ограничения  метода заключаются в том, что  его применение позволяет выдвинуть, найти творческую идею в самом  общем виде. Метод не гарантирует  тщательную разработку идеи. Он также  неприменим или имеет ограничения  в применении, когда творческая задача требует больших предварительных  расчетов, вычислений.

3) Метод эвристических  вопросов.

Этот метод известен также  как метод «ключевых вопросов». Метод эвристических вопросов целесообразно  применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся  информации в самом процессе решения  творческой задачи. Эвристические вопросы  служат дополнительным стимулом, формируют  новые стратегии и тактики  решения творческой задачи. Следует  заметить, что эвристические вопросы  широко использовал в своей научной  и практической деятельности еще  древнеримский философ Квинтилиан. Он рекомендовал всем крупным политическим деятелям для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии  поставить перед собой следующие  семь ключевых (эвристических) вопросов и ответить на них: кто? что? зачем? где? чем? как? когда?

Достоинство метода эвристических  вопросов заключается в его простоте и эффективности для решения  любых задач. Эвристические вопросы  особенно развивают интуицию мышления. Недостатки и ограничения: он не дает особо оригинальных идей и решений  и, как другие эвристические методы, не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач.

4) Метод многомерных матриц.

Этот метод среди исследователей и изобретателей также известен как метод «морфологического  ящика» или метод «морфологического  анализа».

Исходная идея метода многомерных  матриц в решении творческих задач  заключается в следующем. Поскольку  новое очень часто представляет собой иную комбинацию известных  элементов (устройств, процессов, идей и т.п.) или комбинацию известного с неизвестным, то матричный метод  позволяет это сделать не путем  проб и ошибок, а целенаправленно  и системно. Таким образом, метод  многомерных матриц базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются  в процессе матричного анализа исследуемой  проблемы.

Достоинство: он позволяет  решить сложные творческие задачи и  найти много новых, неожиданных, оригинальных идей.

Недостатки и ограничения: даже при решении задач средней  трудности в матрице могут  оказаться сотни вариантов решений, выбор из которых оптимального оказывается  затруднительным.

5) Метод свободных ассоциаций.

В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи  между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая  компоненты прежнего опыта творческой деятельности лиц, участвующих в  коллективном решении проблемы, творческой задачи. В результате процесса зарождения новых ассоциативных связей и  возникают творческие идеи решения  проблемы.

Приведем пример метода свободных  ассоциаций. Допустим, вы являетесь  руководителем типографии. Вам необходимо наработать идеи решения следующей проблемы: как повысить эффективность рекламы выпускаемой вами продукции. Руководитель группы на основе метода свободных ассоциаций предлагает, например, слово «студент». Это слово дает несколько ассоциаций и соответственно идей того, как активизировать рекламу продукции типографии. На основе ассоциаций, которые вызывает у членов группы слово «студент» генерируются следующие идеи:

необходимо шире рекламировать  нашу продукцию среди студенческой, учащейся молодежи;

для рекламы необходимо привлекать самих студентов, учащихся;

необходимо чаще публиковать  рекламу нашей продукции в  изданиях, которые читают студенты, учащиеся и т.д.

6) Метод инверсии.

Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов  творческой деятельности, ориентированный  на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются  формальной логикой и здравым  смыслом.

Метод инверсии базируется на закономерности и соответственно принципе дуализма, диалектического  единства и оптимального использования  противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и  внутренние стороны объекта. Если не удается решить задачу с начала до конца, то попытайтесь решить ее от конца к началу и т.д.

Несомненным достоинством метода инверсии является то, что он позволяет  развивать диалектику мышления, отыскивать выход из, казалось бы, безвыходной  ситуации, находить оригинальные, порой  весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.

Его недостатком и ограничением является то, что он требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта.

7) Метод эмпатии (метод  личной аналогии).

Чаще всего эмпатия  означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда  пытаются мысленно поставить себя в  положение другого. Не случайно эмпатия, или личная аналогия, в решении  творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом. Когда применяется метод  эмпатии, то объекту приписывают  чувства, эмоции самого человека: человек  идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы, например машины, со своими собственными. Человек как  бы сливается с объектом.

Таким образом, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип  замещения исследуемого объекта, процесса другим. С учетом сказанного метод  эмпатии - это один из эвристических  методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс  эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе «вживания» в образ  изобретения, которому приписываются  личные чувства, эмоции, способности  видеть, слышать, рассуждать и т.д.

8) Метод синектики.

Суть метода синектики  заключается в следующем. На первых этапах его применения идет процесс  обучения «механизмам творчества». Часть этих механизмов авторы методики предлагают развивать обучением, развитие других не гарантируется. Первые называют «операционными механизмами». К ним  причисляют прямую, личную и символическую  аналогии. В условиях применения метода синектики следует избегать преждевременной  четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой  задачи (проблемы), а с анализа  некоторых общих признаков, которые  как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл.

К достоинствам метода синектики  относятся практически все, присущие эвристическим методам, на базе которых  он разработан. К его недостаткам  и ограничениям можно отнести  следующее:

- он не позволяет решать  слишком специальные творческие  задачи, а дает возможность отыскать  преимущественно наиболее оригинальные  идеи решения;

- после применения метода  более 30-40 минут продуктивность  генерирования новых идей постепенно  падает.

8) Метод организованных  стратегий.

Одним из главных психологических  барьеров в решении творческих задач  является инерция мышления и неспособность  решающего уйти, отказаться от наиболее очевидного способа и найти новый  подход, новое направление в поисках  идей решения.

И даже если мы выбираем правильные направления (стратегии) поиска идеи решения, то возникают опасения, что мы упустили что-то главное, возможно, более оригинальную стратегию, идею.

В определенной мере преодолеть инерцию мышления поможет метод  организованных стратегий.

В основе этого метода лежат:

а) принцип самоуправления личности в выборе новых стратегий  решения творческой задачи;

б) принцип отстранения, то есть рассмотрения объекта, предмета, процесса, всякий раз с неожиданно новой точки зрения.

Что же дает применение эвристических  методов в работе менеджера?

Эвристические методы могут  быть широко применены в практике современного руководителя любого ранга, в деятельности современного менеджера. Проведение совещаний, деловых игр  с использованием эвристических  методов («мозгового штурма», эмпатии, инверсии, синектики и др.) дает, как  правило, много идей, принципиально  новых подходов к решению различного типа управленческих проблем в коммерческой деятельности.

Эвристические методы находят  сегодня широкое применение в  различных курсах бизнеса и управления, так как стимулируют развитие интуитивного мышления, способности  к воображению и творчеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность и принципы метода мозгового штурма

 

Brainstorming (брейнсторминг, «мозговой  штурм», «мозговая атака») - способ  решения задач посредством процедуры  группового креативного мышления, при котором сначала за короткий  промежуток времени придумывается  много вариантов решения поставленной  задачи (как логичных, так и абсурдных)  без каких-либо ограничений, и  лишь затем из большого числа  идей отбираются наиболее удачные  - всего лишь 10-15%, которые могут  быть использованы на практике. Метод разработан и описан  американским психологом Алексом  Ф. Осборном, который обратил внимание  на то, что одни люди хорошо  «генерируют» новые идеи, но плохо  справляются с их анализом, и  наоборот: некоторые люди больше  склонны к критическому анализу  идей, чем к их «генерации».  При обычных обсуждениях эти  две категории людей, оказавшись  вместе, как правило, мешают друг  другу. В связи с этим Осборн  предложил разделить этапы генерирования  идей и их анализа. Одна группа, получив задачу, должна только  выдвигать идеи, хотя бы и самые  фантастические. Другая группа - только  анализировать выдвинутые идеи. Свой метод групповой интеллектуальной  работы Осборн назвал «брейнсторминг»  или «мозговой штурм» («мозговая  атака»).

«Метод мозгового штурма подразумевает получение решения  как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания, проводимого  по определенным правилам, и последующего развернутого анализа его результатов». Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:

Информация о работе Понятие «эвристика» и «эвристический метод»