Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:22, реферат
Даже беглое ознакомление с перечнем документов, используемых в процессе управленческой деятельности, позволяет читателям сделать вывод о том, что, во-первых, работа с документами, или, точнее, работа по документационному обеспечению управленческой деятельности организации, представляет собой специфическую составляющую управленческой деятельности и, во-вторых, ее выполнение связано с существенными материальными и временными затратами, а также с привлечением к этой работе специально подготовленного персонала, оснащенного надлежащими техническими средствами.
Введение…………………………………………………………………... стр.3
1. Назначение, структура и состав службы ДОУ…..………....………... стр.3
2. Общие требования……………………………………………………... стр.7
3. Организационные формы работы с документами ...……………….... стр.9
4.Типовые организационные структуры службы делопроизводства…. стр. 11
5.Задачи и функции службы делопроизводства………………………... стр. 13
6.Функции структурных подразделений службы делопроизводства…. стр. 15
7.Должностной и численный состав службы делопроизводства ……... стр. 20
8. Условия труда …………………………………………………………. стр. 24
Заключение ………………………………………………………………. стр. 26
Список литературы………………………………………………………. стр. 28
Машинописное бюро (Центр подготовки документов) выполняет:
Копировально-множительное бюро выполняет:
Архив осуществляет:
Таким
образом, служба делопроизводства берет
на себя весь комплекс работ по информационно-
По мнению специалистов - документоведов и практических работников, в настоящее время происходит трансформация службы делопроизводства в службу управления документацией. В ходе процесса к перечисленным функциям добавляются новые, свойственные делопроизводственной службе -- внедрение автоматизированных технологий, контроль за их эксплуатацией, качества документационного обеспечения, планирование информационных потребностей, нормирование труда, управление - самой делопроизводственной службы (включая подбор, расстановку, обучение, консультирование, повышение квалификации). Функция «совершенствование» применяемых форм и методов, использование средств вычислительной и организационной техники» постепенно заменяется на более четкую формулировку «создание и эксплуатация комплексной системы обработки документов с использованием электронной обработки текстов, электронной почты, электронных баз данных, интеллектуальной телефонной связи, копирования документов». В типовых структурах делопроизводственных служб на сегодняшний день не предусмотрены специализированные, предназначенные для выполнения новых функций, структурные подразделения (в частности, связанные ей технических средств). Можно предположить, что в они будут создаваться, что изменит организационные структуры службы делопроизводства и потребует иной квалификации сотрудников. Такое расширение функций будет адекватно общей цели служб управления документами (такие службы заменили традиционные делопроизводственные в мировой практике). Но на сегодняшний день в нашей стране не только нормативно не закреплены представления о новых задачах службы делопроизводства (отличных от делопроизводственных задач), о роли делопроизводства в аппарате управления, но и не сформулированы Ларин М.В. Управление документацией и новые информационные технологии - М., 1998, С. 5-6..
7. Должностной и численный состав службы делопроизводства
Впервые наименования должностей работников, занятых в делопроизводственной службе, были официально закреплены в 1967 г. общегосударственным нормативным документом - Единой номенклатурой должностей руководителей, специалистов и служащих. Наряду с этой номенклатурой наименования дел, костей регламентировались в постановлениях правительства об упорядочении заработной платы в различных отраслях народного хозяйства. В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим наименование должностей работников службы делопроизводства, является Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих. Эти же наименования включены в Квалификационный справочник Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих. - М., 1995; Квалификационный справочник должностей руководителей специалистов и других служащих. - М., Мин руд РФ, 1998.. Согласно этим нормативным документам по характеру труда работники службы делопроизводства делятся на три категории: руководители, специалисты и технические исполнители.
Руководители.
Категория включает заведующего
службой делопроизводства (управляющего
делами, заведующего канцелярией, заведующего
общим отделом), заведующего протокольным
отделом, начальника секретариата, заведующего
архивом, центром подготовки документов,
копировальным бюро и т.д. Наименование
должности «начальник» или «
Специалисты. В эту категорию включены документовед, помощник руководителя, референт, редактор, архивист, археограф, инспектор, секретарь коллегии, секретарь руководителя, корректор. Функции специалистов связаны с выполнением как технических и оперативных задач, так и творческих операций по анализу и обобщению информации, по разработке нормативно методической базы делопроизводства, по подготовке по заданию руководства организации проектов документов. Возможно устанавливать должность старшего специалиста. При этом соотношение между старшими специалистами и специалистами должно быть 2: 1. В последнее время слово «специалист» стало обозначением должности, а не категории служащего. В штатных фигурирует специалист 1-й или 2-й категории, а не инспектор или старший инспектор.
Технические исполнители - экспедитор, делопроизводитель, и стенографистки, технические секретари, курьеры, операторы организационной техники. Обязанности технических исполнителей сводятся к выполнению операций по передаче, и, учету, доставке и хранению информации.
Согласно принятой в стране классификации, преобладающую часть работников службы делопроизводства составляют служащие. К категории рабочих отнесены только операторы копировальных бюро.
Известны две методики расчета численности работников службы делопроизводства.
Первая построена на учете объема документооборота, численности работников организации и постоянного коэффициента среднего уровня производительности труда работников службы делопроизводства.
Численность = 0,00016 . Д (в степени 0,98) * Р (в степени 0,1),
где 0,00016 - постоянный коэффициент среднего уровня производительности труда (рассчитан НИИ труда опытным путем);
Д - объем документооборота;
Р - численность работников аппарата управления.
Вторая методика предусматривает расчет численности делопроизводства по трудозатратам на выполнение отдельных операций.
При этом можно пользоваться как межотраслевыми документами по нормированию труда, так и отраслевыми нормативами. Межотраслевые нормативные документы по формированию нормированию труда разработаны на делопроизводстве операции (регистрация, контроль, составление номенклатуры дел и др.), на стенографические работы, на работы по копированию документов, на машинописные работы, на перфорационных и клавишных вычислительных, на архивные работы. В этом случае расчет численности проводится по формуле:
Численность =, где
В
литературе неоднократно отмечалось,
что формирование штата делопроизводственных
работников в организациях и учреждениях
зачастую проводят произвольно, исходя
из реальных возможностей. В двух организациях,
имеющих одинаковую структуру, одну
и ту же численность работающих,
одинаковые объемы документооборота,
численность
8. Условия труда
Условия труда работников службы делопроизводства - это совокупность трудовых, санитарно-гигиенических и эстетических факторов, обусловливающих психофизиологическое воздействие на организм человека в процессе труда.
Трудовые факторы - регламентация режима работы: чередование периодов труда и отдыха на протяжении рабочего дня. При разработке внутреннего трудового распорядка необходимо учитывать уплотненность рабочего дня, характер труда, нервно-эмоциональное напряжение, санитарно-гигиеническую обстановку. Исходя из этого, надо устанавливать начало и конец рабочего дня, перерыв на обед, дополнительные перерывы. Режим труда и отдыха должен строиться с учетом физиологических закономерностей приспосабливаемости организма человека к условиям трудовой деятельности, особенностям конкретного производственного процесса и условий труда.
Работоспособность человека в течение дня не остается одинаковой. С утра необходим какой-то период врабатываемости, который переходит в период максимальной устойчивой работоспособности. Через три часа наступает спад, утомление. После обеденного перерыва опять необходим период врабатываемости, а ближе к концу рабочего дня появляется более глубокое утомление, чем перед обедом. Для большинства работников службы делопроизводства характерны ограничение двигательной деятельности, работа в сидячем положении. Часть персонала испытывает физические перегрузки (работники экспедиций, архива), на работников машинописных бюро влияют повышенный уровень шума, в копировальных службах - пыль, химические вещества, на тех, кто работает за компьютером - электромагнитное излучение. Поэтому для каждой отдельной категории необходимо предусматривать свой собственный режим работы, но с учетом выполнения общей задачи функционирования службы. К санитарно-гигиеническим факторам относят световой режим, который включает освещенность помещения и освещенности рабочего места. Создание оптимальных акустических условий, т.е. устранение излишних шумов, предусматривает технические мероприятия (звукоизоляцию средств механизации), а также организационные мероприятия (перепланировку помещения с целью отделить рабочие комнаты от приемных помещений, исключить разговоры в служебных помещениях, ограничить селекторную связь). На производительность труда воздействует оформление интерьера. Благоприятным фактором является озеленение помещений, так как растения не только улучшают воздух, но и выполняют декоративную функцию. Температурный режим, влажность воздуха, его состав - также важнейшие факторы, влияющие на работоспособность человека.
Значительное
влияние на работоспособность человека
оборудование рабочих мест. Оно включает
мебель и оргтехнику. Конкретный набор
мебели выбирается с учетом вышеизложенных
на работника функций и
Размещение службы делопроизводства в здании, которое занимает организация, должно отвечать нескольким условиям. Рабочие комнаты и кабинеты основного назначения должны располагаться на одинаковом расстоянии от других структурных подразделений, так как в эту службу ходят все сотрудники организации. Вспомогательные службы (экспедиция, копировальное бюро, архив, складские помещения) можно располагать в цокольных этажах здания, в подвалах. Планировка помещений должна позволять рационально разместить мебель и оборудование и сократить затраты времени на перемещение сотрудников, создать условия для уменьшения напряженности и утомляемости.
Заключение
Структура
службы ДОУ и задачи соответствуют
технологической цепочке
Цели службы ДОУ:
Задачи службы ДОУ: