Невербальные средства общения в практике деловых коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:46, реферат

Краткое описание

Эффективность делового взаимодействия определяются не только тем, как понятны слова собеседника, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т.е. мимику партнера, или жесты. Именно «прочтение» невербального, экспрессивного репертуара собеседника способствует достижению взаимодействия.

Оглавление

1. Невербальные средства в деловой коммуникации………………………….…….4
2. Средства невербальной коммуникации…………………………………….……...4
3. Паралингвистические особенности невербальной коммуникации……………………………………………………………………….....6
4. Зоны и дистанции в деловой коммуникации……………………………...……….7
5. Заключение…………………………………………………………….…………….10
6. Список литературы………………………………………………………………….11

Файлы: 1 файл

готовый.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Умение распознавать сигналы дистанцирования, поможет  вам определить кто на деловых  переговорах является главным лицом. Наблюдайте за тем, кому окружающие выделяют больше места – это и есть человек, принимающий основные решения.

Зоны интимной дистанции отличаются по расстоянию в зависимости от той или иной культурной среды:

В Западной Европе они  составляют 60 см.

В Восточной Европе  45 см.

В странах Средиземноморья  это расстояние от кончика пальца до локтя.

Нарушение границ территории, в особенности интимного пространства делового человека, сопровождается сигналами тела, а именно:

а) беспокойное ёрзанье, сигнализирующее о желании удалиться;

б) закидывание ноги на ногу, прочь от захватчика – поворот  в сторону и подготовка к бегству;

в) постукивание пальцами (сигнал вну4тренней тревоги);

г) опора на руки с намерением подняться, что сигнализирует о  желании встать и удалиться;

д) зажмуривание глаз: «Я не хочу видеть, что вы подошли ко мне так близко»;

е) опускание подбородка на грудь: «Я  подчиняюсь, да, мне страшно и я защищаю шею, оставьте меня в покое».

ж) хватание предметов, особенно карандашей, которые затем в большинстве  случаев заточенным концом поворачиваются в сторону «аккупанта».

 

  • Личная зона.

Эта зона ровняется от 45 до 120 см. В этом пространстве должны совершаться нормальные деловые взаимодействия, коммуникативные процессы. Именно из этой  зоны происходит внезапное вторжение в интимную зону, переход осуществляется плавно.

Личнастная или безличностная  дистанция характерны для таких  форм делового взаимодействия, как деловые переговоры или дружеская встреча, прием посетителей и консультирование.

Приведем пример Ницше: дикобразы, чтобы не замерзнуть, жмутся друг к другу, но при этом они так  плотно прижимаются, что колются  своими иглами. Тем самым можно сформулировать для выработки манеры поведения с точки личного дистанцирования: следует искать  близости, что бы «не замерзнуть», и избегать любой интимности, которая способна «поранить».

Говоря о деловом  взаимодействии, это правило может  быть сфомулировано следующим образом:  если мы неожиданно оказались притиснутыми к другим, то мы вынуждены с ними общаться. Однако, это правило относится к каждым культурам по – разному. Так, например, японцы страдают от давки значительно меньше чем другие народы. А для жителей Западной Европы, Северной Америки перечисленные правила – обязательны. Деловые парнеры в таких ситуациях должны избегать тесного контакта глазами, постараться замереть и не разговаривать друг с другом, если только при необходимости. Российские деловые люди должны следовать этим  правилам.

 

  • Социальная зона.

Социальная зона –  это то расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень  хорошо знаем или вовсе незнакомы, а также при взаимодействии с  малой группой лиц. Обычно таким  расстоянием принято пользоваться при групповой встречи деловых лиц.

В деловом взаимодействии такое общение осуществляется на расстоянии  1,2 – 3,5 м. социальная зона граничит с личной, она предназначена  для, как правило, для деловых  контактов. Очень важно, что бы партнеры фиксировали сигналы тела, которые свидетельствуют о приближение к «допустимой» границе. Ведь отрицательная реакция  и психологический дискомфорт при нарушении дистанции  возникают бессознательно

Об этом следует помнить  всем, кто работает в сфере общения, с клиентами.

Социальная зона дает возможность деловым партнерам, не только слышать друг друга, но и  видеть; как правило взгляд должен быть направлен на лицо и руки. Т.к. ладони человека приспособлены для  того что бы прикрывать ими лицо, и при таком взаимодействии (ладоней и лица), человек как бы что то скрывает.

Количество таких жестов возрастает, когда один из участников делового взаимодействия лжет. Наиболее часто используются следующие жесты, которые используют лжецы, но такие  жесты можно легко «считать»: это поглаживание подбородка, прикрытие рта, касание носа, потирание щеки, потягивание мочки уха и др. Эти жесты означают либо самонаказание, либо успокоение.

Много информации при  деловом взаимодействии можно получить при наблюдении за движениями «рука – нос». Такие движения, как касание собственного носа, проделывают неуверенные в себе люди. С такими движениями могут быть связаны состояния задумчивости и пассивности.

Все эти связки хорошо видны лишь на расстоянии, поэтому, оказавшись в социальной зоне общения, целесообразно как можно лучше контролировать самого себя и внимательно наблюдать за партнерами коллективного взаимодействия.

 

  • Публичная зона (зона общения).

Публичная зона – это  расстояние, предпочтительное при взаимодействии с большой группой людей, с массовой аудиторией. Публичная зона начинается  от 3,5 м., и чем больше расстояние с аудиторией, тем важнее использование аудио – визуальных средств. Это нужно чтобы аудитория не только могла слышать слова, но и «считывать» невербальную информацию, рассказываемую о степени их исренности или лжывости.

Эту зону принято называть открытой. Размеры этой зоны не ограничены.

Таким образом, в деловом  взаимодействии  важным элементом  этикета является соблюдение границ и зон взаимодействия, нарушение этого правила чревато самыми серьёзными последствиями. Использование зон общения, большая или меньшая свобода действий в  них очень четко характеризуют деловых партнеров.

 

 

 

 

5. Заключение

За последние десятилетия  заметно повысился интерес к  невербальным способам общения. Стало ясно, что невербальный компонент играет важную роль во взаимодействии между партнерами. Язык тела порой даже лучше, чем слова (по крайней мере, правдивее, т.к. сознательно управлять не вербальными проявлениями достаточно тяжело) дает нам информацию о физическом и психологическом состоянии партнера, об эмоциональном отношении человека к чему-либо и кому-либо; о возможных вариантах поведения в той или иной ситуации. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является важнейшим фактором, определяющим шансы добиться успехов, облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. В заключении хотелось бы отметить, что невербальная коммуникация - это обмен и интерпретация людьми невербальных сообщений. Интерпретируя невербальные послания собеседника, необходимо учитывать ряд факторов:

1.национальная принадлежность (так, одни и те же жесты могут означать разное у разных народов); 2.   состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью); 3.   профессия человека; 4.   уровень культуры; 5.   статус человека; 6.   актерские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками); 7.   возраст; 8.   сочетание невербальных знаков; 9.   возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнерами затрудняет их полноценное восприятие, как например, при разговоре по телефону).

Интерпретация невербальных посланий — творческий процесс, который  требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям. Итак, следует отметить, что невербальная коммуникация играет далеко не последнюю роль в процессе взаимодействия людей. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов. Среди таких средств выделяют внешность, мимику, взгляды, позы, жесты, прикосновения, поведение человека в окружающем его пространстве, запахи и др. Все эти виды невербальных сообщений находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Список литературы

 

1. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. 1998 г.

2. Сорокина А.В. Основы делового общения. Конспект лекций. 2004

 

 

 

 




Информация о работе Невербальные средства общения в практике деловых коммуникаций