Невербальные средства общения в практике деловых коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 13:46, реферат

Краткое описание

Эффективность делового взаимодействия определяются не только тем, как понятны слова собеседника, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т.е. мимику партнера, или жесты. Именно «прочтение» невербального, экспрессивного репертуара собеседника способствует достижению взаимодействия.

Оглавление

1. Невербальные средства в деловой коммуникации………………………….…….4
2. Средства невербальной коммуникации…………………………………….……...4
3. Паралингвистические особенности невербальной коммуникации……………………………………………………………………….....6
4. Зоны и дистанции в деловой коммуникации……………………………...……….7
5. Заключение…………………………………………………………….…………….10
6. Список литературы………………………………………………………………….11

Файлы: 1 файл

готовый.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский Государственный  экономический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине: «Деловые коммуникации»

 

На тему: Невербальные средства общения в практике деловых  коммуникаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнила студентка заоч.ф.о.

                                                                   Группы 080200.62 сок.

                                                                   Шаракова Екатерина 

                                                                  Алексеевна.

 

 

 

Санкт-Петербург 2013

 

Содержание.

 

1. Невербальные средства в деловой коммуникации………………………….…….4

2. Средства невербальной коммуникации…………………………………….……...4

3. Паралингвистические  особенности невербальной       коммуникации……………………………………………………………………….....6

4. Зоны и дистанции в деловой коммуникации……………………………...……….7

5. Заключение…………………………………………………………….…………….10

6. Список литературы………………………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. Невербальные  средства в деловой коммуникации.

Эффективность делового взаимодействия определяются не только тем, как понятны слова собеседника, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, т.е. мимику партнера, или жесты. Именно «прочтение» невербального, экспрессивного репертуара собеседника способствует достижению взаимодействия.

Особенностью невербального  языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать  эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

 

2. Средства невербальной коммуникации.

К средствам невербальной коммуникации относятся, прежде всего, следующие:

1. Телесный контакт.  Выражается в разнообразных формах-толчках, похлопываниях, поглаживаниях.

2. Дистанцией между общающимися. Расстояние между деловыми партнёрами говорит об отношении друг к другу, о степени заинтересованности в разговоре.

3. Ориентация, т.е. положение  сидящих или стоящих партнеров по отношению друг к другу. Ориентация может меняться в зависимости от степени сотрудничества или соперничества.

4. Внешний вид. Основная  цель - сообщить о себе. Через имидж  деловой партнёр информирует окружающих о своём социальном положении, виде деятельности, самооценке. Очень многое о Вашем собеседнике могут рассказать предпочитаемый цвет одежды, т.е. цвет наиболее часто носимой одежды, его стиль, излюбленные украшения. По этим, казалось бы, малозначимым сигналам можно узнать о характере собеседника, его стремлениях, ценностях и т.д.

Типы украшений: Если украшения очень дорогие, то, как правило, человек притязает на особую значимость и престиж.Если украшений слишком много (больше трех днем, вечером можно позволить и больше), скорее всего человек также желает придать себе особую значимость или же просто отсутствие вкуса.В том случае если украшения подобраны со вкусом, это означат, что человек чувствителен к другим людям и стремится к созданию гармоничных отношений.

Немного о кольцах: Кольцо на безымянном пальце: в том случае, если украшение маленькое, то человек спокойный, гармоничные, уверенный в себе; если большое или яркое, то скорее всего это указывает на бурное и даже истеричное поведение. На среднем пальце, если маленькое, неброское кольцо указывает на развитое чувство собственного достоинства, большое – гордыню. Одетое на указательный палец, кольцо говорит о самонадеянности, надменности и властности. На мизинце кольцо обычно у непостоянных людей.

5. Поза тела. Поза обычно  указывает на межличностные отношения. Поза может меняться в зависимости от эмоционального состояния человека. Большое количество информации несет в себе поза человека. Поза - положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, поэтому при наблюдении за ней можно получить значимую информацию о состоянии человека. По позе можно судить о жизненной силе, степени усталости, самоуверенности и даже о социальном статусе человека. По тому, как человек складывает руки и ноги, можно сделать выводы о его истинных эмоциях, намерениях, отношении к другим людям.

При общении принято  выделять три группы поз:

-Включение или исключение из ситуации, т.е. открытость или закрытость для контакта. Закрытость достигается скрещиванием на груди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими колено в позе «нога на ногу», отклонение спины назад и др. При готовности к общению человек улыбается, голова и тело поверну ты к партнеру, туловище наклонено вперед.

-Доминирование или зависимость. Доминирование проявляется в «нависании» над партнером, похлопывании его по плечу, руке на плече собеседника. Зависимость - взгляд снизу вверх, сутулость.

-Противостояние или гармония. Противостояние проявляется в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках. Гармоничная поза всегда синхронизирована с позой партнера, открыта и свободна

6. Кивок головой –  используется для одобрения или  подтверждения чего либо, также  дает сигнал для вступления  партнера в диалог.

7. Выражение лица (мимика) – дает возможность демонстрации  или скрытия эмоций, помогает  воспринять информация передаваемую  с помощью речи.

8. Жесты – используются  вместе с речью, тем самым  подчеркивают ее. Жесты при общении несут много информации. В языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения.

9. Взгляд – позволяет  считывать разнообразные сигналы.  Выражение глаз находиться в  тесной связи с деловой коммуникацией.

10. Паравербальные и  экстравебальные сигналы. Смысл  высказывания может меняться от того, какую интонацию, тембр использовал высказывающийся. Речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии человека и его заинтересованности.

Язык тела является одной  из разновидностей «параллельного»  языка, сопровождаемый с речевыми высказываниями человека.

Тот факт, что человек  способен молчать, но не может полностью  контролировать движения своего тела, предоставляет умеющему «считывать»  невербальную информацию деловому парнеру  потрясающий по своим возможностям «инструмент», который позволяет ему адаптировать и редаптировать свою коммуникациаонную  тактику в соответствии с реакцией (движениями) собеседника, зависят от:

  • его пола, анатомических особенностей и типа;
  • степени интровертированности или экстравербальности характера;
  • Психологических, физических и духовных потребностей;
  • Степени его подвижности;
  • Места проведения беседы, переговоров, пресс – конференции и т.п.

 

 

 

3. Паралингвистические особенности невербальной коммуникации.

В деловом взаимодействии очень часто используются  «риторические уловки» т.е. эмоциональные возбудители. Именно они вызывают у парнера эмоции, переживания. Деловым людям очень важно вызывать не просто эмоции у собеседника, а именно те с помощью которых можно добиться определенного результата. Что бы добиться положительного результата необходимо учитывать психотип аппонента, его ведущий сенсорный канал.

Беспроигрышным вариантом  в деловом взаимодействии является энергетика речи: ее экспрессия и тональная  вариантность. Собеседникам нравится, когда партнер не суетится, а чеканит фразы, не скрывая при этом своих позиций отношения к предмету разговора, всем своим видом подчеркивая уверенность своих высказываний. Именно правильное произнесение слов и манеры поведения способствуют к обращению в вашу сторону партнера и создают доверительную ситуацию.

Известный артист И. Ильинский  в своей книге «Сам о себе»  писал:

«… Интонации человеческого  голоса бывают особенно красочны, разнообразны, глубоки и проникновенны, когда  они произносятся естественным, а не форсирующим голосом, и когда они произносятся  так, то они особенно глубоко проникают в душу слушателя,  неся нужную мысль».

Под интонацией понимаются все явления, звуковые средства звука, которые связаны с голосом  и не требуют концентрации нашего внимания на содержании сказанного.

Речь базируется на задействование механизма ассоциаций. Они представляют собой способность интеллекта восстанавливать  прошлую информацию по отношению  к той, которая в данный момент принимается человеком. Эффект достигается  благодаря тому, что говорящий создает поле для делового взаимодействия, благодаря которому собеседник соучаствует и проще понимает партнера.

Различают следующие  характеристики человеческого голоса:

  • Скорость речи.

 Быстрый темп речи  свидетельствует об импульсивности собеседника, его уверенности в себе;

спокойная, неторопливая манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;

 колебания в скорости  речи обнаруживают на недостаток  уравновешенности, неуверенность.

  • Громкость.

 Большая громкость присуща, как правило, истинной силе побуждений, либо качливости и самодовольству;

Малая громкость указывает  на сдержанность, скромность, нехватку жизненной силы, слабость человека;

Сильные изменения в  громкости свидетельствуют о  волнении говорящего.

  • Артикуляция.

Ясное и правильное произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину;

Потребность в ясности  – недостаток живости;

Расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

  • Высота голоса.

Фальцет присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта;

Грудной голос – мышление и речь сопровождаются повышенной эмоциональностью;

Высокий пронзительный голос –  признак страха и волнения;

Низкий тон голоса – расслабленность, покой и достоинство.

* Режим или течение речи.

Ритмическое говорение – богатство  чувств, уравновешенность, как правило, хорошее основное настроение.

Строго цикличное, правильное говорение  – сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплина.

 

  4. Зоны и дистанция в деловой коммуникации.

Дистанцирование – это  дистанция, которой придерживается один человек относительно другого, а также неожиданные движения, которые имеют  целью изменения  дистанции, например резкий шаг назад.

Как известно, далеко не каждого человека мы подпускаем близко к себе. Наше пространство подразделяется на четыре зоны: интимную, личную, социальную, публичную.

 

* Интимная зона.

 В английском языке  интимная зона называется «buble», что означает «пузырь». Внутри нашего пузыря мы чествуем себя в безопасности. Людей, которых мы подпускаем к границе интимной зоны, мы держим на расстоянии. Доверие, что именно дает пропуск к близко к нам, а в остальных случаях мы ограждаем себя от других людей «панцирем».

В деловом взаимодействии вторгаться в чужую интимную зону не принято, поэтому многие люди с трудом переносят ситуации, когда кто то приближается ближе расстояния вытянутой  руки (граница интимного пространства). Человек сам хочет определить кого он хочет видеть в своей интимной зоне. Тем самым тот, кто вторгается в интимную зону другого человека, проявляет неуважение к партнеру, этим вызывая чувства отвращения.

Величина интимной зоны в каждый конкретный момент зависит  от внешних и внутренних обстоятельств, а именно:

а) от статуса того, с кем происходит деловая коммуникация;

б) от собственного настроения в данную минуту (или чувства безопасности).

Неумение определять величину необходимой дистанции  по отношению к клиенту наиболее проявляется у работников сферы  обслуживания. Нарушение интимной зоны свойственно некоторым менеджерам.

О положении человека в той или иной фирме можно  судить по некоторым показателям. Таких, как например, чем больше письменный стол, тем  выше статус его владельца. Но чем больше стол, тем больше расстояние между деловыми партнерами.

Информация о работе Невербальные средства общения в практике деловых коммуникаций