Материальные носители информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование развития и совершенствования материальных носителей информации во времени и пространстве в процессе развития человечества, выявление на этой основе закономерностей и тенденций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть материальную составляющую документа.
2.Рассмотреть различные носители информации, описать историю их развития, типы, и дать характеристику.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. История развития материалов для письма…….……………………………………………….5
1.1. Древнейшие материалы для письма…………………………………………………………..6
1.2. Изобретение бумаги и совершенствование её производства. Свойства, виды, форматы бумаги………………………………………………………………………………………………11
2. Носители кинофотофонодокументов…………………………………………………………20
3. Электронные носители информации………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………………………….44
Список использованных источников и литературы…………………………………………..46

Файлы: 1 файл

курсовая работа (матер нос инф)é.docx

— 135.10 Кб (Скачать)

И в наши дни бумага с  водяными знаками по-прежнему широко применяется для изготовления ценных бумаг, денежных знаков, важных документов (паспортов, дипломов, свидетельств и  т.д.). Современные водяные знаки  представляют собой различные полутоновые  или штриховые геометрические узоры, рисунки, надписи, которые можно  увидеть на просвет или при  разглядывании бумаги под различными углами. Водяные знаки могут занимать всю площадь бумаги (обычно в виде регулярных узоров – линий, решеток  и т.п.), но могут размещаться и  в строго определенных местах, представляя  собой локальные (фиксированные) водяные  знаки.14

На Руси бумага как основной писчий материал утвердилась во второй половине XIV века. Одними из первых русских  документов, писанных на бумаге, являются "Жалованная грамота нижегородского князя Василия Давидовича Спасскому  монастырю в Ярославле" и "Договорная грамота Московского Великого князя  Симеона Гордого с братьями", а древнейшей русской датированной книгой на бумаге считаются "Поучения Исаака Сирина" (1380-1381). Окончательный переход на бумагу совершился у славян в XV веке, хотя еще и в этом столетии параллельно продолжал использоваться пергамен.

До середины XVI века на Руси своей бумаги не было, русские книги  писались исключительно на иностранной  бумаге: итальянской, которая именовалась  фряжской (XIV-XV века), и французской (XV-XVI века). В XVI - первой половине XVII века получила распространение преимущественно  немецкая и польская бумага, во второй половине XVII-XVIII века - голландская.

Бумага собственного производства появилась на Руси во второй половине XVI века в царствование Ивана Грозного, однако широкого распространения не получила. Первая русская бумажная мельница была построена во второй половине XVI века под Москвой и  просуществовала недолго.

Начало писчебумажного производства в России было положено Петром I, который  всячески заботился об устройстве фабрик, выписывал из-за границы мастеров. В 1716 году в селе Красном Копорского уезда Петербургской губернии он основал бумажную мануфактуру, первоначально носившую название Дудергофской фабрики, а затем - Верхней Красносельской, ставшую со временем одной из крупнейших в стране.

Для обеспечения бумажных фабрик сырьем по царскому указу (1720) в  армии и на флоте собирались отслужившие  срок паруса, несмоленые канаты, веревки  и тряпье, "всяких чинов людям", имевшим остатки изношенных полотняных вещей, предписывалось добровольно  приносить их в канцелярию полицмейстерских дел, "за что даны будут им деньги из Кабинета его Царского Величества". Подобное положение наблюдалось и в последующие годы, при правлении Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Был введен специальный налог, который взимался с крестьян тряпьем. Развитию бумажного дела способствовало и повышение пошлины на ввозимую в страну бумагу, а также царский указ (1721) об обязательном употреблении в официальном делопроизводстве отечественной бумаги.

Растущий спрос на бумагу, ее недостаточное количество и дороговизна  способствовали поискам новых видов  сырья. На рубеже XVIII-XIX веков в бумажном производстве начинают использовать отходы текстильного и канатного производства, асбест, осоку, камыш, водоросли, солому и пр. В 1850 г. на Славутинской бумажной фабрике в качестве бумажного сырья впервые была применена древесина.

Происходят изменения  и в цвете бумаги. До середины XVIII века оттенок бумажного листа  зависел в основном от цвета исходного  сырья. Применение в бумажном производстве красителей во второй половине столетия позволило вырабатывать бумагу различных  цветов и оттенков, а введение химического беления тряпья в начале XIX века дало возможность изготовлять белую бумагу из исходного сырья любого цвета.

До начала XIX века бумага в России изготовлялась ручным способом. В 1818 году на Петергофской бумажной фабрике  была установлена одна из первых бумагоделательных  машин, изготовленных на русских  заводах. Начинает развиваться машинное производство бумаги.

В середине ХIХ века в России насчитывалось 150 бумагоделательных предприятий. Одной из лучших была Невская фабрика братьев Варгуниных в Петербурге (основана в 1839 году), продукция которой неоднократно отмечалась медалями на Всемирных выставках 1851,1867, 1872 и 1873 годов. Прекрасная бумага производилась Экспедицией заготовления государственных бумаг, где впервые был разработан способ мелования бумаги.15

В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными  теплоэлектрическими станциями  и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.

Так что же такое бумага?

Бумага – это материал из растительных волокон, обработанных соответствующим образом и беспорядочно соединённых в тонкий лист, в котором волокна связаны между собой поверхностными силами сцепления. В настоящее время для производства бумаги применяют целлюлозу различных древесных пород и однолетних растений и древесную массу. В зависимости от назначения в композицию бумаги, кроме растительных волокон, вводят различные добавки (наполнители): минеральные вещества (каолин, тальк и др.), придающие бумаге белизну, плотность, гладкость и хорошие печатные свойства (непрозрачность, восприятие краски и т.д.); проклеивающие материалы (канифольный клей, крахмалы, смолы и т.д.), делающие бумагу непроницаемой для чернил или повышающие прочность и плотность листа; красители бумаги; химические волокна для специальных видов бумаги и т.д.

Любая бумага характеризуется  определёнными свойствами, которые необходимо принимать во внимание в процессе документирования. К числу таких свойств относятся композиционный состав (состав по волокну и степени размыва); толщина, плотность и степень пористости; структурные и механические свойства (направление ориентации волокон; светопроницаемость, прозрачность, деформирование под воздействием влаги); гладкость поверхности, белизна, светопрочность, сорность.

По принятой ещё в СССР классификации бумага делится на 11 классов:

1) Для печати (типографская, офсетная, иллюстрационная для глубокой печати, картографическая, мелованная и др.) — отличается высокой гладкостью, белизной; хорошо впитывает печатную краску. К этому классу относятся также газетная бумага из более дешёвых волокнистых материалов без проклейки и наполнителей или с низким содержанием наполнителей и бумага для обоев.

2) Для письма (писчая, почтовая, конвертная, для карточек и др.) — отличается хорошей проклейкой, малой впитывающей способностью и высокой гладкостью.

3) Чертёжно-рисовальная (рисовальная, чертёжная, чертёжная прозрачная, чертёжная калька и др.) — вырабатывается обычно без наполнителя или с небольшим его содержанием, хорошо проклеивается, а для придания прозрачности некоторые сорта сильно увлажняются и каландрируются при высоком давлении валов.

4) Электроизоляционная (конденсаторная, кабельная, телефонная, изоляционно-намоточная и др.) — отличается высокой механической прочностью, хорошими диэлектрическими свойствами.

5) Папиросная (мундштучная, папиросная, сигаретная, курительная) — по композиции, свойствам и технологии изготовления бумага этого класса весьма разнообразна.

 6) Впитывающая (фильтровальная, промокательная, пропиточная) — применяется для производства фибры, пергамента, санитарно-гигиенических изделий и т.п.; отличается высокой пористостью, хорошо впитывает жидкости.

7) Бумага для аппаратов (телеграфная лента, лента Крида, перфокарточная и др.) — характеризуется повышенной механической прочностью.

8) Светочувствительная (основы) — фотоподложка, служащая для изготовления фотографической бумаги, светочувствительная для светокопий и др.; отличается высокой механической прочностью, хорошей проклейкой и рядом специальных свойств.

9) Переводная (основы — копировальная, переводная и др.)— подвергается специальной обработке.

10) Обёрточная — применяется для упаковки пищевых продуктов и промышленных товаров — мешочная, чайная, спичечная, бутылочная, фруктовая, растительный пергамент, светонепроницаемая, основа для парафинирования, армированная и др. Некоторые виды бумаги этого класса подвергаются битумированию, парафинированию, ламинированию (получение бумаги слоистой структуры) и т.п.

11) Промышленно-техническая бумага разного назначения: патронная, наждачная, диффузорная, для звукозаписи, для пряжи и др. К этому классу относятся так называемые длинноволокнистые виды бумаги (шелковка, асбестовая, стеклянная и др.), изготовляемые из хлопкового волокна, асбеста и искусственного волокон обычным способом бумажного производства, а также и «сухим формованием». Отличается высокой эластичностью и механической прочностью.16

Важное значение в документоведении и документационном обеспечении управления имеют форматы бумаги. Ещё в 1833 г. в России был установлен единый размер листа бумаги, а в 1903 г. союз бумажных фабрикантов принял 19 её форматов. Но одновременно существовали многочисленные форматы, возникшие стихийно по инициативе бумажных фабрик и исходя из пожеланий потребителей. В 1920-е годы после решения большевистского руководства о переходе к метрической системе были упорядочены и форматы бумаги, а впоследствии принят ГОСТ 9327-60 “Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы”. В основу новых форматов была положена система размеров бумаги, впервые предложенная Германской стандартизационной организацией DIN примерно в 1920 году. В 1975 г. эта система стала международным стандартом (ISO 216), будучи принята Международной организацией по стандартизации. Она действует и в России. Стандарт ISO 216 состоит из трёх серий: A, B и C. В качестве основной установлена серия (ряд) А. Здесь каждый лист бумаги имеет ширину, равную результату деления его длины на корень квадратный из двух (1:1,4142). Стороны данного формата составляют 841х1189 мм. Остальные форматы получаются путём последовательного деления пополам предшествующего формата, параллельно его меньшей стороне. В результате все полученные форматы геометрически подобны. Каждый формат обозначается двумя символами: буквой А, указывающей на принадлежность серии А, и цифрой, обозначающей количество делений исходного формата А0.

Форматы В-серии используются в тех случаях, когда А-серия  не имеет подходящего формата. Формат В-серии является средним геометрическим между форматами Аn и А(n+1).

Форматы С-серии стандартизуют  конверты. Формат С-серии является средним  геометрическим между форматами А и В серий с одним и тем же номером. Например, документ на листе А4 хорошо укладывается в конверт формата С4.

Каковы основные цели применения различных форматов?

А0, А1 – технические чертежи;

А2, А3 – чертежи, диаграммы, широкоформатные таблицы;

А4 – письма, бланки, расходные материалы для принтеров и копиров, журналы, каталоги;

А5 – записные книжки;

А6 – почтовые открытки;

А5, А6, В5, В6 – книги;

С4, С5, С6 – конверты для писем формата А4: несложенные (С4), сложенные вдвое (С5), сложенные втрое (С6);

В4, А3 – газеты.

В управленческой деятельности чаще всего используются форматы  А3, А4, А5 и А6.17  Таким образом, бумага прошла длинный путь развития и совершенствования, прежде чем стать основным материалом для письма. Но в настоящее время более актуальными становятся «нетрадиционные» носители информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  НОСИТЕЛИ КИНОФОТОФОНОДОКУМЕНТОВ

С появлением новых технических  возможностей, технологий и материалов в конце   XIX - начале XX века стали создаваться документы на принципиально новых носителях. Это кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, грампластинки, магнитные фонограммы. Содержащуюся в них информацию стали воспроизводить с помощью различных технических средств. Все эти документы называются кинофотофонодокументами (КФФД).

По способу документирования кинофотофонодокументы делятся на три вида:

1) фотодокументы: диапозитив (слайд) и фотография;

2) кинодокументы: диафильмы,  кинофильмы, видеофильмы;

3) фонодокументы: грампластинки, магнитные фонограммы.

По каналу восприятия информации, зафиксированной в документе, КФФД делят на три вида:

1) визуальные (лат. vizere – смотреть), воспринимаемые через зрение: диафильмы, диапозитивы, слайды, немые кинофильмы, эпифильмы;

2) аудиальные (лат. audire – слышать), воспринимаемые на слух: грампластинки, магнитные фонограммы;

3) аудиовизуальные (зрительно-слуховые): звуковые кинофильмы, диафонофильмы, видеофильмы, магнитофильмы.

КФФД различны и по материальной конструкции, поскольку могут выпускаться на бобине, катушке, кассете, дискете, рулоне, ленте, кадре, компакт-кассете. Это обуславливает особенности их хранения и использования в различных документных системах.18

К фотодокументам относят  диапозитивы (слайды) и фотографии. Фотодокумент содержит одно или несколько изображений, полученных фотографическим способом. Он представляет собой результат документирования с помощью фотохимической записи явлений объективной действительности в виде изображений.

В зависимости от прямой или обратной тональности фотодокументы  делятся на негативы и позитивы. Негативными снимками называются фотографические  изображения с обратной передачей  тональности снимаемого объекта, т.е. такие, на которых в действительности светлые тона выглядят тёмными, а  тёмные светлыми. Позитивные снимки с  прямой передачей яркости или  цвета объекта съёмки.19

Информация о работе Материальные носители информации